Юбилеи освобождения: живая память
3 июля Республика Беларусь в седьмой раз отпраздновала День Независимости.
Единственная страна бывшего СССР, которая связывает подобный праздник с освобождением своей столицы от немецко-фашистских захватчиков, вступила в год 70-летних годовщин поэтапного освобождения ее территории в течение октября 1943-го — июля 1944 года.
Накануне, 2 июля, в Минске состоялась церемония открытия площади Государственного флага Республики Беларусь. На пересечении проспекта Победителей и Второго транспортного кольца, у обновленного выставочного комплекса БелЭкспо на 70-метровом флагштоке было поднято полотнище размером 7 на 14 метров.
«На этом месте под гордо развевающимся в небе белорусским флагом молодежь будет получать паспорта и приносить воинскую присягу, здесь будут принимать в пионеры, сюда придут родители с детьми и ветераны, гости столицы со всех концов света», — отметил на церемонии Президент страны Александр Лукашенко.
Днем позже, принимая военный парад по случаю национального праздника, он еще раз подчеркнул исключительное значение праздника: «Беларусь первой столкнулась с вероломным ударом агрессора. Героическое сопротивление нашего народа началось с первых минут войны у стен Брестской крепости и продолжалось до полного изгнания врага с территории нашей Родины. За эти годы Беларусь понесла самый большой урон среди всех республик СССР и государств антигитлеровской коалиции. В результате бесчеловечного геноцида страна потеряла треть своего населения».
Внимание к военной теме в республике было повышенным всегда, однако нет сомнений, что в предстоящий год страницы военной истории будут перелистываться с особым чувством. В июле—августе этого года мы отметим 70-летие событий, означавших новую фазу Великой Отечественной — Битвы на Курской дуге, знаменитого танкового сражения под Прохоровкой, первого салюта по случаю освобождения Белгорода. Эти события ознаменовали начало беспрерывного стратегического наступления советских войск, которое продолжалось вплоть до Победы мая 1945 года. Именно в ходе начавшегося в июле—августе 70 лет назад наступления по всему фронту была освобождена и территория советской Беларуси.
Не стояли в стороне от событий того времени и белорусские партизаны. Мощнейшее движение сопротивления к лету 1943 года стало серьезным стратегическим фактором, который отнимал у захватчиков большое количество сил. Вооруженные силы Германии, получившие от своей военной промышленности новые образцы танков и самоходной техники — знаменитые «Тигры» и «Пантеры», — испытывали все нараставшие трудности с переброской своих новейших вооружений по 5200 километров железнодорожных магистралей на территории Беларуси. Ни вырубка и выжигание лесов вдоль шоссейных и железных дорог, ни усиленные гарнизоны на основных станциях не спасали от постоянных подрывов рельс и эшелонов. Сама технология партизанской войны на коммуникациях дошла к этому времени до своего гибельного для немцев совершенства.
Вот уже 20 лет не могу забыть рассказы пожилого уже на то время ветерана партизанской войны, отряд которого базировался в лесах примерно между Оршей, Могилевом и Борисовом. Осенью 1941-го партизанам было крайне тяжело: к отсутствию опыта и боеприпасов прибавились жесткие морозы и эмоциональный упадок. Немцы с пропагандистскими целями пустили поезда с табличками «Берлин—Москва», и партизаны, не имевшие точной информации приуныли: раз есть такой поезд, то, наверное, Москву взяли. Потом, когда поступила информация, что Москва устояла, по его воспоминаниям, «силенок у нас как-то сразу прибавилось».
Однако систематическую материальную и методическую помощь с «большой земли» они стали получать, по его словам, лишь после Сталинградской битвы, с весны 1943 года. Еще в 1942 году партизаны пытались по возможности пускать немецкие эшелоны с откосов — с высоких участков путей, то есть с насыпей. И только позже пришло понимание, что наибольший ущерб движению достигается наоборот, в случае подрывов эшелонов в выемках местности, когда подорванные и сошедшие с рельсов вагоны забивали «щели» ландшафта. Если в случае насыпи поврежденная железнодорожная техника просто «сбрасывалась» с путей вниз, то при подрыве в выемках местности немцам приходилось расчищать складки местности железнодорожными кранами или посредством иной техники — на что уходила масса времени. То есть внешне эффектные акции, проводившиеся, конечно, не без ущерба для оккупантов, постепенно заменялись реально эффективными мероприятиями. Особенным успехом считались случаи, когда подорванные вагоны становились поперек путей в выемке местности, что гарантировало выход линии из строя надолго.
Интересно также и то, что подрывы эшелонов в пути, как правило, были меньшими по ущербу для противника, чем с атаки на станции. Эшелоны шли обычно с небольшой скоростью, и даже весьма удачные подрывы выводили из строя локомотив и три— пять вагонов. В ходе атак на станции можно было уничтожить не один, а два—три и более эшелонов с техникой противника. Конечно, это требовало куда больше организационных издержек и людских жертв — станции охранялись силами до трех—четырех рот, но приводило к более значительному эффекту.
Постоянные туманы, появлявшиеся на пересечении железнодорожных путей и рек, были лучшими «друзьями» партизан. Наиболее важные мосты охранялись немцами и их союзниками из оккупированных стран наиболее дотошно. Но остальная территория была туманными ночами в полной власти партизан, и иногда им удавалось наносить максимальный ущерб просто разбором и повреждением путей, без подрывов паровозов и подвижного состава. Рельсовая война была не только способом уничтожения перевозимой техники и личного состава, но и, если так можно выразиться, «игрой на время» доставки техники на фронт. Чем больше отнималось времени у захватчика, чем более плотно становились эшелоны на охраняемых станциях, тем было лучше для неумолимо двигавшейся на Запад Советской Армии. Чем больше становились на железнодорожных узлах скопления поездов противника, тем больший ущерб могла нанести растущая в количестве и набиравшая опыт и силу советская бомбардировочная авиация.
«Разделение труда» подрывников на местности со стратегической авиацией стало еще одним знаком 1943 года. Фронт армии все ближе подходил к фронту партизанской войны, и взаимодействие этих фронтов становилось все более и более результативным. Апофеозом стала операция «Рельсовая война», которую партизаны провели в период с 3 августа до середины сентября 1943 года.
О событиях тех лет будет написано еще немало страниц исследований и повестей, снято немало фильмов. Важно, чтобы сегодня, когда еще живы реальные участники тех великих событий, мы собрали и зафиксировали максимальный объем правдивой информации о тех годах. О той, с одной стороны, великой, а, с другой стороны, будничной для участников борьбе, которую они вели ради мира и благосостояния сегодняшней Европы. Сегодня у нас еще есть такая возможность.