Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Юбилеи освобождения: живая память

3 июля Республика Беларусь в седьмой раз отпраздновала День Независимости.

Единственная страна бывшего СССР, которая связывает подобный праздник с освобождением своей столицы от немецко-фашистских захватчиков, вступила в год 70-летних годовщин поэтапного освобождения ее территории в течение октября 1943-го — июля 1944 года.

10.07.2013 15:56

Юбилеи освобождения: живая память
Белорусские партизаны. 1942 год

Накануне, 2 июля, в Минске состоя­лась церемония открытия площади Государственного флага Республики Беларусь. На пересечении проспекта Победителей и Второго транспортно­го кольца, у обновленного выставоч­ного комплекса БелЭкспо на 70-ме­тровом флагштоке было поднято по­лотнище размером 7 на 14 метров.

«На этом месте под гордо развева­ющимся в небе белорусским флагом молодежь будет получать паспорта и приносить воинскую присягу, здесь будут принимать в пионеры, сюда придут родители с детьми и ветераны, гости столицы со всех концов света», — отметил на церемонии Президент страны Александр Лукашенко.

Днем позже, принимая воен­ный парад по случаю национального праздника, он еще раз подчеркнул ис­ключительное значение праздника: «Беларусь первой столкнулась с ве­роломным ударом агрессора. Герои­ческое сопротивление нашего народа началось с первых минут войны у стен Брестской крепости и продолжалось до полного изгнания врага с террито­рии нашей Родины. За эти годы Бела­русь понесла самый большой урон сре­ди всех республик СССР и государств антигитлеровской коалиции. В резуль­тате бесчеловечного геноцида страна потеряла треть своего населения».

Внимание к военной теме в респу­блике было повышенным всегда, од­нако нет сомнений, что в предстоящий год страницы военной истории будут перелистываться с особым чувством. В июле—августе этого года мы отметим 70-летие событий, означавших новую фазу Великой Отечественной — Битвы на Курской дуге, знаменитого танково­го сражения под Прохоровкой, перво­го салюта по случаю освобождения Белгорода. Эти события ознаменова­ли начало беспрерывного стратегиче­ского наступления советских войск, которое продолжалось вплоть до По­беды мая 1945 года. Именно в ходе на­чавшегося в июле—августе 70 лет на­зад наступления по всему фронту была освобождена и территория советской Беларуси.

Не стояли в стороне от событий того времени и белорусские партиза­ны. Мощнейшее движение сопротив­ления к лету 1943 года стало серьез­ным стратегическим фактором, кото­рый отнимал у захватчиков большое количество сил. Вооруженные силы Германии, получившие от своей воен­ной промышленности новые образцы танков и самоходной техники — зна­менитые «Тигры» и «Пантеры», — ис­пытывали все нараставшие трудности с переброской своих новейших воору­жений по 5200 километров железно­дорожных магистралей на территории Беларуси. Ни вырубка и выжигание лесов вдоль шоссейных и железных дорог, ни усиленные гарнизоны на основных станциях не спасали от по­стоянных подрывов рельс и эшелонов. Сама технология партизанской войны на коммуникациях дошла к этому вре­мени до своего гибельного для немцев совершенства.

Вот уже 20 лет не могу забыть рас­сказы пожилого уже на то время вете­рана партизанской войны, отряд ко­торого базировался в лесах примерно между Оршей, Могилевом и Борисо­вом. Осенью 1941-го партизанам бы­ло крайне тяжело: к отсутствию опыта и боеприпасов прибавились жесткие морозы и эмоциональный упадок. Немцы с пропагандистскими целями пустили поезда с табличками «Бер­лин—Москва», и партизаны, не имев­шие точной информации приуныли: раз есть такой поезд, то, наверное, Москву взяли. Потом, когда поступи­ла информация, что Москва устояла, по его воспоминаниям, «силенок у нас как-то сразу прибавилось».

Однако систематическую матери­альную и методическую помощь с «большой земли» они стали получать, по его словам, лишь после Сталинград­ской битвы, с весны 1943 года. Еще в 1942 году партизаны пытались по воз­можности пускать немецкие эшелоны с откосов — с высоких участков пу­тей, то есть с насыпей. И только позже пришло понимание, что наибольший ущерб движению достигается наобо­рот, в случае подрывов эшелонов в вы­емках местности, когда подорванные и сошедшие с рельсов вагоны забивали «щели» ландшафта. Если в случае на­сыпи поврежденная железнодорож­ная техника просто «сбрасывалась» с путей вниз, то при подрыве в выемках местности немцам приходилось рас­чищать складки местности железно­дорожными кранами или посредством иной техники — на что уходила масса времени. То есть внешне эффектные акции, проводившиеся, конечно, не без ущерба для оккупантов, постепен­но заменялись реально эффективными мероприятиями. Особенным успехом считались случаи, когда подорванные вагоны становились поперек путей в выемке местности, что гарантировало выход линии из строя надолго.

Интересно также и то, что подрывы эшелонов в пути, как правило, были меньшими по ущербу для противни­ка, чем с атаки на станции. Эшелоны шли обычно с небольшой скоростью, и даже весьма удачные подрывы вы­водили из строя локомотив и три— пять вагонов. В ходе атак на станции можно было уничтожить не один, а два—три и более эшелонов с техникой противника. Конечно, это требовало куда больше организационных издер­жек и людских жертв — станции охра­нялись силами до трех—четырех рот, но приводило к более значительному эффекту.

Постоянные туманы, появлявшиеся на пересечении железнодорожных пу­тей и рек, были лучшими «друзьями» партизан. Наиболее важные мосты ох­ранялись немцами и их союзниками из оккупированных стран наиболее до­тошно. Но остальная территория была туманными ночами в полной власти партизан, и иногда им удавалось на­носить максимальный ущерб просто разбором и повреждением путей, без подрывов паровозов и подвижного со­става. Рельсовая война была не только способом уничтожения перевозимой техники и личного состава, но и, если так можно выразиться, «игрой на вре­мя» доставки техники на фронт. Чем больше отнималось времени у захват­чика, чем более плотно становились эшелоны на охраняемых станциях, тем было лучше для неумолимо дви­гавшейся на Запад Советской Армии. Чем больше становились на железно­дорожных узлах скопления поездов противника, тем больший ущерб могла нанести растущая в количестве и наби­равшая опыт и силу советская бомбар­дировочная авиация.

«Разделение труда» подрывников на местности со стратегической авиа­цией стало еще одним знаком 1943 го­да. Фронт армии все ближе подходил к фронту партизанской войны, и взаи­модействие этих фронтов становилось все более и более результативным. Апофеозом стала операция «Рельсо­вая война», которую партизаны про­вели в период с 3 августа до середины сентября 1943 года.

О событиях тех лет будет написа­но еще немало страниц исследований и повестей, снято немало фильмов. Важно, чтобы сегодня, когда еще жи­вы реальные участники тех великих событий, мы собрали и зафиксиро­вали максимальный объем правди­вой информации о тех годах. О той, с одной стороны, великой, а, с другой стороны, будничной для участников борьбе, которую они вели ради мира и благосостояния сегодняшней Евро­пы. Сегодня у нас еще есть такая воз­можность.

Леонид ГОРЯИНОВ
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 4035