Восток — дело тонкое
Трагические события в Украине в очередной раз заставляют нас внимательно посмотреть на постсоветское пространство…
Пять лет своей работы в самой необычной из бывших республик советской Средней Азии Анатолий Щелкунов описал в недавно вышедшей книге «Туркменистан: эпоха перемен. Из дневника посла России». Впрочем, в интервью для нашего журнала разговор вышел за пределы темы, коснувшись особенностей и специфики дипломатической работы в странах, возникших на месте некогда единого государства.
РФС: После развала СССР бывшие союзные республики встали перед необходимостью выстраивать межгосударственные отношения с нуля. С какими практическими трудностями сталкивалась дипломатическая работа на этом направлении, как они преодолевались, и удалось ли их преодолеть 22 года спустя?
Анатолий Щелкунов: Принципиально иной статус вчерашних республик потребовал оперативного реагирования властей Российской Федерации на новые геополитические и региональные вызовы. У тех, кто в тот период волею судеб оказался у кормила власти как в нашей стране, так и в только что возникших государствах, не было четкой, продуманной и долгосрочной внешнеполитической стратегии, равно как и финансовых и кадровых ресурсов для ее разработки и осуществления. Пришедшие к руководству российским Министерством иностранных дел люди (некоторые из них о дипломатии имели весьма отдаленное представление) оказались не способны выработать внешнеполитическую доктрину, реализация которой содействовала бы успешному решению оперативных и долгосрочных задач. Не оказалось такого интеллектуально-аналитического органа и в президентской администрации.
Если направления традиционной дипломатии имели десятилетиями наработанный багаж и в целом были укомплектованы кадровым составом, то возникшее направление СНГ формировалось по остаточному принципу. Убогость материального обеспечения МИДа привела к тому, что многие профессиональные, активные и талантливые сотрудники покинули его, уйдя в бизнес. Только постепенно, с большими трудностями удалось сформировать необходимые структуры двусторонней и многосторонней дипломатии, специализирующейся на СНГ. От них потребовались огромные усилия для подготовки договорно-правовой базы отношений с новыми суверенными государствами с учетом взаимных интересов и в расчете на длительную перспективу.
Во вчерашних республиках положение с дипслужбой обстояло еще драматичнее. Там по объективным причинам она, по сути, вообще отсутствовала. Пришлось привлекать людей, не имеющих профессиональной подготовки. Лидеры большинства этих государств, заявляя о готовности развивать сотрудничество с Россией, имели в виду главным образом получать от нее односторонние экономические выгоды и преференции и на деле старались дистанцироваться от наработанных многолетних связей во всех сферах жизни. Более того, подчас сами поощряли антироссийскую риторику в средствах массовой информации, надеясь таким образом укрепить свою власть дома и заработать дивиденды за рубежом. Понятно, этим спешили воспользоваться в своих интересах амбициозные соседи — Иран, Турция, Саудовская Аравия, не говоря уже о США и ведущих европейских государствах.
Утверждать, что за истекший период удалось преодолеть трудности в дипломатической работе, было бы преувеличением. Человеческий фактор остается решающим. Коллективный разум не вполне компетентных и не обладающих необходимым творческим потенциалом сотрудников не способен генерировать идеи, соответствующие требованиям современного исторического процесса и адекватные коренным интересам государства. Потребуется еще немало сделать, чтобы стабилизировать кадровую ситуацию на этом действительно приоритетном направлении, которое нуждается в специалистах высокого класса.
РФС: На фоне политических и социальных потрясений, вызванных распадом единого государства, несправедливо отодвинутой на второй план в общественном внимании оказалась гуманитарная трагедия миллионов сограждан, в одночасье оставшихся без отечества. В чем была специфика «русского вопроса» в бывших среднеазиатских республиках, в частности, в Туркменистане, и насколько успешно удалось его решить?
Анатолий Щелкунов: На мой взгляд, именно эта проблема среди всех, возникших на постсоветском пространстве, является главной и наиболее болезненной. Ведь горстка политических авантюристов, лишенных чувства исторической ответственности, менее всего думала о более 20 миллионах соотечественников, оказавшихся после подписания Беловежских соглашений изгоями на земле, что вчера еще была родной и общей. Жертвами стали все народы бывшей супердержавы, но особенно пострадал русский народ.
В советской Туркмении, как и в соседних республиках, русские и те, кто неразрывно был связан с русской культурой, трудились бок о бок с представителями титульных наций на производстве, на стройках и транспорте, в сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании и науке. Они ощущали себя неразрывной частью населения республик и в то же время гражданами великого государства. На момент распада державы в Туркменистане проживали более 300 тысяч русских. Националистические настроения, которым прежде не давали ходу и которые в обыденном сознании большинства населения считались дурным тоном, стали проявляться беспрепятственно, подчас при поддержке властных структур. Официально Туркменбаши (Ниязов) призывал к межнациональной гармонии, практика же демонстрировала иное: ускоренный процесс этнизации всей государственной и общественной жизни и превращение Туркменистана в государство одной нации. Национализм все больше выступал как фактор укрепления личной власти лидера.
Все это болезненно отразилось на национальном самочувствии русских людей, привыкших ощущать себя равноправными с титульной нацией. У многих рухнули жизненные планы, возникли серьезные проблемы с обеспечением надежного будущего для детей. Осложнились контакты с родственниками, проживавшими вне Туркменистана. Те же, кто решили вернуться на историческую родину, сталкивались с тысячей препятствий — правовых, экономических, бытовых. И все же к концу 90-х годов Туркменистан покинули от 100 до 150 тысяч русских. Точных цифр на тот момент не было, так как миграция в начале и середине десятилетия проходила стихийно.
Потом по инициативе российского посольства были подписаны Соглашение об урегулировании вопроса двойного гражданства и Договор о сотрудничестве в целях обеспечения прав туркменского меньшинства в Российской Федерации и российского — в Туркменистане. Российские граждане, постоянно проживавшие в республике, получили хотя бы возможность продавать свои квартиры и дома при переезде в Россию. Увы, их стоимость оказывалась в десятки раз ниже суммы, необходимой для приобретения жилья в любом из российских городов. Переезд в Россию почти каждой семьи помимо трудностей организационно-технического характера был связан со значительными материальными потерями и приводил к фактическому понижению социально-экономического статуса.
Серьезно осложнили жизнь наших соотечественников шаги туркменского руководства по ускоренному переводу обучения в средних и высших учебных заведениях на туркменский язык, резкое сокращение сферы применения русского языка, латинизация алфавита, а также введение девятилетнего среднего образования. Спешно переводилось на туркменский делопроизводство. Все это затрагивало, прежде всего, русских, украинцев, граждан других национальностей, не знавших туркменского или владевших им в недостаточной степени.
В этих условиях благодаря поддержке российского Министерства иностранных дел посольству удалось добиться подписания межправительственного соглашении о российско-туркменской средней школе имени А.С. Пушкина, которая работает по российским образовательным стандартам. Сегодня там учатся свыше пятисот детей, школа является самым крупным в стране средним общеобразовательным заведением. Для нее построено новое просторное здание в центре Ашхабада, она оснащена современным оборудованием. За прошедшие годы сотни ее выпускников получили высшее образование в российских университетах и институтах.
Посольству удалось максимально использовать благоприятные возможности и по случаю подготовки к 200-летнему юбилею Пушкина. По нашему предложению патронаж над юбилейными торжествами взял лично президент Туркменистана. С помощью спонсоров впервые за много лет были организованы гастроли Ашхабадского русского театра, носящего имя великого поэта, в провинциальных городах. В школах, библиотеках, на театральных сценах звучали пушкинские стихи. Около сорока тысяч экземпляров сборника избранных произведений поэта с обращением Сапармурата Ниязова к читателям были переданы в дар туркменским школам и библиотекам московским издательством «Классика». В столице прошли концерты известных российских музыкантов, художественные и книжные выставки. Во многом это стало возможным благодаря взаимодействию с Московским обществом дружбы, культурных и деловых связей с Туркменистаном.
Удалось ли всеми этими мерами решить «русский вопрос»? На мой взгляд, об этом можно будет говорить только тогда, когда граждане обоих государств смогут свободно без преград перемещаться на территории друг друга, без бюрократических проволочек посещать родственников, поступать в учебные заведения по своему выбору, контактировать в деловой, научной и культурной сферах. Когда желающие изучать русский в Туркменистане не будут испытывать дефицита ни в учебных заведениях, ни в печатных изданиях на русском языке. Когда возобновятся, как в былые времена, регулярные гастроли артистов, выставки художников. Когда в Туркменистане Общество дружбы, культурных и деловых связей с Россией будет действовать так же активно, как у нас на протяжении длительного времени работает Российско-туркменский дом и созданный несколько лет назад Конгресс туркмен России и выходцев из Туркменистана.
РФС: Туркменистан из всех 15 республик бывшего СССР избрал самый оригинальный статус, дистанцируясь от любых союзов и объединений. Кроме того, это на сегодня самая «закрытая» страна на постсоветском пространстве. В чем состоит особая специфика работы в Туркменистане, с Туркменистаном, насколько удачно удается ее учитывать российскому МИДу, другим ведомствам, СМИ?
Анатолий Щелкунов: Было бы некорректно с моей стороны говорить об этом применительно к сегодняшнему дню. Остановлюсь на том, что было характерным во время моей практической работы.
Начнем с того, что послужило причинами статуса нейтралитета Туркменистана. В доверительных контактах с нами представители научной и деловой элиты страны откровенно говорили, что, по большому счету, это стало итогом непродуманной политики Горбачева и авантюрных действий его преемника в Кремле. Из бесед с Ниязовым я сделал вывод, что у него, а по его словам, и у других лидеров в регионе осталась нескрываемая обида на Ельцина, который «просто их проигнорировал, когда вместе с Кравчуком и Шушкевичем решал судьбу СССР». Туркменбаши поименно называл людей из ближайшего окружения первого российского президента, которые советовали ему, «как оковы с ног, сбросить среднеазиатские республики», чтобы Россия семимильными шагами двинулась вперед. Впоследствии туркменский руководитель наблюдал, как многие из этих «советчиков» занимали высокие посты в государственных органах, кресла сенаторов, директоров крупнейших бизнес-структур.
На практике же уход России из Центральной Азии, как и Закавказья, только облегчал реализацию американских геополитических планов и амбиций субрегиональных держав. Другим последствием безрассудных действий ельцинско-козыревской дипломатии стал всплеск международного терроризма, который приобрел ярко выраженный этноконфессиональный характер и стал угрожать самому существованию молодых государств на этом географическом пространстве.
В этих условиях лидер Туркменистана, обладающего огромными нефтегазовыми богатствами, к которым уже тянулось столько рук извне, инициировал специальную резолюцию ООН о нейтральном статусе своей страны. К слову, российская дипломатия оказала содействие туркменским коллегам в положительном решении проблемы.
Хотя тесная экономическая интеграция республики с Россией в советский период, казалось бы, создавала условия для развития сотрудничества, на практике к середине 90-х годов связи деградировали во многом вследствие возникшего «газового спора». Хозяйствующие субъекты двух стран никак не могли договориться о цене на газ и формуле ее расчета. Не на высоте оказались и некоторые наши политики, и тогдашний руководитель «Газпрома», это подробно описано в книге. Подходы российских деловых кругов к внешнеполитическим проблемам в 90-е годы диктовались, как правило, желанием получить скорую материальную выгоду под прикрытием фраз о государственных интересах. Только после избрания Президентом Владимира Путина удалось по инициативе нашего внешнеполитического ведомства и при поддержке руководства российского парламента разгрести завалы на пути разрешения вышеназванного «спора». Примечательно, что свой первый зарубежный визит новый российский Президент совершил именно в Ашхабад и там окончательно закрыл тему.
Специфика работы в Туркменистане, как и практически во всех странах СНГ, заключается в понимании того, что это государство с непростой этнической палитрой, молодое, но имеющее древнюю, сложную историю, на протяжении которой отношения наших народов складывались не без проблем. К тому же за довольно короткий исторический период там произошли огромные перемены. Полезно иногда себя спросить, многие ли наши субъекты Федерации, располагающие схожим экономическим и демографическим потенциалом, сумели добиться за тот же период сопоставимых с Туркменистаном результатов в социальной и экономической областях, в привлечении инвестиций? Может, есть смысл изучить чужой опыт, отбросив присущее нам порой высокомерие?
Что касается отечественных электронных и печатных СМИ, то они, к сожалению, нередко «подливают масла в огонь». Авторы пишут, а редакторы ставят материал на полосу, не вспоминая гениальное предупреждение поэта и дипломата Федора Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» А ведь для восточных стран это может быть очень деликатная тема. И публикации, которые не столько объективно отражают истинное положение дел, сколько представляют собой стремление поэффектней «хлопнуть в ладоши», привлечь к себе внимание, способны нанести немалый вред государственным отношениям.
Вспоминается в этой связи случай с известным российским ученым, председателем Санкт-Петербургского общества дружбы с Туркменистаном, академиком Массоном, много сделавшим для развития научных контактов между нашими странами и для подготовки в республике специалистов-археологов. Во время его приезда в Ашхабад местный журналист поинтересовался: «Вадим Михайлович, почему российская пресса ничего не публикует о большой работе, проведенной во время вашего визита?» «Вот если бы я убил кого-то, то все издания, даже зарубежные, только об этом писали и говорили бы», — последовал остроумный ответ.
РФС: Не секрет, что сегодня в России растут эгоцентричные и изоляционистские настроения, что отношения с зарубежными странами, включая бывшие советские республики (а подчас и тем более с ними), многие склонны оценивать сугубо с точки зрения материальной выгоды. Что бы вы могли ответить таким прагматичным скептикам на вопрос: зачем нам нужен Туркменистан?
Анатолий Щелкунов: Вы совершенно правы. Таких прагматичных скептиков в последнее время появляется все больше. Мне нечто подобное приходилось недавно слышать даже кое от кого среди весьма высокопоставленных сотрудников нашего министерства. А вот если задать тот же вопрос в отношении западных стран, кого ни спроси, все за безвизовый режим! Тогда вполне резонно спросить, отчего же отношение обратное к странам и народам, с которыми всего два десятилетия назад жили в одном государстве? Все дело в серьезных кризисных явлениях в экономике и социальной сфере, как у нас, так и у них, в нерешенности проблем с их мигрантами в России. Там, где мудрее подходили к проблемам экономического и гуманитарного сотрудничества, своевременно заключали с Россией соглашения и договоры, процесс суверенизации отразился менее болезненно (Казахстан). И наоборот. Непоследовательность политики, колебания, гипертрофированные надежды на третьи страны, а иногда и элементарные бюрократизм и головотяпство становились и становятся причинами серьезных, а в некоторых случаях перманентных внутренних эксцессов и массовой, неконтролируемой с обеих сторон миграции трудоспособного населения в Россию (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). Не избавившись от фобий и предрассудков советского прошлого, политики этих стран с подозрением относятся к предложениям по развитию сотрудничества, опасаясь усиления зависимости от России.
Сугубым прагматикам я бы ответил, что российский госбюджет регулярно пополняется за счет долголетнего газового сотрудничества с Туркменистаном. А ответ на вторую часть вопроса лежит в понимании геополитической и исторической взаимозависимости наших народов. На ее разрыв направлены усилия многих глобальных и региональных игроков, стремящихся основательно закрепиться в центральноазиатском регионе, выдавив Россию. Серьезную опасность представляют и силы международного терроризма. Не будем забывать, как бывший предводитель талибов в Афганистане мулла Омар, захватив Кабул, обещал в дальнейшем войти в «священные города мусульман» Бухару, Ходжент и Самарканд, а затем и в Казахстане с Россией утвердить зеленое знамя ислама. Туркменистан, кстати, имеет с Афганистаном протяженную границу.
Наконец, важное значение имеет и фактор цивилизационного взаимодействия. Взаимодействие культур народов СССР, а в субрегиональном измерении — всего каспийско-черноморского ареала благотворно сказалось на развитии каждого этноса, его населяющего. В результате такого взаимодействия и родилось «евразийство» — уникальный органический сплав русской культурной традиции и национальной ментальности. Закономерно, что литература и искусство народов постсоветских стран испытывают естественную тягу к постоянному общению с русской культурой.