«Трабант» застрял в Берлинской стене
3 октября немцы традиционно отметили очередную годовщину объединения Германии. У многих до сих пор разные чувства по поводу этого праздника.
26 лет нет Германской Демократической Республики, но память о ней живет. В том числе и у нас
Когда сегодня говорят о «счастливом советском детстве», я 100-процентно соглашаюсь с этими словами. Потому что мне, как и миллионам детей советских военнослужащих, необычайно повезло. Благодаря нашим родителям мы лучшие годы своего детства и отрочества провели за границей. В моем случае отца, тогда военного журналиста, в 1975 году направили служить из Алма-Аты в Группу Советских войск в Германии (ГСВГ). Так наша семья на целых пять лет оказалась в Германской Демократической Республике (ГДР).
Говоря о миллионах счастливцев, я нисколько не преувеличиваю. На самом деле речь должна идти о десятках миллионов, потому что только в ГСВГ в 80-е годы наша группировка превышала 500 тысяч человек! И вся эта масса постоянно менялась. Уезжали одни, на их место приезжали другие. А ведь кроме ГДР советские войска стояли в Польше, Венгрии, Чехословакии.
ГОРОД-ПРИЗРАК
Подавляющее большинство попадали тогда в ГДР на знаменитом поезде Москва — Вюнсдорф. Конечно, и тогда можно было «Аэрофлотом» долететь, но весовые ограничения багажа и цена заставляли делать выбор в пользу железнодорожного плацкарта. Далеко неизбалованный советский человек умел считать копейку, а еще вез водку, икру, кофе и массу всякой всячины, без которой не представлял свою жизнь на чужбине. Все это рассовывалось и маскировалось в многочисленном багаже, чтобы, упаси боже, не конфисковали пограничники.
Чтобы закрыть железнодорожную тематику, скажу, что в обратную сторону границы в огромном количестве перемещались ковры, шубы из ламы и норки, дубленки, люстры из богемского стекла, хрустальные наборы, сервизы «Мадонна» и «Розы». Все это богатство вывозилось в специально изготовляемых для наших гигантских чемоданах, которые любовно окрестили «вывезем Германию».
Экономика ГДР входила в 10 лучших мира
Вот на таком поезде мы успешно и прибыли в столицу ГСВГ Вюнсдорф, который в некоторых справочниках уважительно именуют городком. На самом же деле это район Цоссена, что в 34 километрах от Берлина. Но в те времена по своей значимости Вюнсдорф, пожалуй, был сопоставим с большинством европейских столиц, так как именно здесь находился штаб ГСВГ.Сегодня Вюнсдорф — Geisterstadt («город-призрак»). Именно под таким заголовком группа немецких авторов выпустила альбом, посвященный столице ГСВГ. На месте некогда огромной военной инфраструктуры — брошенные казармы, штабные и хозяйственные постройки. В когда-то секретные бункеры водят экскурсии. А одна предприимчивая немецкая семья открыла здесь музей из советских «трофеев», которые в 1994 году оставили уходящие уже российские войска.
«ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СУМКА С МОТОРЧИКОМ»
С «Русского вокзала», который разрушили в 2010 году, разъезжались по местам службы, как правило, на автобусах «Прогресс». И здесь стоит сказать несколько слов об этом достойном воспоминаний автотранспорте. Таких автобусов тогда в Союзе не было. Это было достаточно комфортное средство передвижения как для военных, так и для членов их семей. Делали их в ГСВГ на одном из авторемонтных заводов Минобороны на базе шасси ГАЗ-53. Мягкие сиденья, большие стекла, обогрев салона делали «Прогресс» вполне цивильным и удобным, в том числе и для традиционных экскурсионных поездок в Берлин, Дрезден или Лейпциг.
Вот на такой советский «Прогресс» в первый же день нашего пребывания в ГДР наехала немка на «Спутнике». Именно так переводится слово Trabant, которым в честь запуска в 1957 году первого советского спутника назвали немецкий автомобиль. Тогда я впервые с удивлением наблюдал, как хоть и маленький, но настоящий автомобиль развалился, словно игрушечный, при легком ударе в наш «Прогресс». У «Трабанта» разлетелись в разные стороны, как я уже позднее узнал, пластиковые панели. После чего можно было без труда наблюдать испуганную немку за рулем насквозь продуваемого чуда местного автопрома.
«Трабант» действительно был и остается чудом. Причем я пишу об этом без всякого ехидства. Да, над ним смеялись из-за его размеров, называя «хозяйственной сумкой с моторчиком». А между тем 620 килограммов веса разгонялись двухтактным двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 26 л.с. до 85 километров. Острили и по поводу его якобы пластикового кузова — «пластиковый бункер», «пластиковый бомбардировщик» или «четырехместный мотоцикл под пластиковым шлемом»… Но, во-первых, у «Трабанта» был вполне нормальный остов из стальных штамповок, а из дуропластика делали только декоративные панели. Во-вторых, еще ранее с пластиком в автомобилестроении экспериментировали американцы. Знаменитый Chevrolet Corvette 1953 года был вообще цельнопластиковым. В-третьих, переоценить роль «Трабанта» в истории молодого немецкого государства невозможно.
Этот автомобиль фактически «посадил на колеса» ГДР! Стоил он в ценах конца 70-х чуть более 5000 марок (для сравнения: «Запорожец» — 7000). Спрос на него был огромен. Всего было выпущено более трех миллионов «Трабантов» различной модификации, в том числе и военный. Сегодня он такая же легенда немецкого автопрома, как западногерманский горбатый WV «Жук». Его и сейчас можно встретить на европейских дорогах, существуют клубы любителей «Трабанта», а, к примеру, ирландская рок-группа U-2 использовала эту машинку в оформлении концертной сцены…
ЧИНГАЧГУК — БОЛЬШОЙ ЗМЕЙ И ДРУГИЕ
Советского человека много что удивляло в ГДР: чистота и архитектура городов, витрины и полки магазинов, ухоженные парки и водоемы… Нам же вдвойне повезло, так как редакция групповой газеты «Советская Армия», где и служил отец, находилась в самом центре Потсдама, одном из самых интересных городов Восточной Германии. Не зря же именно здесь, в 20 километрах от имперского Берлина, прусская королевская семья построила свою резиденцию Сан-Суси — «прусский Версаль». Его английские парки и дворцы с интерьером в стиле рококо были любимым местом прогулок и экскурсий для семей советских военнослужащих. Здесь же завещал похоронить себя рядом со своими собаками Фридрих Великий.
Мне же Сан-Суси запомнился еще и тем, что здесь я впервые со своим школьным другом Юркой Ирклиенко попробовал «яичный ликер». Это был один из первых опытов потребления алкоголя и весьма печальный. А гораздо раньше мы впервые познакомились со вкусом экзотических бананов, club- и vita-cola, жвачки сладкой fruit и мятной peppermint, правда, они в отличие от западных образцов не надувались в шарики, которые смачно лопались, и со многим еще другим.
Как сейчас модно говорить, импортозамещение в Восточной Германии было развито на высочайшем уровне. В ГДР старались во всем не уступать и не отставать от ФРГ, демонстрируя тем самым преимущества социалистического строя. И надо сказать, у них неплохо получалось. Да, зачастую уступали в качестве, но зато брали ценой. А если у восточных немцев что-то не получалось, то они, не стесняясь, покупали это на Западе. Так, в 1978 году в магазинах Потсдама появились джинсы великих брендов Levi,s и Wrangler. Стоили они недешево (где-то 125-140 марок), но очереди за ними стояли огромные, как в первые Макдоналдсы в Москве.
Но зато в ФРГ не было индейцев, а в ГДР они были… Постсоветскому поколению вряд ли что говорят такие названия, как «Оцеола», «Текумсе», «Апачи» или «Ульзана».
А между тем это была целая серия «вестернов» производства киностудии ДЕФА, которая располагалась в потсдамском районе Бабельсберг.
Немного наивные, они «подсадили» на индейскую тему миллионы мальчишек и девчонок социалистического лагеря. Главного «индейца» во всех фильмах играл югославский актер красавец Гойко Митич. Начав с фениморовского Чингачгука, он последовательно побывал в роли всех мыслимых и немыслимых вождей. Поклонники его таланта буквально ломились в кинозалы, и каждый новый фильм ждали с неменьшим нетерпением, чем сегодня ждут очередную жуть о Гарри Поттере или Бэтмене. Но в отличие от голливудской продукции дефовское творчество было исключительно позитивным. Излишне говорить, что победа в этих фильмах всегда была на стороне «благородных индейцев».
Одну из самых производительных европейских киностудий в 1991 году закрыли. Гойко Митич «вышел в тираж». Фильмы с его участием можно посмотреть разве что в Интернете. Но «краснокожие» и «бледнолицые» остались. Остались в виде игрушечных фигурок, которые на волне прежней популярности «запустили» в ГДР. Кто-то коллекционировал солдатиков, рыцарей… Мы же — индейцев и ковбоев. Гонялись за каждой новой фигуркой и хвастались ими друг перед другом. Круче всех был тот, кому удавалось собрать сценки из жизни Дикого Запада. Так как вслед за «человечками» на прилавках появились животные, предметы интерьера, вигвамы и даже целые форты. Это был, как бы сейчас сказали, сильный маркетинговый ход! Взрослым приходилось лишний раз с большой неохотой доставать кошелек. Для меня они и сегодня остаются памятью о ГДР — стране, которой нет вот уже 26 лет.
«ВСЕГДА МЫ ВМЕСТЕ…»
В старших классах на официальных встречах с нашими немецкими сверстниками из FDE (Freie Deutsche Jugend) — Союза свободной немецкой молодежи — мы хором распевали песню Шаинского и Урина «Дружба — Freundschaft». Последний куплет заканчивался словами: «Навеки дружба — Freundschaft! Дружба — Freundschaft! Всегда мы вместе, всегда мы вместе, ГДР и Советский Союз!» Мы искренне верили, что дружба между нашими странами будет вечной. Не получилось.
Мне приходилось довольно часто бывать в Германии. И поначалу я с интересом наблюдал за жизнью объединенной страны. В начале 2000-х годов в Берлине меня как-то покоробили слова одного из высокопоставленных чиновников ведомства бундес печати, который, представляя одного из сотрудников, несколько пренебрежительно бросил: «Восточный немец». Да и Потсдам тех лет мало чем отличался от того города, в котором мы жили в конце 70-х. Казалось, что время остановилось здесь. Чувствовалось, что тяжело дается новой Германии объединительный процесс.
Но сегодняшний Потсдам, как и вся бывшая ГДР, разительно изменились в лучшую сторону. Город ожил, даже появился некий лоск. Запад справился с экономической интеграцией восточных земель. Конечно, проблемы остаются, но они решаются с немецкой педантичностью.
Сложнее с людьми. Несмотря на то что президент Гаук и канцлер Меркель выходцы из ГДР, у западных немцев остается определенное предубеждение к восточным: пока мы поднимали экономику, вы жировали за счет социалистического лагеря. Они не хотят знать, что экономика той же ГДР входила в десятку лучших экономик мира.
В свою очередь, старшее поколение восточных немцев до сих пор вспоминает социальные блага, защищенность и прогнозируемость социалистического строя. И сегодняшними страшилками о «штази» их не переубедить. Молодые же не помнят и не знают жизнь в ГДР. В поисках лучшей доли они стремятся на богатый Запад. Растет среди них и национальный радикализм на фоне прибывающих мигрантов, что не может не беспокоить. Как и то, что сегодняшняя правящая элита Германии почему-то решила взвалить на себя груз ответственности почти за весь Евросоюз. Что-то мне все это напоминает…
Александр Царев
Фото kinopoisk.ru, wikipedia.org