Фото с сайта www.yakutsk.rost-tur.ru
Долгосрочное планирование — прерогатива сильного государства. К таковым сегодня можно отнести Казахстан. Кажется невероятным, но за мизерный по историческим меркам срок страна обрела государственность, построила устойчивую экономику, сумела обеспечить общественное и межнациональное согласие. Без всего этого, разумеется, невозможно было бы иметь сегодняшнюю стабильность, всерьез говорить о долгосрочных планах на будущее. Поэтому в отношении Казахстана речь идет не о беспочвенных фантазиях и прожектах, а о его реальных достижениях в развитии, о качестве завтрашней жизни страны.
Когда в 1997 году по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева была принята Стратегия развития Казахстана до 2030 года, скептических оценок было хоть отбавляй. И не удивительно, если вспомнить, что в те годы на постсоветском пространстве царили смятение и хаос, вызванные развалом великой державы, и бывшим советским республикам было, как говорится, «не до жиру, быть бы живу». Однако намеченные в Стратегии-2030 и казавшиеся чрезвычайно амбициозными цели стали достижимыми благодаря политической воле лидера государства и образцовой организации дела. Даже в пик мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов валовой внутренний продукт Казахстана, в отличие от других постсоветских государств и большинства стран мира, не прекратил, а лишь замедлил свой рост. А наиболее впечатляющими результатами Стратегии-2030 стало то, что всего за пятнадцать лет ВВП увеличился в 16 раз, численность населения выросла с 14 до почти 17 миллионов, а средняя продолжительность жизни достигла 70 лет.
Многие задачи были решены досрочно, поэтому не стоит удивляться тому, что в декабре прошлого года
Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу огласил «Стратегию «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Подобный шаг в состоянии сделать только сильный лидер сильной страны. Для сравнения можно назвать Китай, который определил такой же горизонт планирования — 2050 год. На подступах к тому, чтобы попробовать совершить такой же прорыв, сегодня находится и Россия: Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственном стратегическом планировании».
К чести Казахстана, несмотря на неизбежные для любого государства большие и малые текущие проблемы в социальной, экономической, политической и других сферах, он с момента определения стратегического курса развития не отклоняется от него, уверенно шел по этому пути в прошлые годы, идет по нему и сегодня. В свое время Президент страны сделал основополагающее заявление: «Сначала экономика, потом политика».
Этот принцип стал фундаментом и Стратегии-2050. Например, еще в программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана была поставлена задача изменить лицо экономики страны, сделать ее не зависимой от колебания мировых цен на сырье. Сейчас намечены конкретные ориентиры: несырьевая доля в общем объеме экспорта должна к 2025 году удвоиться, к 2040-му — утроиться. К 2050 году Казахстан должен полностью обновить производственные активы в соответствии с самыми новейшими технологическими стандартами. Все это должно позволить ему войти в число 30 самых развитых стран мира.
Реакция общества на новый документ показала, что ряды скептиков по сравнению с 1997 годом поредели изрядно. Преподнесенный Казахстаном урок убедительно продемонстрировал, что руководство слов на ветер не бросает, а потенциал страны позволяет достигать казавшихся невероятными целей. Поэтому, видимо, превалируют исключительно положительные оценки экспертов в отношении Стратегии.
Например, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин назвал ее «действительно образом будущего» для страны. При этом эксперт обращает внимание на важнейшую сторону президентской инициативы, на то, «чего не хватает, к сожалению, не только политикам постсоветского пространства, но и в целом»: «К сожалению, сейчас средняя и долгосрочная аналитика, видение того, как будут развиваться мировые процессы на хоть сколько-нибудь значимую перспективу, является дефицитом во всем мире. То, что происходит в Европе, в арабском мире, наглядное свидетельство того, что именно глобального видения перспективы как раз не хватает. У Нурсултана Абишевича это видение есть».
Аналитик Игорь Селезнев считает Стратегию «образцом реалистической и практической футурологии». В том, что будущее для авторов этого документа открытая книга, подтверждает следующее утверждение аналитика: «Команда Президента Назарбаева показала свой потенциал в том, что называется социальным конструированием. Были обозначены основные вызовы и направления движения и ответы на эти вызовы».
Удастся ли адекватно и своевременно ответить на запросы времени покажут уже ближайшие годы. Казахстан, ведомый своим лидером, уже однажды шагнул за горизонт. Верится, что приобретенный бесценный опыт позволит стране уверенно сделать и следующий шаг.
Егор НАМЕСТНИКОВ