Все о пенсиях в России

вчераДепутат рассказал, какие документы нужны для повышенной пенсии

вчераЗачем пожилым электронное свидетельство пенсионера

два дня назадДепутат Бессараб рассказала, зачем нужно электронное пенсионное свидетельство

Остановить монетизацию души

Единое информационное пространство сегодня существует не только в Союзном государстве, но и в мировом формате.

Но наполнять его надо тем, что в духовном плане улучшает жизнь людей, считает председатель Национальной государственной телерадиокомпании Беларуси Геннадий ДАВЫДЬКО.

04.09.2013 15:56

Остановить монетизацию души
 
— Геннадий Брониславович, су­ществует ли сегодня, на ваш взгляд, реально единое информа­ционное пространство Союзного государства?

Единое информационное про­странство, конечно, существует. Во­обще оно сегодня носит мировой формат. Это касается, прежде всего, Интернета, который позволяет каждо­му, кто хочет, получить новости любо­го качества, любого посыла, с любой точки зрения о любой стране, компа­нии, любой личности.Что же касается «массового» ин­формационного пространства, то здесь все обстоит совсем по-другому. Если говорить о Беларуси, то здесь, можно сказать, доминиру­ют российские средства массовой информации. При желании здесь можно увидеть ряд украинских теле­каналов, абсолютно все российские телеканалы. Причем российские вхо­дят неотъемлемой частью в пакеты ка­бельных операторов. Что касается Российской Федера­ции, то там присутствует только один белорусский телеканал, который на­зывается «Беларусь-24».

Белтелерадиокомпания — это:

•  Телеканал «Беларусь-1»

•  Телеканал «Беларусь-2»

•  Телеканал «Беларусь-24»

•  Телеканал «НТВ-Беларусь»

•  Первый Национальный канал Белорусского радио

•  Радиоканал «Культура»

•  Радио «Беларусь»

•  Радиостанция «Сталща»

•  Радиостанция «Радиус-FM»

•  Пять областных телерадиокомпаний

 
Некоторые проекты белорусского телевидения к военным годовщинам
 
«Великая война», цикл художественно-публицистических фильмов, автор — Ксения Луцкина. 8 фильмов, хрономе­траж серии: 39 минут
 
Цель проекта — рассказать об из­вестных и неизвестных событиях Первой мировой войны простым и понятным для каждого белоруса языком, напомнить о героических страницах истории Родины. Для Беларуси, входившей в состав Рос­сийской империи, события 1914-1918 гг. также оказались судьбоносными.
 
Белорусские национальные деятели с началом войны разделились на два лагеря. Одни ратовали за победонос­ное окончание войны и связывали свои надежды на обретение собственной белорусской государственности в рамках федеративного государства, а поражение в войне считали равным по­рабощению народа. Вторые ожидали поражения Российской империи, что привело бы, по их мнению, к восстанию народов и обретению истинной неза­висимости Беларуси.
 
Простые жители оказались в весьма сложных условиях реальных боевых действий и последующей немецкой оккупации. До сих пор население не­которых белорусских деревень говорит «першыя немцы» и (друг!я немцы». При этом «першых» называют (добрым!». Цикл фильмов является попыткой разо­браться в этих и многих других фено­менах народной памяти.
 
Зритель (побывает» на всех основных местах боевых действий, увидит коммен­тарии как самых известных белорусских и иностранных исследователей данной темы, так и простых жителей, помнящих события той далекой (первой» войны. Предполагается использование рекон­струкций событий, кино- и фотохроники того времени, архивных материалов.
 
«Тайны Великой Войны» (рабочее название). Цикл из 8 хроникально-до­кументальных фильмов по 26 минут. Посвящен 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских за­хватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
 
В основе фильмов лежат знаковыесобытия военных лет, происходившие на белорусской земле: оборона Брест­ской крепости, организация парти­занского движения, спасение детей из концентрационных лагерей, противо­стояние плану «Ост)), судьба еврейских гетто и т.д. Темы при этом раскрывают­ся нетрадиционно. С использованием малоизвестных фактов и уникальных документов. Предлагается несколько версий причин тех событий современ­ными историками.
 
Каждый фильм знакомит с судьбами конкретных людей, ввергнутых политика­ми того времени в мясорубку своих ам­биций, на себе испытавших все тяготы войны и послевоенных репрессий. Они-то и являются центральными фигурами фильмов. Это малоизвестные, но значи­мые личности — защитники Брестской крепости Владимир и Галина Шабловские, военврач Борис Маслов, партизан Константин Мячиков и другие. Одни из них дошли до Победы, другие погибли в первые минуты войны. Но имя каждого достойно нашей памяти.

Мы осущест­вляем вещание со спутника, и еще у нас есть договор с кабельными опе­раторами; получается на один белорусский — пятнадцать российских ка­налов. Потом, так были приучены лю­ди, и так оно и есть: белорусы всегда смотрят, а что там в России? Что там у наших братьев, у наших друзей? И даже сетки телевизионного вещания и новостные выпуски так построены, что сначала, в том числе и из-за часовой разницы во времени, белорусы смо­трят российские новости, то есть Пути­на, Медведева, главные политические события и действующие лица. И толь­ко потом смотрят, а что теперь у нас.Точно так же происходит и в бело­русских областях. Сначала смотрят новости из Минска, а потом из своего региона. То есть мы получаем полную информацию о российских событи­ях, а информация о нашей внутрен­ней жизни, хоть она и ближе к телу, — на втором месте. А россияне о нас практически никакой информации не получают. Поэтому, конечно, здесь па­ритета нет. Сейчас, кстати, мы прово­дим исследование того, как смотрят «Беларусь-24» в России, и нам в кон­це сентября должны предоставить эти данные — нам это очень интересно. Говорят, что неплохое «смотрение». Существует также ТРО — телера­диовещательная организация Союз­ного государства. У него, я думаю, рейтинги, сопоставимые с «Бела-русь-24», а информация примерно такая же, как у нас. Но, думаю, что этого все-таки не достаточно.

—Можете ли вы назвать две-три технологические меры по укре­плению союзного информацион­ного пространства? Может быть, необходимо некое квотирование—«час» белорусских новостей на российских государственных те­леканалах и наоборот?
 
— Что касается второй части во­проса, то это, конечно, наша мечта, чтобы на Государственном телевиде­нии, скажем «Россия-1», на постоян­ной основе хотя бы раз в неделю была пятиминутная информация о том, что происходит в Беларуси, о важнейших событиях. Я оптимист, но не идиот, и понимаю, что такого не будет никог­да. А хотелось бы.
Россиянам интересно, что происхо­дит в Республике Беларусь, но в теле­визионном плане к этому «пробиться», как правило, очень сложно. Более то­го, мы постоянно и мучительно ведем переговоры о формате показа наше­го общего праздника «Славянский ба­зар» в Витебске. В этом году была даже попытка вообще отказаться от трансля­ции данного мероприятия на Россию. Это симптоматично, и можно только предполагать, откуда там ноги растут, но ситуация удручающая.
 
—Десятилетие принципом теле­зрителя или радиослушателя бы­ло «выбираю из того, что трансли­руют>. Сейчас, в век Интернета и цифрового телевидения, принцип стал «смотрю и слушаю, что хо­чу». Как в этих условиях бороться за своего потребителя, сохранять или наращивать аудиторию?
 
— Тут есть несколько способов. Первый и самый главный — стремить­ся к максимально объективным ос­вещению и оценке событий. Разго­варивать с людьми честно, не лукавя. Максимально отстраняться от эпите­тов, как можно более многосторонне оценивать одну и ту же информацию, один и тот же факт. Оперативность, разумеется.
Ну и второе — надо искать свою ни­шу. Потому что всем давно понятно, что зритель расслоен: есть молодой зритель, есть взрослый зритель, есть люди среднего достатка, есть богатые люди — у каждого свои предпочтения. Угадывать эфирное время и место для конкретной категории людей и со­общать им то, что их интересует, — в этом секрет успеха. И тогда никого никуда не надо загонять. Тем более в наш прагматичный век каждый чело­век от средств массовой информа­ции ищет свою информацию. Духов­ный человек ищет духовную, культур­ную информацию, человек бизнеса—экономическую, средний обыва­тель — тоже какую-то свою информа­цию. И угадывать, кому, в какой фор­ме и на какой территории, зрителю или слушателю удобнее информа­цию получать — в этом секрет успеха. Собственно, это и есть самая главная работа по программированию» и форматированию телевидения.
 
— Государственные СМИ почти во всех странах несут не только информационную, но и пропаган­дистскую и разъяснительную на­грузку. Как выполнять эту миссию в ситуации жесткой информаци­онной конкуренции, полной ин­формационной диверсификации?
 
— Если представлять дело так, что государство — это «мама», а народ—это ребенок, и ребенок, предпо­ложим, может заболеть, и ему на­до сделать прививку или проглотить какую-то пилюлю, то мама эту пилю­лю не будет пихать нагло. Она ему в варенье положит, чтобы ребеночек не заметил. Вот пропаганда примерно так и должна выглядеть. Но «пропаган­да» — слово страшное и тяжелое, сразу какой-то Геббельс воз­никает за этим. На самом деле зада­ча в том, чтобы предотвратить заблуж­дение. Некую информацию, которую государство, если оно заботится о народе, должно дать, чтобы сориен­тировать его в какой-то ситуации.
Иногда приходится вести контр­пропаганду. Не секрет, что в совре­менном мире со стороны некоторых стран, структур есть намерения де­стабилизировать обстановку — при­меров тому очень много. Они про­пагандируют какие-то свои ценности. Ну не секрет же, что во время войны листовки, которые бросали на враже­ские окопы, имели силу больше, чем бомбы, сброшенные на те же самые окопы. Они разрушали сознание, де­лали людей не убежденными, напри­мер, что свою Родину надо защищать.
 
—История Беларуси и России за последние 100 лет — это и исто­рия двух мировых войн. Начиная с сентября этого года мы будем отмечать целый ряд 70-летних дат освобождения территории Бе­ларуси от немецко-фашистских захватчиков, в июле 2014 года — 70-летие освобождения Минска. А в августе 2014 года отметим нача­ло Первой мировой, «забытой во­йны», так же сильно затронувшей территорию Беларуси. Фактиче­ски здесь был центр обороны, в том числе ставка верховного ко­мандования в Могилеве. Как гото­вится к этому каскаду круглых па­мятных дат ваша телерадиоком­пания, чего ждать ее аудитории?
 
У нас готовится очень много и радио-, и телевизионных проектов на всех наших каналах. Порядка десятка проектов разной стоимости, направ­ленности, тематики. Историю надо помнить, и, самое главное, находить мужество правильно ее трактовать.
Потому что историю Первой миро­вой войны некоторые хотели бы во­обще забыть. И, кстати, часто забы­вают, что она унесла на территории Беларуси жизни каждого четвертого, примерно как и Вторая мировая. И то, что она в основном происходила на территории нашей страны. Но она закончилась позором. Здесь и извест­ная роль партии большевиков в этой войне. Мягкотелость царя, ошибки царской бюрократии. До 1910-х го­дов Россия шла уверенной поступью. Много исторических версий, почему война не закончилась победой, а за­кончилась хаосом, революцией, при­вела к невиданной девальвации рус­ского духа. Считаю, что Первая миро­вая война — самая главная трагедия великой Российской империи, Рос­сии и славянства, может быть.
Если бы не случилось в итоге того, что случилось, был бы совсем другой раздел мира. Второй мировой войны могло бы не быть как продолжения первой. Но не буду здесь долго фи­лософствовать, этот вопрос лучше оставить историкам…
 
—Можно ли вообще сегодня эф­фективно противостоять инфор­мационным вызовам нашего вре­мени, разного рода антикульту­рам, задавать свою повестку дня, а не только реагировать на прино­симую откуда-то извне повестку? Что для этого надо делать?
 
— Я очень хотел бы знать, что для этого надо делать. Хотелось бы не за­щищаться, а «нападать», не бить «по хвостам» разных провокаций. Уже не первый раз это говорю: была Первая мировая, Вторая мировая. Логика пе­речисления давно подсказывала, что будет и Третья мировая война. Все ждали, на каком поле она произой­дет. А она уже идет, эта война. На по­лях человеческих душ. Это — битва До­бра со Злом. Потому что происходит монетизация души, моральные цен­ности по сравнению с материальны­ми превращаются в ничто. И как это произошло? В течение каких-то 100 лет все перевернулось. И ведь до это­го не было столь жестоких и кровопро­литных войн, как в последние 100 лет. Если раньше Бог, совесть, Дух, семья были культовыми, то сейчас они пре­даются осмеянию. В первую очередь духовные ценности. А вот это страш­но, в этом переворот.
И если воспитывать уважение к мо­ральным ценностям, к истории и куль­туре, то делать это надо талантливо, нешаблонно. Это и есть контрудар, ответ на все агрессивные выпады.
Мечта человека — заработать мил­лион долларов — это хорошая мечта. А мечта получить миллион долларов — это уже гнусная мечта, уже не со­всем человека — опустившегося ин­дивида, пустого человека. Почему? Потому что мечта человека может быть о том, чтобы написать симфо­нию, построить храм, открыть театр, поставить спортивный рекорд. А день­ги — только средство и превратились в мечту вместо того, чтобы оставаться средством исполнения мечты. Только через Дух можно противостоять всем этим деградационным тенденциям.
Сегодня многие телезрители, радиослушатели, политологи, PR-менеджеры, технологи избиратель­ных кампаний и медиа-аналитики почему-то думают, что они знают, как мыслят люди, каковы предпочтения народа. Что пообещай им колбасу, и они пойдут. И что вообще лучше им наврать, а потом они забудут это вранье, погрузившись в какие-то свои проблемы. Но я замечаю такую вещь, и мне кажется, что она прогресси­рует: больше всего на свете сейчас люди ценят честность. И уважение к себе.
Любой политик даже в самой пло­хой ситуации может выйти и честно, не замалчивая ничего и не приукра­шивая, сказать: «Люди! Обстановка вот такая, но я вижу такие-то пути вы­хода». И вот о путях выхода и преодо­ления какой-то ситуации можно спо­рить. Другой политик может сказать, что он видит другие пути, как прийти к процветанию общества. А когда предвыборные программы политиков основаны на очернительстве, на «ты кривой!» — «сам кривой!» и так далее, то за таких политиков просто не следу­ет идти голосовать… Я просто пытаюсь здесь ответить на ваш вопрос. Чест­ность, уважение к аудитории и следо­вание базовым моральным принци­пам — это и есть повестка, это и есть лучший ответ на любые вызовы.
 
Беседовал Леонид ГОРЯИНОВ
 
Читайте нас ВКонтакте