Но наполнять его надо тем, что в духовном плане улучшает жизнь людей, считает председатель Национальной государственной телерадиокомпании Беларуси Геннадий ДАВЫДЬКО.
— Геннадий Брониславович, существует ли сегодня, на ваш взгляд, реально единое информационное пространство Союзного государства?
— Единое информационное пространство, конечно, существует. Вообще оно сегодня носит мировой формат. Это касается, прежде всего, Интернета, который позволяет каждому, кто хочет, получить новости любого качества, любого посыла, с любой точки зрения о любой стране, компании, любой личности.Что же касается «массового» информационного пространства, то здесь все обстоит совсем по-другому. Если говорить о Беларуси, то здесь, можно сказать, доминируют российские средства массовой информации. При желании здесь можно увидеть ряд украинских телеканалов, абсолютно все российские телеканалы. Причем российские входят неотъемлемой частью в пакеты кабельных операторов. Что касается Российской Федерации, то там присутствует только один белорусский телеканал, который называется «Беларусь-24».
Белтелерадиокомпания — это: • Телеканал «Беларусь-1» • Телеканал «Беларусь-2» • Телеканал «Беларусь-24» • Телеканал «НТВ-Беларусь» • Первый Национальный канал Белорусского радио • Радиоканал «Культура» • Радио «Беларусь» • Радиостанция «Сталща» • Радиостанция «Радиус-FM» • Пять областных телерадиокомпаний
Некоторые проекты белорусского телевидения к военным годовщинам
«Великая война», цикл художественно-публицистических фильмов, автор — Ксения Луцкина. 8 фильмов, хронометраж серии: 39 минут
Цель проекта — рассказать об известных и неизвестных событиях Первой мировой войны простым и понятным для каждого белоруса языком, напомнить о героических страницах истории Родины. Для Беларуси, входившей в состав Российской империи, события 1914-1918 гг. также оказались судьбоносными.
Белорусские национальные деятели с началом войны разделились на два лагеря. Одни ратовали за победоносное окончание войны и связывали свои надежды на обретение собственной белорусской государственности в рамках федеративного государства, а поражение в войне считали равным порабощению народа. Вторые ожидали поражения Российской империи, что привело бы, по их мнению, к восстанию народов и обретению истинной независимости Беларуси.
Простые жители оказались в весьма сложных условиях реальных боевых действий и последующей немецкой оккупации. До сих пор население некоторых белорусских деревень говорит «першыя немцы» и (друг!я немцы». При этом «першых» называют (добрым!». Цикл фильмов является попыткой разобраться в этих и многих других феноменах народной памяти.
Зритель (побывает» на всех основных местах боевых действий, увидит комментарии как самых известных белорусских и иностранных исследователей данной темы, так и простых жителей, помнящих события той далекой (первой» войны. Предполагается использование реконструкций событий, кино- и фотохроники того времени, архивных материалов.
«Тайны Великой Войны» (рабочее название). Цикл из 8 хроникально-документальных фильмов по 26 минут. Посвящен 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В основе фильмов лежат знаковыесобытия военных лет, происходившие на белорусской земле: оборона Брестской крепости, организация партизанского движения, спасение детей из концентрационных лагерей, противостояние плану «Ост)), судьба еврейских гетто и т.д. Темы при этом раскрываются нетрадиционно. С использованием малоизвестных фактов и уникальных документов. Предлагается несколько версий причин тех событий современными историками.
Каждый фильм знакомит с судьбами конкретных людей, ввергнутых политиками того времени в мясорубку своих амбиций, на себе испытавших все тяготы войны и послевоенных репрессий. Они-то и являются центральными фигурами фильмов. Это малоизвестные, но значимые личности — защитники Брестской крепости Владимир и Галина Шабловские, военврач Борис Маслов, партизан Константин Мячиков и другие. Одни из них дошли до Победы, другие погибли в первые минуты войны. Но имя каждого достойно нашей памяти.
|
Мы осуществляем вещание со спутника, и еще у нас есть договор с кабельными операторами; получается на один белорусский — пятнадцать российских каналов. Потом, так были приучены люди, и так оно и есть: белорусы всегда смотрят, а что там в России? Что там у наших братьев, у наших друзей? И даже сетки телевизионного вещания и новостные выпуски так построены, что сначала, в том числе и из-за часовой разницы во времени, белорусы смотрят российские новости, то есть Путина, Медведева, главные политические события и действующие лица. И только потом смотрят, а что теперь у нас.Точно так же происходит и в белорусских областях. Сначала смотрят новости из Минска, а потом из своего региона. То есть мы получаем полную информацию о российских событиях, а информация о нашей внутренней жизни, хоть она и ближе к телу, — на втором месте. А россияне о нас практически никакой информации не получают. Поэтому, конечно, здесь паритета нет. Сейчас, кстати, мы проводим исследование того, как смотрят «Беларусь-24» в России, и нам в конце сентября должны предоставить эти данные — нам это очень интересно. Говорят, что неплохое «смотрение». Существует также ТРО — телерадиовещательная организация Союзного государства. У него, я думаю, рейтинги, сопоставимые с «Бела-русь-24», а информация примерно такая же, как у нас. Но, думаю, что этого все-таки не достаточно.
—Можете ли вы назвать две-три технологические меры по укреплению союзного информационного пространства? Может быть, необходимо некое квотирование—«час» белорусских новостей на российских государственных телеканалах и наоборот?
— Что касается второй части вопроса, то это, конечно, наша мечта, чтобы на Государственном телевидении, скажем «Россия-1», на постоянной основе хотя бы раз в неделю была пятиминутная информация о том, что происходит в Беларуси, о важнейших событиях. Я оптимист, но не идиот, и понимаю, что такого не будет никогда. А хотелось бы.
Россиянам интересно, что происходит в Республике Беларусь, но в телевизионном плане к этому «пробиться», как правило, очень сложно. Более того, мы постоянно и мучительно ведем переговоры о формате показа нашего общего праздника «Славянский базар» в Витебске. В этом году была даже попытка вообще отказаться от трансляции данного мероприятия на Россию. Это симптоматично, и можно только предполагать, откуда там ноги растут, но ситуация удручающая.
—Десятилетие принципом телезрителя или радиослушателя было «выбираю из того, что транслируют>. Сейчас, в век Интернета и цифрового телевидения, принцип стал «смотрю и слушаю, что хочу». Как в этих условиях бороться за своего потребителя, сохранять или наращивать аудиторию?
— Тут есть несколько способов. Первый и самый главный — стремиться к максимально объективным освещению и оценке событий. Разговаривать с людьми честно, не лукавя. Максимально отстраняться от эпитетов, как можно более многосторонне оценивать одну и ту же информацию, один и тот же факт. Оперативность, разумеется.
Ну и второе — надо искать свою нишу. Потому что всем давно понятно, что зритель расслоен: есть молодой зритель, есть взрослый зритель, есть люди среднего достатка, есть богатые люди — у каждого свои предпочтения. Угадывать эфирное время и место для конкретной категории людей и сообщать им то, что их интересует, — в этом секрет успеха. И тогда никого никуда не надо загонять. Тем более в наш прагматичный век каждый человек от средств массовой информации ищет свою информацию. Духовный человек ищет духовную, культурную информацию, человек бизнеса—экономическую, средний обыватель — тоже какую-то свою информацию. И угадывать, кому, в какой форме и на какой территории, зрителю или слушателю удобнее информацию получать — в этом секрет успеха. Собственно, это и есть самая главная работа по программированию» и форматированию телевидения.
— Государственные СМИ почти во всех странах несут не только информационную, но и пропагандистскую и разъяснительную нагрузку. Как выполнять эту миссию в ситуации жесткой информационной конкуренции, полной информационной диверсификации?
— Если представлять дело так, что государство — это «мама», а народ—это ребенок, и ребенок, предположим, может заболеть, и ему надо сделать прививку или проглотить какую-то пилюлю, то мама эту пилюлю не будет пихать нагло. Она ему в варенье положит, чтобы ребеночек не заметил. Вот пропаганда примерно так и должна выглядеть. Но «пропаганда» — слово страшное и тяжелое, сразу какой-то Геббельс возникает за этим. На самом деле задача в том, чтобы предотвратить заблуждение. Некую информацию, которую государство, если оно заботится о народе, должно дать, чтобы сориентировать его в какой-то ситуации.
Иногда приходится вести контрпропаганду. Не секрет, что в современном мире со стороны некоторых стран, структур есть намерения дестабилизировать обстановку — примеров тому очень много. Они пропагандируют какие-то свои ценности. Ну не секрет же, что во время войны листовки, которые бросали на вражеские окопы, имели силу больше, чем бомбы, сброшенные на те же самые окопы. Они разрушали сознание, делали людей не убежденными, например, что свою Родину надо защищать.
—История Беларуси и России за последние 100 лет — это и история двух мировых войн. Начиная с сентября этого года мы будем отмечать целый ряд 70-летних дат освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, в июле 2014 года — 70-летие освобождения Минска. А в августе 2014 года отметим начало Первой мировой, «забытой войны», так же сильно затронувшей территорию Беларуси. Фактически здесь был центр обороны, в том числе ставка верховного командования в Могилеве. Как готовится к этому каскаду круглых памятных дат ваша телерадиокомпания, чего ждать ее аудитории?
— У нас готовится очень много и радио-, и телевизионных проектов на всех наших каналах. Порядка десятка проектов разной стоимости, направленности, тематики. Историю надо помнить, и, самое главное, находить мужество правильно ее трактовать.
Потому что историю Первой мировой войны некоторые хотели бы вообще забыть. И, кстати, часто забывают, что она унесла на территории Беларуси жизни каждого четвертого, примерно как и Вторая мировая. И то, что она в основном происходила на территории нашей страны. Но она закончилась позором. Здесь и известная роль партии большевиков в этой войне. Мягкотелость царя, ошибки царской бюрократии. До 1910-х годов Россия шла уверенной поступью. Много исторических версий, почему война не закончилась победой, а закончилась хаосом, революцией, привела к невиданной девальвации русского духа. Считаю, что Первая мировая война — самая главная трагедия великой Российской империи, России и славянства, может быть.
Если бы не случилось в итоге того, что случилось, был бы совсем другой раздел мира. Второй мировой войны могло бы не быть как продолжения первой. Но не буду здесь долго философствовать, этот вопрос лучше оставить историкам…
—Можно ли вообще сегодня эффективно противостоять информационным вызовам нашего времени, разного рода антикультурам, задавать свою повестку дня, а не только реагировать на приносимую откуда-то извне повестку? Что для этого надо делать?
— Я очень хотел бы знать, что для этого надо делать. Хотелось бы не защищаться, а «нападать», не бить «по хвостам» разных провокаций. Уже не первый раз это говорю: была Первая мировая, Вторая мировая. Логика перечисления давно подсказывала, что будет и Третья мировая война. Все ждали, на каком поле она произойдет. А она уже идет, эта война. На полях человеческих душ. Это — битва Добра со Злом. Потому что происходит монетизация души, моральные ценности по сравнению с материальными превращаются в ничто. И как это произошло? В течение каких-то 100 лет все перевернулось. И ведь до этого не было столь жестоких и кровопролитных войн, как в последние 100 лет. Если раньше Бог, совесть, Дух, семья были культовыми, то сейчас они предаются осмеянию. В первую очередь духовные ценности. А вот это страшно, в этом переворот.
И если воспитывать уважение к моральным ценностям, к истории и культуре, то делать это надо талантливо, нешаблонно. Это и есть контрудар, ответ на все агрессивные выпады.
Мечта человека — заработать миллион долларов — это хорошая мечта. А мечта получить миллион долларов — это уже гнусная мечта, уже не совсем человека — опустившегося индивида, пустого человека. Почему? Потому что мечта человека может быть о том, чтобы написать симфонию, построить храм, открыть театр, поставить спортивный рекорд. А деньги — только средство и превратились в мечту вместо того, чтобы оставаться средством исполнения мечты. Только через Дух можно противостоять всем этим деградационным тенденциям.
Сегодня многие телезрители, радиослушатели, политологи, PR-менеджеры, технологи избирательных кампаний и медиа-аналитики почему-то думают, что они знают, как мыслят люди, каковы предпочтения народа. Что пообещай им колбасу, и они пойдут. И что вообще лучше им наврать, а потом они забудут это вранье, погрузившись в какие-то свои проблемы. Но я замечаю такую вещь, и мне кажется, что она прогрессирует: больше всего на свете сейчас люди ценят честность. И уважение к себе.
Любой политик даже в самой плохой ситуации может выйти и честно, не замалчивая ничего и не приукрашивая, сказать: «Люди! Обстановка вот такая, но я вижу такие-то пути выхода». И вот о путях выхода и преодоления какой-то ситуации можно спорить. Другой политик может сказать, что он видит другие пути, как прийти к процветанию общества. А когда предвыборные программы политиков основаны на очернительстве, на «ты кривой!» — «сам кривой!» и так далее, то за таких политиков просто не следует идти голосовать… Я просто пытаюсь здесь ответить на ваш вопрос. Честность, уважение к аудитории и следование базовым моральным принципам — это и есть повестка, это и есть лучший ответ на любые вызовы.
Беседовал Леонид ГОРЯИНОВ