Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Остановить монетизацию души

Единое информационное пространство сегодня существует не только в Союзном государстве, но и в мировом формате.

Но наполнять его надо тем, что в духовном плане улучшает жизнь людей, считает председатель Национальной государственной телерадиокомпании Беларуси Геннадий ДАВЫДЬКО.

04.09.2013 15:56

Остановить монетизацию души
 
— Геннадий Брониславович, су­ществует ли сегодня, на ваш взгляд, реально единое информа­ционное пространство Союзного государства?

Единое информационное про­странство, конечно, существует. Во­обще оно сегодня носит мировой формат. Это касается, прежде всего, Интернета, который позволяет каждо­му, кто хочет, получить новости любо­го качества, любого посыла, с любой точки зрения о любой стране, компа­нии, любой личности.Что же касается «массового» ин­формационного пространства, то здесь все обстоит совсем по-другому. Если говорить о Беларуси, то здесь, можно сказать, доминиру­ют российские средства массовой информации. При желании здесь можно увидеть ряд украинских теле­каналов, абсолютно все российские телеканалы. Причем российские вхо­дят неотъемлемой частью в пакеты ка­бельных операторов. Что касается Российской Федера­ции, то там присутствует только один белорусский телеканал, который на­зывается «Беларусь-24».

Белтелерадиокомпания — это:

•  Телеканал «Беларусь-1»

•  Телеканал «Беларусь-2»

•  Телеканал «Беларусь-24»

•  Телеканал «НТВ-Беларусь»

•  Первый Национальный канал Белорусского радио

•  Радиоканал «Культура»

•  Радио «Беларусь»

•  Радиостанция «Сталща»

•  Радиостанция «Радиус-FM»

•  Пять областных телерадиокомпаний

 
Некоторые проекты белорусского телевидения к военным годовщинам
 
«Великая война», цикл художественно-публицистических фильмов, автор — Ксения Луцкина. 8 фильмов, хрономе­траж серии: 39 минут
 
Цель проекта — рассказать об из­вестных и неизвестных событиях Первой мировой войны простым и понятным для каждого белоруса языком, напомнить о героических страницах истории Родины. Для Беларуси, входившей в состав Рос­сийской империи, события 1914-1918 гг. также оказались судьбоносными.
 
Белорусские национальные деятели с началом войны разделились на два лагеря. Одни ратовали за победонос­ное окончание войны и связывали свои надежды на обретение собственной белорусской государственности в рамках федеративного государства, а поражение в войне считали равным по­рабощению народа. Вторые ожидали поражения Российской империи, что привело бы, по их мнению, к восстанию народов и обретению истинной неза­висимости Беларуси.
 
Простые жители оказались в весьма сложных условиях реальных боевых действий и последующей немецкой оккупации. До сих пор население не­которых белорусских деревень говорит «першыя немцы» и (друг!я немцы». При этом «першых» называют (добрым!». Цикл фильмов является попыткой разо­браться в этих и многих других фено­менах народной памяти.
 
Зритель (побывает» на всех основных местах боевых действий, увидит коммен­тарии как самых известных белорусских и иностранных исследователей данной темы, так и простых жителей, помнящих события той далекой (первой» войны. Предполагается использование рекон­струкций событий, кино- и фотохроники того времени, архивных материалов.
 
«Тайны Великой Войны» (рабочее название). Цикл из 8 хроникально-до­кументальных фильмов по 26 минут. Посвящен 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских за­хватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
 
В основе фильмов лежат знаковыесобытия военных лет, происходившие на белорусской земле: оборона Брест­ской крепости, организация парти­занского движения, спасение детей из концентрационных лагерей, противо­стояние плану «Ост)), судьба еврейских гетто и т.д. Темы при этом раскрывают­ся нетрадиционно. С использованием малоизвестных фактов и уникальных документов. Предлагается несколько версий причин тех событий современ­ными историками.
 
Каждый фильм знакомит с судьбами конкретных людей, ввергнутых политика­ми того времени в мясорубку своих ам­биций, на себе испытавших все тяготы войны и послевоенных репрессий. Они-то и являются центральными фигурами фильмов. Это малоизвестные, но значи­мые личности — защитники Брестской крепости Владимир и Галина Шабловские, военврач Борис Маслов, партизан Константин Мячиков и другие. Одни из них дошли до Победы, другие погибли в первые минуты войны. Но имя каждого достойно нашей памяти.

Мы осущест­вляем вещание со спутника, и еще у нас есть договор с кабельными опе­раторами; получается на один белорусский — пятнадцать российских ка­налов. Потом, так были приучены лю­ди, и так оно и есть: белорусы всегда смотрят, а что там в России? Что там у наших братьев, у наших друзей? И даже сетки телевизионного вещания и новостные выпуски так построены, что сначала, в том числе и из-за часовой разницы во времени, белорусы смо­трят российские новости, то есть Пути­на, Медведева, главные политические события и действующие лица. И толь­ко потом смотрят, а что теперь у нас.Точно так же происходит и в бело­русских областях. Сначала смотрят новости из Минска, а потом из своего региона. То есть мы получаем полную информацию о российских событи­ях, а информация о нашей внутрен­ней жизни, хоть она и ближе к телу, — на втором месте. А россияне о нас практически никакой информации не получают. Поэтому, конечно, здесь па­ритета нет. Сейчас, кстати, мы прово­дим исследование того, как смотрят «Беларусь-24» в России, и нам в кон­це сентября должны предоставить эти данные — нам это очень интересно. Говорят, что неплохое «смотрение». Существует также ТРО — телера­диовещательная организация Союз­ного государства. У него, я думаю, рейтинги, сопоставимые с «Бела-русь-24», а информация примерно такая же, как у нас. Но, думаю, что этого все-таки не достаточно.

—Можете ли вы назвать две-три технологические меры по укре­плению союзного информацион­ного пространства? Может быть, необходимо некое квотирование—«час» белорусских новостей на российских государственных те­леканалах и наоборот?
 
— Что касается второй части во­проса, то это, конечно, наша мечта, чтобы на Государственном телевиде­нии, скажем «Россия-1», на постоян­ной основе хотя бы раз в неделю была пятиминутная информация о том, что происходит в Беларуси, о важнейших событиях. Я оптимист, но не идиот, и понимаю, что такого не будет никог­да. А хотелось бы.
Россиянам интересно, что происхо­дит в Республике Беларусь, но в теле­визионном плане к этому «пробиться», как правило, очень сложно. Более то­го, мы постоянно и мучительно ведем переговоры о формате показа наше­го общего праздника «Славянский ба­зар» в Витебске. В этом году была даже попытка вообще отказаться от трансля­ции данного мероприятия на Россию. Это симптоматично, и можно только предполагать, откуда там ноги растут, но ситуация удручающая.
 
—Десятилетие принципом теле­зрителя или радиослушателя бы­ло «выбираю из того, что трансли­руют>. Сейчас, в век Интернета и цифрового телевидения, принцип стал «смотрю и слушаю, что хо­чу». Как в этих условиях бороться за своего потребителя, сохранять или наращивать аудиторию?
 
— Тут есть несколько способов. Первый и самый главный — стремить­ся к максимально объективным ос­вещению и оценке событий. Разго­варивать с людьми честно, не лукавя. Максимально отстраняться от эпите­тов, как можно более многосторонне оценивать одну и ту же информацию, один и тот же факт. Оперативность, разумеется.
Ну и второе — надо искать свою ни­шу. Потому что всем давно понятно, что зритель расслоен: есть молодой зритель, есть взрослый зритель, есть люди среднего достатка, есть богатые люди — у каждого свои предпочтения. Угадывать эфирное время и место для конкретной категории людей и со­общать им то, что их интересует, — в этом секрет успеха. И тогда никого никуда не надо загонять. Тем более в наш прагматичный век каждый чело­век от средств массовой информа­ции ищет свою информацию. Духов­ный человек ищет духовную, культур­ную информацию, человек бизнеса—экономическую, средний обыва­тель — тоже какую-то свою информа­цию. И угадывать, кому, в какой фор­ме и на какой территории, зрителю или слушателю удобнее информа­цию получать — в этом секрет успеха. Собственно, это и есть самая главная работа по программированию» и форматированию телевидения.
 
— Государственные СМИ почти во всех странах несут не только информационную, но и пропаган­дистскую и разъяснительную на­грузку. Как выполнять эту миссию в ситуации жесткой информаци­онной конкуренции, полной ин­формационной диверсификации?
 
— Если представлять дело так, что государство — это «мама», а народ—это ребенок, и ребенок, предпо­ложим, может заболеть, и ему на­до сделать прививку или проглотить какую-то пилюлю, то мама эту пилю­лю не будет пихать нагло. Она ему в варенье положит, чтобы ребеночек не заметил. Вот пропаганда примерно так и должна выглядеть. Но «пропаган­да» — слово страшное и тяжелое, сразу какой-то Геббельс воз­никает за этим. На самом деле зада­ча в том, чтобы предотвратить заблуж­дение. Некую информацию, которую государство, если оно заботится о народе, должно дать, чтобы сориен­тировать его в какой-то ситуации.
Иногда приходится вести контр­пропаганду. Не секрет, что в совре­менном мире со стороны некоторых стран, структур есть намерения де­стабилизировать обстановку — при­меров тому очень много. Они про­пагандируют какие-то свои ценности. Ну не секрет же, что во время войны листовки, которые бросали на враже­ские окопы, имели силу больше, чем бомбы, сброшенные на те же самые окопы. Они разрушали сознание, де­лали людей не убежденными, напри­мер, что свою Родину надо защищать.
 
—История Беларуси и России за последние 100 лет — это и исто­рия двух мировых войн. Начиная с сентября этого года мы будем отмечать целый ряд 70-летних дат освобождения территории Бе­ларуси от немецко-фашистских захватчиков, в июле 2014 года — 70-летие освобождения Минска. А в августе 2014 года отметим нача­ло Первой мировой, «забытой во­йны», так же сильно затронувшей территорию Беларуси. Фактиче­ски здесь был центр обороны, в том числе ставка верховного ко­мандования в Могилеве. Как гото­вится к этому каскаду круглых па­мятных дат ваша телерадиоком­пания, чего ждать ее аудитории?
 
У нас готовится очень много и радио-, и телевизионных проектов на всех наших каналах. Порядка десятка проектов разной стоимости, направ­ленности, тематики. Историю надо помнить, и, самое главное, находить мужество правильно ее трактовать.
Потому что историю Первой миро­вой войны некоторые хотели бы во­обще забыть. И, кстати, часто забы­вают, что она унесла на территории Беларуси жизни каждого четвертого, примерно как и Вторая мировая. И то, что она в основном происходила на территории нашей страны. Но она закончилась позором. Здесь и извест­ная роль партии большевиков в этой войне. Мягкотелость царя, ошибки царской бюрократии. До 1910-х го­дов Россия шла уверенной поступью. Много исторических версий, почему война не закончилась победой, а за­кончилась хаосом, революцией, при­вела к невиданной девальвации рус­ского духа. Считаю, что Первая миро­вая война — самая главная трагедия великой Российской империи, Рос­сии и славянства, может быть.
Если бы не случилось в итоге того, что случилось, был бы совсем другой раздел мира. Второй мировой войны могло бы не быть как продолжения первой. Но не буду здесь долго фи­лософствовать, этот вопрос лучше оставить историкам…
 
—Можно ли вообще сегодня эф­фективно противостоять инфор­мационным вызовам нашего вре­мени, разного рода антикульту­рам, задавать свою повестку дня, а не только реагировать на прино­симую откуда-то извне повестку? Что для этого надо делать?
 
— Я очень хотел бы знать, что для этого надо делать. Хотелось бы не за­щищаться, а «нападать», не бить «по хвостам» разных провокаций. Уже не первый раз это говорю: была Первая мировая, Вторая мировая. Логика пе­речисления давно подсказывала, что будет и Третья мировая война. Все ждали, на каком поле она произой­дет. А она уже идет, эта война. На по­лях человеческих душ. Это — битва До­бра со Злом. Потому что происходит монетизация души, моральные цен­ности по сравнению с материальны­ми превращаются в ничто. И как это произошло? В течение каких-то 100 лет все перевернулось. И ведь до это­го не было столь жестоких и кровопро­литных войн, как в последние 100 лет. Если раньше Бог, совесть, Дух, семья были культовыми, то сейчас они пре­даются осмеянию. В первую очередь духовные ценности. А вот это страш­но, в этом переворот.
И если воспитывать уважение к мо­ральным ценностям, к истории и куль­туре, то делать это надо талантливо, нешаблонно. Это и есть контрудар, ответ на все агрессивные выпады.
Мечта человека — заработать мил­лион долларов — это хорошая мечта. А мечта получить миллион долларов — это уже гнусная мечта, уже не со­всем человека — опустившегося ин­дивида, пустого человека. Почему? Потому что мечта человека может быть о том, чтобы написать симфо­нию, построить храм, открыть театр, поставить спортивный рекорд. А день­ги — только средство и превратились в мечту вместо того, чтобы оставаться средством исполнения мечты. Только через Дух можно противостоять всем этим деградационным тенденциям.
Сегодня многие телезрители, радиослушатели, политологи, PR-менеджеры, технологи избиратель­ных кампаний и медиа-аналитики почему-то думают, что они знают, как мыслят люди, каковы предпочтения народа. Что пообещай им колбасу, и они пойдут. И что вообще лучше им наврать, а потом они забудут это вранье, погрузившись в какие-то свои проблемы. Но я замечаю такую вещь, и мне кажется, что она прогресси­рует: больше всего на свете сейчас люди ценят честность. И уважение к себе.
Любой политик даже в самой пло­хой ситуации может выйти и честно, не замалчивая ничего и не приукра­шивая, сказать: «Люди! Обстановка вот такая, но я вижу такие-то пути вы­хода». И вот о путях выхода и преодо­ления какой-то ситуации можно спо­рить. Другой политик может сказать, что он видит другие пути, как прийти к процветанию общества. А когда предвыборные программы политиков основаны на очернительстве, на «ты кривой!» — «сам кривой!» и так далее, то за таких политиков просто не следу­ет идти голосовать… Я просто пытаюсь здесь ответить на ваш вопрос. Чест­ность, уважение к аудитории и следо­вание базовым моральным принци­пам — это и есть повестка, это и есть лучший ответ на любые вызовы.
 
Беседовал Леонид ГОРЯИНОВ
 
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 8866