Дирижер, фольклорист, этнограф, большой знаток народной музыки, заслуженный деятель искусств и народный артист, лауреат Государственной премии Беларуси, профессор — всех званий и титулов этого человека не перечесть. Но главное дело его жизни — Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича. Этот прославленный коллектив вот уже почти 40 лет неразрывно связан с его художественным руководителем Михаилом ДРИНЕВСКИМ. Да, у Михаила Павловича есть еще одно почетное звание академика, а его хор называют Академией Музыки. А начиналось все с песен, которые маленький мальчик слышал на своем родном Полесье…
Михаил ДРИНЕВСКИЙ: «Народная песня — наша духовная история, наша святыня, наш корень. Из уст в уста, от сердца к сердцу, через многие сотни годов пришло в сегодняшний день это чудо. Наша цель — собирать вместе все лучшее, что есть в сокровищнице белорусской национальной
музыкальной культуры, и дать ему новую сценичную жизнь… Любите хорошую песню, хорошую музыку, она настоящий друг. Она делает человека благодушнее, чище, справедливее…»
|
—Ваше детство выпало на военные годы…
—Я родился за 4 месяца до войны — в феврале 1941-го. Отец сразу ушел на фронт, мать осталась с четырьмя детьми. В 1943-м, как раз на Рождество, немцы сожгли в местной церкви почти всех жителей деревни, в том числе и мою бабушку. Мама с нами скрывалась в лесу на острове среди болота. Три года жили в землянке, трудно представить, как она все выдержала. Всех детей спасла, а после войны родила нам еще одного брата.
— Вы родом с песенного края — белорусского Полесья. Видимо, увлечение музыкой у вас в крови?
— Деревня наша Тонеж — певчая, не случайно поэты называли ее соловьиным берегом. У отца был хороший голос — баритон, еще у одного односельчанина — тенор. Возле них собирались люди, послушать, попеть. Да и мама была певуньей. Отец, вернувшись с войны, привез трофейную губную гармошку. Играть на ней разрешалось только старшему брату, а мы, младшие, смотрели с завистью. Потом в доме появился маленький (четверть) аккордеон. Отец его получил в качестве оплаты за столярные работы. Он «рукастый» и «головастый» был. Этот музыкальный инструмент перешел старшему брату, а нам отдали губную гармошку. Затем приобрели аккордеон побольше — половинку, и мне уже позволили играть на маленьком. Отец сам мастерил бубны, любил, когда мы играли, танцевали. Устраивал музыкальные вечера. Давал нам копейки, бывало, и по рублю за хорошее исполнение.
Впрочем, он не считал занятие музыкой хлебной профессией. Отец говорил: «Музыка нужна тогда, когда человек сыт, а это редко бывает». Очень уважительно относился к врачам. Поэтому, наверное, три брата стали известными докторами, двое — профессорами, достигли больших высот в своих специальностях. Один живет в Санкт-Петербурге, другой — в Евпатории, третий — в Калинковичах Гомельской области. Четвертый возглавлял лабораторию, которая работала на космос. Я порой шучу: у отца было пятеро сыновей, четыре умных, а один — музыкант.
Когда вы определились, что все-таки будете музыкантом?
— Очень рано. С 13 лет руководил школьным и колхозным хором. Играл на танцах, свадьбах, крестинах. С вечера до утра. Тогда не было ни радио, ни телевидения, ни света. Ноты невозможно было достать. Я их и не знал, музыку подбирал на слух, раскладывал на два-три голоса песню. С хором завоевывал на районных смотрах первые места. Так что профессия сама меня выбрала, после семилетки поступил в музыкальное училище по классу баяна. Приехал в Гомель учиться — жить негде и не на что, походил полуголодный две недели и вернулся домой. К радости отца пошел заканчивать 10 классов. Отец научил меня столярничать, я вырезал рамки и продавал. Такой был маленький бизнес. Спустя годы эта наука мне пригодилась, когда своими руками возводил дачный дом. Но музыка меня тянула, мать это чувствовала и однажды сказала отцу: «Чтобы Миша не обижался на тебя всю жизнь, пусть идет куда хочет». И я уехал учиться туда, куда звала душа.
—А потом отец был доволен вашим выбором?
—Да. Помню такой случай. Я уже окончил консерваторию и выступал однажды в военно-политическом училище. После концерта генерал пригласил к себе на коньячок. Со мной был отец. Потом он сказал: «Теперь поверю, что музыкант тоже может быть большим человеком. Благодаря тебе я с самим генералом за одним столом сидел».
Михаил Дриневский с композитором Игорем Лученком
— После консерватории у вас была возможность заниматься академической музыкой, почему предпочли народную?
— Я впитал народную музыку с детства. Когда учился в училище, подрабатывал руководителем колхозного народного хора, затем — детского. А будучи студентом консерватории, возглавлял капеллу Дворца культуры Минского тракторного завода, которая считалась подшефной Государственной академической хоровой капеллы Беларуси, которой руководил Григорий Романович Ширма. Одиннадцать лет проработал в этом коллективе, считал себя академистом. Ширма, который был мэтром в этом музыкальном направлении, называл меня сынком.
Но судьба распорядилась иначе. На одном из концертов, когда я дирижировал, присутствовал руководитель Государственного народного хора БССР Геннадий Иванович Цитович. После выступления подошел ко мне и пригласил к себе хормейстером. Я был в замешательстве, но согласился. И сегодня не представляю себя в другой ипостаси. Пять лет работал рядом с Цитовичем, который умом, душой чувствовал песню, ее интонацию, образность. Многому от него научился, главное — бережному отношению к этому духовному народному памятнику. Очень злюсь, когда его начинают переделывать на современный лад, не оставляя камень на камне от истинного произведения.
Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича
— Народной музыке, в отличие от академической, пришлось доказывать, что она достойна присутствовать на филармонической, оперной сценах. Вы чувствуете разницу отношения к тому и другому направлению, одно из которых называют высокой музыкой, другое — народной?
— К сожалению, да. У нас много достойных народных коллективов, но мы их не видим на телевидении, не слышим на радио. После распада СССР был большой провал в этом виде народного творчества, сегодня же песенное искусство активно развивается, но мало пропагандируется. На заседании недавно созданного при Совете Министров Беларуси Республиканского общественного совета по делам культуры и искусства я поднимал вопрос о необходимости дать возможность нашим людям слушать настоящую национальную музыку, а не только смотреть на «поющие трусы».
Нашему коллективу жаловаться не приходится. Концерты собирают большие филармонические залы, не раз мы выступали на сцене оперного театра. Люди с удовольствием слушают народную музыку. Благодарят потом. Народ понимает, когда ему дают хорошую пищу для ума и души. Наш коллектив исколесил всю Россию, объездил с гастролями многие страны Европы, был в Китае и Корее.
— Как иностранцы воспринимают белорусскую народную песню?
—Народной манерой пения владеют три славянских народа — Беларусь, Россия и Украина, а в других странах зычного серебристого голоса не встретишь. Так что там мы звучим экзотично. В Италии у меня как-то спрашивали, а где готовят такие голоса. Их готовит природа, и преимущественно деревенская, на асфальте большая редкость встретить народный голос. Потом его уже можно развивать.
—Нет проблем с пополнением коллектива?
—В коллективе 138 человек — это и хор, и балет, и оркестр. Все, как правило, имеют среднее специальное образование. Оркестранты в основном — высшее. Желающих попасть к нам очень много, существует отбор, особенно это касается женского состава. А вот с мужским сложнее. Зарплата маленькая, многие уходят в другие сферы, некоторые уезжают работать в Эмираты, Китай. Хотелось бы, чтобы люди ощущали себя артистами, а это сложно на те деньги, которые они получают.
— Вы часто принимаете участие в жюри различных конкурсов, фестивалей народной песни. Черпаете ли на них что-то для себя? Как оцениваете современное исполнительское мастерство народной песни?
— Народную песню можно подать по-разному, раскрыть ее богатую партитуру, не убив живое, приодеть в красивый наряд. Замечательный русский композитор и критик XVIII века Александр Серов считал, что ритм — это душа музыки. Многие коллективы, в том числе профессиональные, превратно понимают народное творчество. Постоянно слышу залихватское: «Гоп! Гоп! Гоп!». Чем громче и быстрее, тем, думают, ближе к фольклору. А для белорусской песни более подходит другое междометие: «Ой! Ой! Ой!», протяжная длинная мелодика.
В песне люди передавали свою боль, тоску, историю края, в которой было больше бед, чем радостей. По звучанию белорусские мелодии мягче, чем украинские и русские. Но нам всем по силам петь песни своих славянских соседей. Редко на фестивалях народного творчества я слышал исполнение а капелла, и именно им оценивается уровень коллектива. Но талантливых людей много. Они могли бы украсить любую сцену.
—Можно ли еще найти неизвестные белорусские народные песни?
— Думаю, да. Может, мы не такие активные в поисках, потому что у нас очень много записей. Только Цитович насобирал более 3 тысяч песен. Многие московские исследователи изучали песенное наследие белорусского Полесья. Я тоже с Геннадием Ивановичем ездил в родные места за песнями. Подголосочную полифонию можно встретить только у нас, на Полесье. Гомельщина граничит с Украиной, в тех местах ощущается взаимное влияние культур, родственность мелодий.
Наши соседи — молодцы. Сразу после войны ездили по нашим приграничным селам, записывали песни и причисляли их к своему культурному наследию. Но в этом, я считаю, нет ничего страшного. Чем больше людей поет, тем длиннее век народной песни.
Беседовала Татьяна ПАСТЕРНАК
Фото: автора и из архива Михаила ДРИНЕВСКОГО