Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Народная песня — наша духовная история

22.08.2013 15:56

Народная песня — наша духовная история
 
Дирижер, фольклорист, этнограф, большой знаток народной музыки, заслуженный деятель искусств и народный артист, лауреат Государственной премии Беларуси, профессор — всех званий и титулов этого человека не перечесть. Но главное дело его жизни — Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича. Этот прославленный коллектив вот уже почти 40 лет неразрывно связан с его художественным руководителем Михаилом ДРИНЕВСКИМ. Да, у Михаила Павловича есть еще одно почетное звание академика, а его хор называют Академией Музыки. А начиналось все с песен, которые маленький мальчик слышал на своем родном Полесье…
 
Михаил ДРИНЕВСКИЙ: «Народная песня — наша духовная история, наша святыня, наш корень. Из уст в уста, от сердца к сердцу, через многие сотни годов пришло в сегодняшний день это чудо. Наша цель — собирать вместе все лучшее, что есть в сокровищнице белорусской национальной
музыкальной культуры, и дать ему новую сценичную жизнь… Любите хорошую песню, хорошую музыку, она настоящий друг. Она делает человека благодушнее, чище, справедливее…»
Ваше детство выпало на военные годы…
—Я родился за 4 месяца до войны — в феврале 1941-го. Отец сразу ушел на фронт, мать осталась с четырьмя детьми. В 1943-м, как раз на Рождество, немцы сожгли в местной церкви почти всех жителей деревни, в том чис­ле и мою бабушку. Мама с нами скрывалась в лесу на острове среди болота. Три года жили в землянке, трудно представить, как она все выдержала. Всех детей спасла, а после войны родила нам еще одного брата.
 
— Вы родом с песенного края — белорусского Поле­сья. Видимо, увлечение музыкой у вас в крови?
— Деревня наша Тонеж — певчая, не случайно поэты называли ее соловьиным берегом. У отца был хороший голос — баритон, еще у одного односельчанина — тенор. Возле них собирались люди, послушать, попеть. Да и ма­ма была певуньей. Отец, вернувшись с войны, привез тро­фейную губную гармошку. Играть на ней разрешалось только старшему брату, а мы, младшие, смотрели с за­вистью. Потом в доме появился маленький (четверть) ак­кордеон. Отец его получил в качестве оплаты за столярные работы. Он «рукастый» и «головастый» был. Этот музыкаль­ный инструмент перешел старшему брату, а нам отдали губную гармошку. Затем приобрели аккордеон поболь­ше — половинку, и мне уже позволили играть на малень­ком. Отец сам мастерил бубны, любил, когда мы играли, танцевали. Устраивал музыкальные вечера. Давал нам ко­пейки, бывало, и по рублю за хорошее исполнение.
Впрочем, он не считал занятие музыкой хлебной про­фессией. Отец говорил: «Музыка нужна тогда, когда че­ловек сыт, а это редко бывает». Очень уважительно от­носился к врачам. Поэтому, наверное, три брата стали известными докторами, двое — профессорами, достиг­ли больших высот в своих специальностях. Один живет в Санкт-Петербурге, другой — в Евпатории, третий — в Калинковичах Гомельской области. Четвертый возглавлял ла­бораторию, которая работала на космос. Я порой шучу: у отца было пятеро сы­новей, четыре умных, а один — музы­кант.
 
Когда вы определились, что все-таки будете музыкантом?
— Очень рано. С 13 лет руководил школьным и колхозным хором. Играл на танцах, свадьбах, крестинах. С вечера до утра. Тогда не было ни радио, ни телевидения, ни света. Ноты невозможно было достать. Я их и не знал, музыку подбирал на слух, раскладывал на два-три голоса песню. С хором завоевывал на районных смотрах первые места. Так что профессия сама меня выбрала, после се­милетки поступил в музыкальное училище по классу бая­на. Приехал в Гомель учиться — жить негде и не на что, по­ходил полуголодный две недели и вернулся домой. К радо­сти отца пошел заканчивать 10 классов. Отец научил меня столярничать, я вырезал рамки и продавал. Такой был ма­ленький бизнес. Спустя годы эта наука мне пригодилась, когда своими руками возводил дачный дом. Но музыка меня тянула, мать это чувствовала и однажды сказала от­цу: «Чтобы Миша не обижался на тебя всю жизнь, пусть идет куда хочет». И я уехал учиться туда, куда звала душа.
 
А потом отец был доволен вашим выбором?
—Да. Помню такой случай. Я уже окончил консервато­рию и выступал однажды в военно-политическом училище. После концерта генерал пригласил к себе на коньячок. Со мной был отец. Потом он сказал: «Теперь поверю, что му­зыкант тоже может быть большим человеком. Благодаря тебе я с самим генералом за одним столом сидел».
 
 
Михаил Дриневский с композитором Игорем Лученком

 

— После консерватории у вас была возможность за­ниматься академической музыкой, почему предпочли народную?

— Я впитал народную музыку с детства. Когда учился в училище, подрабатывал руководителем колхозного на­родного хора, затем — детского. А будучи студентом кон­серватории, возглавлял капеллу Дворца культуры Минско­го тракторного завода, которая считалась подшефной Государственной академической хоровой капеллы Бе­ларуси, которой руководил Григорий Романович Ширма. Одиннадцать лет проработал в этом коллективе, считал себя академистом. Ширма, который был мэтром в этом музыкальном направлении, называл меня сынком.
Но судьба распорядилась иначе. На одном из концер­тов, когда я дирижировал, присутствовал руководитель Государственного народного хора БССР Геннадий Ива­нович Цитович. После выступления подошел ко мне и при­гласил к себе хормейстером. Я был в замешательстве, но согласился. И сегодня не представляю себя в другой ипостаси. Пять лет работал рядом с Цитовичем, который умом, душой чувствовал песню, ее интонацию, образ­ность. Многому от него научился, главное — бережному отношению к этому духовному народному памятнику. Очень злюсь, когда его начинают переделывать на совре­менный лад, не оставляя камень на камне от истинного произведения.
 
 
Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича
 
 Народной музыке, в отличие от академической, пришлось доказывать, что она достойна присутство­вать на филармонической, оперной сценах. Вы чув­ствуете разницу отношения к тому и другому направ­лению, одно из которых называют высокой музыкой, другое — народной?
 — К сожалению, да. У нас много достойных на­родных коллективов, но мы их не видим на телевидении, не слышим на радио. После распада СССР был большой провал в этом виде народного творчества, сегодня же пе­сенное искусство активно развивается, но мало пропа­гандируется. На заседании недавно созданного при Со­вете Министров Беларуси Республиканского обществен­ного совета по делам культуры и искусства я поднимал вопрос о необходимости дать возможность нашим людям слушать настоящую национальную музыку, а не только смотреть на «поющие трусы».
Нашему коллективу жаловаться не приходится. Концер­ты собирают большие филармонические залы, не раз мы выступали на сцене оперного театра. Люди с удовольстви­ем слушают народную музыку. Благодарят потом. Народ понимает, когда ему дают хорошую пищу для ума и души. Наш коллектив исколесил всю Россию, объездил с гастро­лями многие страны Европы, был в Китае и Корее.
 
 

—   Как иностранцы воспринимают белорусскую на­родную песню?
—Народной манерой пения владеют три славянских на­рода — Беларусь, Россия и Украина, а в других странах зычного серебристого голоса не встретишь. Так что там мы звучим экзотично. В Италии у меня как-то спрашивали, а где готовят такие голоса. Их готовит природа, и преиму­щественно деревенская, на асфальте большая редкость встретить народный голос. Потом его уже можно развивать.
 
Нет проблем с пополнением коллектива?
—В коллективе 138 человек — это и хор, и балет, и ор­кестр. Все, как правило, имеют среднее специальное об­разование. Оркестранты в основном — высшее. Желаю­щих попасть к нам очень много, существует отбор, осо­бенно это касается женского состава. А вот с мужским сложнее. Зарплата маленькая, многие уходят в другие сферы, некоторые уезжают работать в Эмираты, Китай. Хотелось бы, чтобы люди ощущали себя артистами, а это сложно на те деньги, которые они получают.
 
— Вы часто принимаете участие в жюри различных конкурсов, фестивалей народной песни. Черпаете ли на них что-то для себя? Как оцениваете современное исполнительское мастерство народной песни?
—   Народную песню можно подать по-разному, рас­крыть ее богатую партитуру, не убив живое, приодеть в красивый наряд. Замечательный русский композитор и критик XVIII века Александр Серов считал, что ритм — это душа музыки. Многие коллективы, в том числе професси­ональные, превратно понимают народное творчество. По­стоянно слышу залихватское: «Гоп! Гоп! Гоп!». Чем громче и быстрее, тем, думают, ближе к фольклору. А для бело­русской песни более подходит другое междометие: «Ой! Ой! Ой!», протяжная длинная мелодика.
В песне люди передавали свою боль, тоску, историю края, в которой было больше бед, чем радостей. По звуча­нию белорусские мелодии мягче, чем украинские и рус­ские. Но нам всем по силам петь песни своих славянских соседей. Редко на фестивалях народного творчества я слышал исполнение а капелла, и именно им оценивает­ся уровень коллектива. Но талантливых людей много. Они могли бы украсить любую сцену.
 
Можно ли еще найти неизвестные белорусские на­родные песни?
— Думаю, да. Может, мы не такие активные в поисках, потому что у нас очень много записей. Только Цитович на­собирал более 3 тысяч песен. Многие московские ис­следователи изучали песенное наследие белорусского Полесья. Я тоже с Геннадием Ивановичем ездил в родные места за песнями. Подголосочную полифонию можно встретить только у нас, на Полесье. Гомельщина граничит с Украиной, в тех местах ощущается взаимное влияние культур, родственность мелодий.
Наши соседи — молодцы. Сразу после войны ездили по нашим приграничным селам, записывали песни и при­числяли их к своему культурному наследию. Но в этом, я считаю, нет ничего страшного. Чем больше людей поет, тем длиннее век народной песни.
 
 Беседовала Татьяна ПАСТЕРНАК
 Фото: автора и из архива Михаила ДРИНЕВСКОГО 
 
Читайте нас в Telegram
Просмотров 7775