Об этом, не скрывая имеющихся проблем, в середине ноября говорили в Минске участники 34-го заседания постоянно действующего семинара Парламентского собрания Союзного государства, тема которого была обозначена как «Совершенствование правовых основ Союзного государства на современном этапе». Право не существует само по себе, а всегда имеет какое-то отраслевое приложение. Поэтому были затронуты вопросы от конституционных основ до частностей, таких как бы частностей, как патенты и оборот интеллектуальной собственности. Впрочем, цена этих частных вопросов — миллиарды долларов.
Выступившая на заседании с докладом заместитель председателя Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова, возглавляющая комиссию по законодательству и регламенту Парламентского собрания, отметила, что «Союзное государство может и должно сохранять такой уровень развития, чтобы содействовать дальнейшему развитию интеграционных процессов».

Глава Комиссии Парламентского собрания Татьяна Москалькова
|
Профессиональный юрист, руководитель Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ Владимир Свинарев уверен, что интеграция невозможна без сближения правовых систем государств, что применимо не только к Союзному государству, но и ко всем интеграционным образованиям. В этой связи он отметил роль комитетов Совета Федерации в разработке модельных законов, принимаемых Межпарламентской ассамблеей СНГ. По его мнению, такие инструменты «мягкого» права эффективно работают на гармонизацию законодательных пространств стран — участников интеграции. В этих условиях необходимо интенсифицировать собственно законотворческую деятельность Парламентского собрания Союзного государства.
Отметив необходимость принятия в каком-то виде Конституционного акта Союзного государства, он подчеркнул, что уже действуют 160 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений между двумя странами. Однако этим документам должны сопутствовать механизмы их реализации и контроля над их исполнением, что, собственно, и должно быть отражено в Конституционном акте.
Член Совета Федерации Валерий Шнякин также выразил уверенность в целесообразности Конституционного акта как основы не только для правотворчества, но и для правоприменения. А наличие союзного парламента он считает заведомо более высокой формой интеграции, чего пока не предполагается в тройке будущего Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). «Двойка» России и Беларуси может, по словам сенатора, оказаться куда устойчивее «тройки». Он вообще выступает более не за расширение, а за углубление интеграции, что означает проникновение ее во все большее количество сфер и отраслей.
В свою очередь, Татьяна Москалькова, ставшая инициатором и вдохновителем прошедшего семинара, уверена в том, что, какие бы интеграционные структуры ни создавались, «двойка» России и Беларуси продолжит быть впереди всех. Так как основа российско-белорусского Союзного государства включает в себя не только экономику, но и оборону, образование, науку, культуру, а также сотрудничество в преодолении «внутренних» угроз, таких, как наркотрафик.
Заместитель Государственного секретаря — член Постоянного комитета Союзного государства Алексей Кубрин, поставив на первое место необходимость в соответствии со статьей 62 Договора о Союзном государстве, обозначил и еще ряд проблем, требующих решения. Это решение вопроса о «выявлении» союзной собственности, по которому заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым даны соответствующие поручения, вопросы опубликования документов Союзного государства и выпуск национальных нормативов соответствующих статье 59 этого же договора. А также создание Союзного суда и выработки единой промышленной политики, необходимость которой была обозначена еще в соглашении 1999 года.
Очевидно, что все эти сферы взаимодействия стран в рамках Союзного государства нуждаются в своей нормативной базе и правовом регулировании. Участники семинара сошлись во мнении, что необходима разработка концепции и плана союзной законопроектной работы, а также внедрение механизма прямого действия союзных нормативов. Не помешало бы и усиление координации национальных парламентов между собой. Добавим, что, в принципе, не лишено смысла создание института представителей белорусского Национального Собрания при Федеральном Собрании и, наоборот, представительства Федерального Собрания в белорусском Национальном Собрании. Конечно, не под каждую проблему надо создавать оргструктуру, но здесь, быть может, именно такой случай.
Леонид Горяинов
Площадь Независимости в Минске