Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Лидер двух эпох

Кризис в отношениях с Турцией и сложная политическая обстановка на Ближнем Востоке заставляют вновь задуматься о том, кого Россия может считать своим надежным партнером.

Ключевую роль в Каспийском регионе всегда играл Азербайджан, у которого с Москвой сложились давние партнерские отношения.

21.12.2015 15:56

Лидер двух эпох
Гейдар Алиев
О том, какую роль в возникновении и сохранении этих отношений сыграл первый президент страны Гейдар Алиев, размышляет политолог, заместитель генерального директора Центра изучения стран СНГ ИАЦ МГУ Александр Караваев
 
Дискуссии о факторе Гейдара Али­ева и роли его личности в исто­рии Азербайджана и Советского Союза на самом деле носят принципи­альный характер. На мой взгляд, это закономерно, ведь фигура Алиева не просто крупная в ряду других извест­ных лидеров на закате истории СССР Его личность занимает свое, особое место в истории не только азербайд­жанского народа, и это — неоспоримая истина. Не всегда он достигал постав­ленной для себя цели, но везде ему со­путствовали успех и уважение людей, видевших результаты его работы.
 

Спустя двенадцать лет после ухода Алиева можно выделить как минимум три ключевых этапа его политической жизни. Первый — в качестве руково­дителя Азербайджанской ССР. Изме­нение экономического уклада респу­блики с аграрного на промышленный потребовало не просто дефиса внутри слова «аграрно-промышленный реги­он». Таковым Азербайджан уже был по факту добычи нефти. Требовался новый рывок, немыслимый без встря­ски советской бюрократии. Поэтому летом 1969 года руководство респу­бликой возглавил кадровый силовик, глава КГБ Азербайджана Гейдар Али­ев. Активные антикоррупционные ме­ры, подобные тем, которые проводит сейчас действующий президент Азер­байджана Ильхам Алиев, в сочетании с новой экономической политикой позволили республике к концу 1970-х стать производителем стали, проката цветных металлов, освоить сложные комплексы химического и нефтехи­мического машиностроения, полу­чить развитую электротехническую и радиоэлектронную отрасли промыш­ленности, приборостроение.

 

Фигура Алиева не просто крупная в ряду других известных лидеров на закате истории СССР. Его личность занимает свое, особое место в истории не только азербайджанского народа, и это - неоспоримая истина»

Второй этап — в качестве первого вице-премьера советского правитель­ства (заместитель председателя Сов­мина СССР), здесь же пик советской политической карьеры: Гейдар Али­ев — член Политбюро ЦК КПСС, узкого ареопага правителей Советского Сою­за. И затем третий этап — бурное деся­тилетие в качестве президента незави­симого постсоветского Азербайджана.

Эти периоды не совпадают по мас­штабам задач, уровням власти, кото­рые он имел, и географическому разма­ху возложенных на него обязанностей. При этом они слитны и интегрированы в судьбе одного человека. Можно на­звать их эпохой «Алиева для Азербайд­жана» и «Алиева для России». Его ме­сто в качестве политической иконы в основании общественно-политической системы современного Азербайджана вполне заслуженно. Для массы обыва­телей он стал символом self-made успе­ха азербайджанца в Советском Союзе, а по отношению к постсоветскому пе­риоду его нередко называют азербайд­жанским Ататюрком.

С началом позднесоветского по­литического кризиса, в результате жестоких аппаратных конфликтов с Михаилом Горбачевым, с конца 1980-х он вместе с семьей оказался в изгна­нии, вернулся на свою «малую родину» в далекую Нахичевань, а затем, будучи уже немолодым человеком за семьде­сят, нашел в себе силы и мужество откликнуться на призыв возглавить и вытянуть из горнила войны находя­щийся на грани распада независимый Азербайджан.

Вскоре Алиеву удалось не только привлечь крупные международные инвестиции в добычу углеводородов на Каспии и построить крупнейший в Европе нефтепровод Баку — Тбили­си — Джейхан для прямого экспорта каспийской нефти в средиземномор­ский порт, принимающий океанские танкеры, но и создать долгосрочную основу для всестороннего успешного развития Азербайджана.
 

Одновременно с этим Алиеву уда­лось укрепить отношения с Россией, и это требует отдельного внимания. В свое время бытовала такая формула, объясняющая позитивную динамику российско-азербайджанских отно­шений — Владимир Путин и Гейдар Алиев посмотрели в глаза друг другу, вспомнили работу в КГБ и восстано­вили конструктивный диалог. Что сто­ит за этой метафорой спустя полтора десятилетия? Нередко поколение чи­новников и управленцев, к которому принадлежат Алиев и более молодой его соратник Путин, называют «андроповский призыв». Эти люди из разных сфер управления, из разных советских республик, разного возраста, тем не менее были настроены на одну вол­ну — нацелены на модернизационную трансформацию Советского Союза в середине 1980-х. Гейдар Алиев был одним из лидеров той волны, об этом достаточно много написано. К сожале­нию, другая группа, формальным ли­дером которой был Михаил Горбачев, привела державу к краху.

Владимир Путин в определенной мере преемственен идеям той, к сожа­лению, не состоявшейся андроповской модернизации. Вот, собственно, это и есть идейная платформа взаимопо­нимания, совпадения взглядов между Алиевым и Путиным, о внешних про­явлениях которой хорошо известно и много написано. Спустя годы, по сути, мало что изменилось. Владимир Путин и Ильхам Алиев, принявший бразды правления от отца, в своих странах по-прежнему флагманы для модернизационно-ориентированной элиты…

Понять популярность Алиева в со­ветский период, когда он оказался в должности члена Политбюро ЦК КПСС, можно лишь зная контекст эпо­хи и понимая стереотипы восприятия руководителей тех лет. Посмотрим на стиль управления Алиева. Его отлича­ла способность к экстренному выезду на места техногенных катастроф, лич­ные инспекции на крупнейших строй­ках страны, готовность общаться с представителями разных профессий и элит на понятном им языке — все это не было привычной для того времени политической и административной практикой, такой, как мы ее знаем и иногда видим сегодня. Нужно четкоуяснить, что все эти вещи, связанные с личным присутствием руководителя «на местах» в период советского за­стоя являлись из ряда вон выходящим явлением. В те годы такая активность была как минимум необычна для со­ветского общества, а многих сопер­ников Алиева в партийной вертикали раздражала.

Из многих фрагментов мозаики, собравшей воедино его «народный» образ советского руководителя, мож­но привести несколько примеров. Ве­чером 31 августа 1986 года на выходе из Новороссийской бухты происходит столкновение пассажирского тепло­хода «Адмирал Нахимов» с грузовым судном. В считаные минуты лайнер идет ко дну. В результате сотни по­гибших. Оперативно в ту же ночь соз­дается правительственная комиссия во главе с Алиевым. Буквально через три часа он вылетает в Анапу. От не­го требовалась лишь организация сла­женной работы служб: размещение пострадавших и родственников, на­чало расследования происшествия и запуск прочих механизмов. Для этого необходимо максимум три дня. Али­ев пробыл на месте аварии двадцать дней. По два раза в день на протяже­нии этого времени он встречается с родственниками погибших. Он берет на себя их боль. А ведь по существу не обязан. Даже при желании на этом деле невозможно в советских реалиях сколотить политический капитал. Но Алиев остается рядом с теми, кого по­стигла беда. Свидетели помнят эпизод. На одной из встреч к Алиеву прорвал­ся старик. Он потерял жену и дочь.

Обеих увезли хоронить на родину — в Ленинград. Однако местные власти не разрешили захоронение на одном кладбище. Алиев на месте связался с ленинградскими властями и разрешил драму. В те дни это был обычный, буд­ничный случай…

Ни один из советских руководите­лей не проявлял такую отзывчивость к пострадавшим в дни крайней беды (а впереди была целая череда катастроф). Зададимся вопросом — много ли приме­ров подобной практики у современных высших российских чиновников? Хоро­шо известна роль Алиева в строитель­стве Байкало-Амурской магистрали. Но это лишь одна из его задач: Алиеву был поручен контроль над всей транс­портной сетью СССР. Он был вынужден налаживать новую автоматическую систему продажи билетов, исправ­лять ситуацию с подготовкой вагонов к рейсам, кошмарное обслуживание пассажиров в пути. Люди, работавшие с Алиевым, отмечали его способность принимать креативные, сложные, по­рой непопулярные и рискованные ре­шения в этой отрасли. Качество его управления оценили потомки. В июле 2008 года одной из крупнейших стан­ций БАМ в городе Ангое было присвое­но имя Гейдара Алиева…

Если убрать мишуру социалисти­ческой идеологии, алиевская деятель­ность была по содержанию ответом на вызов технической отсталости Со­ветского Союза. Под его контролем находилось порядка 12 министерств. Ему было поручено курировать маши­ностроение, легкую промышленность, транспорт и связь, в его ведении на­ходились также культурная и образо­вательная сферы.

В этом, как я полагаю, источник внимания к фигуре нашего героя: он поддается оценке не только специали­стов, изучающих архивные документы, но и массы ныне живущих людей, ко­торые видят его плоды в действующей системе образования, в системе здра­воохранения, в массе малых и круп­ных предприятий на территории стран СНГ, в крупнейшей советской железно­дорожной магистрали — многое было построено и сделано при его непосред­ственном участии или благодаря лич­но одобренной им инициативы.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 2708