Китай возрождает Шелковый путь
В столице Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая в городе Урумчи прошел международный медиа-форум «Азия — Европа»
Прямо скажу, побывать в этих исторических местах большая удача. И не зря уже четвертый год здесь проводится выставка ЭКСПО «Китай — Евразия», в рамках которой и проходил форум. Это самый большой административный район Китая (он занимает 1/6 часть страны). Он граничит с семью странами, в том числе и с Россией. И наконец, в эпоху существования Великого шелкового пути Урумчи (правда, тогда этот город назывался Лунтай) играл очень важную роль в процессе функционирования северной ветви этой древнейшей дороги. Поэтому и название основной темы форума было «Совместное строительство экономического пояса Шелкового пути: ответственность и шансы СМИ».
В Китайской Народной Республике всерьез не только заговорили, но и взялись за возрождение Великого шелкового пути. Конечно, не в историческом смысле той древней дороги, по которой в другие страны Евразии шли караваны с шелком, специями, чаем… Нынешнее руководство Китая вкладывает в это иной смысл — создание экономического пояса на базе стран, попавших в орбиту этого древнего торгового тракта. По сути, это новый экономический интеграционный проект, смысл которого, как полагают эксперты, — соединить Центральную, Восточную, Южную и Западную Азию различными способами экономического сотрудничества с последующим выходом уже на европейскую часть Евразии (хотя сами китайцы старательно обходят понятие «интеграция», а больше говорят о глобализации).
Но не только. Для китайского руководства на протяжении последних десятилетий СУАР является одним из основных «проблемных» регионов из-за регулярных сепаратистских выступлений. Усугубляет ситуацию и тяжелое социально-экономическое положение этого западного района. До настоящего времени он является по всем показателям самым отсталым в Китае. Поэтому наряду с другими мерами (в том числе и силовыми) правительство страны считает, что для укрепления государственной целостности, обеспечения социальной стабильности большое значение имеет устойчивое и сбалансированное экономическое развитие Синьцзяна.
Основные приоритеты центрально-азиатской политики были озвучены председателем КНР Си Цзиньпином год назад в Астане. В том числе и высказана идея общими усилиями формировать «экономический пояс Шелкового пути».
Работают наши китайские соседи серьезно и на перспективу. Я оставляю за скобками этого материала те социально-экономические изменения, которые уже происходят в СУАРе. Но возьмем тот же медиафорум. На него были приглашены более 80 руководителей СМИ. Естественно было присутствие коллег из приграничных КНР стран. Но вот журналисты из Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Беларуси, Литвы, Эстонии, Латвии, Румынии, то есть из стран вроде бы имеющих весьма опосредованное отношение к Шелковому пути, вызывали по меньшей мере профессиональный интерес. В какой-то степени его удовлетворил на открытии ЭКСПО главный исполнительный директор Китайско-британского делового совета Стивен Филлипс. Он прямо заявил, что окончательной точкой экономического пояса должна стать Великобритания. Таким образом, география грандиозного проекта далеко выходит за его исторические рамки.
Тема евразийской интеграции сегодня очень близка многим странам. Она занимает одно из ведущих мест и во внешней политике России. Тому свидетельство и участие нашей страны в Шанхайской организации сотрудничества, в Евразийском экономическом сообществе, создание Таможенного союза и Евразийского союза. Мы с интересом и надеждой смотрим на евразийские интеграционные процессы. И это естественно. Мы пережили очень непростые годы развала Советского Союза, политического, экономического и гуманитарного разъединения. Но, на мой взгляд, что самое негативное в результате этого все мы получили, так это однополярный мир!
Пользуясь нашей общей слабостью, Запад попытался внедрить нам свои ценности, свое видение на мироустройство, миропорядок. Причем в подавляющем большинстве случаев делал и делает это агрессивно, без учета национальных традиций и интересов, прикрываясь якобы общечеловеческими ценностями. И благо бы действительно на Земле воцарились бы мир, всеобщее согласие и процветание… Но ведь это не так! Уничтожаются целые государства, так называемые цветные революции и горячие точки на планете плодятся как грибы во время дождя. А что творится с нравственностью, моралью, нашей культурой?! В Европе уже дошли до разрушения семейных ценностей.
К сожалению, и на нашем медийном поле далеко не благополучно. Если в прошлом нас пугали какой-то пропагандой или контрпропагандой, то сегодня просто идет информационная война. И идет она по всем законам войны. Гибнут наши коллеги журналисты, их берут в плен и в заложники, при этом практически забыты на международном уровне такие понятия, как «профессиональная корпоративная солидарность» и «журналистская этика».
Но сегодня мир меняется. Меняется он вопреки желанию определенных стран и сил. Есть осознание того, что не может все человечество плясать под одну дудку. Мы все разные, со своими национальными интересами и традициями, со своим видением будущего и прошедшего. Отсюда нарастающие тенденции противостояния неумной политике выстраивания всех по ранжиру. Появляются реальные ответы и силы на эти вызовы, и прежде всего на евразийском пространстве. Мир становится многополярным. Помочь построить этот новый мир не только могут, но и должны средства массовой информации.
Что такое Евразия? Это, безусловно, огромный регион, который представляет для всех желающих гигантские экономические возможности. Но — не только. Это еще и колоссальное информационное пространство, которое при существующих сегодня и бурно развивающихся средствах телекоммуникации быстро становится общеевразийским. Безусловно, его можно использовать по-разному. И как средство разобщения стран и народов, населяющих это пространство. Или, наоборот, как инструмент их сближения. Конечно, в том случае, когда интеграционные процессы имеют позитивный подтекст и направлены на ускорение экономического развития. Проект возрождения Великого шелкового пути именно такой.
Поэтому сегодня, начиная или развивая интеграционные процессы на евразийском пространстве, возрождая тот же Великий шелковый путь, стоит подумать о роли средств массовой информации, которые как раз и способны наладить культурно-информационный диалог между всеми участниками этого проекта, помочь понять его сегодняшнюю значимость и перспективы.
Медиафорум в Урумчи стал еще одной площадкой, на которой на профессиональном уровне обсуждались те проблемы, которые волнуют журналистское сообщество. Работники СМИ делились своими успехами и восстанавливали когда-то утерянные взаимовыгодные контакты. Большинство из нас не разделяли ни языковые проблемы, ни уровень владения коммуникационными технологиями. По большому счету единственным препятствием к нашему общению на равных были определенные стереотипы, порожденные еще в эпоху «железного занавеса». Эти фобии еще кое-где существуют, и избавиться от них трудно. Так, на форуме очень неприглядную позицию заняли представители прибалтийских государств, которые в кулуарах уже привычно пытались укусить россиян и тех, кто нас поддерживал. При этом от открытых дискуссий и конструктивных обсуждений они всячески уклонялись… Но это к слову, потому что, конечно же, не они определяли атмосферу форума.
Выбор, на чью позицию встать, безусловно, принадлежит самим средствам массовой информации, но при этом мы должны осознавать, какая на нас лежит ответственность. Можно посоветовать вернуться к временам существования Великого шелкового пути и вспомнить, что это был не только торговый путь. Помимо обмена товарами, между Востоком и Западом существовал еще и взаимообогащающий диалог культур, что в глобальном смысле, возможно, имеет куда большее значение, чем просто торговля.
Выступая на расширенном заседании Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, Президент России прямо сказал: «Большие перспективы, на наш взгляд, имеет идея формирования общей транспортной системы ШОС, в том числе с использованием транзитного потенциала российской Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали, сопряженная с планами Китайской Народной Республики по развитию Шелкового пути. Уверен, такие масштабные проекты послужат интересам как участников нашей организации, так и других государств Евразии». Так что мы свой выбор сделали.