Теракт в «Крокус Сити Холле»

16:55На массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

16:00Четверых фигурантов дела о теракте в «Крокусе» внесли в перечень террористов

14:48Джабаров считает, что попытка США скрыть угрозу теракта делает их соучастниками

Начало шёлкового пути: дубль два

Новый мегапроект создаёт экономику будущего

25.04.2017 12:43

Первого апреля произошло чрезвычайно важное для Китая событие: пяти провинциям был предоставлен статус особой экономической зоны впервые за много лет. Необходимость такого шага, который существенно перераспределяет национальный доход в пользу регионов, была обусловлена стратегией развития проекта «Один пояс, один путь».

Прошлое встречается с будущим

Статус ОЭЗ получила и провинция Шэньси, находящаяся вдали от моря и границ, в самом центре «Срединной империи», как буквально читается иероглифическое написания Китая. Её главный город, Сиань, имеет долгую и славную двадцатипятивековую историю. В КНР популярна формула: «Если хочешь узнать настоящее — езжай в Пекин, если будущее — в Шанхай, а если — прошлое, настоящее и будущее — твой путь в Сиань«.

Вовсе не Пекин, а именно Сиань, используя полузабытое выражение, — колыбель китайской государственности. Первые китайские императоры Ян-ди и Хуан-ди правили здесь. Сиань был тринадцать раз столицей Китая, 72 императора похоронены в его земле. Наиболее известный из них, Цинь Шихуанди, объединил в третьем веке до нашей эры Северный и Южный Китай в единую Срединную империю.

Его всемирно известные терракотовые воины из археологического раскопа уже без малого 25 веков сопровождают своего императора в вечность, заслужив признание Восьмым чудом света. И символично, что именно от стен Чанъаня (древнее название Сианя) отправился во II веке первый караван в Западный край ( современная Средняя Азия), проложив маршрут Великого шёлкового пути. Правда, стоит оговориться, что его возглавлял не купец, а государственный чиновник Чжан Цянь, которого император У-ди послал на разведку в поисках союзников. Миссию Чжан Цянь выполнил успешно, по возвращении получил звание генерала и императорскую награду. А уж следом потянулись торговые караваны с шёлком, пряностями, тканями, сопровождаемые, впрочем, воинскими отрядами, согласно принципу: сначала приходит солдат, а следом за ним купец.

И хотя формально началом маршрута Нового шёлкового пути, необходимость создать который провозгласил глава Китая Синь Цзянпин в 2013 году, начинается с побережья Жёлтого моря, где расположен модернизируемый порт Ляньюнган, в провинции Шэньси утверждают: стартовая позиция этого глобального суперпроекта находится именно в Сиане.

Реформы для людей

С этим утверждением можно согласиться ещё и потому, что провинция Шэньси — характерный пример того, как идут китайские реформы в рамках социалистического выбора, в условиях фактически монопартийной политической системы и какие результаты они приносят. Шэньси с населением 38 миллионов человек сегодня по всем показателям типичный „середнячок“ среди китайских провинций, впрочем, ближек лидирующим территориям Юга и Запада (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу). Ещё тридцать лет назад здесь преобладало крестьянское население, благо земли здесь плодородные, а климат позволяет собирать по два урожая в год не только зерна, но и субтропических культур. Промышленность была представлена старейшими нефтяными промыслами, добычей угля, газа, а также машиностроительными и оборонными заводами, созданными при помощи Советского Союза. При этом были разведаны и уточнены также с помощью советских геологов многочисленные месторождения полезных ископаемых, запасы которых оцениваются почти в триллион долларов.

Реформы, начавшиеся в середине 80-х, радикально изменили структуру экономики: появилась мощная автомобилестроительная промышленность (300 тысяч штук марки „Бид“ в год, не считая локализованных на 70-80 процентов мощностей по выпуску »Вольво«, »Фольксвагенов«, »Фордов«). В десяти так называемых высокотехнических индустриальных зонах развития были созданы предприятия микроэлектроники, генной инженерии, компьютерной и коммуникационной техники на базе высокоразвитой химической и энергетической промышленности. Ведущей отраслью стало авиационно-космическое машиностроение полного цикла — от проектирования до сборки самолётов и космических кораблей, именно в Сиани разработали ракетоносители для вывода многоцелевых головных частей на орбиту.

В итоге экономические показатели достигают уровня государств, которые принято называть высокоразвитыми, а очень часто и превосходят их: годовая добавленная стоимость — главный признак уровня производства — составляет около 130-150 миллиардов долларов в год с приростом за последние пять лет в размере от 10 до 16,6 процента! Инвестиции в основные фонды — читай, обновление технологий и оборудования - составляют около 250 миллиардов долларов с ежегодным приростом 28,9 процента, а валовой внутренний продукт в 2016 году возрос на 8 процентов, составив почти 300 миллиардов долларов, что примерно равно ВВП Польши.

Показатели, безусловно, впечатляют. Но как эти достижения сказываются на жизни простых людей, учитывая, что Компартия Китая провозгласила курс на создание общества »умеренного процветания»? Вэй Цзенцзюнь, вице-губернатор провинции, называет такие цифры: реальный доход на душу населения увеличился в 2016 году на 8 процентов и достиг уровня 7000 долларов. Общий объём розничных продаж за последние годы растёт на 10-16 процентов и составляет сегодня около 90 миллиардов долларов.

Самое примечательное для экономиста, знакомого с концепцией российских либеральных реформ, что все эти успехи достигнуты без западных заимствований и «таргетирования инфляции, не говоря уже о приватизации государственных стратегических активов. Доля банковско-финансового сектора в ВВП провинции составляет всего 6 процентов. Сравните с российскими 20 процентами и 30 процентами в США. Китайцы не пускают в экономику спекулятивный капитал, который в конечном счёте выводит прибыль за рубеж. И во внутреннем обороте покупательная способность юаня никак не зависит от долларового курса, а торги в Китае проводят на двух валютных биржах — в Шанхае и Гонконге, регулярно обнуляя счета международных спекулянтов. Последним это обстоятельство сильно не нравится, что, видимо, побуждает американских президентов последних лет регулярно обвинять КНР в непорядочном „не рыночном“ поведении в отношении курса юаня.

Откуда же деньги на реформы? В провинции Шэньси пропорции такие: примерно 65 миллиардов долларов инвестиций даёт отечественный капитал и около 3,5 миллиарда приходит из-за рубежа, причём немалая часть этой суммы принадлежит хуацяо — этническим китайцам, живущим за границей. Такая самостоятельность в экономике гарантирует, что она будет развиваться в интересах национального государства, а не международного капитала и известного сообщества «стран-ростовщиков».

Проект нового Великого шёлкового пути „Один пояс, один путь“ выведет экономику провинции на новый уровень, считает Вэй Цзенцзюн. И речь не только об инновационных отраслях, кадры для которых готовят местные вузы, обучающие 1 миллион триста тысяч студентов. Сиань становится «сухопутным портом», логистические мощности которого переваливают около двух миллионов тонн грузов ежегодно. Проложены авиалинии в Амстердам и Гамбург, где созданы склады, обслуживающие интернет-торговлю китайскими товарами, а также многочисленные китайские торговые центры, выросшие по всей Западной Европе. Возможности, которые даёт новый геостратегический маршрут, кратно усилят товарную экспансию КНР.

Не хочу, чтобы создалось впечатление, что в Поднебесной всё гладко, хорошо и спокойно. В том же Сиане можно увидеть нищих и попрошаек, есть проблемы с преступностью, надо выравнивать уровень жизни в некоторых сельских районах. Не стоит игнорировать опасность и с другого края: есть признаки того, что начинает нарастать социальное неравенство и укрепляться идеология потребительского общества, которая в своё время стала одной из причин распада СССР. «Мы видим эти явления и готовы к ним, — говорит Цзян Фэнцзюнь, главный редактор провинциальной газеты «Сиань жибао», — но умеем делать выводы из ошибок, гарантия успеха в том, что партия едина с народом и будет оперативно корректировать курс реформ, ориентируясь на мнение большинства».

Как бы там ни было, в Шэньси уверенно и неспешно идут по пути «великой китайской мечты» — глобальной цели построения могучего и гармоничного государства, граждане которого будут жить в достатке и благоденствии. Эту стратегическую идею сформулировал нынешний лидер КНР Си Цзиньпин, родившейся, кстати, на этой древней китайской земле императоров и единства.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3175

Ещё материалы: Юрий Скиданов