Парламент: СФ – конвенция о подкупе должностных лиц – Александр Савенков

Парламент: СФ – конвенция о подкупе должностных лиц – Александр Савенков

23.01.2012 11:20

Законопроект внёс в Государственную Думу Президент Российской Федерации. Нижняя палата приняла закон 13 января этого года. О важности данного документа «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Александр Савенков.

По его мнению основным требованием документа к государствам-участникам является принятие необходимых мер в соответствии с внутренним законодательством для признания в качестве уголовно-наказуемых деяний «умышленного предложения, обещания или предоставления любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки». В этом определении раскрывается понятие «подкуп иностранного должностного лица».

Конвенция была принята 21 ноября 1997 года по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и направлена на содействие развитию международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией при заключении коммерческих договоров между представителями разных государств. Она вступила в силу 15 февраля 1999 года и осталась открытой для стран, не подписавших её, но являющимися либо членами ОЭСР, либо членами Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок. В настоящее время участниками Конвенции ОЭСР являются 38 государств.

«Российская Федерация, направив в 1996 году официальную заявку о вступлении в ОЭСР, начала процесс присоединения к Конвенции и вступления в Рабочую группу Организации. - рассказал парламентарий. - При этом основные этапы реформы российского законодательства, направленной на присоединение к Конвенции, были детально проработаны в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества с участием одного из руководителей этого законотворческого процесса - первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации Александра Фёдорова».

Российским парламентом были приняты Федеральные законы от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

Последним из них для юридических лиц была установлена административная ответственность за подкуп – незаконное вознаграждение от имени юридического лица. На это направлено дополнение Кодекса РФ об административных правонарушениях статьёй 19.28, которая за нарушение закона предусматривает «наложение административного штрафа на юридических лиц до трёхкратной суммы передаваемых денег, трёхкратной стоимости ценных бумаг, иного имущества и оказанных услуг имущественного характера, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией передаваемых денег, ценных бумаг, иного имущества».

Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 97-ФЗ статья 19.28 КоАП «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» была изложена в новой редакции. В том числе записано, что «действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершённые в крупном размере, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав». А действия, совершённые в особо крупном размере, влекут наложение административного штрафа в стократном размере, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией.

«Таким образом, - констатирует Александр Савенков, - были реализованы требования Конвенции ОЭСР не только об установлении ответственности юридических лиц за подкуп иностранных должностных лиц, но и, как того требует этот документ, приняты меры к тому, чтобы сумма взятки и доходы от подкупа иностранного должностного лица подлежали изъятию и конфискации, а также применялись соразмерные финансовые санкции (штраф)».

Аналогично поэтапно вносились изменения и в другие законодательные акты, в том числе в Уголовный кодекс Российской Федерации. При этом обеспечивалось как соответствие вносимых изменений положениям Конвенции ОЭСР, так и положениям других международных антикорупционных конвенций, участницей которых является Российская Федерация.

«Одобрение Советом Федерации принятого 13 января 2012 года Государственной думой Федерального закона о присоединении России к Конвенции должно стать крепкой правовой основой для наращивания усилий в борьбе государства и российских правоохранительных органов с преступлениями и административными правонарушениями в этой сфере», - уверен Александр Савенков. 

Законопроект внёс в Государственную Думу Президент Российской Федерации. Нижняя палата приняла закон 13 января этого года. О важности данного документа «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Александр Савенков.
По его мнению основным требованием документа к государствам-участникам является принятие необходимых мер в соответствии с внутренним законодательством для признания в качестве уголовно-наказуемых деяний «умышленного предложения, обещания или предоставления любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки». В этом определении раскрывается понятие «подкуп иностранного должностного лица».
Конвенция была принята 21 ноября 1997 года по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и направлена на содействие развитию международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией при заключении коммерческих договоров между представителями разных государств. Она вступила в силу 15 февраля 1999 года и осталась открытой для стран, не подписавших её, но являющимися либо членами ОЭСР, либо членами Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок. В настоящее время участниками Конвенции ОЭСР являются 38 государств.
«Российская Федерация, направив в 1996 году официальную заявку о вступлении в ОЭСР, начала процесс присоединения к Конвенции и вступления в Рабочую группу Организации. - рассказал парламентарий. - При этом основные этапы реформы российского законодательства, направленной на присоединение к Конвенции, были детально проработаны в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества с участием одного из руководителей этого законотворческого процесса - первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации Александра Фёдорова».
Российским парламентом были приняты Федеральные законы от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».
Последним из них для юридических лиц была установлена административная ответственность за подкуп – незаконное вознаграждение от имени юридического лица. На это направлено дополнение Кодекса РФ об административных правонарушениях статьёй 19.28, которая за нарушение закона предусматривает «наложение административного штрафа на юридических лиц до трёхкратной суммы передаваемых денег, трёхкратной стоимости ценных бумаг, иного имущества и оказанных услуг имущественного характера, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией передаваемых денег, ценных бумаг, иного имущества».
Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 97-ФЗ статья 19.28 КоАП «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» была изложена в новой редакции. В том числе записано, что «действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершённые в крупном размере, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав». А действия, совершённые в особо крупном размере, влекут наложение административного штрафа в стократном размере, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией.
«Таким образом, - констатирует Александр Савенков, - были реализованы требования Конвенции ОЭСР не только об установлении ответственности юридических лиц за подкуп иностранных должностных лиц, но и, как того требует этот документ, приняты меры к тому, чтобы сумма взятки и доходы от подкупа иностранного должностного лица подлежали изъятию и конфискации, а также применялись соразмерные финансовые санкции (штраф)».
Аналогично поэтапно вносились изменения и в другие законодательные акты, в том числе в Уголовный кодекс Российской Федерации. При этом обеспечивалось как соответствие вносимых изменений положениям Конвенции ОЭСР, так и положениям других международных антикорупционных конвенций, участницей которых является Российская Федерация.
«Одобрение Советом Федерации принятого 13 января 2012 года Государственной думой Федерального закона о присоединении России к Конвенции должно стать крепкой правовой основой для наращивания усилий в борьбе государства и российских правоохранительных органов с преступлениями и административными правонарушениями в этой сфере», - уверен Александр Савенков.
Читайте нас в Telegram
Просмотров 598