Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Здравоохранение: без руля и ветрил…

В первом квартале 2015 года в России вдруг резко (на 3,7 процента в годовом выражении) вырос уровень смертности.

Эксперты поспешили назвать причины — самые разные, причем косвенно комплиментарные относительно власти (увеличение продолжительности жизни) и укорительные в адрес населения (неправильный образ жизни и дурные привычки)… 

26.10.2015 15:56

Здравоохранение: без руля и ветрил…
 
Почему здоровье населения ухудшилось и какие меры надо принять для исправления положения, размышляет до недавнего времени председатель Комитета Госдумы по охране здоровья, ныне член Совета Федерации Сергей Калашников
 
Вы, как некоторые руководите­ли здравоохранения, тоже увязы­ваете рост смертности населения с демографическим фактором?
 
- Смертность — интегральный пока­затель, который нельзя вывести из од­ного фактора. Это результат всей сум­мы факторов нашей жизни. Минздрав ссылается на определенные стрессы из-за нашей экономики в декабре про­шлого года. Согласен, это одна причи­на. Существующий демографический перекос — другая. Правда, хочу обра­тить внимание, что смертность растет именно в трудоспособном возрасте, следовательно, демографический мо­мент как главный катализатор сни­мается. Связана она, прежде всего, с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ), которые вместе с онкологией являются весомой составляющей по­вышения смертности. Но… Минздрав-то очень победно отчитался о резком спаде смертности от ССЗ. Тогда пусть объяснит, за счет чего она происходит.
 
Знаете, какой сейчас наиболее распространенный диагноз смерти? «От естественных причин»! Имеется в виду от старости. Можно ли о нем говорить, когда речь идет о людях в возрасте 40-50 лет? Смешно. К нам по­ступает огромное количество писем о том, что местные органы власти в ли­це департаментов здравоохранения, а также главврачи больниц заставляют врачей избегать в случае смерти диа­гноза «сердечно-сосудистая недоста­точность». Нам что, статистика нужна или здоровье населения?
 
Кроме того, основной прирост смертности происходит на дому. Мы знаем, что больных в предлетальном состоянии просто выписывают из мед­учреждений. Это свидетельствует о том, что поликлиническое звено тоже не работает. Есть и другие причины, влияющие на рост данного показате­ля, но главные — труднодоступность и некачественная медицинская помощь.
 

Денег на медицину всегда не хватает, даже при расходах на нее 15 процентов ВВП. Сначала давайте наведем порядок в использовании того, что сегодня даем. Первое - надо законодательно принять национальную модель здравоохранения. Второе - изменить систему отчетности и регулирования медицинской деятельности. Третье - ввести индивидуальную ответственность врачей»

- И это следствие нынешней «оп­тимизации» отрасли?
 
- В определенной степени. Гово­ря об уменьшении доступности, мы сравниваем ситуацию не с каким-то идеалом, а с советским периодом и даже тем, что имели в начале 2000-х. Тенденции в организации медпомощи разнонаправлены, в том числе и по доступности. Нельзя же сказать, что десять лет назад Россия имела каче­ственное здравоохранение. Безуслов­но, в развитии высокотехнологичной медпомощи сделан большой рывок, а вот по доступности — обратный от­кат. Она резко снизилась, что связано с реорганизацией, затеянной после 2012 года. Сокращаются лечебные учреждения, централизуется предо­ставление услуг специалистами. Мы практически полностью отказались от семейных врачей, то есть от терри­ториального семашковского принци­па обслуживания населения. Говорят: идите со своим полисом куда угодно! Совершенно смешная идея и чистой воды фарисейство! Куда я в районе, где только единственная поликлиника, пойду со своим полисом? В результа­те, по данным Левада-Центра, более 30 процентов россиян не посещают поли­клиники, потому что, кроме грубости, там ничего не получишь.
 
Опрос- Но мы же не отказались от кон­цепции семейного доктора…
 
- На словах нет, но резко сокращено количество участковых врачей и тех, кто осуществляет патронажную деятельность, обходит население. Сам территориальный принцип исключен. Цель  — экономия, хотя она весьма близорукая. Посмотрите на Кубу. Там затраты на здравоохранение в 15-20 раз (на душу населения) ниже, чем у нас, но она, по данным ВОЗ, на 18-м месте в мире по качеству и доступности медицины, а мы на 108-м, между Перу и Гондурасом. Достойное место. Все дело в том, что профилактика за­болеваний стоит гораздо дешевле, чем высокотехнологичная медпомощь. А именно на нее у нас делается упор с 2007 года…
 
Развал   здравоохранения   начал­ся в 1991 году с принятием закона об обязательном     медицинском страховании (ОМС). Ос­новная задача — в от­сутствие источника финансирования отрасли получить некий гарантиро­ванный объем де­нег. Вот и приду­мали такой налог на здравоохране­ние, как отчисле­ния от фонда оплаты труда, которые канализируются в Фонде ОМС.
 
- Но там же были заложены стра­ховые принципы…
 
- Ничего подобного. Основа стра­ховых принципов — вероятностная природа, а тут просто образовали за­щищенную статью бюджета. Конкрет­но обозначили определенный налог.
 
Жесткий сбор, в общем-то, позво­лил оказывать медпомощь даже в тех сложных экономических условиях. Гарантированные деньги в 1992-1998 годах сыграли    положительную   роль и не дали полностью разрушиться   здравоохра­нению. Но он же нес в се­бе и целый ряд пороков, и главный — отмена советской модели здравоохранения, модели Семашко, модели госгарантий, признанной лучшей в мире. Ее обра­зец взял за основу целый ряд стран — Канада, Англия, Австрия, Австралия и другие.
 
С колокольни пережитого и с уче­том международного опыта следует однозначный вывод: для бедных стран страховая модель не работает — что в пенсионной сфере, что в здравоох­ранении. Она эффективна лишь при наличии среднего класса с хорошими доходами. Все накопительные пен­сионные фонды Латинской Америки приказали долго жить. Бедным стра­нам они не по карману. Испания сей­час отказалась от платной медицины в здравоохранении и возвращается к госфинансированию.
 
Отменили прежнюю модель по мо­тивам якобы неэффективности смет­ного   финансирования.   Фактически же оно было подушевым, поскольку жестко привязывалось к контингенту, обслуживаемому данным медучрежде­нием, будь то поликлиника или стаци­онар. Четко предполагалось, сколько жителей, сколько коек, сколько посе­щений врача и так далее. Кстати, нор­мы были завышенные. Семейный врач на Кубе обслуживает порядка 1400 человек вместо 1800 у нас. |        Одноканальное   финансирова­ние — фикция. Даже притом что мы все погрузили в Фонд обяза­тельного медицинского страхо­вания. Не может Фонд ОМС от­вечать за строительство и ком­муналку, капремонт и развитие отрасли. Он сейчас финансирует, допустим,   сооружение   пренатальных центров. Западную мо­дель навязали нам советники-амери­канцы, как и частные страховые ком­пании в качестве посредников между ФМС и лечебными учреждениями. Функцию контроля они не выполняют, только сосут средства, да еще нагру­жают врачей огромным количеством писанины. Терапевту определено вре­мя приема в 15 минут, специалисту -12, из которых 2/3 уходит на заполне­ние бумаг. В московской клинике мне показали, что три года назад врач по больному делал полстранички, а сей­час со всеми требованиями — 40. Это же абсолютная несуразица!
 
- Людей очень волнуют изменения в системе скорой помощи, где крите­риями оценки работы врачей стали не эффективность и качество, как раньше, а сокращение времени на вызовы и уменьшение направлений больных на стационарное лечение.
 
- Я разделяю их беспокойство. Пе­редать скорую помощь в Фонд ОМС -значит надсмеяться над обязательным медицинским страхованием. Все равно как волка поставить сторожить овец. Скорая помощь — это госфункция и она не должна действовать по прин­ципу минимизации затрат. Принятое решение абсолютно неэффективное.
 
- Энтузиасты проводимых ре­форм уверяют, что 15 минут на боль­ного — мировой стандарт и нам нику­да не уйти от него.
 
- Есть нюансы. Первое. По поводу мирового стандарта. Во всем мире аб­солютно по-разному. Нет универсаль­ной модели здравоохранения! Она всегда национальна, так как связана с культурно-исторической средой, эко­номикой, опытом страны. Невозможно перенести на нашу почву опыт Амери­ки с ее уровнем доходов, ее индиви­дуализмом. Ведь и солидарное страхо­вание — это европейская модель, а не американская.
 
Второе. Когда чиновники нам го­ворят о повышении качества медпо­мощи в последние годы, спорить не буду. Только Европа и Америка за это время совершили такой колоссальный рывок вперед, что мы по сравнению с ними ну если не в каменном веке, то очень недалеко от него. Мы сейчас боремся за то, чтобы каждый чело­век раз в полгода в рамках скрининга (медосмотр) измерял ПСА — онкологи­ческий маркер.
 
Но на Западе-то уже доказано, что он неинформативен. Еще один при­мер. На сегодня томография позволяет диагностировать то, что в России де­лается лишь с помощью взятия био­материала. Почему? У нас дефицит врачей, способных квалифицированно интерпретировать результаты МРТ. Мы отстали в изучении генотерапии, которая является завтрашним днем любой медицины.
 
Снижение уровня медицинской по­мощи — факт. В США 70 процентов затрат на науку направляется на био­технологии, генетику, фармакологию, медицину. А российский врач, сидя­щий на полутора ставках — иначе не проживешь, — затуркан количеством больных и физически не имеет вре­мени повышать квалификацию. Он лечит, как его учили 20, а то и 30-40 лет назад.
 

В развитии высокотехнологичной медпомощи сделан большой рывок, а вот по доступности - обратный откат. Она резко снизилась, что связано с реорганизацией, затеянной после 2012 года. Сокращаются лечебные учреждения, централизуется предоставление услуг специалистами. Мы практически полностью отказались от семейных врачей»

Еще одна причина, способствую­щая тому, что медицина идет без ру­ля и ветрил, — бессубъектность врача. Он никто, расходный материал для медучреждения. Нет ни системы от­ветственности, ни мотивации, ничего. И деньги, которые государство на­правляет в здравоохранение — большие деньги, — уходят в воздух. Каче­ство подготовки врачей будет падать до тех пор, пока не произойдет серьез­ный пересмотр программ обучения. Еще одно зло — коррупция в медву­зах. Поступают за деньги и учатся за деньги. А потом мы лечимся у них за деньги. Это большая проблема. Часть студентов оканчивают вузы и не идут во врачи из-за зарплаты.
 
- Нас уверяют, что «лечение» здравоохранения реформами снача­ла ухудшит положение дел, а затем его поднимет на мировой уровень. Мне это напоминает одну знакомую, онкологическую больную в послед­ней стадии, которая подвергалась химиотерапии и верила в то, что сна­чала ей будет плохо, а потом хорошо. Через две недели она умерла…
 
- Беда в том, что у нас нет нацио­нальной модели здравоохранения. От­сюда все системные пороки и потеря управляемости. Программа развития отрасли до 2020 года с 15 подпро­граммами — ни о чем. Модель — это принципы организации. По 41-й ста­тье Конституции РФ гарантируется бесплатное здравоохранение, а оно на самом деле у нас платное. Мало того, мы скрестили коня и трепетную лань: платные и бесплатные услуги мирно уживаются в рамках одного врача, од­ной поликлиники, одного томографа и одного рентгенкабинета. Чем не аб­сурд? Отсутствует конкретный набор целей, их иерархия, методы достиже­ния. В результате мы никуда не идем, а шарахаемся из стороны в сторону.
 
Взять организацию труда. Есть пер­вичный прием в поликлинике и есть специалисты, к которым не обязатель­но всем идти. Это разделение в боль­шом городе еще как-то работает, хотя в Москве топорная реализация пока­зала его неэффективность. Но в субъ­ектах РФ все иначе. В районе на 25-40 тысяч человек нет возможности вы­вести из единственной поликлиники специалистов, и они должны быть там. От всего мира нас отличает огромная, часто слабозаселенная территория. Она диктует разные аспекты нацио­нальной модели — одну для мегаполи­сов и совсем другую для российских просторов, где до ближайшего роддо­ма 300 километров.
 
При декларировании принципа бесплатного здравоохранения упор перенесен на поликлиническое зве­но. Ничего не имею против. Но есть маленький нюанс: в стационаре ле­карства бесплатно дают, а в поликли­нике нет. Вы их покупаете на свои деньги. То есть мы здесь не лечим, а современная медицина без лекарств невозможна. Вывод: пока не решим вопрос о бесплатном обеспечении ле­карствами в поликлиническом звене, все разговоры о переносе акцента на поликлинику — пустые хлопоты. 21 миллион россиян за чертой бедности. Как им лечиться?
 
- Нужна ли какая-то дополни­тельная законодательная база для улучшения сегодняшней ситуации в отрасли?
 
- Есть целый ряд законов, принятие которых нельзя откладывать. С ноя­бря прошлого года завис законопроект группы депутатов, в число которых вхо­жу и я, о том, что реорганизация медуч­реждений может происходить только после согласования с общественными советами. Подготовлены поправки в ФЗ об основах здоровья граждан, концеп­туально меняющие позицию врача и его статус. Он, а не абстрактное юрлицо, становится субъектом медицинской деятельности. Важный момент — созда­ние саморегулируемых медорганиза­ций, где врачи возьмут на себя ответ­ственность за коллег по цеху, и тогда исключение из профессионального сообщества станет расцениваться как крах жизненных целей.
 
Еще бы я назвал законы, меняю­щие систему обязательного медстрахования. В наших еще мутных водах желательно сохранить Фонд ОМС как гарантированный источник поступле­ния налоговых платежей, но при этом максимально расширить доброволь­ное медстрахование и сочетать эти два вида. Стоит вернуться к прежней практике, когда затраты предприятий на добровольное медстрахование вы­читались из налогооблагаемой базы. Финансово они ничего не потеряют, зато приобретут в плане набора бо­лее качественных кадров (ведь в соцпакете для любого главное — медстраховка).
 
При этом государство получает бо­лее оптимальную систему финанси­рования здравоохранения. При нали­чии у человека добровольного полиса обязательный ему уже не требуется, а значит, платежи в ОМС чистым ви­дом идут на солидарное страхование в общие затраты отрасли и направля­ются на покрытие расходов для нера­ботающего населения. Тогда и тариф можно снизить, то есть налоговую нагрузку.
 
- Необходимости увеличивать фи­нансирование здравоохранения, как предлагают ряд депутатов Госдумы, вы не видите?
 
- И да и нет. Денег на медицину всегда не хватает, даже при расходах на нее 15 процентов ВВП. Сначала давайте наведем порядок в исполь­зовании того, что сегодня даем. Ре­зюмирую. Первое — надо законода­тельно принять национальную модель здравоохранения. Второе — изменить систему отчетности и регулирования медицинской деятельности. Третье — ввести индивидуальную ответствен­ность врачей через саморегулируе­мые профессиональные сообщества. Четвертое — предоставлять в поликли­ническом звене лекарства, как прак­тикуется во многих странах. Пятое — перейти от чисто фискальной идеи одноканального финансирования на многоканальное.
 
Думаю, тогда у нас не будет таких неожиданных вроде бы проколов, как допущенный сегодня всплеск смертности населения. Здоровье народа  — главная ценность для любого государства.        
 
Беседовала Людмила Глазкова
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3429