Закон должен учитывать специфику Дальнего Востока и Байкальского региона
Госсобрание Республики Саха (Якутия) отметило свое 20-летие целым рядом крупных мероприятий.
В столице республики прошли расширенное совещание Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», выездное заседание рабочей группы Совета Федерации по подготовке предложений для совершенствования законодательства Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона, межрегиональный «круглый стол» на тему «Законодательное регулирование вопросов эффективного развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона».
О некоторых итогах и о том, что собой представляют и какие задачи призваны решить предложенные законодательные меры по развитию макрорегиона, Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Жирков рассказал парламентскому обозревателю «РФ сегодня».
РФС: Александр Николаевич, какие вопросы стали предметом обсуждения?
А. Жирков: Круг рассмотренных вопросов, не выходя за рамки общей тематики развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона, достаточно обширен. Перечислю лишь некоторые из них: это совершенствование правового регулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, развитие предпринимательства, стимулирование притока частных инвестиций на территорию Дальнего Востока и Байкальского региона, привлечение трудовых ресурсов, развитие науки и образования, основные социальные проблемы и пути их решения.
Важными итоговыми документами стали обращение Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» к Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу законодательного обеспечения ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона и резолюция межрегионального «круглого стола». Оба документа отмечают необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации по вопросам развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона и свидетельствуют о согласованном мнении всех законодательных и исполнительных органов власти субъектов макрорегиона о важности принятия особого комплексного закона.
РФС: Какие основные законодательные меры развития Дальнего Востока и Байкальского региона были рассмотрены?
А. Жирков: Участники проведенных мероприятий согласны, что действующее законодательство Российской Федерации не позволяет осуществить ускоренное комплексное развитие огромной территории Дальневосточного и Байкальского макрорегиона. Усилий на местах также недостаточно. Необходимо политическое решение, продуманная государственная поддержка развития территорий.
В рамках общего законодательства при равных условиях развития производства, при равных индикаторах жизнедеятельности преодолеть оторванность, отсталость дальневосточных и северных территорий от метрополии невозможно. Для решения этих задач рабочей группой предложен проект закона об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Также в целях комплексного решения соответствующих правовых вопросов в пакете с данным законопроектом подготовлены проекты федеральных законов «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По сути дела проект закона об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона — это свод правовых норм, если хотите, кодекс Дальнего Востока и Байкальского региона, который опишет экономические, налоговые, бюджетные, социальные и иные особенности макрорегиона.
Предполагаемые проектом изъятия из общих правил законодательного регулирования направлены прежде всего на создание на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе конкурентоспособных со странами АТР условий ведения предпринимательской деятельности и инвестирования.
Законопроект включает в себя пять направлений. Это налоговые режимы, бюджетные отношения, создание функционирования особых экономических зон, организация инвестиционной, промышленной, агропромышленной деятельности и социальная политика государства на Дальнем Востоке и Байкальском регионе.
Кстати сказать, нами также обсуждался проект федерального закона, подготовленный Министерством по развитию Дальнего Востока о территориях опережающего развития. И в этой связи базовым, основополагающим мы видим проект закона «Об ускоренном социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона» и как частное, конкретизирующее, добавляющее некоторые моменты — проект о территориях опережающего развития. Считаю, что оба законопроекта направлены на решение одной стратегической цели — развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. Разница в том, что первый из них создает комплексные инструменты развития, второй предлагает частичные меры.
РФС: Александр Николаевич, почему северо-восточным территориям России нужны особые условия развития?
А. Жирков: Это обусловлено несколькими моментами. Первый — стране необходимо искать новые экономические пути развития, и для обеспечения динамики движения вперед нужны новые инвестиции, которые следует находить и притягивать в пределах РФ.
Второй — наличие под боком Азиатско-Тихоокеанского региона, переживающего бурный рост. В глобальном мире Дальний Восток и Байкальский регион сильно ощущают влияние интенсивно развивающегося соседа, что сказывается не только на экономических отношениях, но и на восприятии населения. АТР становится для людей привлекательным, и эти настроения нужно учитывать.
Третье — выгодное геоэкономическое положение нашего макрорегиона между странами Евросоюза и АТР делает его предметом инвестиционного интереса для обеих сторон. Это оптимальный транспортный коридор: Транссиб и Северный морской путь короче по протяженности, чем Суэцкий канал.
Плюс четвертый момент — новый геополитический расклад в отношениях России с Европой из-за событий на Украине.
Все совпало, и по сути, альтернативы быстрому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона нет. Комплексный подход к решению проблемы предлагает законопроект рабочей группы Совета Федерации, разработанный под руководством вице-спикера верхней палаты Вячеслава Штырова.
РФС: Почему понадобился закон, когда действует соответствующая госпрограмма по социально-экономическому развитию?
А. Жирков: Изначально программа предполагала формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона, превращение его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, в структуре которой преобладают высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью. Речь шла о кардинальном улучшении социально-демографической ситуации, формировании удобных условий жизнедеятельности, учете интересов регионов и местного населения в общей парадигме развития. Но объем ее финансирования урезан с 5,7 до 3,8 триллиона рублей, да и этого обеспечения нет. Еще один нюанс: она утверждена распоряжением Правительства РФ. А вот если бы мы имели специальное законодательство по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона как правовой инструмент реализации госпрограммы, наверное, картина была бы другой.
РФС: Расскажите подробнее о философии законопроекта, подготовленного группой Штырова.
А. Жирков: Хочу сразу подчеркнуть, хотя он предложен членами Совета Федерации, но немалый вклад в его разработку внесли сами регионы. Это плод не кабинетных усилий, а труда людей, которые действуют, что называется, на земле и хорошо знакомы с региональными проблемами. Документ много раз обсуждался, в том числе на прошедшем общем собрании Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».
Его философия исходит из того, что Дальний Восток и Байкальский регион — огромный макрорегион, отдаленный от Центральной России и весьма своеобразный по климатическим и географическим факторам. Как это не учитывать? В них упираются трудности освоения недровых богатств, утяжеления производства, создания транспортной и энергетической инфраструктуры, привлечения рабочей силы. Бизнес ориентирован на комфортную среду. Для того чтобы мы могли конкурировать, нужно создать равные условия ведения бизнеса. Иначе крупный инвестор, особенно иностранный, в макрорегион не придет. Предлагаемых для этого таких инструментов, как особые экономические зоны и территории опережающего развития, в нашем случае недостаточно.
К северам было особое отношение в советский период, что притягивало сюда людей и задерживало надолго. На них пытались равняться другие регионы. Отсюда появилось понятие «приравненные к ним местности». Потом внимание государства к восточным районам в силу известных причин ослабло, но сегодня вновь такой стратегический подход закладывается в общую стратегию развития России. Это очень важно. Предусматривается развитие производства и обеспечение населению более или менее комфортных условий проживания. Но все это нужно закрепить в законодательстве.
РФС: Вернуть северные надбавки?
А. Жирков: Это лишь верхушка айсберга, за которой прежде стояла продуманная система мер. Именно ее деградация в 90-е годы повлекла за собой массовый уход людей с северов и востока, а вместе с этим упало производство.
Наша главная задача сохранить население и территории. Нужно стремиться сохранить главные объекты жизнедеятельности, культуру народов, населяющих эти территории, независимо от национальной принадлежности. Это позволит сохранить целостность России, обеспечить безопасность страны.
Дальний Восток включает в себя обширные территории, расположенные в Арктической зоне России и на Крайнем Севере. Как известно эти территории крайне уязвимы с экологической точки зрения. Необходимо при осуществлении здесь крупных проектов учитывать интересы местного населения, коренных жителей для которых природные богатства являются основой жизнедеятельности. Сегодня у них большие проблемы — низкий уровень средней продолжительности жизни, относительная бедность, слабая государственная поддержка традиционных отраслей. Экология Севера и экология северного человека понятия неразделимые. Поэтому, мне бы хотелось чтобы, развивая макрорегион, будь то ускоренное развитие, создание территорий опережающего развития, особых экономических зон, мы понимали, что главное богатство — человек. Вы, кстати, раньше бывали на северах?
РФС: Бывала в Ненецком автономном округе, большом заполярном поселке Амдерма.
А. Жирков: Ну сейчас его, можно считать, нет. Из 5 тысяч жителей осталось меньше 500. Ушли и гражданские, и военные. Надеюсь, что разрабатываемая сейчас программа по Арктике изменит положение. Мы приветствуем разворот политики государства к северо-восточным территориям и не просто сидим в ожидании, а стараемся внести свой вклад в разработку необходимых механизмов развития.
РФС: Восточный вектор развития экономики России — это уже аксиома. Никто его не оспаривает. За чем стало дело?
А. Жирков: Имеется несколько подходов к решению проблемы. Во-первых, комплексный. Создать человеку нормальные условия жизни и труда, дать возможность обзавестись семьей, предоставить услуги медицины, образования и на этой основе оживлять экономику. Во-вторых, подобрать точки роста с расчетом на мультипликативный эффект и приближением к конкурентоспособности экономических лидеров АТР и при этом инфраструктуру региона развивать посредством принятых федеральных целевых программ. Он содержится в законопроекте Минразвития Дальнего Востока о территориях опережающего развития (ТОРах). Выбираются такие территории в ходе очень жесткого конкурса по строгим критериям — территориальной обособленности, отдачи на рубль вложенных средств и максимально быстрой оборачиваемости инвестиций. Из-за этого не все субъекты сегодня могут подключиться к этим точкам. Кто-то вообще останется в пролете.
Наконец, имеется третий подход — нечто среднее между комплексным развитием территорий и точечным развитием предприятий или отдельных производств. Это особые экономические зоны — ОЭЗ. Они занимают какую-то часть территории и используют другие налоговые и бюджетные порядки с перспективой выхода на ускоренное развитие региона. Надо сказать, что механизмы запуска ТОРов не сильно отличаются от механизмов создания ОЭЗ, только первые более обособленные и имеют повышенные налоговые льготы и административные полномочия, включая использование земли, а также большую свободу действий для резидентов — обладателей лицензий и т.д.
Нам, коренным жителям этих мест, ближе, разумеется, комплексный подход. Он позволяет развивать промышленность и обеспечивать как приезжему рабочему контингенту, так и местному населению примерно равные условия существования.
РФС: То есть среди подходов конкурируют чисто коммерческий с прицелом на быструю окупаемость и по большому счету — стратегический с заглядом на будущее. Понятно, какой из них затратнее. Использовать вахтовый способ гораздо проще и требует меньше денег, чем обустраивать инфраструктуру жизни для всех жителей.
А. Жирков: С точки зрения экономистов и производственников, вахтовый метод, конечно, хорош, но местные жители всегда относятся к нему настороженно. За ним стоят лучшие условия труда и заработка для приезжих, а со стороны последних — не очень бережное отношение к экологической системе. К тому же заработанные ими деньги вывозятся из региона.
Я считаю, что закон о ТОРах можно интегрировать в законопроект «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Концептуальность, системность и юридическая проработка законопроекта делают его базовым. Самое главное, что он одушевлен самой жизнью, а это гарантия того, что он будет эффективно работать.
РФС: Предположим, что будут приняты оба законопроекта. Это разве не хорошо?
А. Жирков: Дальнему Востоку от этого плохо не будет. Дело в другом. На нескольких точках роста не поднять экономику макрорегиона, а значит, рано или поздно придется принимать новый закон. Но зачем откладывать? Президент России Владимир Путин поставил четкую задачу, назвав подъем Дальнего Востока и Байкальского региона проектом XXI века. Так давайте не будем терять время и основы будущего развития заложим сейчас.
Москва — Якутск — Москва Фото Василий Кононов, Ил Тумэн
Национальный праздник лета — Ысыах. Это праздник в честь божеств Айыы и возрождения природы после долгой зимы.