«Власть должна быть через дорогу»

Председатель Законодательного собрания Калужской области Виктор Сергеевич БАБУРИН до избрания на этот пост прошел все ступени региональной власти.

Был депутатом районного, городского, областного советов народных депутатов, депутатом Законодательного собрания Калужской области первого созыва. Ранее был и на партийной, и на исполкомовской работе. До избрания в марте 2010 года Председателем областного законодательного органа работал заместителем губернатора.

«Власть должна быть через дорогу»
 
Виктор БАБУРИН
 
Виктор Сергеевич, мы встречаемся в канун 20-ле­тия возглавляемого вами Законодательного собрания, юбилей которого связан с юбилеем всероссийским — 20-летием Конституции. Каким вы помните и как оцени­ваете то время?
— Конечно, помню кризисные события 93-го. Я тогда был депутатом областного Совета и председателем Дзержин­ского райисполкома. Не знали, что делать, как быть. Отмечу мудрую организующую роль Валерия Васильевича Сударенкова, нашего нынешнего сенатора, тогда председателя Калужского областного Совета народных депутатов. Он не допустил хаоса. А доходило до того, что одни были готовы идти в Москву на помощь Советам, другие призывали к рас­праве над партработниками. Дискуссий было много. Спо­ров. Но мы никого из достойных людей не потеряли, в том числе и из бывших партийцев. Некоторые из них и сейчас признанные авторитеты в своих районах.
Помню хорошо, как мы принимали и устав региона. Сколько же у нас было споров! Не поверите, до мордобоя доходило. Были лихие супердемократы, считающие, что вот есть три ветви власти и друг с другом они и здороваться не должны. Иные руководствовались буквально ельцинским постулатом: «Берите суверенитета, сколько можете прогло­тить». Но были и трезвые головы. Властей-то три, а народ-то один. Конституция страны заложила тогда основополагаю­щие вещи.
Пытаясь сейчас найти определение, чем же стала Кон­ституция, скажу так: это было вхождение в новый демокра­тический мир. Я много встречаюсь с людьми. И нередко приходится слышать: «А вот в Конституции записано…» Вос­приняли, значит.
 
А как воспринимают власть, которая ближе всех к народу, впервые прописанное в Конституции местное самоуправление?
— Безусловно, после советской партийной вертикали бы­ло непросто воспринимать это вот «разложение по полоч­кам», разложение полномочий, то есть, то, что теперь надо самим принимать решение, действовать в рамках своих законных полномочий, в рамках той самой Конституции. Я много занимался местным самоуправлением, был членом Президентского Совета по местному самоуправлению при Ельцине, был привлечен в качестве эксперта при выработке закона о местном самоуправлении РФ. Я практик. Но даже мне было вначале не понятно, как это так, какой-то сельсовет должен действовать САМ, за свои деньги, под свою от­ветственность, и никто ему не имеет права указать, наказать, снять с работы и т.д. Усвоение вот этой самой самостоятель­ности даже психологически трудно было.
Но есть в Конституции один сакраментальный принцип, а, именно, «местное самоуправление — власть подзакон­ная», т.е. власть, которая работает под законом — под го­сударственным регулированием. Но не входит в систему органов государственной власти. То есть, у тебя, у местной власти, есть конкретные полномочия. Под эти полномочия у тебя должны быть конкретные ресурсы, права, обязанности, объемы. Исполняй.
С другой стороны, государство не имеет права вме­шиваться, если закон местной властью исполняется, за­чем дергать за ниточки, как кукловод. Сама местная власть должна отвечать перед своими избирателями. И когда мы здесь (я был руководителем Управления по местному са­моуправлению администрации губернатора области) уже вводили в силу 131-й закон, мы действовали четко. Местное самоуправление в Калужской области состоялось и рабо­тает достаточно эффективно.
Мы провели выборы депутатов Калужской области, ис­пользуя 131-й закон, по которому глава муниципального об­разования может быть избран как напрямую, так и из числа депутатов. Мы посчитали, что он должен быть избран из чис­ла депутатов. А глава администрации — это хозяйственник, он должен решать конкретные вопросы, не заниматься по­литикой и т.д. Он должен быть назначен представительным органом. В чем преимущество нашего выбора? В том, что глава муниципального образования, избранный из числа де­путатов, им подконтролен. Мы приняли решение, что они у нас, как правило, работают на неосвобожденной основе, то есть их задача — исполнять только те обязанности, кото­рые предписаны законом. Все. Не лезь командовать. А гла­ва администрации наоборот. Его контроль — прямой. За счет этого мы не снизили управляемость области.
Местное самоуправление — это сегодня реальная власть со своими полномочиями, к сожалению, очень ма­ленькими средствами. Я очень уважительно отношусь к этой власти. Ведь, по сути, она опирается на народные тра­диции.
Моя мать была председателем сельсовета. Тоже мест­ное самоуправление. Я родом из вятской глубинки, до рай­центра 60 верст на тракторе волоком. Мать была в дерев­не и царь, и бог, и воинский начальник. Помню пацаном. Ночь уже. Стучатся: «Татьяна Петровна, он опять бузит». Мать одевается, пошла. Утром мужик этот стоит, ну, как пацан. Мать отругала его… Людям нужна власть. Самая близкая. Я повторю мудрые слова Валерия Васильевича Сударенкова: «Власть должна быть у человека через дорогу». Местное са­моуправление — это величайшее благо, дарованное нам Конституцией.
 
—  Если можно, немного подробнее о результатах, о ко­манде, о роли власти, которая «через дорогу).
—  Возглавляет команду губернатор Анатолий Дмитрие­вич Артамонов — наш, калужский. Он осознал, чтобы под­нимать экономику, надо самим зарабатывать деньги. При­влечь инвестора. Как? Первое, в области должна быть ста­бильность — политическая, социальная. Второе, не долж­но быть коррупции. Губернатор практически ее искоренил. В области благоприятный инвестиционный климат. Такой вот штрих — у каждого инвестора есть номер мобильного телефона губернатора, они могут позвонить ему в любое время. Или, скажем, больной во многих регионах вопрос регистрации собственности, который решается годами, у нас это занимает 19 дней.
Формирование бизнес-среды началось около десяти лет назад. Область сделала ставку на привлечение инвести­ций. По данным статистики: объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования с 2006 го­да по 1 полугодие 2013 года составил 453,7 млрд рублей, из них 298,0 млрд рублей — инвестиции по крупным и сред­ним организациям, 55,4 процента которых были вложены в обрабатывающую промышленность.
За тот же период объем иностранных инвестиций, посту­пивших в региональную экономику, составил 7,1 млрд дол­ларов США, в том числе прямые иностранные инвестиции — 4,2 млрд долларов США.
За последние пять лет объем производства вырос более чем в 2 раза. Темп роста промышленного производства в 2012 году — 6,6 процента. По объему отгруженной продук­ции на душу населения в сегменте «Обрабатывающие про­изводства» Калужская область занимает 1-е место в РФ. Объем производства на 1 человека увеличился с 89 тыс. ру­блей, до 437 тыс. (по этому показателю поднялись с 25-го места на 2-е в Российской Федерации). Всего объем про­мышленного производства вырос на 357 млрд рублей.
В области сконцентрировано 770 различных предпри­ятий. Они формируют порядка 40 процентов ВРП и обеспе­чивают более половины налоговых поступлений в областной бюджет. В промышленности работает почти треть населе­ния области.
 
Полагаю, экономическое развитие невозможно без законодательной базы, законодательного сопровожде­ния.
—  Так вот «команда» — это еще и активное взаимодей­ствие исполнительной и законодательной власти. Практиче­ски перед каждым заседанием сессии Законодательно­го собрания глава региона встречается с руководителями фракций, чтобы сверить позиции, и определить вектор даль­нейшего развития области, в том числе и экономического. Благодаря такому сотрудничеству в нашем регионе сфор­мирована нормативно-правовая база государственной поддержки инвесторов.
Еще в 1998 году Законодательным собранием был принят Закон «О государственной поддержке субъектов инвестици­онной деятельности в Калужской области». На тот момент это был инновационный закон. Согласно ему государствен­ная поддержка инвесторам может осуществляться в самых разных формах: предоставление средств областного бюд­жета; налоговых льгот; изменение сроков уплаты налогов и сборов в форме инвестиционного налогового кредита; предоставление имущества, находящегося в област­ной собственности, на льготных условиях; информационная поддержка.
Конечно, одним законом нельзя было сразу решить все возникающие проблемы и добиться успеха. Первая задача, которую необходимо было выполнить — это снять все адми­нистративные и бюрократические барьеры на пути развития бизнеса.
У нас разработано и принято много законов. В их числе «Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года», «О промышленной политике Калуж­ской области». Другой аспект — налоговая политика. Пред­усмотрен ряд налоговых льгот для предприятий, осуществля­ющих модернизацию. Мы рады всем, кто готов честно рабо­тать на нашей земле. Но мы не разделяем отечественных и зарубежных инвесторов. Ряд льгот действует и в отношении наших традиционных калужских предприятий.
С 1 января 2013 года согласно соответствующему реги­ональному закону освобождаются от налогообложения на имущество организации, работающие в сфере обрабаты­вающего производства, если произведены реконструкция, техническое перевооружение, модернизация производ­ства. Причем налоговая льгота зависит от объема инвести­ций. Данной налоговой льготой смогут в 2013 году восполь­зоваться около 30 традиционных промышленных предпри­ятий региона.
Законов много. Законы — это и правила, по которым ра­ботает команда, и управляемость. Отсюда и результат.
 
Что от экономического развития области имеют люди?
— Имеют… Вновь прибегну к цифрам. За 2012 год в об­ластную казну поступило 38 миллиардов 74 миллиона ру­блей. Темп роста к 2011 году — 113,9 процента. Расходы об­ластного бюджета за 2012 год составили 40 миллиардов 972 миллиона рублей. Темп роста — 115,3 процента.
Цифры — субстанция сухая. Поясню доступнее. Конек нашего экономического развития — это технопарки. Ка­лужские индустриальные парки занимают 5 856 га общей площади. На территории Калужской области реализованы или находятся в процессе реализации 134 инвестиционных проекта, из них 84 в индустриальных парках. 61 предприятие уже работает. На предприятиях «новой экономики» создано около 19 000 рабочих мест.
Около 40 миллиардов рублей — это отчисления с 2006-го по 1 квартал 2013 года в бюджеты всех уровней от предпри­ятий, которые работают в созданных нами технопарках, то есть отчисления от новой экономики.
При этом бюджет имеет социальную направленность. На финансирование социальной сферы в прошлом году на­правлено 62 процента от общего объема расходов, в том числе на образование—почти 8 с половиной миллиардов ру­блей, культуру и кинематографию — 495,3 миллиона рублей, здравоохранение — 8 миллиардов 853 миллиона рублей, со­циальную политику — 6 миллиардов 659 миллионов рублей, физическую культуру и спорт — 935 миллионов рублей.
Растет зарплата педагогов, врачей, работников дошколь­ного и дополнительного образования. На оплату труда ра­ботников этих сфер в 2012 году из региональной казны бы­ло выделено более 9 млрд рублей, или почти четверть всех запланированных расходов. Существенные финансовые средства предоставлялись на поддержку многодетных се­мей, материнства и детства. Более 50 тысяч многодетных семей получили пособия на сумму свыше 1 миллиарда рублей. С 1 января 2013 года установлена ежемесячная вы­плата на третьего и последующих детей. Свыше трех тысяч многодетных семей изъявили желание получить земельный участок под строительство.
Что такое, к примеру, индустриальный парк «Грабцево»? Мы туда вложили 2 млрд рублей бюджетных средств. Наверное, миллионы кубов земли перелопатили, подвели коммуникации, дороги, энергетику. И инвестор пошел к нам. И потянулась цепочка — возникли вспомогательные, сопутствующие и другие производства. Это уже не отверточная сборка. Сборка идет из собственных компонентов. А это же новые рабочие места. И так везде. Нам сегодня кри­тически не хватает рабочей силы. Нам надо строить боль­ше жилья. Мы по строительству уже перекрыли советские рекорды. Новая экономика — это нужда в нужных кадрах. Старая система ПТУ себя исчерпала. Мы создали обучаю­щие центры. В наш обучающий центр по автомобильному производству едут из других регионов учиться. Потянулась за этим и система высшего профобразования. Педвуз стал многопрофильным. Больше внимания филиалу МВТУ им. Баумана. Автокластер сформировался: Фольцваген, Воль­во, Рено, Пежо, Ситроен, Мицубиши.
 
—  Москва стала к вам ближе, имею в виду новую Мо­скву. Ваше восприятие?
—  Есть и плюсы, и минусы, и надежды, и планы. Год на­зад мы подписали протокол о развитии сотрудничества между Московской городской Думой и Законодательным собранием Калужской области. Но с изменением границ столицы потребность во взаимодействии стала еще выше. Москва вплотную подошла к Калужской области, и теперь многие отношения в законодательном плане нужно регу­лировать совместно. Это и вопросы экологии, и транспорт­ной инфраструктуры, и утилизации отходов. Мы должны на­ходить подходы с тем, чтобы законодательство наших реги­онов не контрастировало, а было синхронизировано.
Или такой вопрос. В летние месяцы в ряде наших районов население за счет Москвы увеличивается в разы, скажем, в Жуковском районе в пять раз и достигает 250 тысяч. Это колос­сальная нагрузка на местную инфраструктуру. Ведь ни меди­цинского персонала, ни дорог, ни мусороуборочных машин в летние месяцы там не прибавляется. Если Правительство Москвы заинтересовано в том, чтобы москвичи отдыхали в экологически чистом Калужском регионе, то оно пойдет нам навстречу в решении этих проблем и будет способствовать развитию социальной инфраструктуры. Надеемся на расши­рение и культурной «экспансии», на то, что детей наших будет больше учиться в московских вузах. Надеемся также, что часть производств Москва будет заинтересована вывести в наши депрессивные районы.
 
Беседовал Евгений РУМЯНЦЕВ
 
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 4444