Был депутатом районного, городского, областного советов народных депутатов, депутатом Законодательного собрания Калужской области первого созыва. Ранее был и на партийной, и на исполкомовской работе. До избрания в марте 2010 года Председателем областного законодательного органа работал заместителем губернатора.
Виктор БАБУРИН
— Виктор Сергеевич, мы встречаемся в канун 20-летия возглавляемого вами Законодательного собрания, юбилей которого связан с юбилеем всероссийским — 20-летием Конституции. Каким вы помните и как оцениваете то время?
— Конечно, помню кризисные события 93-го. Я тогда был депутатом областного Совета и председателем Дзержинского райисполкома. Не знали, что делать, как быть. Отмечу мудрую организующую роль Валерия Васильевича Сударенкова, нашего нынешнего сенатора, тогда председателя Калужского областного Совета народных депутатов. Он не допустил хаоса. А доходило до того, что одни были готовы идти в Москву на помощь Советам, другие призывали к расправе над партработниками. Дискуссий было много. Споров. Но мы никого из достойных людей не потеряли, в том числе и из бывших партийцев. Некоторые из них и сейчас признанные авторитеты в своих районах.
Помню хорошо, как мы принимали и устав региона. Сколько же у нас было споров! Не поверите, до мордобоя доходило. Были лихие супердемократы, считающие, что вот есть три ветви власти и друг с другом они и здороваться не должны. Иные руководствовались буквально ельцинским постулатом: «Берите суверенитета, сколько можете проглотить». Но были и трезвые головы. Властей-то три, а народ-то один. Конституция страны заложила тогда основополагающие вещи.
Пытаясь сейчас найти определение, чем же стала Конституция, скажу так: это было вхождение в новый демократический мир. Я много встречаюсь с людьми. И нередко приходится слышать: «А вот в Конституции записано…» Восприняли, значит.
— А как воспринимают власть, которая ближе всех к народу, впервые прописанное в Конституции местное самоуправление?
— Безусловно, после советской партийной вертикали было непросто воспринимать это вот «разложение по полочкам», разложение полномочий, то есть, то, что теперь надо самим принимать решение, действовать в рамках своих законных полномочий, в рамках той самой Конституции. Я много занимался местным самоуправлением, был членом Президентского Совета по местному самоуправлению при Ельцине, был привлечен в качестве эксперта при выработке закона о местном самоуправлении РФ. Я практик. Но даже мне было вначале не понятно, как это так, какой-то сельсовет должен действовать САМ, за свои деньги, под свою ответственность, и никто ему не имеет права указать, наказать, снять с работы и т.д. Усвоение вот этой самой самостоятельности даже психологически трудно было.
Но есть в Конституции один сакраментальный принцип, а, именно, «местное самоуправление — власть подзаконная», т.е. власть, которая работает под законом — под государственным регулированием. Но не входит в систему органов государственной власти. То есть, у тебя, у местной власти, есть конкретные полномочия. Под эти полномочия у тебя должны быть конкретные ресурсы, права, обязанности, объемы. Исполняй.
С другой стороны, государство не имеет права вмешиваться, если закон местной властью исполняется, зачем дергать за ниточки, как кукловод. Сама местная власть должна отвечать перед своими избирателями. И когда мы здесь (я был руководителем Управления по местному самоуправлению администрации губернатора области) уже вводили в силу 131-й закон, мы действовали четко. Местное самоуправление в Калужской области состоялось и работает достаточно эффективно.
Мы провели выборы депутатов Калужской области, используя 131-й закон, по которому глава муниципального образования может быть избран как напрямую, так и из числа депутатов. Мы посчитали, что он должен быть избран из числа депутатов. А глава администрации — это хозяйственник, он должен решать конкретные вопросы, не заниматься политикой и т.д. Он должен быть назначен представительным органом. В чем преимущество нашего выбора? В том, что глава муниципального образования, избранный из числа депутатов, им подконтролен. Мы приняли решение, что они у нас, как правило, работают на неосвобожденной основе, то есть их задача — исполнять только те обязанности, которые предписаны законом. Все. Не лезь командовать. А глава администрации наоборот. Его контроль — прямой. За счет этого мы не снизили управляемость области.
Местное самоуправление — это сегодня реальная власть со своими полномочиями, к сожалению, очень маленькими средствами. Я очень уважительно отношусь к этой власти. Ведь, по сути, она опирается на народные традиции.
Моя мать была председателем сельсовета. Тоже местное самоуправление. Я родом из вятской глубинки, до райцентра 60 верст на тракторе волоком. Мать была в деревне и царь, и бог, и воинский начальник. Помню пацаном. Ночь уже. Стучатся: «Татьяна Петровна, он опять бузит». Мать одевается, пошла. Утром мужик этот стоит, ну, как пацан. Мать отругала его… Людям нужна власть. Самая близкая. Я повторю мудрые слова Валерия Васильевича Сударенкова: «Власть должна быть у человека через дорогу». Местное самоуправление — это величайшее благо, дарованное нам Конституцией.
— Если можно, немного подробнее о результатах, о команде, о роли власти, которая «через дорогу).
— Возглавляет команду губернатор Анатолий Дмитриевич Артамонов — наш, калужский. Он осознал, чтобы поднимать экономику, надо самим зарабатывать деньги. Привлечь инвестора. Как? Первое, в области должна быть стабильность — политическая, социальная. Второе, не должно быть коррупции. Губернатор практически ее искоренил. В области благоприятный инвестиционный климат. Такой вот штрих — у каждого инвестора есть номер мобильного телефона губернатора, они могут позвонить ему в любое время. Или, скажем, больной во многих регионах вопрос регистрации собственности, который решается годами, у нас это занимает 19 дней.
Формирование бизнес-среды началось около десяти лет назад. Область сделала ставку на привлечение инвестиций. По данным статистики: объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования с 2006 года по 1 полугодие 2013 года составил 453,7 млрд рублей, из них 298,0 млрд рублей — инвестиции по крупным и средним организациям, 55,4 процента которых были вложены в обрабатывающую промышленность.
За тот же период объем иностранных инвестиций, поступивших в региональную экономику, составил 7,1 млрд долларов США, в том числе прямые иностранные инвестиции — 4,2 млрд долларов США.
За последние пять лет объем производства вырос более чем в 2 раза. Темп роста промышленного производства в 2012 году — 6,6 процента. По объему отгруженной продукции на душу населения в сегменте «Обрабатывающие производства» Калужская область занимает 1-е место в РФ. Объем производства на 1 человека увеличился с 89 тыс. рублей, до 437 тыс. (по этому показателю поднялись с 25-го места на 2-е в Российской Федерации). Всего объем промышленного производства вырос на 357 млрд рублей.
В области сконцентрировано 770 различных предприятий. Они формируют порядка 40 процентов ВРП и обеспечивают более половины налоговых поступлений в областной бюджет. В промышленности работает почти треть населения области.
— Полагаю, экономическое развитие невозможно без законодательной базы, законодательного сопровождения.
— Так вот «команда» — это еще и активное взаимодействие исполнительной и законодательной власти. Практически перед каждым заседанием сессии Законодательного собрания глава региона встречается с руководителями фракций, чтобы сверить позиции, и определить вектор дальнейшего развития области, в том числе и экономического. Благодаря такому сотрудничеству в нашем регионе сформирована нормативно-правовая база государственной поддержки инвесторов.
Еще в 1998 году Законодательным собранием был принят Закон «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области». На тот момент это был инновационный закон. Согласно ему государственная поддержка инвесторам может осуществляться в самых разных формах: предоставление средств областного бюджета; налоговых льгот; изменение сроков уплаты налогов и сборов в форме инвестиционного налогового кредита; предоставление имущества, находящегося в областной собственности, на льготных условиях; информационная поддержка.
Конечно, одним законом нельзя было сразу решить все возникающие проблемы и добиться успеха. Первая задача, которую необходимо было выполнить — это снять все административные и бюрократические барьеры на пути развития бизнеса.
У нас разработано и принято много законов. В их числе «Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года», «О промышленной политике Калужской области». Другой аспект — налоговая политика. Предусмотрен ряд налоговых льгот для предприятий, осуществляющих модернизацию. Мы рады всем, кто готов честно работать на нашей земле. Но мы не разделяем отечественных и зарубежных инвесторов. Ряд льгот действует и в отношении наших традиционных калужских предприятий.
С 1 января 2013 года согласно соответствующему региональному закону освобождаются от налогообложения на имущество организации, работающие в сфере обрабатывающего производства, если произведены реконструкция, техническое перевооружение, модернизация производства. Причем налоговая льгота зависит от объема инвестиций. Данной налоговой льготой смогут в 2013 году воспользоваться около 30 традиционных промышленных предприятий региона.
Законов много. Законы — это и правила, по которым работает команда, и управляемость. Отсюда и результат.
— Что от экономического развития области имеют люди?
— Имеют… Вновь прибегну к цифрам. За 2012 год в областную казну поступило 38 миллиардов 74 миллиона рублей. Темп роста к 2011 году — 113,9 процента. Расходы областного бюджета за 2012 год составили 40 миллиардов 972 миллиона рублей. Темп роста — 115,3 процента.
Цифры — субстанция сухая. Поясню доступнее. Конек нашего экономического развития — это технопарки. Калужские индустриальные парки занимают 5 856 га общей площади. На территории Калужской области реализованы или находятся в процессе реализации 134 инвестиционных проекта, из них 84 в индустриальных парках. 61 предприятие уже работает. На предприятиях «новой экономики» создано около 19 000 рабочих мест.
Около 40 миллиардов рублей — это отчисления с 2006-го по 1 квартал 2013 года в бюджеты всех уровней от предприятий, которые работают в созданных нами технопарках, то есть отчисления от новой экономики.
При этом бюджет имеет социальную направленность. На финансирование социальной сферы в прошлом году направлено 62 процента от общего объема расходов, в том числе на образование—почти 8 с половиной миллиардов рублей, культуру и кинематографию — 495,3 миллиона рублей, здравоохранение — 8 миллиардов 853 миллиона рублей, социальную политику — 6 миллиардов 659 миллионов рублей, физическую культуру и спорт — 935 миллионов рублей.
Растет зарплата педагогов, врачей, работников дошкольного и дополнительного образования. На оплату труда работников этих сфер в 2012 году из региональной казны было выделено более 9 млрд рублей, или почти четверть всех запланированных расходов. Существенные финансовые средства предоставлялись на поддержку многодетных семей, материнства и детства. Более 50 тысяч многодетных семей получили пособия на сумму свыше 1 миллиарда рублей. С 1 января 2013 года установлена ежемесячная выплата на третьего и последующих детей. Свыше трех тысяч многодетных семей изъявили желание получить земельный участок под строительство.
Что такое, к примеру, индустриальный парк «Грабцево»? Мы туда вложили 2 млрд рублей бюджетных средств. Наверное, миллионы кубов земли перелопатили, подвели коммуникации, дороги, энергетику. И инвестор пошел к нам. И потянулась цепочка — возникли вспомогательные, сопутствующие и другие производства. Это уже не отверточная сборка. Сборка идет из собственных компонентов. А это же новые рабочие места. И так везде. Нам сегодня критически не хватает рабочей силы. Нам надо строить больше жилья. Мы по строительству уже перекрыли советские рекорды. Новая экономика — это нужда в нужных кадрах. Старая система ПТУ себя исчерпала. Мы создали обучающие центры. В наш обучающий центр по автомобильному производству едут из других регионов учиться. Потянулась за этим и система высшего профобразования. Педвуз стал многопрофильным. Больше внимания филиалу МВТУ им. Баумана. Автокластер сформировался: Фольцваген, Вольво, Рено, Пежо, Ситроен, Мицубиши.
— Москва стала к вам ближе, имею в виду новую Москву. Ваше восприятие?
— Есть и плюсы, и минусы, и надежды, и планы. Год назад мы подписали протокол о развитии сотрудничества между Московской городской Думой и Законодательным собранием Калужской области. Но с изменением границ столицы потребность во взаимодействии стала еще выше. Москва вплотную подошла к Калужской области, и теперь многие отношения в законодательном плане нужно регулировать совместно. Это и вопросы экологии, и транспортной инфраструктуры, и утилизации отходов. Мы должны находить подходы с тем, чтобы законодательство наших регионов не контрастировало, а было синхронизировано.
Или такой вопрос. В летние месяцы в ряде наших районов население за счет Москвы увеличивается в разы, скажем, в Жуковском районе в пять раз и достигает 250 тысяч. Это колоссальная нагрузка на местную инфраструктуру. Ведь ни медицинского персонала, ни дорог, ни мусороуборочных машин в летние месяцы там не прибавляется. Если Правительство Москвы заинтересовано в том, чтобы москвичи отдыхали в экологически чистом Калужском регионе, то оно пойдет нам навстречу в решении этих проблем и будет способствовать развитию социальной инфраструктуры. Надеемся на расширение и культурной «экспансии», на то, что детей наших будет больше учиться в московских вузах. Надеемся также, что часть производств Москва будет заинтересована вывести в наши депрессивные районы.
Беседовал Евгений РУМЯНЦЕВ