У российских дизайнеров может появиться свой профессиональный праздник
В Совфеде уверены, что представители творческих индустрий должны знать свои права и уметь их защищать
Лишь 35 процентов представителей креативной отрасли в России владеют базовыми знаниями в сфере интеллектуальной собственности (ИС). Чтобы исправить ситуацию, надо сделать их изучение неотъемлемой частью образовательной стратегии творческих вузов и с этой целью актуализировать университетские программы. Об этом 8 декабря на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при председателе палаты регионов заявила глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Креативный сектор вырос в разы
Сегодня креативный сектор демонстрирует рекордные темпы роста — его доля в структуре российской экономики увеличилась в четыре раза и уже превышает четыре процента ВВП. Об этом в Совете Федерации сообщил первый замглавы Минэкономразвития Максим Колесников. И напомнил о задаче от Президента России — довести этот показатель до шести процентов к 2030 году.
Он также обратил внимание, что только в 12 регионах России показатель доли креативных индустрий в валовом региональном продукте превышает среднее значение (примерно 3,9 процента). Лидерство здесь предсказуемо держит Москва (порядка 10 процентов), «креативщики» Санкт-Петербурга показывают результат в 4,6 процента ВРП. «Мы рассчитываем на рывок в этой сфере и рассчитываем на активную поддержку в этом законодателей», — признался Колесников.
Согласно официальным данным, в России в создании творческих продуктов задействовано более трех миллионов человек. Правительством утверждена концепция развития креативных индустрий до 2030 года, а по поручению главы государства идет подготовка долгосрочной Стратегии развития креативной экономики. Стоит упомянуть, что недавно на площадке Межпарламентской ассамблеи СНГ был принят модельный закон о развитии креативных индустрий.
При этом, как подчеркнула сенатор Лилия Гумерова, выступая на заседании, в условиях, когда правовые рамки для регулирования креативного сектора созданы (в том числе на уровне принятия ряда федеральных законов), предстоит урегулировать несколько вопросов в сфере защиты авторских прав.
Говоря о сфере модельного и дизайнерского бизнеса, Гумерова привела примеры, которые доказывают актуальность темы охраны прав на интеллектуальную собственность (ИС). Так, такая обыденная вещь, как женские сапоги на молнии были придуманы еще в 1950-х годах советским дизайнером Верой Араловой. После ей поступало много предложений от зарубежных фирм, которые хотели купить у нее патент на производство таких сапог. Но продавать было нечего — патента попросту не было, чем в итоге воспользовались западные дизайнеры, которые скопировали у себя идею и получили большую прибыль.
Противоположный пример отношения к авторскому бренду — итальянский дизайнер Эльза Скиапарелли, которая была одной из главных соперниц Коко Шанель и так серьезно относилась к ИС, что запатентовала даже не фасон или выкройку, а… особый оттенок розового цвета. Он и стал в итоге фирменным знаком модного дома Скиапарелли.
Эти, как, впрочем, и другие подобные примеры из деятельности творческих индустрий, уверена Гумерова, «убеждают нас в необходимости развития правовой культуры на данном направлении». Сенатор убеждена: основы законодательства в сфере защиты ИС «должен знать каждый модельер, дизайнер или архитектор».
«Белые списки» для маркетплейсов
Согласно опросу, проведенному Федерацией креативных индустрий России, лишь 35 процентов работников отрасли владеют базовыми знаниями в сфере ИС. Чтобы исправить ситуацию, заявила Лилия Гумерова, надо актуализировать программы творческих вузов и сделать изучение основ авторского и интеллектуального права «частью образовательной стратегии» таких институтов.
«Мы в нашем Совете (по вопросам интеллектуальной собственности при председателе Совета Федерации. — Прим. ред.) приветствуем такой подход, — это, в хорошем смысле, насаждение правовой культуры, чтобы по каждому направлению деятельности творческих индустрий мы имели людей со знаниями по теме ИС. Безусловно, без корректировки наших университетских образовательных программ достичь этого невозможно», — уверена сенатор.
А для действующих промышленных дизайнеров, архитекторов, модельеров, считает Гумерова, надо сегодня подумать о запуске курсов по правовому ликбезу. Тем более, рассказала она, что такие примеры в регионах уже есть, и «мы слышим с мест, что это — необходимая практика».
Еще одно предложение сенаторов касается того, что профессиональное сообщество должно не просто знать свои права, но и уметь их отстаивать. Поэтому Лилия Гумерова считает необходимым готовить профильных юристов в сфере интеллектуального права. Она привела в пример рассказ губернатора Вологодской области Георгия Филимонова о том, как удалось справиться с засильем контрафакта известного бренда «вологодское масло». Когда местные производители объединились в гильдию вологодских маслоделов, там появились юристы, и нарушители стали по итогам судебных тяжб получать огромные штрафы. Соответственно, подделок стало меньше, оригинальная продукция была защищена.
Также, и на этом сенатор сделала акцент, много вопросов у представителей креативных индустрий возникает к маркетплейсам, где можно часто встретить контрафактную продукцию. А самостоятельно бороться в судах с недобросовестными производителями и распространителями многим не под силу.
«Считаем, что здесь надо сформировать проактивный механизм защиты ИС. Маркетплейсы вполне могут создавать собственные «белые списки», то есть маркировать товары, которые выпущены в продажу с согласия официальных производителей и других правообладателей», — заявила Лилия Гумерова.
По ее словам, чем больше гарантий защиты будет у интеллектуальной собственности, тем больше будет авторских продуктов и ноу-хау в России, и «нам надо работать на такой результат».
Подводя итоги обсуждения, Лилия Гумерова указала, что прозвучавшие предложения и инициативы будут проанализированы и учтены в работе Совета. Среди актуальных инициатив она выделила рекомендацию Правительству РФ при участии Союза дизайнеров рассмотреть вопрос об установлении профессионального праздника «День дизайнера».
Читайте также:
Ещё материалы: Лилия Гумерова





