И по представительству, и по остроте обсуждавшихся глобальных проблем, и по масштабам заключенных соглашений ему не было равных.
Поделиться впечатлениями от встречи в Северной столице и ответить на другие вопросы, связанные с экономической ситуацией в России, мы попросили одного из участников форума, депутата Государственной Думы, члена Комитета по бюджету и налогам Евгения ФЕДОРОВА.
Депутат Госдумы четырех созывов, председатель Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству (2008— 2011), сейчас — член Комитета ГД по бюджету и налогам. Родился в Ленинграде, окончил Ленинградское высшее военное инженерно-строительное училище, Северо-Западную академию государственной службы, Санкт-Петербургскую юридическую академию, кандидат экономических наук. В1985—1988 гг. выполнял интернациональный долг в Афганистане. В разные годы работал на руководящих должностях в Администрации Президента и Правительстве РФ. Имеет более 40 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Член Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия».
|
Евгений Алексеевич, итоги прошедшего форума весьма впечатляют: заключено 102 контракта на сумму 9,6 трлн рублей, что в 31 раз больше, чем в прошлом году. Чем вы объясняете такую результативность?
— Прежде всего, тем, что наша Северная столица, где уже в 17-й раз собрался Международный экономический форум, стала весьма удобной площадкой для встречи ведущих политиков, экономистов, бизнесменов и ученых. Всех тех, кто занимается изучением и практическим решением актуальных проблем глобальных экономических связей. В этом году на форуме заключен ряд крупных контрактов в торговой и производственной сферах. Очень хорошо, что в одном месте и в короткое время можно обсудить и согласовать все подписываемые документы. Не надо ждать в очередях, добиваться приема в высоких кабинетах. Все предложения рассматриваются быстро и получают надежные гарантии официальных лиц.
В работе приняли участие главы более 150 крупнейших мировых и около четырехсот российских компаний, гости из 71 страны. Такого широкого представительства раньше никогда не было.
Примечательно, что значительная часть подписанных контрактов касалась экспорта российских углеводородов. В частности, длительное время шли переговоры о поставке «Роснефтью» своей продукции в Китай сроком на 25 лет. Заключительная часть подписания этого соглашения пришлась именно на Петербургский форум.
—В последнее время произошел ряд перестановок в Центробанке, экономических блоках Администрации Президента и Правительства. Как, на ваш взгляд, они повлияют на приоритеты государственной экономической политики?
—Давайте посмотрим, что происходит во взаимоотношениях Правительства с Центробанком. Главное, на мой взгляд, началась дискуссия, которой не было больше двадцати лет. Суть ее в том — должен ли Центробанк поддерживать развитие отечественной экономики, нашего национального бизнеса прежде всего рефинансированием и снижением процентных ставок на кредиты. Об этом, в частности, говорил и Президент на Петербургском форуме. Наша банковская система сегодня имеет нормативы в пять раз более жесткие, чем в европейских странах. Соответственно наши предприниматели и производители получают меньше средств для модернизации и развития своих предприятий.
Можно посмотреть, сколько стоит получение кредита для малого и среднего бизнеса в наших банках. Порядка 17 процентов. А в США для получения такого же кредита — 0 процентов. Разница, как видите, огромная. Их банковская система, впрочем, как и европейская, заинтересована в стимулировании национального предпринимательства. И это определено их законодательной системой. А у нас банки не озабочены такими целями.
Главная задача Центробанка — обеспечивать международные резервы под предлогом борьбы с инфляцией. И других задач у него нет ни по закону, ни по Конституции. ЦБ отделен от государства, и вопросы поддержки национального бизнеса перед ним не стоят. А если это так, то банк и не станет его поддерживать. Ведь это требует дополнительных расходов.
Если вернуться к новым кадровым назначениям, то при обсуждении в Государственной Думе кандидатуры нового главы Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что вопрос поддержки национальной экономики является ключевым. Следовательно, предполагается снижение процентных ставок, нормативов и т.д. Тогда ей задали другой вопрос: а как же международные резервы? На что она ответила, что международные резервы трогать не будет. А где тогда взять средства на поддержку национальной экономики? Сегодня Центробанк занимается эмиссией, печатает рубли, выкупает на них доллары и направляет в зарубежные банки по низким процентным ставкам.
Очень хорошо, что новый глава Центробанка понимает необходимость поддержки национальной экономики и снижения процентных ставок. Это, конечно, обнадеживает. Но то, что эта проблема не будет решаться за счет сокращения золотовалютных резервов, вызывает опасение, что нынешняя ситуация существенно не изменится. Складывается парадоксальное положение. Или указание Президента о поддержке национальной экономики не будет выполняться, или придется использовать Резервный фонд, активы, которые хранятся за рубежом.
У нас золотовалютные резервы обеспечивают 65 процентов финансового оборота страны. Это в три раза больше, чем финансовая денежная масса. Национальный резерв предусматривает, что, когда граждане начинают менять свои рубли на доллары, надо иметь запас, чтобы этот обмен обеспечить. Например, курс рубля к доллару 1 к 30. Но тогда у нас так называемые международные резервы в 10 раз больше, чем требуется. Фактически это та дань, которую мы вынуждены выплачивать США и их союзникам.
Мы здесь упираемся в геополитический вопрос. Либо мы отказываемся от выплаты дани и идем по пути инновационного развития, к чему наш Президент призывает уже десять лет. Либо остаемся в положении проигравшей страны, продолжаем экспортировать свой интеллектуальный капитал, своих ученых и служим сырьевым придатком ведущих индустриальных государств.
—Евгений Алексеевич, в первом созыве Госдумы вы занимались проблемами экономической безопасности страны, возглавляли профильный подкомитет. Что изменилось с тех пор в этой области? Удалось ли обуздать «бегство капиталов» из России?
— Сегодня после более подробного изучения этой проблемы я должен признать, что у нас нет национальных капиталов. А, следовательно, и нет их «бегства». Ведь убежать может только то, что имеется в наличии. А в России сегодня понятие или статус национального капитала отсутствует. Просто нет условий для его существования: нет крупной частной собственности и ее соответствующего юридического обоснования, нет адекватной судебной системы. 90 процентов сделок наши государственные и частные компании вынуждены заключать за рубежом. Там условия более выгодны и более надежная правовая защита. Такая система сложилась после 1991 года с развалом СССР.
Что же происходит сегодня в сфере предпринимательства? Россия направляет свои ресурсы в другие страны, в США и Европу, в том числе и через офшоры. Там они формализуются, а далее часть этих ресурсов возвращается в Россию уже в качестве иностранных инвестиций. Своих внутренних капиталовложений у нас нет. Так как у нас отсутствует национальный капитал. То, что зарабатывают российские предприниматели, полностью подлежит вывозу за рубеж.
Поэтому люди, которые говорят о «вывозе капитала» сознательно или не сознательно становятся сторонниками эксплуатации нашей страны как колонии Запада. Мы, сторонники восстановления суверенитета России, говорим о необходимости формирования института национального капитала. Тогда и не будет проблемы его «бегства». Он сможет укорениться на своей отечественной почве. Естественно, придется менять юридическую и финансовую системы, многие законодательные акты. По большому счету и Конституцию.
—
Госдума по инициативе Президента приняла Постановление об амнистии для осужденных по экономическим статьям. Эксперты посчитали, что она может коснуться более десяти тысяч человек. Как это повлияет на экономическую ситуацию в стране, в частности, на развитие отечественного бизнеса?
— В России, к сожалению, бизнес стал весьма опасным видом деятельности для тех, кто им занимается. Особенно это касается мелкого и среднего предпринимательства. Бизнесмены — люди, которые вынуждены идти против сложившейся бюрократической системы, вплоть до нарушения действующего законодательства. Не случайно, что у нас на долю малого и среднего бизнеса приходится всего около 15 процентов ВВП. В Европе он составляет 50, в Китае — 55 процентов. Это не потому, что у нас предприимчивых и деловых людей меньше. Просто в России для них выделена очень маленькая правовая ниша.
У нас отсутствует возможность заниматься малым и средним бизнесом в области промышленности. А ведь то, что мы импортируем из Китая, из европейских стран — это продукция малого и среднего производства. У нас оно ограничено весьма жесткими рамками и барьерами, преодолеть которые, не нарушая закона, далеко не все могут.
Отсюда и правовые нарушения со стороны наших бизнесменов. Возникает дилемма — или ты нарушаешь закон или сворачиваешь свое дело. Некоторые предприниматели пошли по пути нарушения закона и за это поплатились. Если пройдет амнистия в отношении этих людей, то, безусловно, экономический климат в стране улучшится. Но надо идти дальше: изменить законодательство так, чтобы малому и среднему бизнесу стало легче работать, открыть ему доступ в промышленность, в переработку. Необходима либерализация экономического законодательства.
— На Петербургском форуме министр экономического развития отметил проявление в последние месяцы стагнации промышленности и риски возможной рецессии. К каким последствиям это может привести? И удастся ли нам избежать негативного влияния мировых кризисных явлений?
—Прежде всего, надо четко уяснить, что экономический кризис и связанные с ним издержки не наши, а имеют внешние истоки. И мы находимся под его влиянием. Это означает, что США и ведущие страны Европы решают свои экономические коллизии за наш счет. Эксперты, говорящие о стагнации промышленности и рисках возможной рецессии, абсолютно правы. Это также результат действия законов, которые принимаются под давлением Международного валютного фонда и других глобальных финансовых структур. В этих документах требуется ужесточить государственный контроль, назначить уполномоченных банков, ввести бюджетное правило, по которому 10 процентов прибыли можно изъять и перебросить в иностранные государства, для ЦБ ввести рекомендации «Базель III», то есть ужесточить нормативные требования по ликвидности капиталов.
— В своих выступлениях вы неоднократно предупреждали, что проводимая экономическая политика создает реальные угрозы суверенитету России. В чем это проявляется и как изменить складывающуюся ситуацию?
С развалом СССР Россия потерпела поражение в войне, которую называют «холодной», с США и их союзниками по НАТО. В результате как проигравшая сторона автоматически потеряла свой суверенитет и должна была согласиться на условия, которые диктовал ей победитель. Все пятнадцать наших республик фактически лишились суверенитета. И правила игры на их территории определяет победитель, разумеется, в своих интересах, с целью эксплуатации подвластных территорий. И наш Президент в последнем Послании Федеральному Собранию, если вы помните, не случайно говорил о необходимости укрепления суверенитета. Мы подсчитали, что если бы российская экономика была суверенной, скажем, на уровне Германии или Франции, то уровень жизни в стране повысился бы в 24 раза. То есть мы получили бы право на развитие малого и среднего отечественного бизнеса, на внутренние инвестиции, на внедрение современного инновационного производства и так далее. Уровень использования высоких технологий у нас в несколько раз ниже, чем в индустриально развитых странах.
Это не потому, что наши ученые или инженеры глупее или хуже работают, а потому, что нам фактически запрещают внедрять современные технологии. Мы выгодны как сырьевой придаток.
— И какой вы видите выход из такой печальной ситуации?
— Владимир Путин как национальный лидер призывает к укреплению национального суверенитета. Это историческая необходимость, но добиться освобождения можно лишь при широкой народной поддержке. Ведь нам предстоит кардинальное преобразование всей системы управления, изменение законодательной базы и Конституции. Поэтому вопрос суверенитета упирается в политическую волю наших сограждан. Готовы ли они хотя бы продемонстрировать решимость изменить ситуацию. Тогда можно добиться реализации искомой цели. Другого варианта изменения сложившейся системы нет. Она может быть изменена только через конституционный референдум, совместными усилиями власти и народа.
Беседовал Александр СУХОПАРОВ