Туризм в России конкурирует с IT по темпам роста
Однако некоторые крупные проекты пока находятся в зависшем состоянии
Отрасль туризма в России практически сравнялась по темпам роста с IT — такое заявление в среду, 15 октября, сделал во время выступления в Госдуме на заседании Комитета по бюджету и налогам министр экономического развития Максим Решетников. По словам чиновника, к 2030 году количество туристических поездок по стране в год достигнет 140 миллионов, а в строй войдут новые гостиницы и отели на 75 тысяч номеров. Однако не все так радужно: по некоторым крупным проектам, связанным с туристической привлекательностью регионов, наблюдаются серьезные трудности. Подробности — в материале «Парламентской газеты».
От прямых субсидий до новых гостиниц
Как отметил Максим Решетников, туризм сегодня является самой быстрорастущей отраслью так называемой экономики предложений, и поэтому ему, конечно, уделяется особое внимание на государственном уровне.
«Всего на бюджетную трехлетку по соответствующей госпрограмме предусмотрено 220 миллиардов рублей, — рассказал министр. — Мы сохранили и продолжаем здесь программу льготного кредитования процентных ставок. Мы понимаем, что это одна из наиболее финансово емких программ, учитывая то, что мы берем на себя значительную часть процентного риска. Однако это позволяет нам в перспективе обеспечить прирост гостиничного фонда на 75 тысяч номеров. Шесть тысяч уже введены в строй, какие-то находятся на этапе строительства, по части идет проектирование или утверждение финансовых моделей инвесторами и банками».
Также, по словам министра, в программу комплексного развития туризма входят прямые субсидии регионов, поддержка строительства модульных гостиниц и единая субсидия, которая привязана к показателям прироста туристических поездок. На данный момент, подчеркнул Максим Решетников, все эти механизмы уже доказали свою эффективность. И можно с высокой степенью уверенности прогнозировать, что в том числе за их счет стране благополучно удастся достичь глобальной цели: обеспечить увеличение числа туристических поездок по стране до 140 миллионов в год к 2030 году.
Сложности с курортами и единый бренд для российских регионов
Однако не все пока что складывается благополучно. Так, например, есть некоторые сложности с масштабной программой «Пять морей и озеро Байкал», в рамках которой планируется создать современные круглогодичные морские курорты на побережьях Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Японского морей, а также рядом с озером Байкал.
«На сегодняшний день большинство регионов утвердили документы по планировке территории, — сообщил министр. — Много объектов уже в стадии строительства инфраструктуры, где-то уже и объекты есть. Но, конечно, у нас пока отдельные зависшие решения по «Новой Анапе» в Краснодарском крае, ну и по объективным причинам по проекту в Запорожье. Мы тоже понимаем, что он начнется чуть позже».
«Новая Анапа», напомним, предполагает строительство в 24 километрах от аэропорта Витязево гигантского «туристического города» с не менее чем 50 отелями, парком площадью в сто гектар, спортивным комплексом, выставочным центром и другими объектами. Работы по нему были приостановлены в марте этого года из-за ЧП с разливом нефтепродуктов в акватории Черного моря — однако, по сообщениям властей, полностью от идеи создания курорта отказываться не планируют.
В Запорожской области в рамках проекта «Пять морей и озеро Байкал» ведется строительство круглогодичного курорта «Приморск»: планируется, что его бюджет составит порядка 350 миллиардов рублей, а прогнозный туристический поток — не менее двух миллионов человек в год. В сентябре губернатор региона Евгений Балицкий на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщал, что под «Приморск» уже выполнено кадастрирование земли, готовится проектная документация для электросетей и строительства дорог.
Затронул Максим Решетников и тему въездного туризма.
«Здесь у нас и мероприятия, связанные с упрощением визового режима, которые мы вместе с МИДом проводим, и расширение авиасообщения, которым занимаемся вместе с Минтрансом, — отметил министр. — Ну и, конечно, помогаем регионам формировать привлекательные для зарубежных гостей туристические продукты. Нельзя, к сожалению, сказать, что мы уже всего добились — пока что не все регионы имеют внятные стратегии продвижения. Но будем этой работой и дальше заниматься и двигать их на рынках дружественных стран под единым российским брендом».
Ещё материалы: Владимир Путин, Максим Решетников







