Туристическому бизнесу дадут дешёвые кредиты

Ростуризм представил федеральную целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма на 2019-2025 годы

Туристическому бизнесу дадут дешёвые кредиты

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Увеличить вклад туристической отрасли в ВВП России на две трети помогут поддержка бизнеса налоговыми преференциями и строительство новых туристических кластеров на основе государственно-частного партнёрства.

Задел на будущее

Правительство распоряжением от 5 мая 2018 года приняло постановление о федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на период 2019-2025 годов. Документ разработан в качестве продолжения аналогичной федеральной целевой программы на 2011-2018 годы.

«Программа 2011-2018 годов хорошо себя зарекомендовала. У нас всё получилось, и было решение её продлить, чуть-чуть расширив и добавив дополнительные опции, которые можно будет реализовать за счёт федерального бюджета», — пояснил «Парламентской газете» зампред общественного совета при Ростуризме, председатель Клуба защиты прав туристов Дмитрий Давыденко.

Концепция программы осталась неизменной — государство вкладывается в капитальное строительство и реконструкцию необходимой инфраструктуры: дорог, электросетей, водоводов, канализации, теплотрасс, газоснабжения. Частные же инвестиции будут направлены на строительство гостиниц, кафе и ресторанов, магазинов, центров досуга, развлечения и питания, спортивно-развлекательных и рекреационно-оздоровительных комплексов, комплексов придорожного сервиса, смотровых площадок и тому подобных объектов.

Факты: — 3,4 процента ВВП РФ страны формирует сегодня сфера туризма;
— создание одного рабочего места в сфере туризма влечёт создание до 5 рабочих мест в 53 смежных отраслях;
— более 12 тысяч предприятий составило число турфирм, осуществляющих операторскую, агентскую и экскурсионную деятельность на территории России на конец 2017 года.
По словам Давыденко, среди важных новелл — поддержка туроператоров въездного туризма, внедрение программы «Доступная среда» и целый раздел, посвящённый поддержке государством народных промыслов. Впрочем, глава Экспертного совета Совета Федерации по туризму, член Комитета палаты по социальной политике Игорь Фомин убеждён, что главное в новой концепции — вовсе не это, а то, что наряду с государственной поддержкой создания вспомогательной туристской инфраструктуры предусматривается и прямая поддержка инвесторов.

«Фундаментальное отличие новой концепции от предыдущей — поддержка бизнеса в виде снижения процентной ставки при получении кредитов в банке через субсидирование, — рассказал «Парламентской газете» сенатор. — То есть вы приходите в банк и получаете кредит не под 10 процентов, а, с учётом субсидирования, всего под пять процентов. Кроме того, в новой программе предусмотрены меры поддержки туристического бизнеса при покупке автобусов туристического класса и круизных судов — также путём снижения процентной ставки путём субсидирования».

Догнать среднемировые показатели

Основная цель новой ФЦП — создать условия для эффективного развития сферы туризма Российской Федерации и увеличить вклад отрасли в валовой внутренний продукт более чем на 70 процентов к концу 2025 года. По мнению Дмитрия Давыденко, достичь этого вполне реально: «Дело в том, что в туристическую инфраструктуру достаточно вложить деньги единожды, а «отбиваться» они будут в течение очень длительного времени. Кроме того, нужно учитывать большой позитивный эффект для смежных сфер экономики: доходы от туриста получают предприятия в 58 отраслях хозяйства, и везде будет увеличение!»

Концепция программы осталась неизменной — государство вкладывается в капитальное строительство и реконструкцию необходимой инфраструктуры. Частные же инвестиции будут направлены на строительство гостиниц, кафе и ресторанов. Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Сходного мнения придерживается и Игорь Фомин. По его подсчётам, новая федеральная целевая программа однозначно увеличит вклад отрасли в ВВП страны до пяти процентов вместо нынешних 3,5 процента. А в перспективе — позволит решить поставленную президентом задачу добиться среднемирового показателя в 10 процентов. «Никаких сомнений нет, что пяти процентов мы достигнем за период действия новой программы. А если будем правильно работать, достигнем и большего. Если поддержим туристическую отрасль такими мерами, как упрощение въездных формальностей, введением электронных виз, более серьёзным налоговым стимулированием, то добьёмся не менее семи процентов», — поделился прогнозом сенатор.

Откуда деньги?

Общий объём финансирования ФЦП на 2019-2025 годы составит 422,2 миллиарда рублей. В эту сумму входят 69,3 миллиарда рублей из федерального бюджета, 12,4 миллиарда рублей из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и ещё 340,5 миллиарда рублей из кармана частных инвесторов.

Если поддержим туристическую отрасль такими мерами, как упрощение въездных формальностей, введением электронных виз, более серьёзным налоговым стимулированием, то добьёмся не менее семи процентов.

«Государство даёт из федерального бюджета порядка 20 процентов от стоимости всего объекта. Местный бюджет областной или краевой — ещё порядка 10 процентов, а остальное дают коммерческие структуры, которые участвуют в проекте, — пояснил Дмитрий Давыденко. — То есть за счёт федерального и регионального бюджетов строятся коммуникации, а за счёт коммерческих структур и инвесторов строятся сами объекты».

Впрочем, речь не только о строительстве. Более 800 миллионов рублей планируется выделить из федерального бюджета на создание автоматизированной информационной системы поддержки развития внутреннего и въездного туризма. В эту АИС, помимо прочего, будет входить централизованный интернет-портал о туристских возможностях страны, который позволит вывести информационное сопровождение российских туристических кластеров на более современный технологический уровень и привлечь к ним внимание туристов со всего мира.

Турист на скале в урочище Таш-Джарган в Симферопольском районе. Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Туристическое импортозамещение

Особое внимание в новой федеральной целевой программе уделяется внутреннему туризму, который рассматривается как одна из задач импортозамещения. В то же время развитие въездного туризма, как отмечается в документе, станет одним из перспективных путей решения поставленной президентом задачи по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объёме экспорта страны. Поэтому в числе важнейших задач ФЦП заявлено увеличение внутреннего и въездного турпотоков, которое планируется достичь за счёт создания новых туристских объектов, маршрутов и брендов, а также формирования современных востребованных туристских продуктов и расширения перечня туристских услуг.

«Чем больше появляется объектов по регионам, тем больше между ними возникает конкуренции и, соответственно, тем интереснее и привлекательнее будут предложения для туристов, — считает сенатор Фомин. — Поэтому, безусловно, мы смотрим на данную федеральную целевую программу как на один из основных инструментов развития отрасли. Есть, конечно, ещё много вопросов, которые параллельно надо решать: по транспортной доступности, по упрощению въездных формальностей для иностранных туристов и так далее. Но при всём при этом благодаря программе туризм станет хорошо развивающимся предпринимательским рынком и стимулирует развитие бизнеса во многих смежных и сопутствующих сферах».

Средства федерального и региональных бюджетов, включённых в ФЦП, предполагается направлять на:

  • капитальное строительство, реконструкцию и модернизацию транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе сетей электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи, а также на инфраструктуру пляжей, реконструкцию улиц, очистных сооружений, дноуглубление и берегоукрепление;
  • комплекс мероприятий в области повышения профессионального мастерства и внедрения стандартов туристско-рекреационного обслуживания;
  • программы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма;
  • проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках;
  • организацию и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий;
  • создание актуализированного конкурентоспособного цифрового контента;
  • субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов по созданию и развитию туристских кластеров;
  • грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив;
  • развитие автоматизированной информационной системы комплексной поддержки развития внутреннего и въездного туризма.
Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Автор: Фидель Агумава

Ещё материалы: Игорь Фомин

Просмотров 2866

30.07.2018 17:22

Загрузка...