Свет или кошелек?
Правительство почти отказалось «сажать» нас в «коммунальную корзину» (своеобразный аналог корзины потребительской), определив для каждого причитающуюся норму электричества, воды, тепла, газа…
Точно так же, как уже утвержден «необходимый для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг». Минимальный — значит, позволяющий выживать. И поскольку в причины смертности «хроническое голодание» не включено, значит, народ научился выкручиваться. Выкрутится — выживет и при минимуме света, воды, тепла. В этом, несомненно, были уверены идеологи и разработчики СНП — социальных норм потребления. То, что их остановили, — почти пасхальное чудо, ведь у нас либеральные реформы обратного хода не имеют.
Остановка по техническим причинам
Впрочем, радоваться, что совсем «пронесло», еще рано. Власть не отказалась от СНП наотрез, а сдвинула сроки их введения: по электричеству — до 1 июля 2016 года, по воде, газу, теплу — на неизвестное далёко. Тем не менее Минэкономразвития, Минфину, ФСТ поручено до 1 ноября подготовить предложения о возможности применения норм потребления воды, учитывая опыт их использования в электросфере. Остановка или пробуксовка вызваны, скорее всего, не осознанием ошибочности идеи искоренения патернализма на Руси, а неготовностью, преждевременностью атаки, техническими причинами — как устанавливать и отслеживать нормы расхода воды, если более половины домохозяйств не имеют соответствующих приборов учета. К тому же нет и такого мощного влиятельного лобби, мечтающего перевести нас на водяной «паек». Иное дело — электричество: и электросчетчики в каждом доме, и совпадающие интересы энергетиков и чиновников.
Но хорошо и то, что страна получила двухгодичную отсрочку на размышление и привыкание к новому порядку расчетов за коммунальные услуги. Правда, осведомленные аналитики поправят: не очень он и нов. Еще в 2005 году по инициативе главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса правительство утвердило «Меры по реализации социальной политики в сфере потребления электрической энергии». Так уж устроена российская жизнь, что куда ни кинь — всюду Чубайс. «Социальная» политика, предложенная им, должна была защитить начинающуюся реформу отрасли и неизбежный быстрый рост тарифов, обусловленный ею, от массового недовольства и протестов. Для этого и решили часть электроэнергии продавать населению по низким гостарифам, электроэнергию сверх этой нормы — по ценам, устанавливаемым самими компаниями. Тарифную квоту определяли и субсидировали региональные власти из своих бюджетов. Поэтому руководители территорий, 90 процентов которых были дотационными, вынужденно занижали «дешевые» нормы. От такой «социальности» выигрывали только энергокомпании, получившие возможность «цивилизованно» наращивать оброк с населения. Опробовать НЭП, новую энергетическую политику, начали с 14 субъектов Федерации. Судя по прессе того времени, некоторые из них воспользовались во благо — действительно в социальных целях. Например, подарили пенсионерам по 50 киловатт-часов бесплатно, сохранив за остальными существующие тарифы. По уму и совести поступили главы Краснодарского края и Тверской области — утвердили нормы вполне достаточные и по европейским меркам: 250-300 киловатт на зарегистрированного жителя в месяц.
Но это исключение для великой энергетической империи было отторгнуто ею. Руководители Владимирской области и Красноярского (энергоизбыточного) края ударили по патернализму с полным размахом российского либерализма — ужали электропайки до 50 кВт.ч на человека. Чуть менее жестко поступили и в большинстве других регионов. Как следствие — стихийные и нестихийные—коллективные обращения в суды — возмущения. НЭП затрещала по швам, и правительство «забыло» о ней. Как и энергетика, новые хозяева которой, бесплатно получившие большую часть ее достояния под «честное слово», были заняты разделом былой единой ЕЭС и денежных потоков внутри нее. К тому же успокаивал их и быстрый рост тарифов в пореформенные годы.
Власти и владельцы компаний вспомнили о сути и перспективах НЭПа после кризиса, вскрывшего неустойчивость страны, державшейся на нефтегазопроводах. Замедлившийся приток нефтедолларов и малоэффективное управление ими остановили рост экономики, и она перестала обеспечивать социальные обязательства государства. Вслед за реформированием и ужесточением финансирования бюджетной сферы пришла пора рыночной реструктуризации и ЖКХ. Каждый, кто пользуется его услугами, должен сполна оплачивать и их, и норму прибыли хозяев отрасли.
Наиболее скорый и внешне пристойный путь к этому — «коммунальная корзина» с минимальными «пайками» света, воды, тепла, газа. Если кто знает или помнит, в 1947 году были отменены продовольственные карточки. Продукты, получаемые по ним, были дешевы — во всяком случае, соответствовали доходам населения. Те, кто имел деньги, могли питаться обильнее, сытнее, качественнее. На рынках, в коммерческих магазинах, ресторанах хватало всего, но не для всех — для избранных.
По такому же принципу выстраивается и система СНП. Определенная норма потребления коммунальных услуг по тарифам, регулируемым государством. Все, что сверх нее, — по произвольным коммерческим ценам. Отнюдь не по объективным рыночным — монополии, государственные или частные, сами для себя пишут правила поведения. Контрольным органам остается только следить за тем, как мы их выполняем. В 2012 году Правительство России приняло постановление «О комплексе мер, направленных на установление социальной нормы потребления коммунальных услуг в РФ».
Официальная позиция: СНП — один из обкатанных в Европе способов распределения среди населения все дорожающей электроэнергии. Расходы заметно снизятся у всех, кто по-хозяйски бережливо использует ее. «Доплата за сверхнормативное потребление коснется тех, кто пользуется «дополнительными услугами», например, несколькими кондиционерами, «теплыми полами», домашними саунами, совсем недавно объясняло одно из правительственных СМИ. В Минэнерго утвердилась штамп-ссылка на вопиющую несправедливость. Владельцам загородных дворцов, коттеджей, дач электроподогрев дорог и дорожек выгоднее содержания дворника с метлой. Безусловно, безобразие. Тем более что оно — поощряемое. Никто никогда не проверял, как учитывается и учитывается ли вообще расход электричества в этих дворцах, бассейнах и саунах при них. Зайдите в Интернет — вам сразу же предложат дюжину способов «честного» сокрытия использованных киловатт.
Иначе, чем власть, воспринял СНП народ, приуроченный к тому, что все вводимые нормы и минимумы — ограничения его потребностей и интересов. Прибегая к ним, государство действительно минимизирует свою заботу о расходах на гражданина. Конкретно СНП — способ увеличить стоимость электричества без формального роста тарифов на него. Спорить с президентом, который твердо заявил — рост не будет превышать инфляцию, то есть 6 процентов в год, — себе накладно. Но есть вполне безопасные схемы обхода запрета. Электропайки — одна из них. Независимые эксперты доказывали это же. Критически отнеслись к навязыванию «коммунальной корзины» СМИ, общественные организации.
Пожалуй, впервые правительство встретило такое сопротивление, центром которого, если использовать термины противостояния, стали Комитеты Госдумы по энергетике и коммунальному хозяйству, возглавляемые Иваном Грачевым и Галиной Хованской. Серьезно разбиралась с проблемой СНП Общественная палата, представители которой побывали во многих регионах. Негативно оценили реформирование оплаты электропотребления, услуг ЖКХ на встрече с Владимиром Путиным и активисты Общероссийского фронта.
Сблизить позиции власти и общества, выявить намерение правительства (защитить население или оставить его один на один с энергокомпаниями) должны были пилотные проекты в шести регионах.
«Никакого эксперимента фактически не проводилось. Начали осуществлять пилотные проекты в сентябре, а в декабре подвели итоги. Это бюрократическая уловка — не более того», — убежден депутат Госдумы Валентин Романов. Еще более резок его коллега Андрей Крутов: «Это пустая затея, требующая от регионов огромных организационных, материальных усилий при заведомом нулевом эффекте…»
Министерства — идеологи и прорабы внедрения СНП — явно подвели правительство. 26 февраля оно пересмотрело сроки перехода на новый порядок оплаты электричества населением, еще через два месяца — и остальных коммунальных услуг. И не только по техническим, но и по политическим причинам.
«Это правильное, но промежуточное решение. Жизнь неизбежно вынудит определиться в принципе: быть или не быть социальным нормам. Я и на июльском (2013 года) заседании правительства убеждал, что они ничего не дадут экономике, но сильно ударят по социальной сфере. Предлагал, по крайней мере, не форсировать события, пока не появятся объективные расчеты, подтверждающие если не эффективность, то хотя бы безопасность нового порядка оплаты электричества. Их до сих пор нет и не может быть, констатирует Иван Грачев. Министерства — разработчики эксперимента, кроме ссылок на опыт западных стран, других доказательств не имеют. Но и чужой опыт они вывернули наизнанку. Регионы, в которых осуществлялись пилотные проекты, в целом оценивают их негативно. Недопустимо проводить важнейшую для жизнедеятельности страны и жизнеобеспечения 80-85 процентов граждан реформу по-кавалерийски. СНП вводятся постановлением правительства без какого-либо научного и законодательного обеспечения. Как чиновнику заблагорассудится, так народ и вынужден платить. Такие реформы, затрагивающие интересы и права всех граждан, должны строиться на четкой правовой базе, а не на чиновничьей отсебятине. Тогда в одной стране нормы на электричество для жителей разных регионов не будут различаться в четыре раза».
По мнению Ивана Грачева, анализ навязываемой реформы, расчеты ее эффективности подменены мифотворчеством. Активно тиражируются мифы об энергорасточительности россиян, низких тарифах на электричество и остальные коммунальные услуги, обусловливающие перекрестное субсидирование, о крепкой социальной защищенности населения. Именно так расставлены приоритеты реформы. Что скрыто за этими цифрами, какова доля реальности в них?
Миф № 1.
Энергорасточительность
Уточним исходную позицию. Россия действительно не Америка. Она — самая большая и холодная страна в мире, с жестким климатом, жизнедеятельность которой требует повышенного расхода тепла и энергии. Возможно, именно поэтому бог и наделил ее едва ли не четвертью всех энергоресурсов планеты. Как россияне пользуются его дарами? Сравним. Среднедушевое потребление в год: Норвегия — 7320 кВт.ч., США — 4587, Финляндия — 4621, Китай — 3780, Англия — 1878, Германия — 1730. Россиянин использует всего 935 кВт.ч. — в 8 раз меньше, чем норвежец, в 5 — чем финн или американец, в 2 — чем экономный, ценящий каждый пфенниг (извините, евроцент) немец.
Может, нас слишком много и на всех электричества просто не хватает? Вернемся к статистике, собранной Институтом проблем естественных монополий. Доля населения в общем объеме электропотребления (в процентах): Великобритания — 35, США — 34,7, Германия — 32, Россия — 12,8. Перечень развитых стран можно перечислять и дальше, но средний показатель будет таким же — население расходует около трети вырабатываемой электроэнергии. К большому нашему удивлению, примерно столько же, сколько и промышленность. У нас другое соотношение (2012 год): 12,8 и 62 процента, то есть в 5 раз меньше. И еще одна цифра: доля американской промышленности в общем объеме потребления электроэнергии — 25 процентов.
Расточительство налицо. Энергоемкость российского ВВП в 2,5-3 раза выше мировой. И понятно почему — ее техническое и технологическое развитие практически прекратилось 30 лет назад. За это время энергоэффективность экономики развитых стран повысилась на 25-29 процентов. В России она постоянно снижалась, и поднять ее до уровня 1990 года предполагается к 2020-му. Еще одна причина такого провала — дороговизна электроэнергии. Стоимость киловатт-часа для среднего российского промышленного потребителя выше (при пересчете ВВП по паритету покупательной способности), чем в США в 2,4 раза, чем Германии — на 44, чем в среднем по Евросоюзу — на 33 процента. С началом либеральных реформ был выдвинут лозунг: дорогая электроэнергия — путь к снижению энергоемкости экономики. Точнее, заимствование, но европейский рычаг (подняли тарифы — подняли эффективность) в российской действительности не работает. С начала века тарифы на электроэнергию увеличились в 12 раз — меньше тратить ее в производстве на стали. Нет средств на обновление и модернизацию технологий. Да и желания заниматься ими немного.
Еще один российский парадокс. Непрерывное повышение стоимости электроэнергии стимулировало и стимулирует расточительство и потребительство самого энергокомплекса, постаревшего, подряхлевшего с советской поры. Прежние количественные показатели он еще как-то выдерживает, но качественные растерял давным-давно. Отсюда и дороговизна энергии. Свыше 90 процентов электростанций, 70 процентов котельных, столько же электро- и тепловых сетей построено до 1990 года. Естественно, что все это работает с КПД паровоза. Из миллиарда тонн условного топлива 400 миллионов тонн сгорают бесполезно, отапливая Вселенную. Но расплачиваются за нее экономика и все мы. Из 1050 миллиардов киловатт-часов, производимых в год, поставляем на экспорт около 25 миллиардов. Слишком дорогой у нас киловатт, чтобы его покупали соседи. Но нам-то деваться некуда…
Столь же огромны потери и в коммунальном комплексе. В аналитической справке Комитета ГД по энергетике приводится такой пример. Из 10 кубометров сжигаемого газа нас греют только 3, а 7 кубометров — опять-таки Вселенную. Эксперты концерна «Сименс» неудовлетворительно оценили состояние отечественного ТЭКа, отметив при этом его высокий потенциал энергоэффективности. Только модернизация электростанций сбережет к 2030 году 900 миллиардов евро. Потери электроэнергии в магистральных и распределительных сетях достигают 13-14 процентов. Внимание — напрасно «застревает» столько и даже чуть больше, чем расходуют для своего жизнеобеспечения все 143 миллиона россиян. Современный стандарт потерь в Европе — 4-7 процентов. По расчетам аналитиков «Сименса», если бы наша электроэнергетика поднялась хотя бы до нижней планки стандарта, то сберегла бы 3-4 миллиарда евро в год.
Пока же энергетики проценты бережливости выжимают из граждан. Достаточно изучить пресловутый закон об энергосбережении, чтобы убедиться в этом. Всей своей правовой силой он побуждает население заменять лампочки накаливания, устанавливать счетчики воды и тепла. По мнению специалистов, если бы одним чудесным утром мы вдруг нашли у себя под подушкой конверт с 15-20 тысячами рублей (немецкие энергокомпании оплатили большей части населения первые экономные лампочки), и использовали их исключительно на замену осветительных приборов, то бытовое потребление энергии уменьшилось бы на 1-1,5 процента. Добрых чудес у нас, увы, не случается, но все-таки посчитаем. В 2012 году россияне дома использовали 130 миллиардов кВт.ч, в 2013-м лампочки сберегли бы 2 миллиарда киловатт. Конечно, 50-60 миллиардов звучит весомее и красивее, правда? Такой объем электроэнергии удалось бы «вытащить» из сетей, если бы на их модернизацию направили столько же средств, усилий, внимания, как на светосбережение в квартирах.
Миф № 2.
О тарифах и дотациях
Очень образно заметил Валентин Романов, выступая на совещании Комитета ГД по энергетике о результатах и перспективах применения социальных норм потребления в электроэнергетике: «У правительства есть топорик и топор под лавкой. Топориком оно грозит энерго- и промышленным магнатам — снижайте удельные нормы затрат при производстве и использовании электроэнергии. Топором же — населению: за перерасход норм ответишь кошельком. Мы что, намерены загнать людей на век назад — к удобствам во дворе, дровяным печам, керосинкам и керосиновым лампам или свечам?»
Депутат не совсем прав. Энергомагнаты уверены на 120 процентов в том, что россияне никогда не откажутся от их предложения. В темноте и холоде в промерзающих за считаные часы бетонных многоэтажках не выжить. Энергетики добиваются: выравнивания стоимости энергоносителей в соответствии с мировой; выравнивания тарифов для промышленности и населения; перенесения инвестиционных расходов на население.
Первая цель уже достигнута — отечественные цены на энергоносители фактически сблизились с мировыми. Вокруг второй и третьей и завязался весь сыр-бор. С изменением политики зазвучала и новая лексика: ликвидация перекрестного субсидирования, введение социальных норм потребления. Но суть остается прежней — вынудить россиян и на работе, и дома оплачивать электроэнергию по мировым ценам. Обоснования этой позиции известны. Заниженные для населения тарифы вынуждена восполнять промышленность. Поэтому энергетика, реальное производство не развиваются, экономика не растет.
Россиянин в 2013 году заплатил за киловатт-час в два раза меньше среднего европейца. По стоимости киловатт-часа (в рублях, в пересчете по ППС) для населения в перечне РИА «Рейтинг», Россия на 37-м месте в Европе. Да, нашему «физику» (физическому лицу) киловатт обходится значительно дешевле, чем европейскому и чем промышленности. Европейскому, уточню — дороже. Почему же европеец живет без перекрестного субсидирования, а мы без него вроде бы и пропадем. Ответ дает еще одна таблица.
Зарплата позволяет большинству жителей Евросоюза содержать самих себя. Не было с этим вопросов и у советского россиянина: киловатт для населения стоил 4 копейки, для промышленности — 2. И это справедливо: затраты на подачу электроэнергии в дома значительно выше, чем, например, на завод. В результате либеральных реформ рост тарифов опередил рост цен в промышленности в 2 раза, потребительских товаров — в 3, сельхозпродукции — в 7, увеличение зарплат — тоже в 7 раз. И ножницы — доходы — расходы — продолжают «расширяться». По подсчетам первого зампреда Комитета ГД по бюджету и налогам, доктора экономических наук Оксаны Дмитриевой, с 2000 года цены поднялись в 4 раза, а тарифы естественных монополий и ЖКХ — в 18.
Вместе с группой соавторов она внесла законопроект, предусматривающий ограничение роста тарифов уровнем инфляции. Депутаты сочли нужным законодательно закрепить требование Президента страны сдерживать «аппетиты» естественных монополий. Не удалось. Правительство дало отрицательный отзыв, а фракция большинства в Госдуме не стала участвовать в голосовании — документ не прошел. Но вполне могут осуществиться намерения энергокомпании — за 2-3 года увеличить тарифы или, скажем уклончивее, стоимость энергии на 40 процентов. Соответственно подорожают и остальные услуги ЖКХ. Уже сегодня суммарные платежи за электричество и тепло у нас одни из самых высоких в Европе. Россиянину они обходятся, например, больше, чем финну, в три раза, в два раза — чем англичанину.
Совершенно прав директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: у нас перекрестное субсидирование между неэффективной энергетикой и всей остальной экономикой. Введение социальных норм потребления будет только стимулировать «энергоразгильдяйство» (определение ветерана сибирской энергетики Александра Богданова) государства и общества.