Все о пенсиях в России

вчераКому повысят пенсии с 1 мая

09.04.2024Детям-инвалидам погибших участников СВО хотят дать право на двойную пенсию

08.04.2024Жуков рассказал о планах Госдумы на текущую неделю

Супермаркеты обяжут продавать газеты и журналы

Стойки для печатной прессы должны появиться в каждом населенном пункте

18.03.2024 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Супермаркеты обяжут продавать газеты и журналы
  © Олег Дьяченко via TASS

Большие сетевые магазины должны будут выделять места для реализации печатной продукции, газеты и журналы должны быть доступны в каждом населенном пункте. Для этого Минпромторг предложил утвердить норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже печатной продукции. Соответствующий проект постановления Правительства проходит общественное обсуждение. Хорошо, если пресса будет доступна всем россиянам, но важно, чтобы она была свежей — за этим должны проследить сами редакции, сказали «Парламентской газете» эксперты.

Издателей услышали

Газеты и журналы постепенно становятся по-настоящему элитарным досугом. Тиражи все меньше, а найти любимые издания все сложнее. Количество газетных киосков в России, по данным Союза предприятий печатной индустрии, в 2022 году сократилось на 7,3 процента и в 2023-м эта тенденция продолжилась. Один киоск сейчас приходится почти на 10,3 тысячи жителей страны.

В Российской книжной палате привели свою статистику: в 2022 году в России вышло на 10 процентов меньше экземпляров газет и на 3,4 процента меньше журнальных номеров. По мнению специалистов, на рынок влияют проблемы с распространением, сокращение рекламных бюджетов и рост стоимости печати. При этом спрос читателей остается стабильным.

На проблему дефицита точек по продаже печатной прессы неоднократно обращали внимание редакции ведущих периодических изданий. Вопрос, в частности, поднимал глава Союза журналистов Москвы, главред «Московского комсомольца» Павел Гусев. Минцифры, которое курирует СМИ, призыв о поддержке восприняло, а Минпромторг разработал соответствующее постановление кабмина, сообщил «Парламентской газете» Гусев.

«Так получилось, что какое-то время назад большинство торговых сетей решили полностью убрать печатную продукцию из своего ассортимента, — рассказал журналист. — Это заметили не только мы, журналисты и издатели, но и читатели, которым стало сложнее покупать прессу. А спрос на нее, уверяю, есть. Пресса сейчас качественная, она рассчитана на людей, которые хотят получать проверенную информацию, больше узнавать и понимать».

Стойки с газетами и журналами, по словам Павла Гусева, должны быть неотъемлемой частью любого торгового зала. Для владельцев магазина это не обуза, поскольку они занимают не больше 1,5-2 квадратных метров. Что же касается раскладки и своевременного обновления ассортимента, то за этим должны следить представители редакций, уверен Гусев: «Мы к этому готовы. Те, кто производит продукцию, тот за нее и отвечает».

Макрон: Франция не возьмет инициативу в военных действиях на Украине

Торговые точки по нормативу

В высоких кабинетах тоже обратили внимание на существующую проблему. В Минпромторг поступает информация о сокращении в торговых сетях ассортимента периодической печатной продукции, а в некоторых случаях о его абсолютном исключении. Это влечет за собой ограничение доступа населения к средствам массовой информации, считают в ведомстве. Для исправления ситуации, а также восполнения на рынке предложения периодической печатной продукции в ведомстве предложили увеличить количество каналов сбыта прессы, в частности, нестационарных и стационарных торговых объектов, а также отделений почтовой связи, в ассортименте которых представлены газеты и журналы.

Для муниципалитетов предложили установить новый специальный норматив — целевой индикатор развития торговых объектов печати, который будет применяться местными властями при разработке мер поддержки предпринимательства. При расчете норматива будут использовать показатель минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на десять тысяч жителей. Дополнительных средств из бюджета это не потребует, указали в Минпромторге. Зато повлечет «позитивные социально-экономические, финансовые и иные последствия», в том числе для предпринимателей.

Что-то помимо прессы

Инициативу всячески поддержали в Комитете Госдумы по информационной политике. Чаще всего там рассматривают вопросы, связанные с IT и искусственным интеллектом, но когда узнали, что кабмин вспомнил о печатной прессе, были очень рады.

Россиянам будет проще улететь за границу

«Газеты по-прежнему — основное средство агитации и донесения информации до абсолютного большинства населения, — сказал «Парламентской газете» зампред комитета Александр Ющенко, представляющий в Госдуме фракцию КПРФ. — Наша «Правда» выходит миллионными тиражами, но в киосках и тем более на стойках супермаркетов ее не найти, но мы делаем так, чтобы она доходила до каждого. Газеты распространяются в поездах и самолетах, и абсолютно логично, чтобы они были во всех магазинах».

Газетный бизнес испытывает серьезные трудности с дистрибуцией своей продукции, подтвердил нашему изданию член думского IT-комитета Антон Немкин. «Рынок уже много лет переживает эту проблему в первую очередь и проблему скорости доставки газет, из-за чего подписка перестает удовлетворять многих читателей», — отметил депутат.

В 2019 году после поручения президента региональным властям предписали принять срочные меры по развитию сетей распространения прессы в регионах. А после начала СВО было принято постановление Правительства, по которому продление действующих договоров на размещение нестационарных торговых объектов, в том числе со специализацией «Печать», должно проходить без проведения тендеров.

«Увеличение количества каналов сбыта печатной продукции — это необходимость, — уверен Антон Немкин. — Отрасль нужно поддерживать, насыщая точки распространения прессы, если нужно, товарами простой необходимости — ручками, блокнотами, детскими игрушками».

Необходимо, добавил парламентарий, модернизировать киоски по продаже газет и журналов. Важно, чтобы они имели современный вид, который будет способствовать узнаваемости и туристической привлекательности города.

Читайте также:

• Почему в блокадном Ленинграде газеты приравняли к хлебу