Все о пенсиях в России

два дня назадКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

два дня назадКак узнать размер будущей пенсии

23.04.2024Что потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Столица тронется, народ останется?

Москва перекопана, покрыта разверстыми траншеями.

02.08.2016 15:56

Автор: Людмила Глазкова

Столица тронется, народ останется?
Так выглядела в последние выходные июля проезжая часть главной улицы столицы – Тверской

Там не пройти, здесь не проехать. Нагрянуло большое Благоустройство, или на языке власти комплекс работ по возрождению и приданию Москве облика европейского комфортного города…

Такого масштаба преобразований, по словам Сергея Собянина, столица не знала практически со сталинских времен. У граждан от­ношение к этому неоднозначное. Они испытывают неудобства и по­рождают всякие инсинуации насчет того, что громадная землеройка ищет под землей месторождения нефти. И заодно заменяет асфальт плиткой, а потом спустя короткое время ее вскрывает и переклады­вает снова. Лексикон пополняется «боевой» терминологией. Тротуары на Тверской, например, отремонти­ровали методом «коврового покры­тия», в один день. Сюда вернутся липы, уничтоженные предыдущим градоначальником. Эта широта жестов восхищает, но и вызывает некоторую оторопь.

А вот так по Тверской перемещались пешеходы

А вот так по Тверской перемещались пешеходы

ТРАНСПОРТНОМУ КОЛЛАПСУ ОБЪЯВЛЕНА ВОЙНА

Сергей Собянин принял в конце 2010 года столицу, по сути, в состо­янии транспортного коллапса. Его разруливание стало первоочеред­ным направлением деятельности нового мэра. Результаты по истече­нии пяти с лишним лет вполне оче­видны. Идет строительство дорог, транспортных узлов, развязок, эста­кад, модернизация Малого кольца железной дороги с интеграцией его с метро и наземными видами обще­ственного транспорта, упорядочи­вание и обновление последнего, «цивилизация» маршруток. Пробки, по данным мэрии, не ликвидиро­ваны, но автотрафик на вылетных магистралях ускорился на 12 про­центов. Правда, каждый отдельный автомобилист склонен сомневаться в такой цифре, приводя в доказа­тельство собственный опыт.

Автомобилисты ропщут и возму­щаются из-за перекрытых участков движения, введения платных стоя­нок, расползания зоны регламен­тированных парковок. За двадцать лет они привыкли подъезжать на колесах к порогам домов, ставить машины на газоны, теперь прихо­дится думать о том, где спешиться без риска увидеть эвакуацию свое­го железного коня…

Тренд на строительство дорог, транспортных узлов, туннелей метро - каждый год планируется открывать не менее десятка новых станций - отрицать невозможно»

Тренд на строительство дорог, транспортных узлов, туннелей ме­тро — каждый год планируется от­крывать не менее десятка новых станций — отрицать невозможно. За каждым километром стоят пере­кладка коммуникаций, сложные ин­женерно-технические сооружения, ограничение дорожного движения, большие деньги. Отечественные машиностроители раньше не вы­пускали современных мягкоходных и низкопольных трамваев, по зака­зу столицы их уже разработали.

С именем Собянина связана и идея «велосипедизации» москви­чей. Сколько иронии было излито! Мы-де не Голландия, климат не тот, экология не та… Сейчас смотрю в окно и вижу, что из 20 машинок на велосипедной стоянке против моего дома на приколе осталось всего две. Город поехал. Полгода для велосезона тоже неплохо. Это при­мер создания властью общественно­го запроса и принятия его людьми. Но так происходит не всегда. Очень интересный вопрос: узаконены ли все инициативы собянинского периода правления или это просто «хотелки» власти? Напомню, что для города своеобразной конституцией является Генплан развития.

КТО ЗАКАЗАЛ «НОВУЮ МОСКВУ»?

В июле исполнился 81 год с при­нятия постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О Генеральном пла­не реконструкции города Москвы». Этот выдающийся документ до сих пор определяет развитие столицы по ряду направлений. Согласно ему, город рассчитывался из расчета ро­ста населения до 5 миллионов, чис­ленности автомобилей и других ви­дов городского транспорта, поэтому его перепланировка предусматри­вала расширение и выпрямление улиц, создание новых площадей.

В результате реализации плана столица — с широкими проспек­тами, набережными, стадионами, уникальным ансамблем высоток — приобрела современный, еще со­храняемый в общих чертах, дер­жавный и величественный образ. Именно тогда она впервые полу­чила комплекс инженерного обе­спечения с большим заделом на будущее. Большое значение прида­валось озеленению, закладыванию новых парков и реконструкции существующих, обеспечивающих вентилирование столицы свежим воздухом. Война помешала начатой реконструкции, которая продолжи­лась после 1945 года, причем дета­лизация планировки вплоть до дома осуществлялась аж до 1957 года.

До масштаба первого Генплана не поднялся ни один из последую­щих: 1971 года — Генплан комплекс­ной застройки окрестных деревень, 1998 года (утвержден в 2005-м) — Генплан возможностей, 2010 года — Генплан необходимостей.

Принятие в нынешнем июле но­вого, актуализированного Генплана Москвы, который можно назвать Генпланом новых территорий, от­ложено на полгода. Задержка объ­ясняется разногласиями с властями Подмосковья, усмотревшими в нем серьезные градостроительные ошибки. Основная претензия к про­екту развития «новой Москвы» за­ключалась в отсутствии планов по размещению здесь объектов фе­дерального значения, представи­тельств зарубежных стран. Именно их перевод сюда первоначально провозглашался основной целью расширения территории столицы. Федеральные властные структуры выселить не удалось, вместо этого выселяется бизнес.

На «новье», увеличившем город в 2,5 раза, за двадцать лет предсто­ит построить город с населением полтора миллиона человек и одним миллионом рабочих мест. Таковы планы, в которые кризис, несо­мненно, внесет очевидные поправ­ки. Кстати, никто пока не сказал, что это будут за рабочие места. По большому счету неясно даже, за­чем надо раздувать столицу до ци­клопических размеров. Принял ли историческое решение тогдашний президент сам или его подтолкнули московские власти — неизвестно. У кого был запрос на расширение Москвы? Вряд ли у жителей, иначе бы не циркулировали подозрения о девелоперском происхождении такого решения. В 2013 году Со­бянин заявил, что «новую Москву» присоединили, чтобы спасти от за­стройки. Задним числом появилась аргументация, что в последнем Генплане Москвы заложена идея «предела роста», а старая и новая части олицетворят собой два типа среды — урбанизированную и неурбанизированную. Но это вряд ли исчерпывает вопросы.

Менталитет людей меняется не быстро. В советские годы сна­чала строился завод, вокруг — жи­лье и социальная инфраструктура. В «новой Москве» наоборот: возво­дится дешевое жилье, а под него обещают рабочие места.

Есть возражения у правитель­ства Московской области по поводу изменений в отношении эксклава столицы «Рублево-Успенское». Опа­сается оно и нанесения урона «уни­кальному культурно-историческому объекту», где проходила линия обо­роны в 1941 году и еще остались под землей останки многих солдат.

Генплан-2016 разбивает округа столицы на градостроительные зо­ны, каждая с предельной плотно­стью и высотой застройки. За де­сять лет планируется возвести 240 миллионов «квадратов» недвижи­мости к имеющимся 400 с лишним миллионам. По прогнозу, каждый пятый москвич сменит жилье. Ме­тро увеличит свою протяженность еще на 440 километров. Параллель­ные Москве-реке хорды — Севе­ро-Западная и Северо-Восточная, Южная рокада свяжут районы друг с другом. Появятся дублеры Дми­тровского, Ленинградского, Варшав­ского, Кутузовского шоссе.

Юрий Лужков наводил макияж центра скульптурами Церетели, тренд Собянина - превращение его в место отдыха, развлечений и туризма, а также возвращение пешеходов»

КАРНАВАЛИЗАЦИЯ ЦЕНТРА

Юрий Лужков наводил макияж цен­тра скульптурами Церетели, тренд Собянина — превращение его в ме­сто отдыха, развлечений и туризма, а также возвращение пешеходов. «На всех улицах, где мы провели ре­организацию, количество пешехо­дов выросло от четырех до десяти раз, — констатирует глава города. — Люди стараются гулять».

Задача — генерировать постоян­ное бурление общественного про­странства, для чего устраиваются фестиваль за фестивалем. Новогод­нее «Путешествие в Рождество» сме­няет пасхальная «Московская весна», потом летние «Наш продукт», «Мо­сковское мороженое» и «Московское варенье». Репертуар «Московских сезонов» неисчерпаем. Они наряду с гранитом на набережных, светоди­одными фонарями, уборкой паути­ны кабелей и проводов под землю, плиткой вместо асфальта формиру­ют «новый стиль» города. Он вклю­чает в себя, по словам Собянина, нарядно оформленные улицы, шале-квесты (что это?), просто шале, мастер-классы, концерты, движуху… Праздник, который всегда с тобой. Карнавализация жизни, призванная создать атмосферу непреходящего веселья и счастья, прямо адресует к любимому философу креативного класса Михаилу Бахтину.

Эту гипотезу подтверждает Гри­горий Ревзин, архитектурный кри­тик и партнер одного из консалтин­говых бюро, автора большинства проектов реконструкции московских улиц 2016 года. Смысл в том, объяс­няет он, чтобы представить улицу как «фейсбук офлайн», как сцену театра, в партере которого — посети­тели кафешек. Которые, добавлю от себя, непрестанно производят селфи в красивом убранстве. Какая свадьба без баяна, какой праздник без еды, питья? То есть и экономическая со­ставляющая тут как тут. А все вме­сте — «лучшая антикризисная мера», уверен мэр. Внедрение властью но­вого радостного модус вивенди на­поминает сцену из известной пьесы Гоголя, где приятель-сват уговарива­ет Подколесина: «Я тебя, братец, так ловко женю, что ты даже этого не почувствуешь!»

За благоустройство, по данным власти, выступают 86 процентов москвичей. Но от новаций не все в восторге. Сергей Собянин не скрывает, что некоторые не толь­ко задают вопросы «зачем?», но и требуют прекратить вообще вся­кую праздничную жизнь в городе. Считают ее пиром во время чумы и упрекают городскую власть в рас­точительности, не ценят ее амбиции сделать Москву носителем всего модного, продвинутого, местом тусни для хипстеров и туристов. Видимо, полагают, что комфортное мироощущение создается не только нарядным дизайном, но и другими параметрами жизни. Например, до­ступностью услуг здравоохранения и образования, возможностью похо­ронить умерших родных и при этом не разориться…

Причем, судя по соцсетям, ретро­градов полно даже среди молодежи. Или дело в том, что многим неясен смысл столичной модернизации с темпом 50 улиц в год? До них не дошел посыл: богатому городу — высокий цивилизационный стан­дарт! То есть общественный запрос на это не сформирован. С велосипе­дами получилось, а здесь нет.

Возникает вопрос: а разве власть не должна культивировать совре­менный стиль жизни? Не знаю, честно. Сначала, наверное, стоит за­ручиться согласием окормляемого населения. В условиях демократии ему вроде положено быть субъек­том перемен, а не просто их фоном. Ориентироваться в лепке образа постиндустриального мегаполиса исключительно на креаклов, назы­вающих себя «продавцами знаний и услуг», как-то уж слишком тота­литарно.

ДИАЛОГ ВЛАСТИ И ЖИТЕЛЕЙ

Серьезные нарекания вызывают у жителей Москвы экологические последствия градостроительной политики. Остро стоит вопрос с зе­леными насаждениями, которые, как известно, определяют качество жизни в городе. Это частая тема жалоб в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского обще­ства и правам человека (СПЧ).

«Если посмотреть с точки зре­ния соответствия действий власти Генплану развития Москвы, то мы увидим, что концепция, по которой пять зеленых клиньев из лесопарко­вого защитного пояса столицы идут до самого центра города, сводится на нет. И в этом смысле тенденция на ухудшение экологического со­стояния заложена в градострои­тельный план, — говорит член СПЧ Сергей Цыпленков. — Деэкологи­зация городского законодательства выражается в принятии нормы, разрешающей осуществлять в ма­териальной форме компенсацию за вырубку деревьев при реализации градостроительных проектов. Де­велопер вырубил сквер и заплатил деньги в бюджет Москвы. Какой прок от этого жителям? Существующие границы зеленых насаждений до сих пор не внесены в кадастр, что позволяет девелоперам отщи­пывать их куски как бы на закон­ных основаниях. В случае возникно­вения по этому поводу конфликтов с гражданами ЧОПы нередко при­меняют насилие к протестующим».

СПЧ проанализировал ситуа­цию в крупных городах страны и зафиксировал наибольшее чис­ло конфликтов именно в столице.

Их причину он видит в отсутствии в Москве формально выстроенного диалога между властью и жителя­ми районов, где принимаются те или иные градостроительные меры. Люди не могут понять, почему яко­бы для их блага вырубается сквер, который они когда-то посадили в честь годовщины Победы. Для них укладка плитки намного вторичнее нормального количества зелени.

«Общественные слушания или не проводятся, или проводятся из рук вон плохо, — утверждает Сергей Цы­пленков. — Нет нормального, логич­ного механизма учета обществен­ного мнения. Очень символичную встречу организовала омбудсмен по правам человека в Москве Татьяна Потяева между инициативной груп­пой граждан и чиновников. Один из них заявил: «Не нравится вам, хо­чется больше зелени — уезжайте из Москвы в Рязань». Основа проблемы в том, что власть не готова выслу­шивать мнение тех, ради кого, как считается, совершаются все преоб­разования. И возникает сомнение: а может, это делается не для граж­дан, а для кого-то другого?»

В минувшем декабре Мосгорду­ма приняла поправки в закон о гра­достроительном плане Москвы, лишившие жителей минимальных возможностей влиять на преобра­зования. Планируется внести соот­ветствующие изменения в Генплан.

На взгляд правозащитников, все эти вещи должны быть максимально публичными и обсуждаться. Город — для жителей, а не для чиновников и их идей.

Как же нет диалога? А сайт «Ак­тивный гражданин»? В любом слу­чае, считают в президентском Со­вете, этот портал не может служить оправданием нарушения законода­тельства, как и быть основным ка­налом обратной связи.

Площадь природного комплекса Москвы ежегодно сокращается на 70-80 гектаров при росте населения порядка 300 тысяч человек. Между тем еще в 2007 году дефицит зелё­ных насаждений составлял 8 тысяч гектаров от заданных нормативов. Есть и другие темы в обращениях жителей Москвы в СПЧ. Почему исторический и культурный центр страны, город с многовековой исто­рией, необоснованно исключён из перечня исторических поселений РФ? Не потому ли, что такой статус требует дополнительных согласо­ваний при проведении градостро­ительной деятельности в отличие от «новодела»? Почему в Градо­строительно-земельной комиссии Москвы, не предусмотренной фе­деральным законодательством, по некоторым сведениям, много за­стройщиков? Почему продолжает­ся точечная застройка в густонасе­ленных районах? Почему интенсив­но застраиваются береговые зоны в «новой Москве»? Почему в опас­ной близости от жилых домов соо­ружаются вышки мобильной связи? Такие обращения поступают в СПЧ.

Так что вопросы есть.

Главное, что Москва быстро дви­гается вперед, считает мэр. Сергей Собянин действительно очень мно­го делает для преображения столи­цы. Однако хорошо, чтобы и граж­дане не отставали от этого движе­ния, понимали его смысл, представ­ляли конечный результат.

«МЫ СТРОИМ ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ…»

Проблемы Москвы

В ходе подготовки материала ре­дакция обратилась с рядом вопро­сов к заместителю столичного мэра в правительстве Москвы по вопро­сам градостроительной политики и строительства Марату Хуснуллину. Ниже хотелось бы привести и про­комментировать его ответы.

Одним из главных был вопрос: насколько происходящие в столице в последние пять лет преобразова­ния соответствуют Генплану разви­тия города?

«Ныне действующий Генплан, после долгих споров и обсуждений принятый в 2010 году, давно не от­вечает реалиям дня, — говорится в официальном ответе. - Москве нужен новый, актуализированный Генплан, поэтому мы серьезно взя­лись за его подготовку и в этом году его завершим. В нем обнару­жены просчеты относительно прогнозов численности населения (не 12 миллионов, а фактически как минимум 15 миллионов чело­век), увеличения количества за­регистрированных автомобилей почти вдвое, не учтено развитие промзон в рамках реновации и при­соединение «новой Москвы».

То есть власти столицы под­тверждают, что пока работа идет вне плана развития. План, конечно, не догма, но все же важный инстру­мент создания порядка в любом раз­витии, дисциплины власти, зеркало ее намерений и ориентир для насе­ления. Возможно, при его наличии большинство москвичей уже имело бы ясное представление о проекти­руемом новом образе Москвы. По большому счету это одна из главных причин недовольства жителей. Они же не пешки и хотят представлять, что будет с их родным городом.

Впрочем, в присланном ответе тема намеренно сужается. «Нет ни одного случая, — говорится в нем, — чтобы люди активно протестова­ли против строительства метро, МКЖД, реконструкции развязок на МКАД. Напротив, они их с нетер­пением ждут и готовы потерпеть временные неудобства. Есть отдель­ные вопросы по строительству хорд, дорог, проездов там, где они прохо­дят по сложившейся застройке».

Да, но в рекомендациях СПЧ речь шла о зеленых насаждениях, а о них в официальном ответе ни слова.

Отвечая на вопрос о внятно­сти градостроительной политики, заммэра называет ее ключевые на­правления: «полицентричность, создание новых центров притяже­ния, комплексное развитие город­ских территорий, формирование комфортных условий прожива­ния горожан на всей территории столицы и масштабное развитие транспортной системы». Упомина­ет о стабилизации застройки в исто­рическом центре и создании новых центров деловой активности на пе­риферии, приводя в пример форми­рование до 60 процентов рабочих мест в промзонах и «новой Москве».

В ответе подробно разъясняется суть концепции «Город для людей», заложенной в основу актуализируе­мого Генплана. Речь о превращении Москвы в комфортный, удобный и привлекательный для жизни, работы и отдыха город: «Полицентричность предусматривает сбалансирован­ное развитие территорий, что позволяет формировать рабочие места не в центре, а на перифе­рии — ближе к местам проживания горожан. Самая главная цель — до­биться, чтобы москвичи тратили на дорогу из дома до работы и об­ратно как можно меньше времени (высшее достижение мировой урба­нистики). Удобная транспортная доступность сокращает маятни­ковую миграцию. Основным ресур­сом полицентрического развития Москвы является Троицкий и Ново­московский округа (ТиНАО) и пром­зоны в рамках их реновации».

Комплексный подход к освоению территорий не обходит и районы старой Москвы, где активно разви­вается социальная инфраструктура. За 5 лет построено и введено 380 ее объектов, из которых школы и дет­сады обеспечили городу порядка 58 тысяч дополнительных мест. Благо­даря этому ликвидирована очередь в детские сады для детей от 3 до 7 лет. В течение ближайшей трех­летки будет построено еще 282 соц-бъекта.

Власть не согласна с оценками Совета при Президенте РФ по раз­витию гражданского общества и правам человека относительно от­сутствия механизма формального диалога с гражданами и настаивает на том, что портал «Активный граж­данин» предоставляет возможность москвичам принимать непосред­ственное участие в решении тех или иных вопросов, связанных со всеми сферами городской жизни, в том числе и с градостроительством. Важно, говорится в ответе, что впервые в истории Москвы горожа­не выскажут свое мнение в отноше­нии нового Генплана.

Категорически отрицается нали­чие в составе Градостроительно-зе­мельной комиссии Москвы девело­перов, на что жалуются, по данным правозащитников, москвичи в сво­их обращениях в СПЧ. «Градостро­ительную политику определяет мэр города Москвы. В составе ГЗК нет ни одного девелопера. Члены комиссии — исключительно экспер­ты в области градостроительной политики, строительства и ар­хитектуры, а также представи­тели различных органов исполни­тельной власти города Москвы. Все градостроительные решения принимаются правительством Москвы только на коллегиальной основе, с учетом интересов и по­желаний самих москвичей».

Показателем успешной реализа­ции концепции Марат Хуснуллин считает заметное сокращение «ко­личества горожан, стремящихся уе­хать из Москвы на выходные или на летние месяцы, и резкий рост числа туристов». Здесь просматривается некоторое лукавство. В условиях кризиса снижение мобильности москвичей вполне можно связать в том числе и с ухудшением их ма­териального достатка, а рост ту­ристов — с выгодным курсом ино­странных валют по отношению к рублю.

Не согласны в правительстве Мо­сквы и с обвинениями в агрессивно­сти градостроительной политики, не учитывающей сбережение культур­но-исторического наследия города: «Москва проводит огромную рабо­ту по сохранению построек, фор­мирующих облик центральной ча­сти города. За пять последних лет были прекращены инвестконтрак­ты на строительство в ЦАО 23 миллионов квадратных метров не­движимости, возведение которой могло ухудшить градостроитель­ную и транспортную ситуации и частично угрожало сносом исто­рических и культурных памятни­ков. Отмена принятых до 2010 года решений спасла около 200 истори­ческих, особо ценных зданий. Город вдвое сократил выдачу новых раз­решений на строительство в ЦАО, а те, что выдаются, касаются в основном реновации объектов. В Москве реализуется беспрецедент­ная даже по мировому масштабу программа реставрации памятни­ков истории и архитектуры. Толь­ко в 2015 году на реставрации нахо­дилось почти 400 объектов, на 115 из них восстановительные работы были завершены».

Возможно, так все и есть, но тогда получается, что у многих граждан какое-то иное восприятие происходящего. И наверное, дело не только в том, что они не совсем «в курсе». Наверняка многих заде­вают летящие «щепки» при такой крутой «рубке леса». Чтобы этого не происходило, как раз и нужен об­стоятельный и постоянный диалог и даже совет власти с населением. И видимо, не только через портал «Активный гражданин».

Фото Дмитрия Терновского/ «Живой журнал»

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 5374