Систему ОСАГО сделают удобнее

Россияне смогут не возить с собой полис в машине, а у иностранцев станут проверять страховку прямо на границе

Систему ОСАГО сделают удобнее

Коллаж: ПГ. Фото: pixabay.com

Комплексные поправки в законодательство об ОСАГО затронут как водителей, так и пешеходов. Разработанный Правительством законопроект, который Госдума планирует рассмотреть во втором чтении на одном из ближайших пленарных заседаний, не сделает полисы автогражданки дешевле, но, как обещают в кабмине, поможет системе ОСАГО стать более комфортной и удобной для россиян.

Электронные страховые полисы уравняют с бумажными

Огромной армии российских автомобилистов, безусловно, придётся по нраву норма, которая позволит не возить постоянно с собой бланк страховки. Тот, кто хотя бы раз забывал дома действующий полис ОСАГО, знает, что наказание за езду без страховки в данном случае предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Точно такая же санкция, кстати, грозит и водителю, который приобрел ОСАГО в электронном виде, но не распечатал страховой полис.

Правительственным законопроектом уравниваются в правах электронные страховые полисы с полисами на бумажных носителях. Каждому договору ОСАГО будет присваиваться уникальный номер, который позволит идентифицировать страховщика и подтвердить достоверность полиса. Таким образом, пропадает надобность в изготовлении их на дорогостоящих специальных защищенных бланках. Кроме того, предусматривается право водителя самому выбрать любой способ информирования сотрудника ДПС о наличии ОСАГО: можно будет просто показать фотографию полиса на смартфоне или записанные на клочке бумаги номер договора и название страховой компании.

«Если все данные будут в базе ГИБДД и инспектор на дороге может оперативно проверить наличие полиса у водителя, то нововведение будет вполне логичным, — пояснил член думского Комитета по транспорту Александр Старовойтов (ЛДПР). - Другой вопрос, что база данных и идентификационные номера будут регулироваться не данным законом, а иными нормативными актами. И хотелось бы их вначале увидеть, чтобы понять, насколько потенциальный закон будет работоспособным».

Очевидно, что для исключения неопределенности в правоприменении нормы будут внесены поправки и в Правила дорожного движения. Сегодня в правилах четко сказано: водитель должен предъявить сотруднику ДПС страховой полис. После принятия закона этот пункт ПДД будет скорректирован или вообще исключен соответствующим постановлением Правительства.

Иностранным водителям придется подстраховаться

Ещё одно положение законопроекта касается иностранцев, въезжающих в Россию на своих авто. По информации МВД, участились случаи, когда водители из сопредельных государств рассекают по российским дорогам, не имея полиса ОСАГО. Если такие граждане становятся виновниками ДТП, то отечественные участники дорожного движения оказываются незащищенными — взыскать компенсацию автоущерба с иностранца очень сложно.

Теперь же планируется, что при пересечении госграницы въезжающие должны будут иметь при себе полис ОСАГО либо международный договор страхования. За этим будут следить сотрудники таможенных органов, рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев, когда представлял законопроект в Госдуме в первом чтении.

227,9 миллиарда рублей составили общие сборы страховщиков по ОСАГО в 2018 году.
«У граждан из сопредельных государств, с которыми у нас упрощенный порядок пересечения границы, часто нет грин-карт, вообще ничего нет; соответственно, у собственников авто с иностранными номерами будут требовать документ о страховании гражданской ответственности, — пояснил чиновник. - Он может быть в виде грин-карты либо, если её нет, в форме полиса ОСАГО».

При этом Моисеев подчеркнул: проверять страховку будут не у тех, кто выезжает, а у тех, кто только въезжает.

Напомним, что в союз с Россией относительно упрощённых таможенных правил вошли: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения. К гражданам этих государств не предъявляется особых требований. Для них пересечение границы РФ возможно по внутреннему паспорту, который нужно предъявить на таможенном контроле.

Практика страхования автогражданской ответственности существует во многих странах мира и совершенно не должна осложнить пересечение границ России зарубежным водителям. Кстати, иностранцы так же, как и россияне, могут купить электронный полис ОСАГО и сделать это спокойно и в любое удобное время до въезда на территорию нашей страны.

Виновный в аварии пешеход платить страховщику не будет

Согласно статье 14 закона об ОСАГО, страховщик имеет право потребовать от виновника аварии компенсацию в размере произведенной страховой выплаты. Основанием может послужить отсутствие полиса ОСАГО у неаккуратного водителя, а также доказательство того, что ДТП произошло из-за его злого умысла или алкогольного опьянения.

Законопроект включает в перечень оснований для регрессного требования виновного в ДТП пешехода. Правда, новые нормы не допускают предъявления такого требования к пешеходу, пострадавшему в результате спровоцированной им самим аварии, а также к его родственникам.

39,98 миллиона штук составило количество заключённых договоров ОСАГО в 2018 году.
Избирательность этой нормы вызвала ряд вопросов у депутатского корпуса. С одной стороны, травмированных пешеходов жалко, но с другой — огромное количество аварий на дорогах случается по вине пешеходов, и страховщики находятся в своем праве, чтобы наказать нарушителей ещё и рублём. Если пешеход будет знать, что за безответственное поведение на дороге его будет ждать не только административное наказание, но и обязанность возместить расходы автостраховщиков, то он будет себя вести более дисциплинированно.

Однако, по словам замминистра финансов Алексея Моисеева, Правительство осознанно пошло на такое разделение ответственности между пострадавшими и непострадавшими пешеходами, которые стали виновниками аварии.

«Эта мера, может быть, не очень рыночная, но зато, с нашей точки зрения, социально справедливая», — отметил он.

Как пояснил чиновник, эта норма является следствием большого количества жалоб от родственников погибших в ДТП граждан, которым ещё предъявляли регрессные требования, что часто становилось большой проблемой для этих людей.

Перестраховка рисков возвращается?

Законопроект снимает запрет на перестрахование рисков по ОСАГО. Сейчас это единственный вид имущественного страхования в стране, риски по которому не перестраховываются.

Между тем, полагают в Правительстве, процедура вторичного страхования ранее принятого риска за счёт его перераспределения между иными страховщиками позволила бы повысить устойчивость как самих автостраховщиков, так и всего этого рынка в целом. За годы действия закона об ОСАГО объём собираемых страховщиками премий увеличился почти в 10 раз (с 26 миллиардов рублей в 2003 году до 227 миллиардов рублей в 2017 году) и риски стали гораздо масштабнее.

Топ-10 регионов по продажам электронного ОСАГО в 2018 году 1. Москва — 1,55 млн
2. Московская область — 1,23 млн
3. Свердловская область — 736 тыс.
4. Санкт-Петербург — 634 тыс.
5. Новосибирская область — 539 тыс.
6. Воронежская область — 505 тыс.
7. Приморский край — 465 тыс.
8. Самарская область — 463 тыс.
9. Красноярский край — 438 тыс.
10. Иркутская область — 395 тыс.
Таким образом, страховщики будут обязаны предложить 10 процентов рисков ОСАГО Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) — это «дочка» ЦБ, созданная для поддержки рисков предприятий, попавших под санкции на международных рынках. Нацперестраховщик, в свою очередь, вправе принять их в указанном размере, уменьшить его либо отказать в их принятии. Это должно избавить РНПК от накопления «плохих» рисков ОСАГО.

Доказывая необходимость этого шага, замминистра финансов Алексей Моисеев напомнил, как в прошлом году пришлось практически всем миром спасать крупнейшего страховщика на рынке ОСАГО — компанию «Росгосстрах».

«Вот если бы компания перестраховывала свои полисы, беды бы не случилось», — подчеркнул чиновник, добавив, что это вопрос финансовой стабильности страховой отрасли.

Также, уверяют в кабмине, решение о снятии запрета на перестрахование рисков по ОСАГО никак не скажется на кошельках автовладельцев. Подорожать полис не должен, так как его стоимость не зависит от издержек страховой компании по ведению дел. Цену ОСАГО определяют тарифы и коэффициенты, которые устанавливаются Центробанком.

У законодателей нет возражений по основным новеллам в системе ОСАГО, рассказал глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Комитет является ответственным по законопроекту и ранее рекомендовал принять его во втором чтении.

«Документ действительно повысит комфорт в работе на этом рынке, наши граждане смогут более активно пользоваться электронными полисами ОСАГО», — убежден Анатолий Аксаков.

Автор: Геннадий Мельник

Ещё материалы: Анатолий Аксаков

Просмотров 7060

08.04.2019 00:00





Загрузка...

Популярно в соцсетях