Сергей Рябухин: регионы выберутся из долговой ямы

Руководитель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам о новшествах в законодательстве

Сергей Рябухин: регионы выберутся из долговой ямы

Сергей Рябухин

ФОТО: Игорь Самохвалов

Заканчивающаяся сессия в Совете Федерации примечательна прежде всего тем, что сенаторы продолжили через новые законы системно и последовательно гармонизировать бюджеты регионов. Об этом — интервью Сергея Рябухина, председателя профильного Комитета Совета Федерации.  

Гранты — только начало

- Совет Федерации без малого два года особое внимание уделяет межбюджетным отношениям и застарелой проблеме — как сбалансировать консолидированный бюджет, избавиться от текущей задолженности регионов коммерческим банкам и, главное, создать правовую среду, чтобы эти процессы не повторялись. Что нового принесла прошедшая сессия?

- В прошлом году по инициативе Совета Федерации проблемы регионов дважды рассматривал Совет безопасности России. В итоге появился очень мощный документ — Указ Президента РФ от 16 января 2017 года «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», который учёл ряд стратегически значимых предложений Совета Федерации.

Они призваны совершенствовать механизмы стимулирования регионов с целью нарастить собственный экономический и налоговый потенциал. Что конкретно предложено?  Возможность частично направлять в региональные бюджеты доходы от отдельных налогов  и сборов, которые были начислены в результате успехов региональной власти в развитии собственных территорий. Например, дополнительные поступления от федеральной части доходов по налогу на прибыль, на чём неоднократно настаивал Совет Федерации. 

Уже со следующего года с большой долей вероятности эта норма начнёт действовать, хотя механизм перераспределения, скорее всего, останется централизованным.

Другое новшество — гранты за успехи в стимулировании собственного социально-экономического развития. В ближайшие три года сумма этих грантов составит 20 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с прошлым в четыре раза. Здесь есть проблема — методика, по которой трёхсторонняя комиссия распределяет эти средства, на мой взгляд, крайне несовершенна,  и включает слишком много показателей. Будем работать над этим.

Не могу не сказать и о том, что удалось достигнуть компромисса между регионами и Правительством, урегулировав проблему, вызванную невыполнением 16 регионами соглашений о получении бюджетных кредитов. В связи с этим данные субъекты Федерации должны были досрочно вернуть эти кредиты на сумму 91 миллиард рублей, что создавало риски сбалансированности  их бюджетов. Председатель Совета Федерации поручила Комитету сформировать предложения, чтобы урегулировать ситуацию. В итоге нашли приемлемое для всех сторон решение: регионам, выполнившим на 75 процентов условия соглашений с Минфином об оздоровлении их финансов и ряду других пунктов, рефинансировали полностью бюджетные кредиты. Из 91 миллиарда рублей 70 миллиардов рублей перечислены обратно, в субъекты.

- На одном из заседаний Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель палаты, довольно резко охарактеризовала попытки Минфина «покуситься» на дотации регионам, поставив их в зависимость от неких дополнительных показателей…

- Совет Федерации инициировал поправки в Бюджетный кодекс, которые совсем недавно вступили в законную силу. Теперь регионы в бесспорном порядке будут получать и использовать дотации на выравнивание бюджетов. Права и самостоятельность регионов в расходовании федеральных дотаций гарантированы.

 - В этом году Правительство предложило возродить известное «бюджетное правило». Насколько целесообразно его вводить с целью отсекать нефтяные сверхдоходы, направляя их в конечном  итоге на кредитование американской экономики? Не эффективнее было бы вкладывать ресурсы в перспективные отрасли, прямо работающие на потребительский рынок?

- Я лично собираюсь поддержать соответствующий законопроект, уже утверждённый Госдумой, по следующим причинам. Механизм бюджетного правила образовал финансовые резервы, которые гарантировали в кризисы 2008-2009 и 2014-2015 годов выполнение государством социальных обязательств и позволили дополнительно укрепить оборону страны.

США и их союзники, это очевидно, крайне агрессивны по отношению к нашей стране и надо понимать, что бюджетное правило гарантирует, что будут сорваны очередные попытки Запада задушить нас финансово и экономически. Важно, что после того как были слиты в единую структуру Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, за ними была сохранена функция обеспечивать устойчивость пенсионной системы.

«Чёрная метка» для алкомафии

- Очень заметна работа Комитета, призванная декриминализировать алкогольный рынок, бюджеты всех уровней получили миллиарды дополнительных рублей только за счёт того, что по вашим предложениям начали наводить элементарный порядок с оборотом алкоголя…

Эта работа, которой мы занимаемся по поручению председателя Совета Федерации уже два года. 

-Общеизвестны факты о том, что до половины потребляемого в стране алкоголя находится в теневом обороте, в итоге бюджеты не получают до 160 миллиардов рублей ежегодно, в том числе 80 миллиардов приходится на регионы. Что удалось сделать в рамках наших полномочий?

Начали с того, что, как вы сказали, попробовали навести порядок, регулярно проводя анализ и мониторинг правоприменения «алкогольного» законодательства, к которому привлекли представителей всех заинтересованных структур, включая Росалкогольрегулирование, МВД, судебные органы. Не секрет, что у производителей контрафактного алкоголя есть определённые возможности, и немалые, чтобы реализовывать свои интересы. В частности, мы обратили внимание Правительства на то, что в течение длительного времени не принималось постановление, определяющее порядок вывоза, хранения и утилизации изъятого оборудования по производству подпольного алкоголя. То есть соответствующие органы «накрыли», так сказать, «бутлегеров», а вот как обращаться с изъятыми ценностями по закону, непонятно.

Между тем речь идёт не о деревенском аппарате со змеевиком от душа, а о великолепном новейшем оборудовании из многослойной стали, которому могут позавидовать легальные заводы. Наконец, такое постановление было принято, и сегодня изъято несколько тысяч единиц оборудования стоимостью не один миллион долларов и 50 миллионов литров алкоголя! Представляете себе размах подпольных винокурен? Другая, не менее важная подвижка, которая произошла также с нашим участием, — удалось сократить сроки внедрение ЕГАИС — системы контроля за движением алкоголя от завода до прилавка. Итог — в бюджеты всех уровней поступило акцизных доходов больше на 56 миллиардов рублей, или на 21 процент. Эти суммы отыграли у теневиков, как вы понимаете.

Но главные наши приоритеты, ясно, — в законодательной сфере. Завершаем эту сессию принятием стратегически значимого, на мой взгляд, закона, который вносит поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. В частности, уравнивает наказание за подделку акцизных  марок с карами за фальшивомонетничество: теперь вместо денежных штрафов будет применяться санкция до 12 лет лишения свободы. Меры уголовно-административные будут дополнены законом, принятым Госдумой 21 июля. Он определит комплекс мер, которые усилят контроль за розничной продажей всей спиртосодержащей продукции.

К примеру, физические лица не смогут перемещать через границу более 10 литров алкоголя без российских акцизных марок, пока таких ограничений не было, на нашу таможенную территорию  ввозили большое количество водки из некоторых сопредельных государств — членов ЕАЭС, бюджет не получал соответствующих акцизных доходов.  Намечено строго учитывать и декларировать спирт, предназначенный для медицинских целей, и спиртосодержащие лекарственные препараты, которые очень часто оказываются вовлечены в нелегальный оборот. Будет запрещено продавать через торговые автоматы спиртосодержащую непищевую продукцию.

- Вы — человек  конкретных действий. Но очень часто приходится слышать, что экономические механизмы в нашей стране пробуксовывают из-за того, что пока не определена стратегическая модель развития экономики, чиновники ждут «новых правил игры». Какая концепция из трёх официально заявленных — Центра стратегических разработок, Столыпинского клуба или правительственная, на ваш взгляд, будет наиболее эффективна?

- Позволю себе привести смысл ответа на аналогичный вопрос Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента: после того как президент составит собственное мнение о предоставленных проектах, в стране будет реализовываться стратегия социально-экономического развития, которая будет ни правительственной, ни «кудринской». Она будет «путинской». И задачу возглавляемого мною комитета вижу в том, чтобы учитывать максимально интересы российских регионов, когда эта концепция начнёт действовать.

Автор: Юрий Скиданов

Ещё материалы: Сергей Рябухин

Просмотров 2089

25.07.2017 00:01



Загрузка...

Популярно в соцсетях