Российское село: еще не изобилие, но уже не упадок
9 октября — день работников сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс постепенно перестает быть «черной дырой» отечественной экономики
Мифы о том, что Россия приговорена к тому, чтобы иметь неэффективное, убыточное сельское хозяйство с обреченным на пьянство и вымирание крестьянством, довольно устойчивы и охотно тиражируются либеральными теоретиками и соответствующими СМИ уже более четверти века. Справедливости ради надо отметить, что некоторые основания для подобных выводов есть и связаны они как раз со временем, когда в стране безоговорочно господствовали либеральные идеи в экономике вообще и в сельском хозяйстве в частности, а постулат, что фермерская форма хозяйствования на земле сама по себе решит все проблемы, был незыблем…
БЕЗ ДЕНЕГ И КУРЫ НЕ НЕСУТСЯ
Десятилетний период, начиная с 1991 года, стал для российского крестьянства временем разрухи и выживания. Население сельской глубинки сократилось примерно на два миллиона человек, а производство упало на 20-80 процентов в зависимости от отрасли, в том числе по зерновым и мясу — в 2,5 раза. Либеральная политика (а тогда в государстве царствовала апологетика свободного рынка) утверждала, что село само выживет, а не выживет, значит, не конкурентоспособно, и страну прокормит цветущий западный фермер (которому, заметим в скобках, государство помогает льготами и дотациями). Итог закономерен: если Советский Союз обеспечивал себя практически полностью продовольствием, опережая Соединенные Штаты Америки по производству пшеницы, молока, картофеля, яиц и некоторым другим видам продовольствия, то Российская Федерация к началу 2000-х годов зависела от внешних поставок по молоку — на 40 процентов, мясу — на 60 процентов, овощам и фруктам — на 30-80 процентов и так далее. Эта зависимость, пусть и не в такой значительной степени, сохранилась до сих пор.
Ситуация начала меняться в 2004 году, когда аграрный сектор, финансировавшийся прежде по остаточному принципу, получил мощную государственную поддержку: был принят приоритетный национальный проект «Развитие АПК», а расходы госбюджета на развитие села начали последовательно увеличиваться с 0,7 процента до 4-5 процентов в год.
Результат не замедлил сказаться: уже к 2010-2012 годам возродилось высокотоварное производство свинины и курятины на основе современных технологий. Производство зерна хотя и не достигло советского уровня, но вплотную приблизилось к цифре 100 миллионов тонн ежегодно, выйдя из кризисного пике 90-х, когда крестьяне собирали меньше 50 миллионов тонн.
Тем не менее сельское хозяйство не было способно накормить страну, а около 160 миллиардов рублей ежегодных государственных инвестиций в село не могли обеспечить значительный прирост сельхозпродукции. К тому же практически полностью было развалено сельхозмашиностроение, мощная индустрия минеральных и органических удобрений переключилась на экспорт, а пищевая промышленность — слабое место еще с советских времен — не была в состоянии гарантировать переработку и сохранность урожаев.
Почему так случилось? Ведь на официальном уровне после того, как Владимир Путин был избран Президентом России, не раз декларировалось: развитие сельского хозяйства — важнейшая политическая и экономическая цель. Но сложившаяся в девяностые годы схема, при которой мощные западные производители и поставщики продовольствия, находящиеся под контролем транснациональных корпораций преимущественно американского происхождения, вошли на российский рынок и поделили его, вытесняя не только собственно сельхозпроизводителей-крестьян, но и всю отечественную агропромышленную инфраструктуру, включая переработку, машиностроение, выпуск удобрений, семян и прочее.
Правительство во главе с Михаилом Касьяновым и ответственным за финансовую политику Алексеем Кудриным не только фактически отказывалось поддерживать село, но и было весьма отзывчиво к инициативам зарубежных лоббистов.
ЭФФЕКТ АМЕРИКАНСКОГО БУМЕРАНГА
Принципиально переломить либеральную политику по отношению к сельскому хозяйству помогла большая политика, когда США и их союзники ввели экономические санкции против России, получив ответные контрсанкции и продовольственное эмбарго.
Тогда и выяснилась вполне очевидная вещь: позволить себе политическую самостоятельность и обеспечить максимальный суверенитет на мировой арене, заселенной мощными оппонентами со своими интересами, может лишь экономически самодостаточная держава. И прежде всего — независимая в продовольственном отношении. У бедных и голодных советов и мнений не спрашивают.
В 2012 году была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства, согласно которой ежегодные аграрные расходы из бюджета последовательно в течение нескольких лет увеличивались вдвое — до 300-320 миллиардов рублей, льготные кредиты фермерским и другим малым и средним хозяйствам, выведенным из зоны действия ограничений по ВТО, составляли около 100 миллиардов рублей. «На выходе», к 2020 году удельный вес продовольствия российского производства в общих продовольственных ресурсах должен составить от 90 процентов по молоку до 99,7 процента по зерну.
Но самый сильный импульс развитию села придал именно внешнеполитический кризис. Стоило президенту Владимиру Путину обозначить и реализовать интересы России, как «западные партнеры» попытались «натянуть поводок», который они плели начиная с 1991 года, привязывая Россию системной финансовой и экономической зависимостью. В ответ Россия ввела контрсанкции, блокировав поставки продовольствия и сельхозпродукции из ряда зарубежных стран. Нельзя сказать, что эти объемы были критическими для продовольственного рынка: они составляли от 18 до 26 процентов в зависимости от вида товара. Но, тем не менее, проблема импортозамещения перешла из разряда экономических в категорию политических, причем с пометкой «стратегическая безопасность».
А за безопасность нужно платить. Дополнительные прямые и косвенные ассигнования на развитие села каждый год увеличивались, составив в 2015 году 535 миллиардов рублей бюджетных и частных инвестиций. И, в отличие от многих других отраслей экономики, принесли почти мгновенную отдачу. Производство зерна достигло в среднем не меньше 100 миллионов тонн (около 110 миллионов в 2016-м), были закрыты потребности страны по яйцам, курятине и свинине. Однако импортозависимость по овощам, фруктам, молоку, рыбе и ряду других продуктов сохранилась. К тому же возрос экспортный потенциал сельского хозяйства до 500 миллиардов рублей в год.
СОЛЕНИЯ ИЗ ИНДИИ
Но вот парадокс: отечественное сельхозпроизводство растет, но проблема импортозависимости остается такой же острой. Почему? Дело в том, что замещение ввозимой из-за рубежа продукции произошло на первом, потребительском уровне. На втором, промышленном уровне все осталось практически без изменений.
Поясню на примере производства куриного бройлерного мяса. В его себестоимости лишь около тридцати процентов приходится на отечественного производителя, фактически зарплата и накладные расходы: энергия, вода и так далее. Основная, технологическая часть — племенное яйцо, добавки для ускорения роста и тому подобное — импортного происхождения, в основном из ФРГ и Польши. Аналогичная картина и в свиноводстве, производстве зерна, овощеводстве… Да практически во всех аграрных отраслях!
Так что теоретически в случае крайнего обострения отношений западные производители могут в одночасье создать весьма серьезные проблемы для нашего села, оставив его без племенного и посадочного материала.
Нельзя сказать, что такую опасность не замечают в высших эшелонах власти: президент Владимир Путин в июле 2016 года своим указом обязал Правительство обеспечить производство оригинальных и элитных семян, племенного материала, высококачественных кормов, кормовых добавок и лекарств. Все хорошо, но время, время… У западных конкурентов ощутимое преимущество: сказываются потерянные для отечественных аграриев годы.
Новый технологический уклад — вот главная задача для села. Да, всего за три года «люди земли» совершили рывок, создав основу для продовольственной безопасности страны и обеспечив население гарантированным минимумом продовольствия. Но на прилавках по-прежнему около 70 процентов продуктов импортного происхождения, включая рыбу, консервы, колбасные изделия и другие виды переработанной сельхозпродукции, по данным крупнейшей федеральной торговой сети. Доходит до того, что соленые или маринованные огурцы поставляют в Россию из Индии и Вьетнама, где о такой закуске сроду не знали!
Такая абсурдная ситуация — признак того, что сельское хозяйство исчерпало возможности экстенсивного развития, когда производство первичной, необработанной продукции увеличивалось преимущественно за счет увеличения посевных площадей или поголовья скота и птицы традиционными методами. На Западе для этих целей используют сочетание биотехнологий на полях с наращиванием глубины и объемов переработки в пищевой промышленности. У нас такое направление пока разрабатывается слабо, хотя и существует отраслевая программа создания технологических платформ, призванных соединить теоретические достижения сельскохозяйственной науки с практическими задачами аграрного производства. Только денег под этот процесс пока не нашли, хотя решение создать эти институты развития было принято еще в 2011 году, и за это время разработали 35 технологических платформ, в том числе и по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. Вероятно, ситуация изменится, когда будут сформированы согласно упомянутому Указу Президента РФ междисциплинарные научно-исследовательские центры в области сельского хозяйства.
Но это дело будущего, хочется верить, недалекого. Пока же надо возрождать основу сельского хозяйства — землю. Пренебрежение к ее состоянию привело к тому, что из 385 миллионов гектаров земель сельхозназначения около 130 миллионов переведены в разряд деградированных, и деградация развивается со скоростью два миллиона гектаров в год, по данным Всероссийского научно-исследовательского агролесомелиоративного института. Это приносит потери примерно в четыре миллиона тонн продукции в зерновом эквиваленте, или до 25 миллиардов рублей — в денежном. А в целом истощено свыше 60 процентов сельхозугодий.
Другая важнейшая проблема -энерговооруженность агропроизводителей. В России она в два с половиной раза ниже, чем в ЕС и США, — две лошадиные силы против пяти на гектар сельхозугодий: не хватает тракторов, современного навесного оборудования и комбайнов. Из десятков мощных советских заводов сельскохозяйственное машиностроение вплоть до последнего времени оставалось на плаву, причем мелком, выпуская считаные единицы сельхозтехники в год. Вспоминаю ситуацию, когда в конце 90-годов одна из зарубежных стран обратилась в российское торговое представительство с запросом на покупку сотни средних тракторов, выяснилось, что ни один из некогда славных заводов — ни в Челябинске, ни в Барнауле, ни в Волгограде — заказ выполнить не в состоянии…
Сегодня все иначе: заполнившие было российские поля мак-кормики и дирсы успешно и быстро вытесняют отечественные машины. Качеством, может быть, и похуже, но ценой вполне укладывающиеся в показатели рентабельности. Отечественные марки, к примеру, зерноуборочных комбайнов сегодня составляют в хозяйствах около 65 процентов от их общего числа, а их продажи возросли на 7 процентов в этом году. Сходная картина и по другим видам аграрной техники, производители которой получили ощутимую финансовую поддержку от государства.
Крестьяне только в новейшей, на памяти живущих поколений, истории не раз выручали державу в кризисные, на грани выживания периоды. Так было и в начале прошлого века, когда после поражения в войне с Японией миллионы переселенцев из сел и деревень европейской части двинулись в Сибирь и на Дальний Восток, за считаные годы не только превратив Россию в крупнейшего в мире экспортера пшеницы и масла, но и создав глубокий населенный ресурсный тыл на случай европейской войны и базу для военного строительства против японских угроз.
Так было и четверть века спустя, когда за счет коллективизации крестьянства были найдены ресурсы для индустриализации и создания мощной оборонной и обрабатывающей промышленности, что позволило победить соединенные армии практически всей Европы во главе с Гитлером. И после войны именно крестьяне обеспечили восстановление страны, платя непосильные налоги и вытягивая планы по сбору урожая, не имея ни тракторов, ни удобрений, ни элитных семян…
Сегодня, похоже, ситуация повторяется: сельское хозяйство, обеспечивая внутреннее потребление и наращивая экспорт, вместе с оборонной промышленностью способно стать основой для рывка страны к новому экономико-технологическому укладу. И ресурсы, и политическая воля для этого есть. Но с принципиальной поправкой: не за счет обнищания крестьян, но с помощью государственных и частных инвестиций. Если полуголодный и обобранный крестьянин тридцатых-сороковых творил чудеса, то на что же способен современный человек, живущий на земле и пользующий ее, если ему помогает государство?