Российское машиностроение возрождается, но многие отрасли утрачены безвозвратно
90-летний юбилей отметит в июле этого года некогда флагман отечественного машиностроения — Сталинградский тракторный завод. Хороший повод поговорить о том, что происходит сегодня с российским машиностроением.
ПОЛЕ БИТВЫ ОСТАЕТСЯ ИНОСТРАНЦАМ
К началу перестройки советское машиностроение и его российская часть занимали ведущее место в мире и по объемам продукции, и по ее достаточно высокому качеству, даже если не учитывать достижений оборонной промышленности, которая лидировала на международном рынке оружия и космических услуг, принося в казну до 20 миллиардов долларов валютной выручки.
В целом же продукция машиностроителей составляла около 40 процентов валового внутреннего продукта, в отрасли было занято примерно 30 процентов трудоспособного населения с удельной производительностью труда в 70 процентов от уровня США, а доля в экспорте составляла 32-37 процентов.
За считаные годы начиная с 1991-го передовой машиностроительный комплекс был фактически разрушен. Государство отказалось от обязательств по управлению и планированию производства, проведя приватизацию, в результате которой были сохранены в сильно урезанном виде только те предприятия (не считая оборонных), которые были ориентированы на поддержание экспортных и стратегических отраслей экономики: топливно-сырьевой, горнодобывающей, транспорта, сельского хозяйства. Остальные были либо скуплены и обанкрочены западными конкурентами, либо переориентированы совсем на другие задачи, выведены из городов (как фактически все предприятия черной металлургии, радиопромышленности и станкостроения из Москвы, Петербурга и других крупных городов), а высвободившиеся площади отданы под спекулятивное жилищное строительство. В той или иной степени контроль за предприятиями гражданского машиностроения и части оборонной промышленности перешел к международным корпорациям с европейскими и американскими корнями, а значимые позиции в электронном машиностроении и радиоприборостроении заняли южнокорейские и японские фирмы, упростив до сборочных некогда сложные и многоцелевые производственные линии.
По сравнению с 2013 годом годовой объем станкостроительной продукции на новых производственных мощностях возрос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года»
МАШИНОСТРОЕНИЕ ЕДВА ВИДНО
Что осталось после катастрофических либеральных реформ 90-х от советского машиностроения? Из 18 отраслей, которыми при СССР руководили соответствующие министерства, поддерживали в сколь-нибудь удовлетворительном состоянии хозяйственную деятельность заводы и фабрики едва ли семидесяти направлений. К 2000 году практически перестали выпускать продукцию предприятия сельхозмашиностроения, электронной промышленности, тяжелого машиностроения, турбин и авиационных двигателей, на 50 и более процентов свернули деятельность энергомашиностроители, станкостроители, производители станков и оборудования для легкой и пищевой промышлености, двигателей внутреннего сгорания и так далее.
Удивительно ли, что в экономике сформировался так называемый сырьевой курс развития, бесперспективный для индустриальной державы? По мнению ведущих мировых экспертов, подтвержденному многолетней статистикой и расчетами, если на машиностроение приходится менее 25 процентов всей произведенной промышленной продукции, то невозможно обеспечить сбалансированное развитие экономики в целом. Это и произошло в течение 2000-х годов как следствие провала в предыдущем десятилетии. Если в 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, то в 2005-м — 8,2, а в 2010-м — 7,8 процента ВВП! А в общем объёме обрабатывающих отраслей машиностроение едва ли достигало 20 процентов, причем в промышленности в целом — всего 12,8 процента. Сравните с 45 процентами промышленного производства, которое приходилось натопливно-энергетический комплекс! Такое соотношение свидетельствует о том, что машиностроители не обеспечивали поставки продукции на отечественные высокотехнологичные заводы и фабрики. Особенно наглядно кризис проявился в станкостроении — ключевой отрасли машиностроения, без которой невозможно развитие промышленности в целом. Премьер Дмитрий Медведев в 2013 году констатировал, что российский рынок по станкам на 90 процентов зависит от импорта. По объемам производства металлообрабатывающего оборудования Россия занимает 27-е место в мире, а удельный вес станкостроения в валовом внутреннем продукте России составляет около 0,03 процента, что характерно для отсталых аграрных стран. В Китае этот показатель равен одному проценту, чуть меньше одного процента в Японии и Германии.
ПОДДЕРЖКА ДЛЯ ЛУЧШИХ
Рискну предположить, что в высших эшелонах власти начали осознавать жизненную необходимость и важнейшую государственную обязанность в возрождении отечественного машиностроения сразу после того, как в августе 2008 года российские войска отразили грузинскую агрессию против Южной Осетии. Тогда вскрылась, в частности, неготовность отечественного машиностроения, той же оборонки в полной степени обеспечить своевременное обновление и ремонт боевой техники, выбывающей в ходе вооруженного конфликта. Была принята, к примеру, федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» — первый за двадцать постсоветских лет документ такого уровня, посвященный отечественному машиностроению! А в 2013 году Правительство провело совещание о мерах по развитию отечественного машиностроения в целях модернизации военно-промышленного комплекса. Это совещание стало первым звеном в цепи ключевых решений, целью которых стало возрождение отечественного машиностроения, но не всех его отраслей.
Стратегия, как можно сделать вывод из политики Правительства, избрана следующая: начать модернизацию и развитие оборонной промышленности, как наименее пострадавшей в ходе либеральных реформ, отказавшись от попыток реанимировать с госпомощью те отрасли (например, гражданскую электронную промышленность или оборудование для легкой промышленности), в которых мы безнадежно отстали. Для этого было выделено несколько триллионов рублей, в том числе 1 триллион 670 миллиардов должны быть превращены в новые производства и технику в ближайшие три года. А оборонка, в свою очередь, должна стать тем самым инновационным ядром, которое позволит развить и смежные отрасли гражданского машиностроения.
929 объектов будет построено для развития оборонной промышленности, доля инновационной продукции в общем объеме возрастет до 40 процентов, при этом будет разработано не меньше 1,3 тысячи новых технологий, призванных вывести на принципиально иной уровень военное производство.
Параллельно намечено развивать и отечественное станкостроение, ориентируясь прежде всего на запросы ОПК. Для этого бюджетные ресурсы, на которые раньше закупали станки за границей, решено расходовать, чтобы создавать производство аналогичных изделий. При этом соответствующими нормативными актами запрещено импортировать широкую, в сотни наименований, гамму машиностроительной продукции, что, кстати, вызвало неудовольствие США и их союзников в рамках Всемирной торговой организации.
Такое косвенное инвестирование в станкостроительную промышленность может составить примерно 180 миллиардов рублей в год. Сегодня в рамках реализации нескольких десятков инвестиционных проектов создаются мощности по производству современнейших высокотехнологических металлообрабатывающих центров повышенной динамической жесткости в Перми, высокоточных прецизионных станков с ЧПУ в Рязани, станкостроительное производство по воспроизводимой зарубежной технологии в Азове, производственная линия по выпуску сложнорежущего инструмента с целью полностью заместить импортные аналоги в Свердловской области и десятки других промышленных объектов. Всего по сравнению с 2013 годом годовой объем станкостроительной продукции на новых производственных мощностях возрос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года.
Еще две стратегические отрасли машиностроения получили повышенное государственное внимание и финансовую опеку. Во-первых, это почти прекратившее существование к середине 2000-х годов сельскохозяйственное машиностроение, которое призвано обеспечить к 2020 году развитие агропромышленного комплекса до уровня, полностью исключающего зависимость страны от импорта продовольствия. На эти цели бюджет выделяет около трех триллионов рублей. Село должно получить около 13 тысяч новых тракторов и около 7 тысяч зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, все — отечественного производства.
Другой объект господдержки -транспортное машиностроение. Программа по этому направлению в кризисном 2016 году предусматривает дополнительные ассигнования в размере минимум 10 миллиардов рублей; продолжится сооружение мощностей на Брянском локомотивостроительном заводе по выпуску тепловозов нового типа; операторам будут возмещены затраты в 7 миллиардов рублей на приобретение новых вагонов; 60 миллиардов рублей пошли на приобретение новых локомотивов для ОАО «РЖД». Транспортное машиностроение — одна из немногих высокотехнологичных отраслей, которая экспортирует свою продукцию, в частности, в Египет, Венгрию, Казахстан, Иран, Латвию, Азербайджан. На Тверском вагоностроительном заводе начали выпускать новые инновационные вагоны, а в Энгельсе Саратовской области успешно реализован проект в рамках частно-государственного партнерства стоимостью 8 миллиардов рублей: с нуля построены новые цеха, которые будут выпускать новейший двухсистемный электровоз повышенной тяги. Транспортное машиностроение с 200 000 работников стало, пожалуй, единственной отраслью, которая сохранила независимость от импортных поставок, обеспечив устойчивое функционирование отечественных железных дорог. Современные вагоны, локомотивы, оборудование для путевого хозяйства — всего на 180-200 миллиардов рублей в год — ее вклад в создание современного логистическо-транспортного комплекса страны, который позволит комплексно и пропорционально развиваться всем регионам России.
В 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, в 2005-м — 8,2, а в 2010-м — 7,8 процента ВВП»
РЕФОРМЫ БЕСПЛАТНЫМИ НЕ БЫВАЮТ
Разумеется, современное российское машиностроение не исчерпывается названными тремя отраслями. Сохранили благополучие и успешно развивались машиностроители, продукция которых была востребована экспортно-ориентированными отраслями. Однако пришло понимание, что в современном мире надо по возможности сохранять базовые машиностроительные производства, а те направления, например, в легкой промышленности или производстве товаров народного потребления, развивать, ориентируясь на стратегических партнеров в Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС или ЕАЭС в рамках рыночной конкуренции. Средств федерального бюджета, увы, не хватит, чтобы достичь полного самообеспечения машиностроительной продукции. Но известно и другое: для того чтобы перейти к новому технологическому укладу, на пороге которого стоят США, Китай, Япония и другие развитые страны, надо менять финансово-управленческую модель экономики. Речь не только о том, что в Минпромторге всего три департамента курируют все направления машиностроения (в СССР, напомню, было 18 профильных министерств; в современном Китае, уверен, не меньше), но и об осмысленной кредитной политике, за которую отвечает Центробанк России. Без доступных инвестиций, на энтузиазме современную промышленность не создашь, что подтверждает опыт, например, сельхозмашиностроения. Предоставили дешевые кредиты — и сразу взрывной рост, до 40 процентов! А ведь на рубль вложений в аграрный сектор приходится отдача продуктами на полтора, а по отдельным видам и на три рубля, которые связывают инфляционный спрос на потребительском рынке! Появились продукты — снизилась инфляция.
Аналогично и в других отраслях: развитие транспортного машиностроения удешевляет перевозки и оптимизирует цены на стоимость, допустим, разрабатываемого в горнорудной промышленности сырья, что тоже приводит к уменьшению инфляции в конечном итоге. Эти известные любому экономисту на Западе и Востоке истины почему-то игнорируют и в Центробанке, и в Минфине, подчиняя промышленную политику политике финансовой и предпочитая получать доход в валюте, а не в единицах реальной продукции. Если хотя бы половину финансовых резервов страны через вновь сформированные центры развития вложить в машиностроение, страна вернет себе позиции мирового лидера. Пока же эти ресурсы работают на экономику США.
929 объектов будет построено для развития оборонной промышленности, доля инновационной продукции в общем объеме возрастет до 40 процентов»
Фото информационного портала Волгограда «V1.ru»