Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Российское машиностроение возрождается, но многие отрасли утрачены безвозвратно

90-летний юбилей отметит в июле этого года некогда флагман отечественного машиностроения — Сталинградский тракторный завод. Хороший повод поговорить о том, что происходит сегодня с россий­ским машиностроением.

05.07.2016 15:56

Автор: Юрий Скиданов

Российское машиностроение возрождается, но многие отрасли утрачены безвозвратно
Прошлое. В 1944 году сталинградцы с энтузиазмом взялись за восстановление своего тракторного завода Фото ИТАР-ТАСС

ПОЛЕ БИТВЫ ОСТАЕТСЯ ИНОСТРАНЦАМ

К началу перестройки советское машиностроение и его российская часть занимали ведущее место в мире и по объемам продукции, и по ее достаточно высокому качеству, даже если не учитывать достиже­ний оборонной промышленности, которая лидировала на междуна­родном рынке оружия и космиче­ских услуг, принося в казну до 20 миллиардов долларов валютной выручки.

В целом же продукция маши­ностроителей составляла около 40 процентов валового внутреннего продукта, в отрасли было занято примерно 30 процентов трудоспо­собного населения с удельной про­изводительностью труда в 70 про­центов от уровня США, а доля в экс­порте составляла 32-37 процентов.

За считаные годы начиная с 1991-го передовой машинострои­тельный комплекс был фактически разрушен. Государство отказалось от обязательств по управлению и планированию производства, про­ведя приватизацию, в результате которой были сохранены в сильно урезанном виде только те пред­приятия (не считая оборонных), которые были ориентированы на поддержание экспортных и стра­тегических отраслей экономики: топливно-сырьевой, горнодобы­вающей, транспорта, сельского хозяйства. Остальные были либо скуплены и обанкрочены запад­ными конкурентами, либо пере­ориентированы совсем на дру­гие задачи, выведены из городов (как фактически все предприятия черной металлургии, радиопро­мышленности и станкостроения из Москвы, Петербурга и других крупных городов), а высвободив­шиеся площади отданы под спеку­лятивное жилищное строительство. В той или иной степени контроль за предприятиями гражданского ма­шиностроения и части оборонной промышленности перешел к международным корпорациям с европей­скими и американскими корнями, а значимые позиции в электронном машиностроении и радиоприборо­строении заняли южнокорейские и японские фирмы, упростив до сбо­рочных некогда сложные и много­целевые производственные линии.

По сравнению с 2013 годом годовой объем станкостроительной продукции на новых производственных мощностях возрос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года»

МАШИНОСТРОЕНИЕ ЕДВА ВИДНО

Что осталось после катастрофиче­ских либеральных реформ 90-х от советского машиностроения? Из 18 отраслей, которыми при СССР руко­водили соответствующие министер­ства, поддерживали в сколь-нибудь удовлетворительном состоянии хо­зяйственную деятельность заводы и фабрики едва ли семидесяти на­правлений. К 2000 году практически перестали выпускать продукцию предприятия сельхозмашинострое­ния, электронной промышленности, тяжелого машиностроения, турбин и авиационных двигателей, на 50 и более процентов свернули деятель­ность энергомашиностроители, стан­костроители, производители станков и оборудования для легкой и пище­вой промышлености, двигателей внутреннего сгорания и так далее.

Удивительно ли, что в экономи­ке сформировался так называемый сырьевой курс развития, беспер­спективный для индустриальной державы? По мнению ведущих ми­ровых экспертов, подтвержденному многолетней статистикой и расче­тами, если на машиностроение при­ходится менее 25 процентов всей произведенной промышленной про­дукции, то невозможно обеспечить сбалансированное развитие эконо­мики в целом. Это и произошло в течение 2000-х годов как следствие провала в предыдущем десятилетии. Если в 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, то в 2005-м — 8,2, а в 2010-м — 7,8 про­цента ВВП! А в общем объёме обра­батывающих отраслей машинострое­ние едва ли достигало 20 процентов, причем в промышленности в целом — всего 12,8 процента. Сравните с 45 процентами промышленного про­изводства, которое приходилось натопливно-энергетический комплекс! Такое соотношение свидетельству­ет о том, что машиностроители не обеспечивали поставки продукции на отечественные высокотехноло­гичные заводы и фабрики. Особенно наглядно кризис проявился в станко­строении — ключевой отрасли маши­ностроения, без которой невозможно развитие промышленности в целом. Премьер Дмитрий Медведев в 2013 году констатировал, что россий­ский рынок по станкам на 90 процен­тов зависит от импорта. По объемам производства металлообрабатываю­щего оборудования Россия занимает 27-е место в мире, а удельный вес станкостроения в валовом внутрен­нем продукте России составляет око­ло 0,03 процента, что характерно для отсталых аграрных стран. В Китае этот показатель равен одному про­центу, чуть меньше одного процента в Японии и Германии.

ПОДДЕРЖКА ДЛЯ ЛУЧШИХ

Рискну предположить, что в выс­ших эшелонах власти начали осоз­навать жизненную необходимость и важнейшую государственную обязанность в возрождении отече­ственного машиностроения сразу после того, как в августе 2008 года российские войска отразили гру­зинскую агрессию против Южной Осетии. Тогда вскрылась, в частно­сти, неготовность отечественного машиностроения, той же оборонки в полной степени обеспечить сво­евременное обновление и ремонт боевой техники, выбывающей в хо­де вооруженного конфликта. Была принята, к примеру, федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» — первый за двадцать постсоветских лет доку­мент такого уровня, посвященный отечественному машиностроению! А в 2013 году Правительство прове­ло совещание о мерах по развитию отечественного машиностроения в целях модернизации военно-про­мышленного комплекса. Это сове­щание стало первым звеном в цепи ключевых решений, целью которых стало возрождение отечественного машиностроения, но не всех его от­раслей.

ГЕОГРАФИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ  МАШИНОСТРОЕНИЯ

Стратегия, как можно сделать вывод из политики Правительства, избрана следующая: начать модер­низацию и развитие оборонной про­мышленности, как наименее постра­давшей в ходе либеральных реформ, отказавшись от попыток реанимиро­вать с госпомощью те отрасли (на­пример, гражданскую электронную промышленность или оборудование для легкой промышленности), в ко­торых мы безнадежно отстали. Для этого было выделено несколько трил­лионов рублей, в том числе 1 трил­лион 670 миллиардов должны быть превращены в новые производства и технику в ближайшие три года. А оборонка, в свою очередь, должна стать тем самым инновационным ядром, которое позволит развить и смежные отрасли гражданского ма­шиностроения.

929 объектов будет построено для развития оборонной промыш­ленности, доля инновационной про­дукции в общем объеме возрастет до 40 процентов, при этом будет разработано не меньше 1,3 тысячи новых технологий, призванных вы­вести на принципиально иной уро­вень военное производство.

Параллельно намечено разви­вать и отечественное станкострое­ние, ориентируясь прежде всего на запросы ОПК. Для этого бюджетные ресурсы, на которые раньше заку­пали станки за границей, решено расходовать, чтобы создавать про­изводство аналогичных изделий. При этом соответствующими нор­мативными актами запрещено импортировать широкую, в сотни наименований, гамму машиностро­ительной продукции, что, кстати, вызвало неудовольствие США и их союзников в рамках Всемирной торговой организации.

Такое косвенное инвестирование в станкостроительную промышлен­ность может составить примерно 180 миллиардов рублей в год. Сегод­ня в рамках реализации нескольких десятков инвестиционных проектов создаются мощности по производ­ству современнейших высокотех­нологических металлообрабатыва­ющих центров повышенной дина­мической жесткости в Перми, высо­коточных прецизионных станков с ЧПУ в Рязани, станкостроительное производство по воспроизводимой зарубежной технологии в Азове, производственная линия по выпу­ску сложнорежущего инструмента с целью полностью заместить им­портные аналоги в Свердловской об­ласти и десятки других промышлен­ных объектов. Всего по сравнению с 2013 годом годовой объем станко­строительной продукции на новых производственных мощностях воз­рос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года.

Производство тракторов для сельского и лесного хозяйстваЕще две стратегические отрасли машиностроения получили повы­шенное государственное внимание и финансовую опеку. Во-первых, это почти прекратившее существо­вание к середине 2000-х годов сель­скохозяйственное машиностроение, которое призвано обеспечить к 2020 году развитие агропромышленного комплекса до уровня, полностью исключающего зависимость страны от импорта продовольствия. На эти цели бюджет выделяет около трех триллионов рублей. Село должно по­лучить около 13 тысяч новых трак­торов и около 7 тысяч зерноубороч­ных и кормоуборочных комбайнов, все — отечественного производства.

Другой объект господдержки -транспортное машиностроение. Программа по этому направлению в кризисном 2016 году предусматри­вает дополнительные ассигнования в размере минимум 10 миллиардов рублей; продолжится сооружение мощностей на Брянском локомотивостроительном заводе по выпуску тепловозов нового типа; операто­рам будут возмещены затраты в 7 миллиардов рублей на приобрете­ние новых вагонов; 60 миллиардов рублей пошли на приобретение но­вых локомотивов для ОАО «РЖД». Транспортное машиностроение — одна из немногих высокотехноло­гичных отраслей, которая экспорти­рует свою продукцию, в частности, в Египет, Венгрию, Казахстан, Иран, Латвию, Азербайджан. На Тверском вагоностроительном заводе начали выпускать новые инновационные вагоны, а в Энгельсе Саратовской области успешно реализован про­ект в рамках частно-государствен­ного партнерства стоимостью 8 миллиардов рублей: с нуля постро­ены новые цеха, которые будут выпускать новейший двухсистемный электровоз повышенной тяги. Транспортное машиностроение с 200 000 работников стало, пожалуй, единственной отраслью, которая со­хранила независимость от импорт­ных поставок, обеспечив устойчи­вое функционирование отечествен­ных железных дорог. Современные вагоны, локомотивы, оборудование для путевого хозяйства — всего на 180-200 миллиардов рублей в год — ее вклад в создание современного логистическо-транспортного ком­плекса страны, который позволит комплексно и пропорционально развиваться всем регионам России.

В 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, в 2005-м — 8,2, а в 2010-м — 7,8 процента ВВП»

РЕФОРМЫ БЕСПЛАТНЫМИ НЕ БЫВАЮТ

Разумеется, современное россий­ское машиностроение не исчерпы­вается названными тремя отрас­лями. Сохранили благополучие и успешно развивались машиностро­ители, продукция которых была востребована экспортно-ориенти­рованными отраслями. Однако при­шло понимание, что в современном мире надо по возможности сохра­нять базовые машиностроительные производства, а те направления, на­пример, в легкой промышленности или производстве товаров народ­ного потребления, развивать, ори­ентируясь на стратегических пар­тнеров в Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС или ЕАЭС в рамках рыночной конкуренции. Средств федерального бюджета, увы, не хватит, чтобы достичь пол­ного самообеспечения машиностро­ительной продукции. Но известно и другое: для того чтобы перейти к новому технологическому укла­ду, на пороге которого стоят США, Китай, Япония и другие развитые страны, надо менять финансово-управленческую модель эконо­мики. Речь не только о том, что в Минпромторге всего три департа­мента курируют все направления машиностроения (в СССР, напомню, было 18 профильных министерств; в современном Китае, уверен, не меньше), но и об осмысленной кре­дитной политике, за которую от­вечает Центробанк России. Без до­ступных инвестиций, на энтузиазме современную промышленность не создашь, что подтверждает опыт, например, сельхозмашиностроения. Предоставили дешевые кредиты — и сразу взрывной рост, до 40 процен­тов! А ведь на рубль вложений в аграрный сектор приходится от­дача продуктами на полтора, а по отдельным видам и на три рубля, которые связывают инфляционный спрос на потребительском рынке! Появились продукты — снизилась инфляция.

Аналогично и в других отраслях: развитие транспортного машино­строения удешевляет перевозки и оптимизирует цены на стоимость, допустим, разрабатываемого в гор­норудной промышленности сырья, что тоже приводит к уменьшению инфляции в конечном итоге. Эти известные любому экономисту на Западе и Востоке истины почему-то игнорируют и в Центробанке, и в Минфине, подчиняя промышлен­ную политику политике финансо­вой и предпочитая получать доход в валюте, а не в единицах реальной продукции. Если хотя бы половину финансовых резервов страны через вновь сформированные центры раз­вития вложить в машиностроение, страна вернет себе позиции миро­вого лидера. Пока же эти ресурсы работают на экономику США.

929 объектов будет построено для развития оборонной промышленности, доля инновационной продукции в общем объеме возрастет до 40 процентов»

вот во что превратили Волгоградский тракторный завод их потомки...

Настоящее. А вот во что превратили Волгоградский тракторный завод их потомки…
Фото информационного портала Волгограда «V1.ru»
Читайте нас в Дзен
Просмотров 27422