Российские мытари между Верещагиным и Чичиковым
Таможня регулярно не выполняет план по сбору платежей. Почему?
В российско-советской культуре со службой на таможне связаны два известнейших героя, оба по странному совпадению Павлы — Павел Иванович Чичиков из «Мертвых душ» и Павел Артемьевич Верещагин из «Белого солнца пустыни». Образы эти совершенно противоположные: если Чичиков -мастер изобретать различные комбинации с целью лично обогатиться, то Верещагину подобные изыскания глубоко отвратительны, ему «за державу обидно».
В таких же координатах, на мой взгляд, развивается и российская таможня в целом. Такой вывод косвенно подтверждают и известные факты: с начала 2000-х годов сменилось пять руководителей Федеральной таможенной службы России (ФТС), при этом практически все уходили после больших и маленьких скандалов, связанных с грубейшими нарушениями в таможенной сфере.
По данным правоохранительных органов, таможня является одной из самых криминогенных сфер экономической деятельности, уступая лишь строительству и торговле.
Доходы федерального бюджета на 30 процентов зависят от таможенных поступлений. И проблемы таможни — это проблемы национальной безопасности, а не мелкоуголовных проявлений. В этом отношении на первый взгляд официальная статистическая отчетность ФТС не дает повода для беспокойства: в 2015 году таможенники собрали 2 триллиона 800 миллиардов рублей доходов от вывозных пошлин, или на 2,7 процента больше, чем было запланировано. Но надо учитывать, что план-прогноз по сбору доходов был уменьшен к первоначальным показателям, установленным Федеральным законом №93-ФЗ почти на 700 миллиардов рублей, или на 20 с лишним процентов! А с учетом обесценивания рубля и инфляции даже эту уменьшенную сумму в реальных ценах надо сократить ещё на 10 процентов минимум.
Еще хуже обстоят дела с доходами от ввозных пошлин, хотя они и кратно меньше — примерно 565 миллиардов рублей. Недобор по ним оказался даже меньше, чем изрядно скорректированные плановые цифры — три процента, или около 20 миллиардов рублей. В итоге в реальных ценах таможня не выполнила своей главной задачи — наполнить бюджет, хотя падение внешнеторгового оборота в физическом выражении было гораздо меньше.
Понятно, что таможня сама по себе материальные ценности или услуги не производит и полностью зависима от экономики страны и состояния межгосударственной торговли. Такая позиция довольно удобна и позволяет руководителям ФТС парировать критические замечания тем, что они бы и рады повысить уровень администрирования пошлинами, однако через границу в связи с кризисом перемещается все меньше товаров и сырья, к тому же цены на нефть и газ ощутимо упали, а они определяют величину большей части вывозных пошлин.
Вроде бы все правильно. Но есть некоторые детали, о которых не любят говорить таможенные начальники. Например, о том, что и без всякого кризиса в подразделениях ФТС научились занижать стоимость перемещаемых через границу товаров. Причем как «туда», так и «оттуда». Китайские смартфоны, как свидетельствует криминальная хроника, могут превратиться в банки зеленого горошка. А фура с тканями из Юго-Восточной Азии странным образом теряет в весе… Примеров подобной изобретательности можно привести много, равно как и анекдотов на эту тему. Но суть их одна — чем ниже таможенная стоимость, тем выше теневые доходы мытарей.
Оценить ущерб государству от подобных манипуляций непросто, но, очевидно, он измеряется миллиардами рублей. Счетная палата России зафиксировала факты сознательного занижения таможенной стоимости. Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют, что при импорте чаще всего занижается стоимость дорогостоящего технологичного оборудования (зерноуборочных комбайнов, автопогрузчиков, сельскохозяйственной техники, бытовой и промышленной электроники). А при экспорте с занижением стоимости вывозят водные биологические ресурсы (читай, рыбу и морепродукты), лом металлов. При этом подобные операции проводятся по контрактам, заключенным российскими экспортерами с покупателями из офшорных зон или стран с льготным налогообложением. Справедливости ради скажем, что подобная ситуация возможна еще и потому, что порядок определения таможенной стоимости на вывозные товары до сих пор не определен в нарушение Федерального закона №311-ФЗ аж от 2010 года. Видимо, кому-то крайне выгодно сохранять этот пробел.
Но, помимо подобных полузаконных серых таможенных схем, есть и черные. Так, в августе в Смоленской области сотрудники областного погрануправления ФСБ России на месте «затерянной» грунтовки обнаружили полноценную дорогу в обход пунктов пропусков, которую для себя построили контрабандисты, чтобы большегрузами ввозить в Россию санкционные товары. По своей протяженности от границы до ближайшего населенного пункта она тянется около 4,5 километра.
Но есть и системные пробелы в законодательстве, которые препятствуют наращиванию таможенных доходов. Это касается, прежде всего, взаимоотношений внутри Евразийского экономического союза. До сих пор не разработан единый для всех стран-участниц механизм зачисления и распределения вывозных таможенных пошлин. Также нет сводного перечня товаров, в отношении которых эти пошлины должны применяться. А если нет четкого, юридически прописанного процесса — нарастают разного рода злоупотребления на таможенных границах. В итоге страдает бюджет России, когда, к примеру, Белоруссия и Казахстан взимают с российских товаров вывозные пошлины в меньших размерах, чем установлено законами РФ. Или вовсе не берут их с отдельных видов экспорта, в частности, с металлов и изделий из них.
Нарастить эффективность таможенных служб необходимо и возможно. Эксперты считают, что поступления в бюджет от всех видов пошлин можно увеличить на 10-15 процентов, используя, разумеется, и усиление контроля и информационного обеспечения, которое позволило бы в режиме реального времени отслеживать на границе товаропотоки и предотвращать коррупционные соблазны. А также совершенствовать таможенное законодательство, которое исключит двойные толкования тех или иных ситуаций при экспорте-импорте.
Разумеется, для этого необходимы и политическая воля, и управленческие навыки лидера, который независим от существующих в ФТС кланов, и стопроцентная прозрачность действий управленческого аппарата, как во времена СССР, когда Главное таможенное управление было подконтрольно Комитету государственной безопасности. Всеми этими качествами, судя по биографии, обладает новый руководитель ФТС генерал-полковник Владимир Булавин, начинавший службу в КГБ СССР. Следовательно, стоит ожидать, что «линия Верещагина» в российской таможне победит.