Ретейлерам не позволят терроризировать поставщиков

Парламентарии взяли под контроль реализацию Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»

Ретейлерам не позволят терроризировать поставщиков

Сегодня торговые сети придумывают различные обходные маневры для сохранения своих сверхдоходов, считает сенатор Сергей Лисовский / Фото_Юлии_Сапоновой

ЗА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО

В июне прошлого года Госдума приняла важные поправки к закону о торговле. Первое: совокупный размер бонуса (за маркетинговые и логистические услуги плюс подготовку товара к продаже), уплачиваемого поставщиком ретейлу, ограничен пятью процентами. Второе: сокращены сроки оплаты за поставленную продукцию — для продтоваров сроком годности менее 10 дней — не позднее 8 дней с момента приемки, товаров сроком годности 10-30 дней — не позднее 25 дней, товаров сроком годности свыше 30 дней, включая российский алкоголь, — не позднее 40 дней. Третье: превышение совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого сети поставщиком, наказывается штрафом от 20 до 40 тысяч рублей для должностных лиц и от 1 до 5 миллионов рублей — для юрлиц. Четвертое: договора о поставках между торговыми сетями и их поставщиками, заключенные до вступления в силу новой редакции закона о торговле, действительны до 1 января 2017 года, после чего утрачивают силу.

К слову, еще в процессе нулевого чтения законопроекта выявилось четкое разделение мнений: отечественные товаропроизводители поддержали его, ретейл встретил со скептицизмом. Первые жаловались на неприемлемые условия сотрудничества и высокую входную плату в торговые сети. Вторые свой «авторитаризм» объясняли неготовностью производителей соответствовать современному уровню требований «цивилизованной» торговли.

Наличие оппонентов предполагало, что внедрение резонансного закона будет проходить непросто. Поэтому «Единая Россия» организовала мониторинг его исполнения, о результатах которого руководитель федеральной мониторинговой группы «Честная цена» Ирина Яровая доложила Президенту России в сентябре прошлого года.

«Я знаю, как трудно шел этот закон. И я, и председатель Правительства — мы поддерживали его с самого начала. Разумеется, стремились к тому, чтобы добиться консенсуса между продавцами и производителями, — сказал Владимир Путин. — Но, после того как были приняты соответствующие решения, которыми в свое время занимался Виктор Алексеевич Зубков, многое изменилось, и те решения, которые были приняты тогда, — они потом, если прямо сказать, были извращены, и самыми разными уловками многое вернули сети назад, в свою пользу развернули…»

«ЧЕСТНАЯ ЦЕНА» — ЦИВИЛИЗОВАННАЯ ТОРГОВЛЯ

СЛОВАРЬ

БОНУС - дополнительное вознаграждение, поощрение, надбавка, премия.

РЕТЕЙЛ - розничная продажа, розница, розничная торговля, магазин — продажа товаров и услуг конечному потребителю. Дословный перевод английского retail — розница. В более широком смысле ретейл следует рассматривать как принцип организации торговли.

РЕТЕЙЛ-ТОЧКА — точка розничной продажи, магазин.

СЕТЕВОЙ РЕТЕЙЛ - сеть одноформатных (реже разноформатных) магазинов, объединенных одним владельцем, единой системой логистики, закупки, единой товарной политикой. Все это позволяет еще больше снизить издержки, а значит, предложить покупателю цены на продукцию значительно ниже, чем в несетевых торговых точках.

РЕТЕЙЛЕР - компания, занимающаяся розничной торговлей — будь то супермаркет, магазин одежды, автосалон, банк, продающий услуги частным клиентам.

Источник: Маркетинговый словарь, www.marketch.ru

Да, законопроект о торговле еще в своей первой редакции 2009 года шел буквально через револьверный дым оппонентских атак. В них поучаствовал даже ныне беглый экономист, столь возносимый либеральной общественностью. Он называл закон плохим и вредным. Его коллеги в коллективной петиции призывали депутатов не поддерживать «токсичный» документ, посягавший на свободу рынка, грозили неминуемыми последствиями для потребителя.

В принятом законе, как признал глава государства, ретейлу впоследствии удалось многое вывернуть в свою пользу. Чтобы этого не произошло со второй редакцией закона, его правоприменение с самого начала было поставлено под контроль. В состав мониторинговых групп в 76 субъектах РФ вошли представители производителей, власти, Федеральной антимонопольной службы, общественной организации «ОПОРА РОССИИ».

Цель — достижение равенства производителя и продавца в интересах покупателя. Задачи — обеспечение прозрачности цен на продукты питания, защита производителя от необоснованных поборов со стороны торговых сетей, пресечение несвоевременных расчетов с отечественными производителями, выявление реальной торговой наценки на продукты питания. Без честной конкуренции, расширения доступа на рынок качественной отечественной продукции не может быть цивилизованной торговли.

«СИТУАЦИЮ НА САМОТЕК НИКТО НЕ БРОСИТ»

«К нам уже поступает информация о том, что торговые сети придумывают пути обхода ограничений, заложенных в закон о торговле. Они пытаются принудить производителя к скидкам, вводят штрафы. Все это в итоге отражается на покупателях. Мы намерены противодействовать этому вредительству», — заявила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на съезде «Единой России» в январе.

Запрет на бонусы, которые ретейл пытается переконструировать в скидку, выявляет истинную торговую наценку. До вступления закона она составляла в среднем 25-40 процентов, а после в некоторых сетях даже возросла, за счет чего они резко повысили валовую выручку, утверждает член президиума «ОПО? РЫ РОССИИ» Алексей Небольсин.

Вице-спикер видит в этом признаки картельного сговора, которые требуют незамедлительной оценки ФАС и усиления ее роли в защите добросовестной конкуренции, в том числе в пресечении действий аффилированных с торговой сетью структур, понуждающих производителя к дополнительным услугам.

«На анализе данных мониторинга исполнения закона о торговле будет сделан главный упор и на парламентских слушаниях в верхней палате, — сообщил первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. — С 1 января все договора о поставках должны соответствовать новым установкам закона. Посмотрим, как торговые сети будут их выполнять. Уже сегодня есть много фактов, когда они придумывают различные обходные маневры, чтобы сохранить свои сверхдоходы. Например, увеличивают штрафы за любое нарушение до 100 процентов. То есть предприятие может поставить несколько десятков тонн продукции, недопоставив килограмм, а его могут оштрафовать на сумму всей торговой партии. Ну это абсурд полнейший! Понятно, что таким способом сети хотят легализовать опять же все поборы, которые имели до принятия новой версии закона. Мы проводим слушания для того, чтобы, во-первых, сети понимали, что на самотек ситуацию с реализацией закона никто не бросит. Это будет проверяться. Во-вторых, к нарушителям будут применяться за неисполнение достаточно серьезные штрафы. Они по сравнению с первой редакцией закона существенно увеличены.

Без честной конкуренции, расширения доступа на рынок качественной отечественной продукции не может быть цивилизованной торговли"

МОЛЧАТ НЕ ВСЕ

СПРАВКА

СЕТЕВЫЕ РЕТЕЙЛЕРЫ В РОССИИ

Сегодня российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших в мире и в пятерку наиболее крупных европейских рынков. Последние годы доля розничной торговли продовольственными товарами стабильна и равняется примерно 45-46% от общего объема розничной торговли.

Доля крупнейших розничных сетей России в общем объеме торговли продовольственными товарами меньше 9%. Лишь в Москве сети занимают 35% продовольственного рынка. Существуют прогнозы, что в этом году объем рынка ретейла увеличится не менее чем на 10-15%.

Сейчас в Москве работает около 40 непродовольственных розничных сетей. На их долю приходится 12% продаж.

Первые места в списке лидеров розничной торговли удерживают российские компании. Однако иностранные компании уделяют местному рынку все больше внимания. За последние годы на нашей памяти в столице открылись магазины таких компаний, как Metro, Spar, Auchan и Marktkauf, Obi, Media Markt (бытовая техника и электроника) и Real.

Источник: сайт «Записки маркетолога», www.marketch.ru

Сенатор видит проблему в том, что ретейл, по его мнению, настолько затерроризировал поставщиков, что далеко не все официально обращаются с жалобами. Тактика торговых сетей направлена на исключение из процесса работы с ними любого, кто выступает против их противоправных действий. В этом причина сдержанной позиции союзов товаропроизводителей.

Однако молчат не все. По свидетельству Ирины Яровой, представители отраслевых сообществ — овощеводов, молочников, мясников, хлебопеков приветствуют закон. Ведь одно снижение премии торговым сетям до пяти процентов с оборота совокупно по стране выливается в 250 миллиардов рублей. Эти огромные средства благодаря закону остаются у производителей. Сегодня они платят бонусы торговым сетям и при этом вынуждены кредитоваться у Сбербанка на то, чтобы заплатить налоги.

Так, потери отрасли хлебопечения от возврата и утилизации непроданной магазинами продукции ежегодно достигают 50 миллиардов рублей. Эти средства могли бы пойти на проведение модернизации и реконструкции предприятий, создание новых производств, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Даже сегодня, когда процесс импортозамещения, казалось бы, должен потеснить в торговле импортные товары, некоторые сети умудряются продолжать прежнюю политику. «На Ставрополье, допустим, мы видели в одном магазине федеральной сети 10 процентов только российской продукции, а 90 — импортной, что, конечно, не укладывается ни в какие законы жанра, — рассказала Ирина Яровая. — Не буду называть сети, в которых в Москве лежит гнилая продукция. Отношение к отечественной продукции в федеральных сетях — на ценнике: «Грязный картофель (Россия)» и рядом «Чистый картофель (Израиль)». Мы не против Израиля, но мы за то, чтобы российского производителя более уважительно позиционировали даже на торговой полке…» Из того же ряда пример с фигурирующим в соцсетях ценником «Морковь немытая Россия».

ПОИСК КОМПРОМИССОВ

Диалектика отношений сетей и поставщиков в том, что движение к равноправию сторон требует перераспределения прибыли. Вот где собака зарыта. Судя по настрою государства, ретейлу придется двигаться навстречу производителям, ну а в итоге и к потребителям.

Впрочем, с обвинениями в неправопослушании бизнес не согласен. «Договорная кампания (с учетом новых положений закона о торговле) непросто, но идет. Участники рынка в большинстве своем законопослушны, — констатирует председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, гендиректор Московской международной бизнесассоциации Александр Борисов. — Однако обе стороны вынуждены искать новые компромиссы, чтобы не допускать нарушений. Как председатель Ассоциации участников потребительского рынка «Межотраслевой экспертный совет» (МЭС), я постоянно выступаю в качестве модератора жарких дискуссий между торговыми сетями и поставщиками и производителями потребительских товаров и вижу, как легко непродуманным законодательным актом нарушить сложившееся на рынке равновесие, заставив крупные сети перезаключать договора поставки с тысячами поставщиков».

Александр Борисов считает, что авторы закона не разобрались в сути экономических отношений поставщиков и торговли, которые основываются на взаимных договоренностях, практике исполнения предыдущих договоров, степени заинтересованности друг в друге. Не учтено многообразие возникающих ситуаций, когда предаваемые законодательной анафеме ретробонусы больше нужны именно поставщикам, а не торговле.

Никакие новые поправки, пессимистично заключает он, этот закон не исправят. За семь лет после его принятия рынок радикально изменился и по обороту (рост с 15 до 28 триллионов рублей), и по структуре: доля отечественного продовольствия на полках подавляющего большинства федеральных и региональных сетей превышает 80 процентов. Все без исключения сети, включая иностранные (Metro, Auchan, Billa и другие), давно практикуют и «фермерские уголки», и «полки местных производителей», расширяют отделы полуфабрикатов, изготовленных из местных продуктов.

«НОРМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ» БЕЗ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ НЕ БУДЕТ

Где ваша семья покупает большую часть продуктов?Сергей Лисовский затронул еще один, редко упоминаемый аспект отношений сетей и производителей, связав его с увеличением применения антибиотиков при выращивании сельхозживотных. Проблема в том, что достаточно низкая цена реализации той же свинины и мяса птицы у производителя оборачивается высокой ценой на полке магазина. Одной из линий снижения издержек производителя и является использование антибиотиков.

«Если бы торговые сети выплачивали нормальную честную цену, — объясняет сенатор, — и не завышали наценки на эту продукцию, производитель не гнался бы так за себестоимостью, причем часто в ущерб качеству. На это провоцируют торговые сети. Постоянно ударяя по цене, они стимулируют применение технологий, снижающих качество продукции. Понизив интенсивность производства, можно на метре квадратном меньше содержать птицы. Есть разные технологические приемы, позволяющие в принципе обойтись без применения большого объема антибиотиков, а иногда и вообще исключить их».

Сегодня объемы производства мяса птицы в России уже превышают объемы потребления. Достаточно сильно выросло и производство свинины. В нашем рационе они замещают друг друга. Но тут возник другой нюанс: снизился объем потребления, причем даже по курятине, самому дешевому мясу.

Причина ясна — уменьшение реальных доходов населения на протяжении почти 30 месяцев подряд. Такого не было в течение последних 40 лет, отмечают в ТПП РФ. Потребительский рынок в целом и особенно розничная торговля оказались в уникальной за всю постсоветскую историю ситуации двухлетнего спада торгового оборота на более чем 14 процентов.

Положительно здесь лишь то, что индекс потребительских цен за 2016 год составил 5,4 процента (минимальный результат за последнюю четверть века). Рост цен на продовольствие даже не догнал общий уровень инфляции (4,6 процента). Такой результат объясняется, с одной стороны, эффектом высокой базы 2015 года (12,9 процента), а с другой — слабым спросом, укреплением рубля и неплохими результатами в сельском хозяйстве.

БУКВА И ДУХ ЗАКОНОВ

В минувшем декабре Минпромторг вынес на обсуждение законопроект о правовом совершенствовании организации и проведении ярмарок, чтобы сформировать единый федеральный подход. Бизнес-сообщество с одобрением отнеслось к обеспечению правовой базы для максимального расширения различных каналов сбыта, включая малые форматы, мобильную торговлю, ярмарки. Это облегчит положение мелких производителей, которым трудно попасть на полки федеральных и крупных региональных сетей.

На подходе в Госдуме еще два законопроекта. Один (инициатор — Курская областная дума) касается установления предельно допустимых оптовых и розничных цен, второй (Московская областная дума) — определения доли отечественных продтоваров в ассортименте торговых сетей и сокращения сроков оплаты поставленных товаров. Оба одобрены Советом Госдумы к рассмотрению.


Просмотров 2659

07.03.2017

Популярно в соцсетях