Поставить на карту
По закону, принятому Федеральным Собранием и подписанному Президентом страны, в России появится независимая Национальная платежная система
Верно говорится, нет худа без добра. Не прекрати 21 марта сего года Visa и MasterCard обслуживать четыре российских банка (СМП-банк, «Россия», Собинбанк и Инвесткапиталбанк), вряд ли когда-либо в ближайшем будущем в России могла бы появиться собственная национальная платежная система. Идея ее создания продолжала бы до сих пор бродить в умах российских властей, не находя выхода. Впервые НПС попытались ввести несколько лет назад. Но попытка оказалась неудачной, и под разговоры о бессмысленности собственной «платежки», о ненужности «изобретать велосипед» начинание заглохло. О ней не вспоминали вплоть до демарша американских финансистов, закрывших из-за введенных США санкций доступ к своим банковским сервисам.
Бизнес под пятой большой политики
И хотя спустя двое суток карты были разблокированы, осадок у клиентов остался. Как-никак в течение этого времени по карте нельзя было расплатиться в магазинах, в кафе и ресторанах, заплатить в Интернете за авиабилеты и аренду автомашин, заказать гостиницы, выкупить путевки. Встревоженным людям пришлось для получения наличных денег лихорадочно искать банкомат своего банка или ехать в отделение, чтобы получить наличные. Немудрено, что клиенты СМП-банка только за два дня с перепугу вывели со счетов 4 миллиарда рублей.
Как подсчитал директор Департамента Национальной платежной системы ЦБ Тимур Батырев, зависли несколько сотен тысяч карточек, эмитированных банками. Их владельцы до сих пор не могут взять в толк, почему они пострадали из-за того, что кто-то за океаном решил наказать хозяев этих кредитных учреждений. Почему расплачиваться за это должны именно они? Похоже, репутация ранее самых надежных мировых платежных систем в России окончательно подорвана. К тому же их наверняка ждут непростые судебные разбирательства по искам пострадавших. Россия уже пообещала привлечь их к ответственности за нарушение правил ВТО. По словам Президента России Владимира Путина, сказанным на медиафоруме Общероссийского народного фронта, Visa и MasterCard могут потерять российский рынок, так как подвержены политическому влиянию извне.
По аналитическим выкладкам экспертов, около 85-90 процентов операций по снятию наличности и оплате товаров, совершенных держателями банковских карт, эмитированных отечественными банками, приходится на долю Visa и MasterCard. Напомню, что, по данным ЦБ, эти операции в целом по стране с 1 января по 1 октября прошлого года составили 7,1 триллиона рублей. Можно представить себе, как будут раздосадованы руководители этих платежных систем предстоящим сокращением их доли на российском рынке, а возможно, и полной ее потерей. Сами того не ведая, они подтолкнули российскую власть к немедленному созданию собственной платежной системы, которая, без всяких сомнений, станет реальным конкурентом американцев на российском рынке финансовых услуг и, можно не сомневаться, рано или поздно с него их вытеснит.
Испугалось и государство. Впервые на горизонте замаячила реальная перспектива подрыва финансовой системы страны. Кроме того, нет никаких гарантий, учитывая навязчивую манию американцев за всем подглядывать и всех подслушивать, что заокеанские платежные системы не делятся информацией о трансакциях, которые проводятся российскими держателями карт, с секретными службами США и других стран. Налицо явная угроза национальной безопасности. Достаточно лишь тому или иному американскому финансовому учреждению отказаться обслуживать какие-либо чужестранные банки в пределах функционирования своей платежной системы, как эта страна может быть ввергнута в финансовый кризис. Не надо ни пушек, ни танков, ни ракет. А потом тверди сколько хочешь о нарушениях гражданских прав и о недопустимом вмешательстве в частные отношения между банками и физическими лицами. Оказывается, в угоду чьей бы то ни было политической воле частный бизнес вполне способен терпеть убытки, репутационные потери, бегство клиентов, только для того, чтобы выглядеть в глазах своего правительства законопослушным.
Заграница нам не поможет
Впрочем, если бы такого события не было, его следовало выдумать. Именно благодаря неуклюжим действиям представителей Visa и МаsterCard российские власти наконец-то очнулись и предприняли конкретные действия по формированию национальной платежной системы. Уже спустя две недели после блокировки карт в Госдуме был принят закон о НПС в первом чтении. После этого события не прошло и трех недель, как закон накануне майских праздников был принят во втором и в третьем, окончательном, чтении.
Вкратце о его основных положениях. Закон направлен на обеспечение бесперебойности денежных переводов в России и предусматривает создание национальной платежной системы с участием Банка России. В ее рамках будут осуществляться переводы денежных средств с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа. Официальным знаком обслуживания НПС станет графическое обозначение рубля. Сто процентов акций созданного в виде ОАО расчетно-клирингового центра (оператора) новой системы будет принадлежать Центральному банку РФ. В течение двух лет с момента регистрации оператора он будет являться единственным акционером. Впоследствии ЦБ получит право продать принадлежащие ему акции. Одно лицо или группа лиц не вправе приобретать более 10 процентов акций. Как заявила председатель думского Комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина, Центробанк может вообще выйти из капитала оператора, если «все это перейдет в цивилизованные формы, нормальные рыночные конструкции».
В составе органов управления оператора НПС формируется совет директоров или наблюдательный совет в составе не менее девяти человек, а ее руководитель назначается на должность с согласия Национального финансового совета Банка России. Уже с 1 июля этого года международные платежные системы, у которых клиринг и процессинг расположены за пределами РФ, будут обязаны внести на специальный счет в Банке России обеспечительный взнос в размере суммы переводов денежных средств, осуществленных на территории РФ в рамках платежной системы в течение двух календарных дней. Он формируется ежеквартальными отчислениями в размере 25 процентов от среднего значения сумм переводов денежных средств, осуществленных за один календарный день на территории нашей страны в рамках платежной системы за предшествующий квартал.
А с 1 июля 2016 года операторы платежных систем при осуществлении перевода денежных средств будут обязаны привлекать операторов услуг платежной инфраструктуры, которые находятся и осуществляют все функции на территории РФ. Исключение будет сделано лишь для случаев трансграничного перевода денег. Словом, Россия берет под полный контроль все операционные и платежные клиринговые центры, выводит из «беспроигрышной игры» на российском поле монопольные международные платежные системы, которые показали себя крайне ненадежными партнерами. Играть придется по российским правилам. С этого же времени вводится запрет на передачу информации по переводам денежных средств на территорию иностранного государства. Не будет и доступа к ней из-за рубежа.
Как накануне принятия закона сказал зампредседателя Комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков, теперь «никто не сможет выключить кнопку и приостановить платежи» При этом никаких проблем у владельцев других карт не появится, ничего не надо будет заново перевыпускать, заверил депутат. Одной из главных задач по построению НПС заместитель Председателя Совета Федерации Евгений Бушмин, выступивший на «круглом столе» в верхней палате Российского парламента, называет необходимость выбора единого участника НПС, который стал бы координатором и мотором внедрения системы в банковскую практику и смог бы за короткий срок сделать ее дееспособной и эффективной.
Кого хочешь — выбирай
В преддверии принятия закона много спорили, какую же из ныне существующих в России систем брать за образец? В двух палатах Российского парламента ранее рассматривались предложения нескольких крупнейших региональных денежных операторов, в частности, «Золотой Короны» со штаб-квартирой в Новосибирске и Union Card из Самары. Как утверждают их руководители, они готовы были хоть сегодня приступить к созданию общероссийской НПС. Тем более, обе они на пару десятков лет старше системы «ПРО100» Сбербанка, которая тоже являлась основным претендентом на роль «самого главного». Региональные системы успешно сотрудничают со многими ведущими партнерами в мире, накопили богатый опыт практической работы. К тому же, держателей карт у них, по данным в открытой прессе, почти в 70 раз больше, чем, скажем, у «ПРО100». Однако сбербанковская платформа первенствует по количеству точек приёма. «ПРО100», построенная на базе «Универсальной электронной карты», принимает 90 тысяч банкоматов по всей России и четверть миллиона кассовых терминалов. А вот у вместе взятых «Золотой Короны» и Union Card сеть охвата разбросана по стране неравномерно и по объему в 1,5-2 раза меньше, чем у конкурента.
Вице-президент «Сбербанка России» Алексей Попов, участвовавший в Совете Федерации в работе «круглого стола», предлагал сформировать систему на базе своего банковского детища — «ПРО100». «Карты этой системы сейчас принимаются примерно в половине торговых точек страны и банкоматов, большинство из которых принадлежат Сбербанку», — говорит он. — Мы не претендуем на роль монополиста и готовы разделить акции среди других заинтересованных банков». По его словам, формировать тарифы будут не только акционеры созданной платежной системы. Они будут прозрачными, «широковещательными», образованными на основе разработанных Банком России положений.
Многие коммерческие банки выдвигали принципиально иную инициативу: не мудрствуя лукаво, просто перейти на обслуживание уже готовой китайской системы UnionPay, представленной в около 120 странах мира. Чтобы застраховаться от вашингтонских санкций, нет более простого, дешевого и надежного способа, чем перейти на китайские технологии, говорят их сторонники. Рассматривался еще один вариант создания платёжной системы — начинать почти «с нуля», на базе российской некоммерческой организации. Собственно, эта точка зрения в той или иной степени и нашла отражение в законе.
В преддверии принятия закона, как известно, споры шли не только вокруг того, кого выбрать в качестве главного участника НПС, но и вокруг проблемы подлинной ее независимости. Скажем, «ПРО100» действует на технической базе американской MasterCard. «Золотая Корона» и Union Card — детище российского производства, но они тоже активно сотрудничают с зарубежными партнерами, и особенно с китайской UnionPay. В свою очередь, последняя является полностью самостоятельной только на внутреннем рынке, а действуя за рубежом, она договаривается с известными платежными системами.
Однако как партнерство с ними, так и сотрудничество с американцами вовсе не исключает необходимости создавать свой собственный финансово-кредитный продукт. Специалисты убеждены, что НПС российского образца в случае привлечения нескольких миллионов клиентов сможет довольно просто интегрироваться в международное пространство. Зарубежные банки по собственной инициативе станут обслуживать эти карты, особенно в странах, привлекательных для российских туристов.
За примерами далеко ходить не надо. Будучи недавно в Минске, обратил внимание на то, что мой коллега расплачивался в магазине картой с логотипом Белкарт. Эта белорусская платежная система, по его разъяснениям, действует в стране уже давно (еще в 1995 году была совершена первая операция с использованием карточки внутренней платежной системы). В настоящее время, по данным двухгодичной давности, ее доля в общем количестве выпущенных в Белоруссии карт составляет 47,4 процента. Недавно белорусы заключили с MasterCard соглашение, по которому так называемой кобейджинговой картой под маркой Белкарт можно пользоваться не только на территории республики, но и за границей, а также осуществлять платежи в сети Интернет — везде, где принимают к оплате карты Maestro.
А вот другое революционное предложение, прозвучавшее на «круглом столе» в Совете Федерации, — вообще отказаться от карт и через систему интернет-банка, в личном кабинете с помощью компьютера или смартфона, осуществлять покупки, оплачивать коммунальные платежи, заказывать билеты, места в отелях и санаториях, — вряд ли в скором времени может быть реализовано. Одна из причин: не у всех есть компьютеры, смартфоны и Интернет, да и не все граждане нашей страны владеют компьютерной грамотностью.
Если создать внутреннюю национальную платежную систему не составит большого труда, то сделать так, чтобы национальная карта принималась за рубежом, будет гораздо труднее. Но, думается, эта задача на теперешнем этапе далеко не первостепенная.
Если спешить, то медленно
Государство заинтересовано как можно быстрее создать условия для эффективной работы НПС. Похоже, российские власти готовы пойти на любые финансовые жертвы, чтобы эта система заработала в самое ближайшее время. По словам заместителя Председателя СФ Евгения Бушмина, парламентарии настроены на серьезные бюджетные расходы, лишь бы сроки запуска национальной платежной системы не затягивались. Если потребуется, говорят законодатели, государство покроет значительную часть возможных расходов, так как национальная безопасность страны превыше всего.
В среде бизнесменов есть немало тех, кто не прочь целиком переложить бремя расходов на плечи налогоплательщиков, когда речь заходит о том, кто будет платить за приобретение магазинами и ресторанами нового оборудования для приема карт другой системы, за переоборудование банкоматов, за массовый перевыпуск банковских карт. Их количество, по данным ЦБ, сегодня составляет почти 217,5 миллиона. Государство может помочь частному бизнесу, как подчеркнул Евгений Бушмин, за счет льготных тарифов, более дешевого годового обслуживания. Не исключены и значительные бюджетные расходы, но никто не собирается бездумно разбрасываться деньгами из госказны, заверил сенатор. Предприниматели, которые сегодня платят за использование этих карт полтора процента, по его оценкам, с созданием национальной платежной системы станут платить не более 0,3-0,5 процента — вот и выгода. По словам законодателя Анатолия Аксакова, стоимость проведения второго этапа с нуля оценивается в 47 миллионов евро, но этот прогноз — «умозрительный». В любом случае государству придется раскошелиться, особенно в начале реализации проекта, но в дальнейшем все финансовые тяготы, считают эксперты, должен взять на себя частный финансовый капитал.
Очевидно, что тянуть с внедрением новой национальной платежной системы нельзя. По мнению вице-президента ВТБ24 Елены Воробьевой, если карта с новым логотипом будет приниматься в уже существующих объектах по единому технологическому стандарту, который уже применяется международными платежными системами, то это позволит быстро создать на территории России соответствующую инфраструктуру НПС. Как считает ее коллега, вице-президент Банка Москвы Максим Патрин, создание новых межхостовых соединений между банками даст возможность организовывать расчеты по карточкам между банками фактически внутри страны. «Если такие хосты будут достроены, — говорит он, — то расчеты на 95 процентов станут замыкаться на национальном уровне». И это не потребует большого времени и гигантских усилий разработчиков.
Вице-спикер Совета Федерации Евгений Бушмин считает, нормативно-правовая база и решения на уровне Центробанка в соответствии с принятым законом о создании в России национальной платежной системы в скором времени будут приняты. Возможно, уже через три месяца, как говорили участники «круглого стола» в СФ, проект будет реализован. По словам заведующего кафедрой цивилизационного развития Востока НИУ ВШЭ, профессора Алексея Маслова, опыт Китая, потратившего пять лет и массу денег на создание и продвижение своей системы UnionPay, говорит о необходимости более тщательной разработки намеченных планов.
Однако, думается, такой скептицизм по поводу сроков более уместен в отношении выхода российской НПС на внешний рынок. Что же касается рынка внутреннего, то, по прогнозам специалистов, система проведения денежных переводов внутри России может быть замкнута на себя действительно уже через несколько месяцев. Для того, чтобы сократить влияние международных платежных систем в России, необходимо наладить прямой обмен платежной информацией между их российскими участниками, утверждает Анатолий Аксаков. Вот тут-то и понадобятся целенаправленные усилия создаваемой некоммерческой клиринговой организации под контролем Банка России.
Другое дело, что есть опасность, что такая спешно созданная система, куда наверняка переведут бюджетников, госслужащих и многих других пользователей, не сможет, особенно на первых порах, предложить качественный сервис. Доверие может улетучиться на глазах, если регулярно будут происходить сбои или другие технические проблемы. Как бы новая платежная система не стала прообразом универсальной электронной карты, которой в массовом порядке мало кто пользуется, разве что в качестве своеобразного удостоверения личности. Предполагается, что уже с осени переводы денежных средств на территории Российской Федерации станут осуществляться по-новому, в рамках национальной платежной системы. Насколько реальными окажутся эти планы, станет известно в ближайшее время.