Пора раздать свои карты…
Национальная платежная система
«Национальная платежная система станет эффективным инструментом сокращения наличного оборота в РФ и как следствие — борьбы с коррупцией и взяточничеством», — считает член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
РФС: Анатолий Борисович, обсуждение создания Национальной системы платежных карт (НСПК) идет уже давно, но сейчас оно вошло в активную фазу. Чем это обусловлено?
Анатолий Выборный: Это действительно так. Первые попытки создания НПС были предприняты еще в начале 2000-х годов, когда в разгар кризиса 1998 года Visa и MasterCard впервые отключили обслуживание своих карт в торговых точках и международной сети банкоматов. Тогда была создана нормативная база для национальной платежной системы. С 2011 года в России начала проводиться более активная подготовка к созданию собственной платежной системы.
Но по-настоящему остро вопрос об обеспечении бесперебойности внутрироссийский операций с банковскими картами встал после небезызвестного факта, когда международные платежные системы в марте этого года, реагируя на санкции США против ряда российских банков, перестали проводить операции по банковским картам их клиентов. На фоне этого в мае в России был принят закон о создании НСПК, в рамках которого, будем надеяться, в ближайшее время в России появится собственная независимая национальная система, которая не только укрепит позиции нашего государства, но и явно положительно повлияет на ход экономики нашей страны.
РФС: Какими вы видите этапы развития НСПК?
Анатолий Выборный: На сегодняшний день задача номер один — создать команду, в которую войдут лучшие — ведущие игроки рынка электронных платежей, опыт которых будет задействован в построении национальной платежной системы. Дальше дело технологий и времени. Я вижу два пути: либо НСПК появится в результате сплоченной работы лучших игроков на рынке электронных платежей, либо все же кто-то из существующих российских платежных систем получит статус национальной.
Построив локальную систему безналичных платежей, которая будет успешно работать на российском рынке, в дальнейшем можно говорить о ее выходе на международный рынок. Вначале — выход в экономическое пространство ЕврАзЭс, а далее все наши уважаемые страны-партнеры смогут использовать эту технологию. И, самое главное, граждане нашей страны смогут спокойно пользоваться своими банковскими картами где угодно, в любой стране, абсолютно не волнуясь ни о каких возможных проблемах. По такому пути прошла китайская UnionPay и прошла его достаточно успешно.
У создаваемой российской платежной системы есть все предпосылки для того, чтобы стать конкурентоспособной на мировом рынке. И одно из важных конкурентных преимуществ заключается в том, что система будет строиться с нуля.
Но я говорю не об изобретении колеса. Наша НПС будет избавлена от громоздкого наследия эволюционного развития карточного сегмента. Мы можем построить действительно настоящую инновационную платежную систему, отбросив все лишнее, что практически не используется сейчас, но по ряду причин должно поддерживаться. Как, например, сегмент платежных чеков в США, который технологически себя уже изжил очень давно, но чеки настолько распространены в этой стране, что целая индустрия до сих пор производит и поддерживает морально устаревшие решения для работы с этим платежным инструментом.
РФС: Какие проблемы помимо обеспечения бесперебойности внутрироссийских операций с банковскими картами решит создание национальной системы платежей?
Анатолий Выборный: Развитие НПС в России в первую очередь будет способствовать более быстрому распространению безналичных платежей в стране. А это один из наиболее эффективных инструментов по борьбе с коррупцией и терроризмом. Безналичные платежи как таковые в целом позволяют сделать денежный оборот более прозрачным, получить необходимую информацию по денежным операциям и отследить финансирование сомнительных сделок и мошеннические операции, которые могут угрожать безопасности граждан или страны в целом. Кроме того, уход от наличного оборота является существенным рывком в борьбе со взяточничеством. Если же говорить с точки зрения простых потребителей, переход на безналичный расчет позволит снизить количество банальных грабежей, так как в кошельках граждан и кассах магазинов будет минимум наличности, а украденная банковская карта блокируется легко и быстро.
РФС: Есть мнение, что одним из основных преимуществ НПС является и экономическая сторона вопроса…
Анатолий Выборный: Вы правы, и тут все достаточно просто. Пока на российском рынке присутствуют только международные игроки, которые получают баснословные прибыли благодаря российским гражданам, наша страна теряет в этом сегменте. Например, в прошлом году оборот по картам Visa и MasterCard в России составил несколько десятков триллионов рублей. Так почему эту прибыль должна терять Россия, которая сама способна построить платежную систему, доход от которой будет направлен на благополучие нашей страны?
Встает вопрос: «А где на сегодняшний день находится центр доходности от проводимых в России транзакций и куда оплачиваются налоги с тех транзакционных оборотов, которые проводятся в России?». Так вот, именно поэтому последние законодательные инициативы и курс нашего правительства направлены на увеличение безналичного оборота, что будет способствовать развитию наших российских компаний в сфере электронных платежей. В конечном итоге, все это приведет к увеличению ВВП России, во-первых, и, во-вторых, увеличит поступления в российский бюджет.
Более того, когда НСПК из национальной превратится в международную платежную систему, о чем я говорил ранее, доходы от транзакций за пределами РФ также будут давать дополнительные поступления в наш бюджет.
РФС: Как, по вашему мнению, будет строиться тарифное регулирования в НСПК?
Анатолий Выборный: Сейчас в России действует дифференциация тарифов платежных систем. То есть за каждый вид деятельности банк-эквайер, который обслуживает карты, отдает эмитенту карт определенную комиссию, размер которой зависит от назначения покупки или транзакции.
К примеру, за безналичную оплату услуг в сфере ЖКХ, транспорта и прочих стимулируемых отраслях взимается меньшая комиссия, чем за покупку одежды. Также разные тарифы вводятся для разных видов карт. Но нынешнее тарифное регулирование в данном сегменте не всегда отражает реальные потребности локального рынка, так как международные платежные системы не могут оперативно реагировать на их изменение, как того требует развитие экономики.
В свою очередь НСПК может предложить более адекватные тарифы применительно к нашим российским реалиям. Ведь никто как наше государство не знает, где, в какой сфере экономики нужна та или иная помощь. Поэтому есть уверенность, что с появлением НПС тарифы будут устанавливаться сбалансированно, и от этого выиграют и рынок, и потребитель.
Резюмируя все сказанное, отмечу, что нужно избавляться от зависимости в стратегической сфере и идти своим путем к развитию комфортной жизни наших граждан.