Пользователей онлайн-подписок защитят от внезапного списания денег

Стали известны подробности будущего законопроекта о защите пользователей от навязанных услуг

19.03.2023 14:00

Автор: Николай Козин

Пользователей онлайн-подписок защитят от внезапного списания денег
Антон Немкин © Александр Кряжев/РИА Новости

Операторов связи и цифровые сервисы обяжут напоминать пользователям, что у них подключена платная подписка, не менее чем за сутки до очередного списания средств. Соответствующий законопроект планируют внести в парламент в весеннюю сессию. Об этом рассказал «Парламентской газете» его разработчик, член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

Уведомления не ускользнут от глаз

- Антон Игоревич, разработка законопроекта началась еще в 2022 году. Вы уже говорили, что на этапе обсуждения его пришлось скорректировать с учетом просьб бизнеса. Можете сказать, что это были за корректировки?

- Мы предлагали, например, уведомлять пользователей за один день до списания средств и сразу же в этом же сообщении указывать ссылку для отключения платной подписки. Потому что вы сами, я думаю, замечали: чтобы подписаться на какие-то услуги, проблем нет, а вот чтобы отписаться, нужно порой сделать десять кликов, а то и больше. Бизнес нам по этому поводу высказал свои опасения. По их словам, постоянная рекомендация пользователям отказаться от платных услуг приведет к сокращению клиентской базы. Их можно понять: действительно есть ведь те, кто сознательно пользуется лакунами в законодательстве, чтобы вытягивать побольше денег из пользователей, а есть те, кто о них, возможно, и не знает или использует неумышленно. В этой ситуации лучше попытаться как-то смягчить требования, привести их к виду, который устроил бы всех, чем случайно наказать одного виновного и девять невиновных. Поэтому в новой редакции закона предлагается вместо ссылки на отказ размещать ссылку на подробный текст, где будут расписаны все условия подписки: сумма регулярных платежей, их периодичность и так далее.

Читайте также:

• Компании хотят заставить компенсировать клиентам утечку их данных

- Те же операторы связи используют разные каналы для коммуникации с пользователями. К примеру, уведомления, на которых вы настаиваете, могут рассылаться через чат-боты или приложения, где их не каждый увидит. Учтено ли это в законопроекте?

- Сейчас наша основная задача — выстроить модель. Тщательно проанализировать, как строится работа с пользователем у той или иной компании, по каким каналам рассылаются уведомления, какие именно механизмы задействованы при оформлении подписки, списании средств и ее закрытии. Вы совершенно правы — часть компаний вполне может попытаться эти уведомления, которые мы предписываем рассылать, как-то скрыть, замаскировать, перенести в приложения или чат-боты, чтобы они так или иначе прошли мимо пользователя. Так что мы определим универсальный и, что самое главное, единый для всех канал коммуникации с тем расчетом, чтобы он был максимально открытым, доступным и наглядным. Что это будет — sms, push-уведомления, что-то иное, я пока сказать не могу.

Не поддерживать обманщиков

- Количество «спящих клиентов» — тех, кто когда-то оформил подписку, а потом о ней просто забыл, по разным данным и у разных компаний оценивается в 10-15 процентов. Это десятки миллионов рублей. Когда компании их лишатся, не попытаются ли они это компенсировать, подняв цену на свои услуги для остальных пользователей?

- Понимаете, на любую ситуацию возможно сразу несколько точек зрения. Мы, депутаты, обязаны в первую очередь представлять интересы граждан. А эти интересы в результате деятельности частных компаний явным образом нарушаются. Если кто-то какими-то непонятными и не вполне согласующимися с законом способами увеличил себе выручку на 200-300 миллионов рублей, должны ли мы заботиться о том, чтобы он эти деньги ни в коем случае не потерял? Я думаю, нет, потому что их теряют наши же соотечественники. Кроме того, я не слышал таких прогнозов или опасений от самих компаний, когда мы обсуждали с ними законопроект. Так что, думаю, здесь людям волноваться не о чем.

- Когда, на ваш взгляд, законопроект могут принять?

- Я полагаю, в ближайшее время мы внесем все необходимые корректировки и уже в весеннюю сессию закон будет принят.

Правда за нами