Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Подержанные иномарки помогут бюджету

Увеличение доли дилеров на рынке продаж автомобилей с пробегом расширит налогооблагаемую базу и принесет немалый доход государству

Тема: Пленарное заседание Госдумы 24 октября 2023 года

24.10.2023 18:13

Автор: Валерий Филоненко

Подержанные иномарки помогут бюджету
  © Сергей Бобылев/ТАСС

Введение специального порядка определения налоговой базы НДС для дилеров при продаже ранее купленных у физлиц авто для их последующего сбыта юрлицам сможет существенно увеличить поступление налогов в бюджет. Кроме того, смещение реализации подержанных машин в официальный сектор даст покупателям дополнительные гарантии, поскольку юрлица несут ответственность по закону о защите прав потребителей, а дилерам позволит избежать сокращения персонала из-за ограничений продаж новых автомобилей после введения санкций. Также мера поспособствует расширению штатов менеджеров, что тоже увеличит налоговые поступления в бюджет в виде страховых взносов и НДФЛ. Такие поправки в Налоговый кодекс Госдума приняла в первом чтении 24 октября.

Хитрый налог

Согласно действующим нормам Налогового кодекса, при продаже автомобилей, ранее приобретенных компаниями у физлиц для последующей реализации, налоговая база НДС определяется как разница между продажной ценой с учетом налога на добавленную стоимость и покупной ценой.

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в 2008 году, поддерживая законопроект об изменении порядка налогообложения НДС по сделкам с участием физлиц, признал целесообразность и актуальность таких изменений «в связи с существенным ограничением схемы «трейд-ин» и, как следствие, потерей бюджетом средств, которые могли быть уплачены», говорится в пояснительных документах к законопроекту.

В то же время в продажах машин по схеме «трейд-ин» через официальных дилеров есть свои преимущества. Ведь юрлицо обязано привести автомобиль в соответствие с экологическими нормами и нормами безопасности. Поэтому официальные «перекупы» проводят обязательное техническое обслуживание и предпродажную подготовку. Кроме того, своевременное техническое обслуживание повышает безопасность на дорогах.

Стоит еще учесть, что вторичный рынок продаж машин значительно объемнее «первички». По данным за 2021 год, в стране продали 1,7 миллиона новых авто, а подержанных — 6,5 миллиона. К тому же этот сегмент, по прогнозам авторов законопроекта, менее подвержен международным санкциям, чем рынок продаж новых авто, который значительно просел из-за ухода из нашей страны многих западных автопроизводителей.

Кого поддерживает Россия в палестино-израильском конфликте

Подержанные, но выгодные

Как пояснил на пленарном заседании Госдумы соавтор проекта закона сенатор Ахмат Салпагаров, в таких условиях разумно «развивать рынок вторичной продаж подержанных автомобилей». И здесь расти есть куда: на сегодня доля участия официальных дилеров в перепродаже авто составляет менее 20 процентов.

Сенатор напомнил, что в 2008 году законодательно отменили порядок начисления НДС от всей стоимости машины, купленной дилером у физлица, при ее дальнейшей перепродаже, «но убрали не полностью на всю цепочку перепродаж, а только на первую продажу между юрлицами». «Поэтому сейчас при покупке дилером автомобиля у физлица он не может продать другому юрлицу по реальной цене, так как второе юрлицо должно платить НДС не с межценовой разницы, а с полной стоимости», — отметил Салпагаров.

В то же время, уточнил парламентарий, существует огромная потребность в межрегиональном распределении машин, связанная с разным уровнем спроса и ценами в различных субъектах. Но такое перераспределение невозможно по цепочке от клиента к клиенту, так как часто автовладельцам неудобно продавать машину в другой город. В то же время далеко не все российские компании имеют развитые региональные сети и возможность распределять по ним свои запасы.

Удобнее всего доставлять автомобили из субъекта в субъект через продажу одной компанией другой в соседнем регионе, однако необходимость уплачивать НДС сводит на нет эффективность такого разумного порядка.

«В этом случае «белые» компании применяют агентские схемы, а серые уходят от налогов. Законопроект предлагает распространить действующую норму, определяющую базу НДС не с полной стоимости машины, а с разницы между продажной и покупной ценой с учетом НДС на всех участников многостадийного процесса перепродажи автомобиля», — уточнил сенатор. Такая мера, по словам Салпагарова, приведет к увеличению доли дилеров на рынке продаж автомобилей с пробегом, что поможет бюджету получить дополнительные налоги.

Недобросовестных подрядчиков отлучат от проведения капремонта на год

Самим же дилерам это также пойдет на пользу, так как поможет избежать сокращения персонала из-за «санкционных» ограничений продаж новых автомобилей, более того, приведет к дополнительному привлечению продажников, что также увеличит налоговые поступления в бюджет в виде страховых взносов и НДФЛ.

В целом коррекция размера НДС позволит официальным дилерам работать эффективно, легализовать рынок продаж автомобилей с пробегом, сделав его прозрачным. При этом покупатели получат дополнительные гарантии, поскольку юрлица несут ответственность по закону о защите прав потребителей.

По словам депутата Госдумы Игоря Шубина, Комитет по бюджету и налогам поддерживает законопроект, ко второму чтению документа поступившие замечания будут учтены и устранены.

Читайте также:

• В Роскачестве рассказали, что делать, если вас остановил патруль ГИБДД