У каждой семьи своя бухгалтерия. Кому-то не хватает и ста тысяч на мелкие расходы, а кто-то перебивается с хлеба на воду. Есть еще, правда, аморфный средний класс, куда почему-то включены далеко не зажиточные учителя и врачи, зарабатывающие на жизнь, как утверждают статистики, в средних пределах от 25 до 30 тысяч рублей в месяц. Московские педагоги, например, и вовсе считаются богачами — зарплата у них, по прошлогодним данным, составляет 57 тысяч рублей. И хотя сравнительно высокий средний показатель стал возможным за счет завышенных заработков руководителей учреждений школьного образования в столице, а на практике редкий преподаватель преодолевает эту планку, будем исходить из того, что наши бюджетники и есть те самые вожделенные «середняки». Они не сильно экономят на еде и даже могут позволить себе сходить один раз в месяц в кафе или театр, а также раз в год съездить на море в Турцию или Египет. Однако и они вынуждены считать каждую копейку, откладывая деньги на «черный день».
В час по чайной ложке
Те же, кто в продуктовом магазине судорожно в уме подсчитывает стоимость покупки, живут на грани выживания и входят в «зону интересов» прожиточного минимума. Надо сказать, много удивительного происходит вокруг этого понятия. По определению, это самый маленький уровень доходов, который считается необходимым для обеспечения минимальных потребностей человека в товарах и услугах. Как говорится, с голоду не умрешь, но впроголодь точно будешь жить.
Как гласит федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в далеком 1997 году, он нужен для того, чтобы оценить уровень жизни россиян «при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ», а также для обоснования минимальной планки оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. По закону, он должен устанавливаться ежеквартально конкретно в каждом российском регионе. Во многих странах, кстати, вообще нет такого термина, а в тех, где есть, «минималку» считают совершенно по-иному.
Вот уже более полутора десятков лет продолжается эпоха законного правления прожиточного минимума в России на сугубо нормативной основе. Некто сверху подсчитывает некую норму потребления, которая закладывается в некую потребительскую корзину. Несмотря на то, что мировой опыт наглядно свидетельствует о неэффективности и необъективности такого способа выяснения уровня жизни, он и по сей день благополучно применяется в нашей стране. Регулярно, в час по чайной ложке, государство подкидывает деньжат в копилку прожиточного минимума. Спустя три года после вступления в действие закона он составлял 1234 рубля на душу населения (третий квартал 2000 года), еще через пять лет — 3047 рублей, а в аналогичном отрезке времени 2008 года — уже 4630 рублей.
По истечению следующих пяти лет граница бедности, установлена на отметке в 5205 рублей. Как видим, государство не торопится резко повышать благосостояние трудящихся. А иначе и не бывает. Ведь стоит лишь значительно увеличить показатель жизненной «минималки», как тут же резко повысится порог бедности, а значит, возрастут расходы на поддержание социально приемлемого минимального уровня.
Таким образом, выбран годами опробованный метод нормативного регулирования определенной прожиточной величины. Он реализуется не спеша, по принципу «Step by Step». Столь же постепенно, с чувством и расстановкой эта минимальная величина меняется в сторону увеличения в течение одного года. Так, если в первом квартале прошлого года в расчете на одного россиянина она составляла 7095 рублей в месяц (для трудоспособного населения — 7633, пенсионеров — 5828, детей — 6859 рублей), то в конце года минувшего уже дотянула до 7300 рублей. Столь же неспешно ползет вверх и минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Он поднялся, напомню, до отметки в 5205 рублей в месяц, что составляет 76 процентов от текущей величины прожиточного минимума. Правда, по последним данным Росстата, численность россиян, доходы которых ниже прожиточного минимума, снизилась по сравнению с первым кварталом прошлого года на 2,4 миллиона человек и составила 17,2 миллиона российских граждан, или 12,1 процента от общего числа населения.
Как заверяет министр труда и социального развития Максим Топилин, дальше будет только лучше: по планам, его размеры на будущий год составят 6462 рубля, на 2015 год — 6778 рублей. Назвать эти планы амбициозными, способными радикально решить проблему бедности никоим образом нельзя. Темпы роста настолько малы, что догнать и перегнать величину прожиточного минимума, на что нацеливает статья 133 Трудового кодекса, к 2018 году совершенно нереально. Именно в этом году, как обещает правительство, должен быть установлен заветный паритет.
Меньше не бывает
На «круглом столе» о величине прожиточного минимума, состоявшемся прошедшей осенью в Москве, эксперты высказали однозначное мнение: на «минималку» в 7300 рублей в месяц (да и на десять тысяч тоже) человеку в большом городе не прожить и двух недель. По мнению директора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, для физиологического выживания человеку в России нужно не менее 16 тысяч рублей в месяц. И это еще скромные подсчеты. Но эта цель практически не достижима. По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России за первый квартал 2013 года составила 19,6 миллиона человек, или 13,8 процента от общей численности населения. В позапрошлом году за аналогичный период этот показатель равнялся 19,1 миллиона человек, или 13,5 процента. Цифры года нынешнего тоже не дают поводов для оптимизма.
Значит, число «совсем бедных» в нашей стране вопреки правительственным планам вовсе не уменьшается. В Минтруда связывают такое увеличение числа людей, имеющих доходы ниже прожиточной черты, «с переходом с начала прошлого года к новому порядку определения потребительской корзины и прожиточного минимума, предусматривающего более высокий уровень потребностей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности». Словом, «корзинка» слегка потяжелела за счет того, что в нее положили дополнительные килограммы и разнообразили ассортимент. Логика, мягко говоря, весьма замысловатая. Стало быть, чем больше печешься о материальном достатке соотечественников, подкладываешь в «корзинку» яичек и маслица, тем большее количество сограждан впадают в крайнюю степень нужды.
Прав был великий Архимед, придумавший закон вытеснения тел, который в народе перефразировали на свой лад: «Где чего убыло, того и прибудет». В нашем случае — наоборот. А не положили бы, все было бы нормально. Граница бедности, с которой соизмеряются доходы населения, не возросла бы. Кроме горькой иронии, такие объяснения чиновников ничего вызвать не могут. Если даже придется тратить больше государственных денег «на обеспечение более высокого уровня потребностей», на удовлетворение социальных нужд, что же в этом плохого? Уж лучше «проесть» деньги, зная, что они потрачены на благо человека, чем их своровать. Специалисты, изучающие рынок труда, сферу оплаты труда и в целом вопросы уровня жизни, уже криком кричат, что нужно срочно решать проблему низких доходов населения, что становится тормозом социально-экономического развития страны.
Нужно срочно решать проблему низких доходов населения, что становится тормозом социально-экономического развития страны"
По словам Вячеслава Бобкова, социологические исследования, проведенные его институтом, показали, что наемному работнику нужно зарабатывать не менее 65 тысяч рублей в месяц, чтобы он вошел в категорию среднего класса, имел квартиру, автомобиль, дачу, мог позволить себе недорогой отдых на курортах…
До этой цифры никак не дотягивают наши потенциальные кандидаты в средний класс, о которых мы говорили выше. По данным Росстата за первое полугодие прошлого года у педагогов общего образования средняя зарплата составила 28948 рублей, преподавателей вузов — 37450, научных сотрудников — 35529 и врачей — 38708 рублей. Не впечатляет и рост заработков за второе полугодие. Увы, средний класс в нашей стране — это прежде всего госслужащие, представители законодательной и исполнительной властей, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Но никоим образом не перечисленная ранее категория граждан нашей страны. И такая картина будет складываться до тех пор, пока не будет полностью изменена система определения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, которая позволила бы в разы повысить уровень жизни россиян.
А тот ли МРОТ?
Тот факт, что зарплатная «минималка» меньше прожиточного уровня, уже давно никого не удивляет, хотя этот парадокс буквально лезет в глаза. Судите сами: человек работающий получает меньше денег, чем тот, кто в соответствии с законом о прожиточном минимуме живет на пособие — этакие «сапоги всмятку». В порядке вещей считается, что человек зарабатывает в месяц немногим более пяти тысяч рублей — таких в нашей стране, по официальным данным, немало — около одного миллиона человек (из них примерно 50 процентов — совместители). Все привыкли к абсолютно непрозрачной заработной плате работников госкомпаний, государственных и бюджетных организаций, к огромным и несправедливым «ножницам» зарплат руководителей и рядовых сотрудников.
Как само собой разумеющееся воспринимается законодательная норма, когда чиновники и бюджетники из ранга руководителей могут получать заработную плату в восемь раз выше «прочих». Сегодня московский школьный учитель получает зарплату, в среднем примерно в восемь раз превышающую МРОТ (57 тысяч рублей). Но это в столице. По стране — 26 тысяч, а в Дагестане, например, — не дотягивает и до 15 тысяч рублей. Однако и в том, и в другом случаях руководитель образовательного учреждения, стало быть, может получать и свыше 450 тысяч рублей, и около 120 тысяч соответственно? Восьмикратный «потолок» по зарплатам руководителей бюджетных учреждений существует уже более года, а до этого, с 2009 года, действовали более жесткие правила, не позволявшие «разгуляться». Зарплата руководителей бюджетных учреждений не могла превышать зарплату подчиненных более, чем в пять раз.
Теперь же сняты и восьмикратные ограничения для зарплат руководителей ряда бюджетных учреждений — по утвержденному списку некоторые категории «высокого начальства» могут получать гораздо больше — получай, сколько сам себе «нарисуешь» с позволения министерства или ведомства, в подчинении которого находится эта организация. Разумеется, в такой ситуации любому руководителю не имеет смысла, если он не альтруист, особо беспокоиться о материальном достатке своего подчиненного, который может получать и пять тысяч рублей. По свидетельству заместителя председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Сергея Иванова, руководители некоторых вузов получают зарплату, которая в сто раз (!) превышает заработок рядового преподавателя института или университета.
По данным Росстата, которые привела на «круглом столе» советник зампреда ФНПР Галина Стрела, на девять процентов работающих приходится 35 процентов общего фонда зарплаты: «А уж дифференциация даже не зарплат, а доходов вообще никакому подсчету не поддается. Все это ведет к такой социальной нестабильности, которая превращается в серьезную политическую проблему», — говорит она. По ее словам, если жить на сегодняшний МРОТ в пять тысяч, то через год — и даже меньше — это приведет человека к физической и умственной деградации. Да и само правительство осознает, похоже, всю «глубину падения». Министр труда и соцзащиты Максим Топилин был вынужден признаться: «Нам нужно выйти из этой ситуации, мы понимаем, что Россия сейчас отстает по размеру МРОТ, даже в Бразилии МРОТ в долларовом эквиваленте в три раза выше, чем у нас».
Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко, считает, что в своем нынешнем виде МРОТ является национальным позором. По его мнению, этот показатель в нашей стране катастрофически и даже трагически занижен. В развитых странах прожиточный минимум составляет 60 процентов от средней зарплаты в обществе. «В нашем же прожиточном минимуме нет ни расходов на Интернет, ни на личный транспорт — того, что во всех развитых странах присутствует и достаточно строго дозировано», — утверждает депутат. Того же мнения придерживается и заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Чернышев. «В России и, скажем, в Европе существуют разные подходы к формированию прожиточного минимума: у нас это порог бедности, а там — просто некая цифра, по которой определяется, в достатке ли человек живет», — говорит сенатор.
Как же уравнять эти две величины — прожиточного и зарплатного минимумов, как того требует статья 133 Трудового кодекса? Первый заместитель Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов считает, что следует отменить статью 421 Трудового кодекса, которая регулирует порядок повышения МРОТ, в результате чего станет возможным его приравнивание к прожиточному минимуму и исполнение требований статьи 133 ТК. Он уже внес в Госдуму соответствующий законопроект. В нем подразумевается поправка, согласно которой МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения по всей России в целом — поскольку в настоящее время этот показатель является разным для каждого региона.
Пока судьба этого предложения не прояснилась. А вот инициатива группы депутатов поднять МРОТ с будущего года до уровня размера предполагаемого прожиточного минимума провалилась. Не так давно Госдума, принимая закон о повышении минимального размера оплаты труда с начала года до 5 тысяч 554 рублей, отклонила ее. Тем самым норма закона, закрепленная в статье 133 Трудового кодекса, судя по всему, останется невыполненной еще долгое время. Прожиточный минимум только за второй квартал 2013 года для трудоспособного населения подбирается к 8 тысячам рублей.
Сорвалась и другая идея законодателей. В середине лета депутаты от ЛДПР, заместитель Председателя ГД Игорь Лебедев и председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов предложили поднять МРОТ в России до 16,5 тысячи рублей. Они хотели внести в Трудовой кодекс понятие минимальной почасовой оплаты, которая составит 100 рублей в час. То есть под понятием «минимальный размер оплаты труда» подразумевался бы установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель должен платить работнику за труд. По их мнению, устанавливаться он мог бы законодательно или неформально — через тарифные отношения.
По мнению Михаила Тарасенко, правительство должно разработать внятную «дорожную карту» по уравниванию МРОТ и прожиточного минимума. И действительно, если внимательно изучить План деятельности Минтруда и социальной защиты, разработанный «в рамках достижения ключевой цели «Достойный труд, справедливая заработная плата», то эта проблема должна решиться в 2018 году. Однако, как конкретно будет достигнута эта благородная цель, совершенно не известно. Чиновники, по словам законодателя, надеются «впихнуть» в состав МРОТ большинство региональных надбавок и доплат. А с этой суммой, как известно, связано большинство социальных и прочих выплат. Одним словом, надежд на то, что зарплатная «минималка» в ближайшей перспективе догонит «минималку» прожиточную, остается все меньше и меньше.
Исчисление прожиточного минимума, исходя из размера потребительской корзины, то есть стоимости минимально-необходимого набора товаров и услуг, давно подвергается аргументированной критике. В большинстве стран Европы величина прожиточного минимума находится в зависимости от доходов различных слоев населения. В рамках Генерального соглашения между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и правительством на 2011-2013 годы идут консультации о механизмах доведении МРОТ до прожиточного минимума. В Министерстве труда и социальной защиты создана рабочая группа с участием представителей Госдумы, Совета Федерации, профильных министерств, профсоюзов и объединений работодателей.
Не прижились ни статистический метод, основанный на выяснении размера этого минимума на уровне 10—20 процентов доходов наименее обеспеченных граждан государства, ни социологический, базирующийся на данных соцопросов о необходимом минимальном доходе, ни ресурсный, исходящий из возможности экономики обеспечивать прожиточный минимум. Не нашел применения и комбинированный метод, сочетающий в себе несколько подходов. Наверное, следовало бы присмотреться к полезному опыту более внимательно и не откладывать постоянно решение этой злободневной проблемы на отдаленную перспективу.
Мало того, что с легкой руки классика, бедность у нас не считается пороком, так ее уровень много лет не является тем порогом, за которым для человека начинается более или менее достойная жизнь.