Все о пенсиях в России

00:00На досрочную пенсию сможет выйти больше медиков

13.03.2025Сенатор Епифанова: Проблемы с задержкой пенсий решаются в срок до одной недели

13.03.2025Депутат Бессараб: Ополченцы ДНР и ЛНР смогут получать двойную пенсию

Под тяжестью легкой корзины

Прожиточный минимум не отображает реальных расходов и не учитывает уровень доходов различных слоев населения

13.03.2014 15:56

Под тяжестью легкой корзины
 
У каждой семьи своя бухгалтерия. Кому-то не хватает и ста тысяч на мелкие расходы, а кто-то пе­ребивается с хлеба на воду. Есть еще, правда, аморфный средний класс, куда почему-то включены далеко не зажиточные учителя и врачи, зараба­тывающие на жизнь, как утверждают статистики, в средних пределах от 25 до 30 тысяч рублей в месяц. Москов­ские педагоги, например, и вовсе счи­таются богачами — зарплата у них, по прошлогодним данным, составляет 57 тысяч рублей. И хотя сравнитель­но высокий средний показатель стал возможным за счет завышенных за­работков руководителей учреждений школьного образования в столице, а на практике редкий преподаватель преодолевает эту планку, будем ис­ходить из того, что наши бюджетники и есть те самые вожделенные «серед­няки». Они не сильно экономят на еде и даже могут позволить себе сходить один раз в месяц в кафе или театр, а также раз в год съездить на море в Турцию или Египет. Однако и они вы­нуждены считать каждую копейку, от­кладывая деньги на «черный день».
 

В час по чайной ложке

Те же, кто в продуктовом магазине судорожно в уме подсчитывает стои­мость покупки, живут на грани выжи­вания и входят в «зону интересов» про­житочного минимума. Надо сказать, много удивительного происходит во­круг этого понятия. По определению, это самый маленький уровень доходов, который считается необходимым для обеспечения минимальных потреб­ностей человека в товарах и услугах. Как говорится, с голоду не умрешь, но впроголодь точно будешь жить.
 
Как гласит федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в далеком 1997 году, он нужен для того, чтобы оценить уровень жизни росси­ян «при разработке и реализации со­циальной политики и федеральных социальных программ», а также для обо­снования минимальной планки оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. По зако­ну, он должен устанавливаться еже­квартально конкретно в каждом рос­сийском регионе. Во многих странах, кстати, вообще нет такого термина, а в тех, где есть, «минималку» считают совершенно по-иному.
 
Вот уже более полутора десятков лет продолжается эпоха законного правления прожиточного минимума в России на сугубо нормативной осно­ве. Некто сверху подсчитывает некую норму потребления, которая закла­дывается в некую потребительскую корзину. Несмотря на то, что мировой опыт наглядно свидетельствует о не­эффективности и необъективности такого способа выяснения уровня жизни, он и по сей день благополучно применяется в нашей стране. Регуляр­но, в час по чайной ложке, государ­ство подкидывает деньжат в копилку прожиточного минимума. Спустя три года после вступления в действие за­кона он составлял 1234 рубля на душу населения (третий квартал 2000 года), еще через пять лет — 3047 рублей, а в аналогичном отрезке времени 2008 года — уже 4630 рублей.
 
По истечению следующих пяти лет граница бедности, установлена на от­метке в 5205 рублей. Как видим, госу­дарство не торопится резко повышать благосостояние трудящихся. А иначе и не бывает. Ведь стоит лишь значи­тельно увеличить показатель жизнен­ной «минималки», как тут же резко повысится порог бедности, а значит, возрастут расходы на поддержание социально приемлемого минимально­го уровня.
 
Таким образом, выбран годами опробованный метод нормативного регулирования определенной про­житочной величины. Он реализуется не спеша, по принципу «Step by Step». Столь же постепенно, с чувством и расстановкой эта минимальная вели­чина меняется в сторону увеличения в течение одного года. Так, если в пер­вом квартале прошлого года в расчете на одного россиянина она составляла 7095 рублей в месяц (для трудоспособ­ного населения — 7633, пенсионеров — 5828, детей — 6859 рублей), то в конце года минувшего уже дотянула до 7300 рублей. Столь же неспешно ползет вверх и минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Он поднялся, напомню, до отметки в 5205 рублей в месяц, что составляет 76 процентов от текущей величины прожиточного минимума. Правда, по последним данным Росстата, численность россиян, доходы которых ниже прожиточного миниму­ма, снизилась по сравнению с первым кварталом прошлого года на 2,4 мил­лиона человек и составила 17,2 мил­лиона российских граждан, или 12,1 процента от общего числа населения.
 
Как заверяет министр труда и со­циального развития Максим Топилин, дальше будет только лучше: по пла­нам, его размеры на будущий год со­ставят 6462 рубля, на 2015 год — 6778 рублей. Назвать эти планы амбициоз­ными, способными радикально решить проблему бедности никоим образом нельзя. Темпы роста настолько ма­лы, что догнать и перегнать величину прожиточного минимума, на что на­целивает статья 133 Трудового кодек­са, к 2018 году совершенно нереально. Именно в этом году, как обещает пра­вительство, должен быть установлен заветный паритет.
 

Меньше не бывает

На «круглом столе» о величине про­житочного минимума, состоявшемся прошедшей осенью в Москве, экспер­ты высказали однозначное мнение: на «минималку» в 7300 рублей в месяц (да и на десять тысяч тоже) человеку в большом городе не прожить и двух недель. По мнению директора Всерос­сийского центра уровня жизни Вячес­лава Бобкова, для физиологического выживания человеку в России нужно не менее 16 тысяч рублей в месяц. И это еще скромные подсчеты. Но эта цель практически не достижима. По данным Росстата, численность населе­ния с денежными доходами ниже ве­личины прожиточного минимума в це­лом по России за первый квартал 2013 года составила 19,6 миллиона человек, или 13,8 процента от общей численности населения. В позапрошлом году за аналогичный период этот показатель равнялся 19,1 миллиона человек, или 13,5 процента. Цифры года нынешнего тоже не дают поводов для оптимизма.
 
Значит, число «совсем бедных» в на­шей стране вопреки правительствен­ным планам вовсе не уменьшается. В Минтруда связывают такое увеличе­ние числа людей, имеющих доходы ни­же прожиточной черты, «с переходом с начала прошлого года к новому по­рядку определения потребительской корзины и прожиточного минимума, предусматривающего более высокий уровень потребностей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности». Словом, «корзинка» слегка потяжеле­ла за счет того, что в нее положили дополнительные килограммы и разно­образили ассортимент. Логика, мягко говоря, весьма замысловатая. Стало быть, чем больше печешься о матери­альном достатке соотечественников, подкладываешь в «корзинку» яичек и маслица, тем большее количество со­граждан впадают в крайнюю степень нужды.
 
Прав был великий Архимед, при­думавший закон вытеснения тел, ко­торый в народе перефразировали на свой лад: «Где чего убыло, того и при­будет». В нашем случае — наоборот. А не положили бы, все было бы нор­мально. Граница бедности, с которой соизмеряются доходы населения, не возросла бы. Кроме горькой иронии, такие объяснения чиновников ничего вызвать не могут. Если даже придется тратить больше государственных денег «на обеспечение более высокого уров­ня потребностей», на удовлетворение социальных нужд, что же в этом пло­хого? Уж лучше «проесть» деньги, зная, что они потрачены на благо человека, чем их своровать. Специалисты, изуча­ющие рынок труда, сферу оплаты тру­да и в целом вопросы уровня жизни, уже криком кричат, что  нужно сроч­но решать проблему низких доходов населения, что становится тормозом социально-экономического развития страны.
 

Нужно сроч­но решать проблему низких доходов населения, что становится тормозом социально-экономического развития страны"

По словам Вячеслава Бобкова, со­циологические исследования, про­веденные его институтом, показали, что наемному работнику нужно зарабатывать не менее 65 тысяч рублей в месяц, чтобы он вошел в категорию среднего класса, имел квартиру, авто­мобиль, дачу, мог позволить себе недо­рогой отдых на курортах…
 
До этой цифры никак не дотягива­ют наши потенциальные кандидаты в средний класс, о которых мы говорили выше. По данным Росстата за первое полугодие прошлого года у педагогов общего образования средняя зарплата составила 28948 рублей, преподавате­лей вузов — 37450, научных сотрудни­ков — 35529 и врачей — 38708 рублей. Не впечатляет и рост заработков за второе полугодие. Увы, средний класс в нашей стране — это прежде всего госслужащие, представители законо­дательной и исполнительной властей,  как на федеральном, так и на регио­нальном уровнях. Но никоим образом не перечисленная ранее категория граждан нашей страны. И такая карти­на будет складываться до тех пор, пока не будет полностью изменена система определения прожиточного минимума и минимального размера оплаты тру­да, которая позволила бы в разы повы­сить уровень жизни россиян.
 

А тот ли МРОТ?

Тот факт, что зарплатная «минималка» меньше прожиточного уровня, уже давно никого не удивляет, хотя этот парадокс буквально лезет в глаза. Су­дите сами: человек работающий полу­чает меньше денег, чем тот, кто в со­ответствии с законом о прожиточном минимуме живет на пособие — этакие «сапоги всмятку». В порядке вещей считается, что человек зарабатывает в месяц немногим более пяти тысяч рублей — таких в нашей стране, по официальным данным, немало — око­ло одного миллиона человек (из них примерно 50 процентов — совместите­ли). Все привыкли к абсолютно непро­зрачной заработной плате работников госкомпаний, государственных и бюд­жетных организаций, к огромным и несправедливым «ножницам» зарплат руководителей и рядовых сотрудни­ков.
 
Как само собой разумеющееся вос­принимается законодательная норма, когда чиновники и бюджетники из ранга руководителей могут получать заработную плату в восемь раз выше «прочих». Сегодня московский школь­ный учитель получает зарплату, в среднем примерно в восемь раз пре­вышающую МРОТ (57 тысяч рублей). Но это в столице. По стране — 26 ты­сяч, а в Дагестане, например, — не до­тягивает и до 15 тысяч рублей. Однако и в том, и в другом случаях руково­дитель образовательного учреждения, стало быть, может получать и свыше 450 тысяч рублей, и около 120 тысяч соответственно? Восьмикратный «по­толок» по зарплатам руководителей бюджетных учреждений существует уже более года, а до этого, с 2009 года, действовали более жесткие правила, не позволявшие «разгуляться». Зарпла­та руководителей бюджетных учреж­дений не могла превышать зарплату подчиненных более, чем в пять раз.
 
Теперь же сняты и восьмикратные ограничения для зарплат руководите­лей ряда бюджетных учреждений — по утвержденному списку некоторые ка­тегории «высокого начальства» могут получать гораздо больше — получай, сколько сам себе «нарисуешь» с позво­ления министерства или ведомства, в подчинении которого находится эта организация. Разумеется, в такой си­туации любому руководителю не име­ет смысла, если он не альтруист, особо беспокоиться о материальном достат­ке своего подчиненного, который мо­жет получать и пять тысяч рублей. По свидетельству заместителя председа­теля Комитета ГД по конституционно­му законодательству и госстроитель­ству Сергея Иванова, руководители некоторых вузов получают зарплату, которая в сто раз (!) превышает зара­боток рядового преподавателя инсти­тута или университета.
 
По данным Росстата, которые при­вела на «круглом столе» советник зам­преда ФНПР Галина Стрела, на девять процентов работающих приходится 35 процентов общего фонда зарплаты: «А уж дифференциация даже не зарплат, а доходов вообще никакому подсчету не поддается. Все это ведет к такой со­циальной нестабильности, которая пре­вращается в серьезную политическую проблему», — говорит она. По ее словам, если жить на сегодняшний МРОТ в пять тысяч, то через год — и даже меньше — это приведет человека к физической и умственной деградации. Да и само пра­вительство осознает, похоже, всю «глу­бину падения». Министр труда и соцза­щиты Максим Топилин был вынужден признаться: «Нам нужно выйти из этой ситуации, мы понимаем, что Россия сейчас отстает по размеру МРОТ, даже в Бразилии МРОТ в долларовом эквива­ленте в три раза выше, чем у нас».
 
Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветера­нов Михаил Тарасенко, считает, что в своем нынешнем виде МРОТ является национальным позором. По его мне­нию, этот показатель в нашей стране катастрофически и даже трагически занижен. В развитых странах прожи­точный минимум составляет 60 про­центов от средней зарплаты в обще­стве. «В нашем же прожиточном ми­нимуме нет ни расходов на Интернет, ни на личный транспорт — того, что во всех развитых странах присутству­ет и достаточно строго дозировано», — утверждает депутат. Того же мнения придерживается и заместитель пред­седателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и приро­допользованию Алексей Чернышев. «В России и, скажем, в Европе существу­ют разные подходы к формированию прожиточного минимума: у нас это порог бедности, а там — просто некая цифра, по которой определяется, в до­статке ли человек живет», — говорит сенатор.
 

Нас не догонишь

Как же уравнять эти две величины — прожиточного и зарплатного миниму­мов, как того требует статья 133 Тру­дового кодекса? Первый заместитель Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов считает, что сле­дует отменить статью 421 Трудового кодекса, которая регулирует порядок повышения МРОТ, в результате чего станет возможным его приравнивание к прожиточному минимуму и испол­нение требований статьи 133 ТК. Он уже внес в Госдуму соответствующий законопроект. В нем подразумевается поправка, согласно которой МРОТ не может быть ниже прожиточного ми­нимума трудоспособного населения по всей России в целом — поскольку в настоящее время этот показатель яв­ляется разным для каждого региона.
 
Пока судьба этого предложения не прояснилась. А вот инициатива группы депутатов поднять МРОТ с будущего года до уровня размера предполагае­мого прожиточного минимума прова­лилась. Не так давно Госдума, прини­мая закон о повышении минимального размера оплаты труда с начала года до 5 тысяч 554 рублей, отклонила ее. Тем самым норма закона, закрепленная в статье 133 Трудового кодекса, судя по всему, останется невыполненной еще долгое время. Прожиточный минимум только за второй квартал 2013 года для трудоспособного населения подбирает­ся к 8 тысячам рублей.
 
Сорвалась и другая идея законо­дателей. В середине лета депутаты от ЛДПР, заместитель Председателя ГД Игорь Лебедев и председатель Коми­тета ГД по делам общественных объ­единений и религиозных организаций Ярослав Нилов предложили поднять МРОТ в России до 16,5 тысячи ру­блей. Они хотели внести в Трудовой кодекс понятие минимальной поча­совой оплаты, которая составит 100 рублей в час. То есть под понятием «минимальный размер оплаты труда» подразумевался бы установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель должен платить работнику за труд. По их мне­нию, устанавливаться он мог бы зако­нодательно или неформально — через тарифные отношения.
 
По мнению Михаила Тарасенко, правительство должно разработать внятную «дорожную карту» по урав­ниванию МРОТ и прожиточного ми­нимума. И действительно, если вни­мательно изучить План деятельности Минтруда и социальной защиты, раз­работанный «в рамках достижения ключевой цели «Достойный труд, справедливая заработная плата», то эта проблема должна решиться в 2018 году. Однако, как конкретно будет достигнута эта благородная цель, со­вершенно не известно. Чиновники, по словам законодателя, надеются «впих­нуть» в состав МРОТ большинство региональных надбавок и доплат. А с этой суммой, как известно, связа­но большинство социальных и про­чих выплат. Одним словом, надежд на то, что зарплатная «минималка» в ближайшей перспективе догонит «минималку» прожиточную, остается все меньше и меньше.
 
Исчисление прожиточного мини­мума, исходя из размера потреби­тельской корзины, то есть стоимости минимально-необходимого набора товаров и услуг, давно подвергает­ся аргументированной критике. В большинстве стран Европы величина прожиточного минимума находится в зависимости от доходов различных слоев населения. В рамках Генераль­ного соглашения между объедине­ниями профсоюзов, объединениями работодателей и правительством на 2011-2013 годы идут консультации о механизмах доведении МРОТ до про­житочного минимума. В Министерстве труда и социальной защиты создана рабочая группа с участием предста­вителей Госдумы, Совета Федерации, профильных министерств, профсою­зов и объединений работодателей.
 
Не прижились ни статистический метод, основанный на выяснении размера этого минимума на уровне 10—20 процентов доходов наименее обеспеченных граждан государства, ни социологический, базирующийся на данных соцопросов о необходимом минимальном доходе, ни ресурсный, исходящий из возможности экономи­ки обеспечивать прожиточный ми­нимум. Не нашел применения и ком­бинированный метод, сочетающий в себе несколько подходов. Наверное, следовало бы присмотреться к полез­ному опыту более внимательно и не откладывать постоянно решение этой злободневной проблемы на отдален­ную перспективу.
 
Мало того, что с легкой руки классика, бедность у нас не считается пороком, так ее уровень много лет не является тем порогом, за которым для человека начинается более или менее достойная жизнь.
 
Николай Лашкевич
Читайте нас в Telegram
Просмотров 5401