Пленарное заседание Совета Федерации

12:27Ковальчук: В 20 регионах инструменты развития инвестиций не используют полноценно

12:17Матвиенко предложила подготовить приостановку участия России в ПА ОБСЕ

12:17Совфед одобрил закон об упрощении регистрационного учета для участников СВО

Письмо, посылка и пара бутылок каберне

Законопроект о доставке вина «Почтой России» дошел до рассмотрения в Госдуме

13.06.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Письмо, посылка и пара бутылок каберне
  © pxhere.com

Эксперимент по дистанционной продаже вина из российского винограда Правительство предлагает провести с 1 ноября 2023 года по 31 июля 2026 года. Продавать отечественный алкоголь будут на сайте «Почты России», а доставлять только в Москве и Подмосковье. По итогам пробного периода кабмин может принять решение о расширении географии доставки. Такой законопроект Госдума планировала рассмотреть в первом чтении на пленарном заседании 13 июня. Однако на заседании Совета палаты утром во вторник было решено рассмотрение перенести на более поздний срок. Это нашему корреспонденту подтвердил источник в нижней палате (обновлено в 12:15). «Парламентская газета» выясняла у экспертов и законодателей, насколько полезным окажется нововведение для россиян.

Для эксперимента лицензия не нужна

После вступления в силу закона о виноградарстве и виноделии доля российских вин в продаже в среднем увеличилась до 55 процентов, что почти в два раза выше, чем ранее. Такую статистику на пленарном заседании 14 декабря прошлого года привел председатель Госдумы Вячеслав Володин, добавив, что в стране «фактически заново была создана отрасль, рабочие места и многое другое».

Вполне возможно, скоро отечественные вина «дожмут» иностранных конкурентов по объемам продаж, но теперь уже через интернет. Правительство внесло два законопроекта на эту тему. Один вносит поправки в закон о государственном регулировании производства и оборота спиртосодержащей продукции, другой — регламентирует эксперимент по дистанционной продаже вина из российского винограда.

Суть его в том, что «Почта России» будет хранить вино, находящееся в собственности продавцов, без получения соответствующей лицензии. Это позволит дополнительно поддержать российское виноделие и поменять баланс на рынке в пользу отечественной продукции.

Отрабатывать дистанционную продажу предлагается с 1 ноября 2023 года по 31 июля 2026 года. Согласно документу, доставлять вино будут по Москве и Подмосковью, но после окончания пробного периода кабмин может расширить географию доставки.

В пояснительной записке к документу сказано, что эксперимент носит добровольный характер, а его участниками могут стать обладатели лицензий на производство, хранение и поставку алкогольной продукции. При этом получать дополнительную лицензию на розничную продажу алкоголя не придется. Критерии отбора продавцов, участвующих в эксперименте, будет утверждать Правительство.

Ванна с шампанским или танцы в чане: что предлагают туристам российские винодельни

Тема перспективная, но дискуссионная

По мнению зампреда Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдара Гильмутдинова, «Почта России» практически уже готова предоставить площади для интернет-торговли алкоголем. Он напомнил «Парламентской газете», что организация уже давно трансформировалась в некий мини-магазин, выполняя, помимо своих непосредственных функций, и ряд других полезных задач. В том числе снабжая всем необходимым жителей глубинки.

«То есть условия для продажи алкоголя созданы — все остальное здесь уже продается», — уточнил депутат.

Помимо поддержки отечественных виноделов, по мнению Гильмутдинова, нововведение поможет и самим почтовым отделениям подзаработать. «Особенно в малых населенных пунктах, где практически дохода нет, денег мало, почтовики получают не очень много. При этом закрыть отделения они не могут, так как необходимо оказывать услуги населению — пенсию разносить, еще какие-то важные операции выполнять», — отметил парламентарий.

В целом же постепенное превращение «Почты России» в винно-продуктовый магазин — тема дискуссионная, требующая всестороннего обсуждения, заметил Ильдар Гильмутдинов.

С другой стороны, инициатива Правительства — это первый шаг к легализации дистанционных продаж алкоголя, которые пока что находятся в серой зоне, а потому эксперимент можно приветствовать, убежден председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. «И дело не в том, как я отношусь или Правительство к потреблению спиртного, а в том, что нельзя не считаться с тем фактом, что сегодня оно распространяется по сети Интернет, вопреки действующему законодательству. Поэтому лучшее, что можно сделать, — легализовать продажи», — подчеркнул эксперт.

«Правительство, к сожалению, не готово сегодня легализовать в Сети продажу алкоголя всех видов и по конкурентным ценам, речь идет только об отечественном вине и через «Почту России». Ну что ж, давайте попробуем хоть так. Надеемся, что эксперимент подтвердит реальность механизма и законопослушность тех, кто воспользуется этим каналом. И в конечном счете это позволит распространить условия и на другие виды алкоголя и других операторов, которые смогут торговать в интернете алкогольными напитками — чтобы была конкуренция», — добавил Петр Шелищ.

Читайте также:

• Без армянского коньяка Россия не останется

Безопасность детей пока под вопросом

В Совете Федерации инициативу Минфина поддерживают пока только концептуально, сообщил «Парламентской газете» первый зампредседателя бюджетного комитета палаты регионов Сергей Рябухин. «Мы пригласили экспертов, провели рабочую группу и пришли к выводу, что практически вся Европа перешла на такого рода услуги. И на фоне того, что черный рынок использует интернет-доставку алкоголя, конечно же, надо идти по пути законодательного урегулирования этой сферы. Поэтому мы склонны больше поддержать доставку алкогольной продукции через «Почту России», — пояснил сенатор.

Вместе с тем законодатель считает важным разобраться в деталях. Разработчики законопроекта заверяют, что «Почта России» не допустит продажи алкоголя несовершеннолетним, предусмотрев возможность использования в рамках эксперимента Единой системы идентификации и аутентификации портала госуслуг. Но такие заявления, по мнению сенатора, убедительными назвать сложно. 

«Нам до сих пор не представлен действенный механизм идентификации тех, кто заказывает алкоголь через интернет, по возрастному цензу. Как защитить детей — чтобы до 18 лет не пользовались этим инструментом? «Почта России» говорит, что это решается на раз-два, а на самом деле аргументы не убедительные», — отметил Сергей Рябухин.

Тема контроля качества доставляемой почтовиками спиртосодержащей продукции, по мнению сенаторов, должна предельно ясно быть обозначена в законопроекте. «Первую партию могут доставить хорошую, а потом мошенник или какой-нибудь прохвост доставит бодягу, которой будут травиться люди. Вот на эти два наших вопроса убедительные ответы разработчики проекта пока не представили», — сказал сенатор.

Производство алкоголя в РФ в 2022 году выросло до рекордных 10 млрд литров