Олимпийская десятка Росавтодора
Сочинские магистрали — образец использования современных технологий и инноваций
К 7 февраля 2014 года не только город-курорт, вся Россия напряженно готовилась в течение семи лет. Свершилось!!! Сочи принимает XXII зимние Олимпийские игры, которые «откроют» город миру и, надеемся, позволят ему эффективно развиваться в будущем. Не секрет, Игры в городе смогли состояться благодаря крупномасштабному строительству, кардинально изменившему облик и статус всероссийской здравницы. В относительно короткое время построена инфраструктура, масштабы которой изначально казались просто фантастическими. Изменение транспортной инфраструктуры Сочи стало важной составляющей олимпийского проекта. В качестве одного из крупнейших его инвесторов выступило Федеральное дорожное агентство, обеспечившее строительство 10 уникальных дорожных объектов.
Еще несколько лет назад о глобальных транспортных и инфраструктурных проблемах Сочи можно было судить по состоянию дорожной сети. Международный Олимпийский комитет, выдвигая требования будущей олимпийской столице, предписал уложить к Олимпиаде «свежее дорожное покрытие». Однако фактически сочинскую дорожную сеть пришлось полностью перестраивать, некоторые трассы и инфраструктурные объекты — создавать с нуля. Основной объем работ по обновлению транспортной инфраструктуры Сочи выполнялся на участках федеральных дорог: общую координацию осуществляет Росавтодор, а заказчиком строительства выступает подведомственное ему учреждение — ФКУ ДСД «Черноморье».
По уровню сложности, количеству тоннелей и эстакад, а зачастую и стоимости некоторые сочинские проекты сопоставимы с магистралями, построенными в горных районах Италии или Швейцарии. Однако масштабное строительство в Сочи велось в принципиально иных, более сложных природно-климатических условиях.
Для защиты дорог подрядчикам приходилось выполнять колоссальный объем работ, применять уникальные технические решения по укреплению откосов насыпей и выемок верховыми и низовыми подпорными стенками, использовать современные синтетические материалы и решетчатые типы конструкций из сборных элементов. Использование полимерных композитов позволило существенно повысить коррозийную стойкость конструкций и изделий, сократив их вес. Данные материалы в 20 раз легче бетонных и в пять раз — стальных аналогов. Инновации коснулись и организации работ. Российские дорожники активно использовали систему ГЛОНАСС. Благодаря системе спутникового слежения движение машин с олимпийскими грузами находилось под постоянным контролем»
Первым объектом «великолепной десятки» стала транспортная развязка «Виноградная—Донская», входящая в состав трассы А-147 Джубга—Сочи (единственной магистрали, связывающей Черноморское побережье с остальными районами юга России и европейской частью страны). Общая длина 8 съездов этой развязки составляет
3 км, площадь дорожного покрытия — 30 000 кв. м.
Второй объект — транспортная развязка «Стадион», является важнейшим элементом интегрированной сети дорог Сочи. Реализация проекта стала залогом комфортного движения автотранспорта по Курортному проспекту, являющемуся частью федеральной трассы А-147 Джубга—Сочи.
Третий — транспортная развязка «Голубые Дали» (пять эстакад, путепровод и арочный мост) обеспечивает удобный проезд автомобилей, следующих в центр Адлера и позволяет производить полный разворот в обоих направлениях.
Четвертый — многоуровневая развязка «Адлерское кольцо». Объект расположен на участке пересечения стратегически важных федеральных трасс: автодорог А-147 Джубга—Сочи и А-149 Адлер—Красная Поляна. Эта развязка разделила транспортные потоки в восьми направлениях, что обеспечило возможность осуществлять непрерывное автомобильное движение из Красной Поляны, Центрального и Адлерского районов Сочи, от границы с Абхазией в сторону горного и прибрежного кластеров, спортивных объектов, аэропорта и железнодорожных вокзалов станций «Адлер» и «Олимпийский парк». Общая протяженность съездов и эстакады «Адлерского кольца» составляет почти 6 км.
Пятый объект — автодорога А-147 Джубга—Сочи до границы с Абхазией на участке Адлер—Веселое. Восьмикилометровый участок дороги Адлер— Веселое — третий по величине объект дорожной инфраструктуры Сочи, находящийся в ведении Росавтодора. Эта дорога выполняет роль транспортного обхода центральной части Адлерского района с выходом на границу России с Абхазией. Участок Адлер—Веселое состоит из 4 транспортных развязок,
4 путепроводов тоннельного типа, 7 мостовых сооружений. Для удобства маломобильных групп населения на магистрали располагаются 5 лифтовых павильонов.
Шестой объект — автодорога А-147 Джубга—Сочи до границы с Абхазией на участке между транспортными развязками «Голубые дали» и «Адлерское кольцо». Реконструкция участка трассы А-147 Джубга—Сочи между транспортными развязками «Голубые дали» и «Адлерское кольцо (улица Ленина) обеспечила их эффективное сопряжение с улично-дорожной сетью муниципальных дорог Адлерского района. Объект включает в себя четыре полосы движения, мост и надземный пешеходный переход.
Седьмой — двухуровневая транспортная развязка «Аэропорт», обеспечивающая непрерывное транзитное движение транспорта на федеральной автодороге А-149 Адлер—Красная Поляна и комфортный въезд и выезд из аэровокзального комплекса Сочи. В составе объекта — 2 путепровода, надземный крытый пешеходный переход и 4 автобусные остановки. Общая протяженность основного хода — 2,6 км.
Восьмой — автодорога Дублер Курортного проспекта. Эта магистраль непрерывного движения — самый сложный и масштабный объект транспортной инфраструктуры города Сочи. Протяженность объекта превышает 16 км — строительство осуществлялось в три очереди. Он проходит через густонаселенные районы города, формируя скоростной транспортный диаметр, обеспечивающий значительную разгрузку прибрежной рекреационной и гостевой зон, а также муниципальной улично-дорожной сети от частного автотранспорта. В состав Дублера Курортного проспекта входят 7 транспортных развязок, 20 мостов и эстакад, а также 15 тоннелей, 6 из которых парные, площадь покрытия которых приближается к 135 000 кв. м.
Девятый — автодорожный мост через реку Сочи. Четырехполосный мостовой переход, протяженностью 244 м., соединяет вторую и третью очереди Дублера Курортного проспекта, располагаясь над руслом реки Сочи в Центральном районе города. Как и все строящиеся ФДА в Сочи объекты, мост рассчитан на девятибалльную сейсмичность. Частью автодорожного моста является новый широкий и комфортный 72-метровый пешеходный переход, спуски с которого выполнены в виде четырех пандусов, имеющих специальное антискользящее покрытие.
Десятый объект — Обход города Сочи общей протяженностью 17,7 км. Автомобильная дорога входит в состав федеральной трассы А-147 Джубга—Сочи, образуя северный транспортный диаметр, решающий задачу отвода транзитного и большегрузного транспорта из гостевой зоны центральной части олимпийской столицы. В составе Обхода города Сочи 5 тоннелей (в числе которых третий по протяженности автодорожный тоннель в России — 2600 м.), 11 мостов-эстакад и 5 транспортных развязок, сопряженных с улично-дорожной сетью города Сочи