Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Обязанность маркировать товары во время эпидемии может разорить бизнес

Депутаты обратятся к Минэкономразвития, чтобы отсрочить введение системы электронного отслеживания продукции

22.05.2020 00:00

Автор: Марина Третьякова

Обязанность маркировать товары во время эпидемии может разорить бизнес
фото: АГН Москва

С 1 июля в России вводится обязательная маркировка лекарств и обуви, позднее без средств идентификации запретят продавать ещё ряд товаров. Но пока не все участники рынка готовы к нововведениям, а закупка нужного оборудования может повлечь серьёзные издержки для бизнеса, который в условиях эпидемии COVID-19 и так едва сводит концы с концами. Вероятным решением может стать отсрочка обязательной маркировки. В Комиссии Госдумы по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) планируют обсудить этот вопрос с представителями бизнеса и Минэкономразвития 25 мая, сообщил «Парламентской газете» зампредседателя комиссии Айрат Фаррахов.

Нужно ещё время

Маркировка, то есть электронная система отслеживания товаров по всей цепочке от производителя к покупателю — это очень важный инструмент для борьбы с незаконным оборотом товаров, подчеркнул депутат. Но в условиях неблагоприятной ситуации, вызванной эпидемией и связанными с ней ограничениями, многие предприятия, индивидуальные предприниматели несут большие убытки.

В «Единой России» предлагают отложить ввод маркировки товаров и урегулировать удалённую работу

Идею об отсрочке обязательной маркировки 15 мая высказали руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов и первый замруководителя фракции Андрей Исаев. Такую меру они предложили включить в общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. «Эта мера нужна для того, чтобы не допустить сбоев из-за последствий снижения деловой активности в период пандемии коронавирусной инфекции», — пояснили депутаты.

В Комиссии Госдумы по поддержке субъектов МСП, созданной для мониторинга эффективности принятых мер и подготовки новых предложений для поддержки бизнеса в условиях эпидемии, сейчас планируют досконально изучить проблему маркировки, чтобы представить Правительству убедительные аргументы. В понедельник, 25 мая, рабочая группа комиссии, которая специализируется на снижении издержек бизнеса в условиях эпидемии, планирует обсудить ситуацию с маркировкой товаров с представителями малого и среднего бизнеса, делового сообщества и экономического блока Правительства, отвечающего за внедрение системы маркировки и прослеживаемости товаров, рассказал «Парламентской газете» Айрат Фаррахов.

Айрат Фаррахов. фото: Юрий Инякин / ПГ

«Мы хотим проанализировать ситуацию, посмотреть расчёты, что это существенная издержка и что действительно нужно продлить «экспериментальный» формат маркировки, то есть пока не делать её обязательной для тех или иных товаров», — пояснил депутат.

Конкретный срок, на который может быть сдвинут ввод обязательной маркировки, пока не определён. Всё зависит от того, как долго Россия будет бороться с кризисом, вызванным пандемией коронавирусной инфекции, полагает Фаррахов. «Введение обязательной маркировки может быть перенесено на полгода или на год вперёд», — предположил он.

График ввода обязательной маркировки: 1 июля 2020 года — обувь, лекарства;
1 ноября 2020 года — фотоаппараты и лампы-вспышки, духи и туалетная вода;
1 января 2021 года — товары лёгкой промышленности (пальто, плащи, трикотажные блузы, одежда из кожи, постельное и кухонное бельё);
20 января 2021 года — молочная продукция.

Маркировка увеличит расходы у всех

Владельцы небольшого бизнеса, который в ближайшее время может затронуть маркировка, регулярно обращаются к депутатам с просьбой перенести сроки её введения, отметил Айрат Фаррахов. Проблема в том, что это несёт большие дополнительные издержки для добросовестных производителей, а также увеличивает и расходы населения, то есть конечных потребителей продукции.

«Например, бизнес в стоматологической сфере указывает, что их услуги подорожают из-за того, что в цену придётся закладывать закупку оборудования и регулярные платежи в систему идентификации», — отметил депутат.

Ещё в феврале на эту проблему обратила внимание спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Маркировка — это нагрузка на бизнес, и это отразится в цене — для наших граждан», — подчёркивала она. Спикер призвала вводить такой инструмент для борьбы с контрафактом «в разумных пределах».

Неясна также судьба самозанятых граждан, которые зарабатывают пошивом одежды или обуви, изготовлением молочных продуктов или духов. «Дело в том, что Федеральный закон №422 о налоге на профессиональный доход запрещает им производство и реализацию товаров, подлежащих обязательной маркировке», — поясняет Айрат Фаррахов. В итоге с введением обязательной маркировки эти люди просто не смогут зарабатывать привычным способом, и единственным выходом для них будет уход в тень.

Рынок лекарств под угрозой

Отдельная тема — маркировка лекарств, добавил он. Судя по обращениям от представителей МСП, в этой сфере тоже не все готовы к обязательной маркировке. «Да и, насколько я знаю, государственные организации тоже не полностью готовы к этому этапу», — уточнил Фаррахов.

Минпромторг предложил продлить сроки маркировки молочной продукции

Если в других отраслях это лишь дополнительные издержки, то здесь запрет на торговлю немаркированными товарами может привести к сбоям в обеспечении населения медикаментами. «Согласитесь, в условиях эпидемии это довольно серьёзный риск», — беспокоится парламентарий.

Напомним, 20 марта с просьбой отсрочить обязательную маркировку к Госдуме обратилась Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП). Там отметили, что из-за ограничительных мер в Россию не могут приехать поставщики оборудования для маркировки и считывания кодов, а наши специалисты не могут выехать за рубеж для приёмки таких приборов.


Как работает маркировка

Товары маркируют уникальными цифровыми кодами, которые позволяют отследить их продвижение по всей цепочке: производитель — логистика — магазин — касса — потребитель. Производитель получает коды у оператора национальной системы маркировки и самостоятельно наносит их на товар. На каждом этапе перемещения продукции код сканируют специальным устройством, что отражается в системе. Оборот товаров без идентификаторов запрещён и наказывается штрафами.