Невозвратные билеты на поезда могут появиться уже осенью

По мнению экспертов, они должны быть дешевле обычных на 30 процентов

Невозвратные билеты на поезда могут появиться уже осенью

Фото: РИА «Новости»

Поправки ко второму чтению законопроекта, вносящего изменения в «Устав железнодорожного транспорта» Комитет Госдумы по транспорту и строительству рассмотрит в ближайшее время. Об этом «Парламентской газете» рассказал его первый зампред Виталий Ефимов, После этого документ вынесут на одно из майских заседаний палаты. Если закон примут,  невозвратные билеты могут   появиться в кассах уже осенью.

Вам гарантии или ехать?

Законопроект, предложенный Правительством ещё два года назад, наделяет Федеральную пассажирскую компанию (структуру РЖД. — Ред.) правом продавать пассажирам не подлежащие возврату билеты на поезда дальнего следования. Согласно действующей редакции Устава железнодорожного транспорта, при возврате билета не позднее чем за восемь часов до отправления поезда, покупатель может вернуть всю стоимость проезда (стоимость билета и стоимость плацкарты).

При отказе от поездки менее чем за восемь часов, но не позднее, чем за два часа до отправления, пассажир может получить стоимость билета и 50% цены плацкарты, а при возврате билета менее чем за два часа до отправления поезда ему вернут только стоимость билета. При существующей практике, по данным перевозчика, в 2012 году количество возвращённых билетов СВ составило около 2,5 миллиона. При этом РЖД получили около 344 миллионов рублей дохода (ставка возврата — 141 рубль), а выплатили пассажирам более 4,5 миллиарда рублей.

- Применение возвратного тарифа — это в первую очередь элемент управления доходами для компании, — считает директор Центра экономики транспорта ВШЭ Татьяна Кулакова. — У РЖД появятся деньги, которые они гарантированно получат и не потеряют ни при каком раскладе.

На железнодорожном транспорте нет и не может быть овербукинга, когда билетов продают больше, чем мест, стало быть, у них меньше возможностей восполнить потери от продажи возвратных билетов. Доходы от реализации невозвратных билетов позволят снизить стоимость по этому тарифу в среднем на 30 процентов, что, в свою очередь, должно привлечь покупателей. Кроме того, у пассажира появится право выбора — приобрести билет подороже, но с гарантией возврата, или подешевле, но без всяких гарантий.

Применение возвратного тарифа — это в первую очередь элемент управления доходами для компании.

Новые правила предполагают сохранить в продаже и  существующий сегодня тип билетов и вместе с ними продавать  не подлежащие возврату проездные документы. Вернуть последние  можно будет только при форс-мажорных обстоятельствах, например, из-за болезни или несчастного случая, или при задержке поезда.

Вернуть и остаться с деньгами

Купить невозвратные билеты на самолёт россияне могут уже несколько лет — такой тариф  был законодательно закреплён в Воздушном кодексе РФ в 2014 году. Это, по данным экспертов, позволило снизить стоимость авиабилетов на 20-30 процентов.

«У идеи с невозвратными билетами есть плюсы и минусы, — рассуждает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов.  — Сегодня разница цен на возвратные и невозвратные авиабилеты, например в Мордовию, которую я представляю в парламенте,  — от 3 до 13 тысяч рублей. Но при введении невозвратных тарифов  на поезд мы должны учитывать не только, насколько это будет выгодно компании, но и риски для пассажиров».

«Невозвратные тарифы очень хорошо себя зарекомендовали в авиакомпаниях, где высокая конкуренция, — продолжает мысль депутата Татьяна Кулакова. — Но как поведёт себя перевозчик-монополист, каким является РЖД? Едва ли он будет действовать себе в ущерб, стало быть, большой скидки мы можем и не дождаться».

Именно поэтому противников у правительственного законопроекта немало. Некоторые эксперты, как, например, директор института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов считают, что введение таких тарифов создаст опасный прецедент. Вслед за РЖД и другим перевозчикам захочется переложить все возможные риски на пассажира. «Государству следует стоять на страже интересов граждан, которые имеют право отказаться от поездки и не потерять свои деньги. А цены на транспортные услуги должны определяться рынком, а в случае с монополистом — регуляторами рынка», — считает он.

Не исключено, что ко второму чтению законодатели внесут в закон ряд поправок, которые ужесточат требования к перевозчику и защитят права пассажиров. «Мы должны продумать всё до мелочей, в том числе и то, каким будет соотношение возвратных и невозвратных билетов», — пообещал «Парламентской газете» Ефимов. К рассмотрению поправок  комитет приступит уже на следующей неделе.


Из чего состоит стоимость проезда  на железнодорожном транспорте

  • Билет — часть стоимости проезда, изменяемая в зависимости от категории вагона и поезда, которая компенсирует затраты на перемещение вагона
  • Плацкарта — часть стоимости проезда, изменяемая в зависимости от категории вагона и поезда, которая компенсирует затраты на подготовку рейса и обслуживание вагона


Автор: Светлана Заверняева

Просмотров 4534

12.05.2017

Популярно в соцсетях