Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Нет управы на тарифы

Раньше Новый год встречал нас не только елками, фейерверками и салютами, но и очередным ростом цен на услуги ЖКХ. Так всегда бывает: хорошая новость и плохая часто ходят рядом.

В праздничное настроение подмешивалось тревожное ожидание возрастающих финансовых потерь. Все-таки платить «за квартиру» не четыре тысячи рублей, а на четверть больше, то есть пять тысяч, в то время, когда зарплата или пенсия увеличивались в лучшем случае на десять процентов, серьезный удар по семейному бюджету. Не совсем понимая хитроумные формулы расчетов за газ, воду, тепло, электричество, мы, тем не менее, покорно раскрывали кошельки: не хотелось жить предчувствием, что за неуплату «отключат газ».

24.07.2013 15:56

Нет управы на тарифы
КОЛЛАЖ НАТАЛИИ ФРОЛОВОЙ, «РФ СЕГОДНЯ»

Отложенные платежи

С каждым годом аппетиты все­возможных коммунальных служб и управляющих компаний росли в та­кой процентной прогрессии (ежегодно от 15 до 25 процентов), что, казалось, всего лишь за пять-десять лет своей работы они должны озолотиться. На эти деньги при рачительном хозяй­ствовании можно было бы все старые дома в округе покрасить и облицевать плиткой, проржавевшие трубы поме­нять на новые, поставить современ­ные лифты с зеркалами, в подъездах вкрутить энергосберегающие лампы, вычистить до блеска придомовую тер­риторию, потравить всех крыс и тара­канов. Однако дома так и не сверкают свежей краской, трубы по-прежнему протекают, а в подъездах темным-тем­но. Из года в год слышатся одни и те же жалобы работников сферы ЖКХ. Денег не хватает на развитие и модер­низацию, а взять их можно только из кармана налогоплательщика — других источников доходов якобы нет.

Если кто-то думает, что с переходом на другой график жилищно-комму­нальных выплат — с 1 июля — ситуа­ция в корне изменится, и система ЖКХ, наконец-то, заработает лучше и эффек­тивнее, то это глубокое заблуждение. Инициаторы такого перехода даже и не ставили перед собой задачу карди­нального технического обновления, улучшения организации труда, повы­шения эффективности работы. Просто так удобнее всем. И коммунальщики-монополисты довольны, и финанси­сты, так как инфляция не разгоняется с места в карьер прямо с нового года, и граждане, которым как бы отсрочива­ют повышенные платежи. А чиновники и вовсе радостно потирают руки: мож­но ничего не делать, лишь изменить сроки начала выплат — и все в порядке.

Квартиросъемщиков убеждают, что платить они будут в полном соответ­ствии с уровнем годовой инфляции, как это ранее неоднократно обещали рос­сийские власти. Как известно, в минув­шем феврале Владимир Путин пору­чил правительству добиться роста пла­тежей за «коммуналку» в среднем по го­ду не выше 6 процентов. На пленарном заседании Петербургского экономиче­ского форума он сообщил о принятом решении ограничить с 2014 года рост тарифов естественных монополий уров­нем прошлогодней инфляции. Такой по­рядок будет зафиксирован на пять лет. Иными словами, если коммунальные услуги с середины лета стали дороже на 12-15 процентов, то поскольку в первом полугодии цены не менялись, в целом рост за год составит искомые, «инфля­ционные», 6-7 процентов.

Многим гражданам подобная вре­менная эквилибристика, придуманная чиновниками во исполнение прези­дентского поручения, не совсем понят­на, так как выплаты по старым расцен­кам просто откладываются на полгода, а в дальнейшем все равно придется в течение двенадцати месяцев, пусть и не с нового года, платить те же 12-15 процентов. В целом дешевле вовсе не стало. А, предположительно, в ноябре, когда произойдет реальный скачок цен, плательщики мгновенно «почувствуют разницу». Да, повышение цен на комму­нальные услуги летом воспринимается менее болезненно, чем зимой, но что бу­дет осенью, когда подоспеют реальные платежки? Да и годовой уровень инфля­ции высчитывается, как известно, не с середины лета, а с начала года.

По мнению Марии Ивановой, эксперта Экономической экспертной группы, этот логический ход-ловушка, связанный с тем, что реальный рост тарифов в целом по году вдвое ниже, чем если бы такое же повышение со­стоялось в начале года, можно было использовать только в прошлом году. По ее мнению, не важно, когда про­изошел рост тарифов — в январе или в июле. Годовая динамика все равно будет одинаковой. Этой точки зрения придерживаются и многие другие экс­перты. «Обмануть потребителей этим сложно: они увидят, насколько уве­личилась платежка — на 7,5 процента или на 15, — утверждает она. — Субъ­ективная инфляция всегда выше, чем объективная. А если мы еще и объ­ективный показатель пытаемся зани­зить, то разрыв с ощущениями граж­дан станет еще больше».

Регионы решают всё

Другой «ход-ловушка». Те же чи­новники уверяют нас в том, что одно­временно с ростом цен на услуги ЖКХ будут снижены тарифные нормативы на общедомовые нужды, то есть рост по квартплате составит не 12-15 про­центов, а 8-9. Но даже неспециалисты знают, что нормативы эти действуют только в тех домах, где нет счетчиков, а сегодня таких жилых зданий по всей стране чуть более трети. Так что это снижение большинство жителей даже боком не затронет. В Москве платежи за содержание и ремонт жилья для на­нимателей и собственников, которые не определились со способом управле­ния домом, увеличатся на 15 процен­тов, плата за социальный наем жилья — на 18,6-20,1 процента.

В целом тарифы на газ для населе­ния вырастут в среднем на 15 процен­тов, на тепло — 10, на электричество — 12-15 процентов. В то же время на 6 процентов выросли акцизы на бен­зин класса Евро-4 и Евро-5, и води­тели уже успели на себе ощутить всю тяжесть этого роста. Увеличение цен на топливо на 15-20 копеек за литр при полной заправке 60-литрового ба­ка сразу же дает прибавку чуть ли не в 120 рублей.

При этом каждый регион устанав­ливает свой рост тарифов, который не должен превышать общероссийский уровень. В принципе было бы недаль­новидно не учитывать специфику ре­гиона и заставлять всех, от Владиво­стока до Калининграда, платить оди­наково. Но региональные власти часто «приукрашивают действительность», не всегда обоснованно повышая та­рифную планку. В Москве, к примеру, среднегодовое повышение составит около 6, а разовое — около 10 процен­тов. В соседней Калужской области по­вышение тарифов составит 12 процен­тов. Кировчане будут платить за тепло более 11 процентов, за воду — свыше 10, а за электричество и газ — более 15 процентов.

Средний рост тарифов на электро­энергию, газ и жилищно-коммуналь­ные услуги в Костромской области со­ставил 12 процентов. Тепло и горячая вода подорожали на 13,4 процента, хо­лодное водоснабжение и водоотведение — на 11. Электроэнергия взлетела в цене на 13 процентов. Теперь горожане будут платить за киловатт 3 рубля 30 копеек, сельские жители и обладатели электроплит — 2 рубля 31 копейку. В Красноярском крае, где годовой рост составил 11,4 процента, платежные квитанции с учетом новых расценок жители Красноярского края получат уже в первой половине августа.

Судя по материалам Комитета по тарифам города Санкт-Петербурга, расценки на тепло, электроэнергию, газ и воду в Петербурге должны были в среднем возрасти с 1 июля на 14—15 процентов. И такая тарифная план­ка, как прогнозируют в Федеральной службе по тарифам, устанавливает­ся во многих российских регионах. В частности, на недавнем совещании в Минрегионразвития были названы такие субъекты РФ, как Свердлов­ская, Тюменская, Курганская области, Пермский край. По словам министра регионального развития Игоря Слюняева, в регионах, где будет замечен рост коммунальных платежей выше 12 процентов, будут осуществляться про­верки контрольных и правоохрани­тельных органов.

В феврале этого года Владимир Пу­тин в резкой форме осудил регионы за бесконтрольный рост тарифов ЖКХ. «Тарифы на услуги ЖКХ в некоторых местах чрезмерно завышены. В Петер­бурге в некоторых районах квартпла­та на 40 процентов выросла. Идите и объясните людям, почему они в дека­бре должны были платить такие день­ги, а в январе-феврале — вот такой скачок. А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли?», — сказал тогда глава государства. Были уволены главы регионов, где были выявлены грубые нарушения. Но, как видим, тарифы продолжают бежать «быстрее лани», и нынешний год — не исключение.

Не выше инфляции

К ничем не обоснованному росту та­рифов в первую очередь приводят не­прозрачность расчетов стоимости ока­зываемых услуг и монополизация это­го рынка. Во многих регионах цифры в платежных квитанциях нередко берут с потолка, не удосуживаясь хотя бы объ­яснить людям, за что им нужно пла­тить, и почему та или иная услуга стоит именно данную сумму. Даже опытные, высококвалифицированные специали­сты порой не могут толком обосновать цену, предлагаемую к оплате управля­ющими компаниями. «Нельзя просто платежку прислать. Нужно объяснять людям, откуда взялись те или иные цифры» — заявил Владимир Путин на одном из последних совещаний, где об­суждались проблемы жилищно-комму­нального хозяйства.

Что касается демонополизации рын­ка ЖКХ, то об этом говорится так мно­го, долго и безрезультатно, что никто уже не верит, что монополистам когда-либо перекроют кислород. Президент призвал срочно принять законы, кото­рые привели бы отрасль к демонополи­зации и созданию конкурентной среды. Он уже поручил правительству снизить в полтора раза аварийность в ЖКХ че­рез три года, а также распорядился пе­редать объекты ЖКХ государственных и частных предприятий, осуществляю­щих неэффективное управление, част­ным операторам.

Другое предложение главы государ­ства об ограничении роста тарифов инфраструктурных монополий преде­лами инфляции за предыдущий год, сделанное на Петербургском экономи­ческом форуме, может сработать, по мнению экспертов жилищно-комму­нального рынка, только в том случае, если к монополиям будут применены жесткие санкции в виде штрафов за злоупотребление монопольным поло­жением. Есть опасения, что компании, сдерживая повышение тарифов на уровне инфляции, сократят вложения в основные фонды, доля которых и без того очень мала. А это аварии, проры­вы старых труб, некрашеные подъезды и фасады, что вынуждает муниципаль­ные власти идти на попятную, нести дополнительные бюджетные расходы, чтобы залатать дыры и успокоить не­довольное население. В Госдуме уже находится проект закона, ограничива­ющий рост тарифов уровнем инфля­ции. Пока же вопрос укрощения аппе­титов компаний остается открытым.

Первый заместитель Председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Максим Рохмистров считает, что бороться с неправомерным ростом та­рифов в ЖКХ и удержание их на уров­не инфляции не только можно, но и нужно, а случаями такого завышения должны заниматься как антимоно­польные службы, так и правоохрани­тельные органы. Это не что иное, как преступление, уверен депутат. По его мнению, в стране вообще необходимо заморозить рост тарифов, особенно естественных монополий. Тем самым эти ограничения способны привести к реальному снижению инфляции, так как постоянно повышающиеся тари­фы естественных монополий разгоня­ют инфляцию больше, чем растущие цены, диктуемые иными компаниями, не имеющими никакого отношения к рынку ЖКХ. Однако как привлечь к ответственности компании, злоупо­требляющие своим монопольным по­ложением? Правовые процедуры не прописаны. По мнению заместителя Председателя Комитета ГД по охра­не здоровья Олега Куликова, такие механизмы сдерживания и регулиро­вания роста цен создать нереально, равно как нет и возможностей обжа­лования неправомерных тарифов в су­дебных инстанциях.

Один из выходов из этой тупико­вой ситуации предлагает заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-ком­мунальному хозяйству Александр Сидякин. Необходимо, как он полага­ет, в ближайшей перспективе вернуть­ся к рассмотрению законопроекта об обязательном переводе всех управля­ющих компаний в разряд саморегули­руемых организаций, что даст возмож­ность убрать многие проблемы ЖКХ, которые сегодня вынуждено решать государство.

Чем выше цены, тем больше долгов

Анализируя рост тарифов в россий­ских регионах, эксперты Обществен­ной палаты еще весной этого года пред­сказали, что тепло и вода будут росси­янам не по карману. Стоимость услуг ЖКХ за прошлый год и начало нынеш­него года выросла в стране на 25 про­центов. А это значит, что многие граждане, особенно из числа малоимущих, будут не в состоянии своевременно и в полном объеме заплатить за оказан­ные услуги. При всех льготах пенсио­нер, получающий около 12 тысяч ру­блей, почти треть своей пенсии отдает на оплату ЖКХ, электроэнергии, воды, тепла. Поэтому нет ничего удивитель­ного в том, что растут долги населения.

По данным Национальной службы взыскания, на 1 июня этого года объ­ем задолженности за жилищно-ком­мунальные услуги в России достиг 733 миллиарда рублей. Таким образом, за пять минувших месяцев долги выросли на 11 процентов. Самый большой объ­ем долга за услуги ЖКХ на домохозяй­ство — в Северо-Кавказском федераль­ном округе (5574 рубля). Далее следуют Уральский федеральный округ — 4988 рублей и Северо-Западный — 3070 ру­блей. В Мурманской области средний долг составляет и вовсе 6070 рублей. Эксперты отмечают, что на рост за­долженности влияет неблагоприятная климатическая среда и инфраструктур­ные проблемы в сфере ЖКХ.

Поэтому планы Министерства фи­нансов РФ заморозить на три года уровень минимального размера зар­платы (МРОТ) вызывают, по меньшей мере, недоумение. Это прямой путь к тому, что небогатые граждане из числа тех, кто по уровню здоровья и по воз­расту не могут обеспечить себя и свою семью, просто перестанут платить. В Федерации независимых профсоюзов России эти задумки финансистов вы­звали бурю негодования. Глава ФНПР Михаил Шмаков, выступая на не­давнем заседании трехсторонней ко­миссии в правительстве, заявил, что подобный шаг приведет к понижению доходов населения на фоне роста цен и тарифов ЖКХ.

Как известно, с начала этого года по­сле полуторагодичного моратория уро­вень МРОТ был повышен с 4911 до 5205 рублей, а прожиточный минимум в первом квартале текущего года со­ставил 7095 рублей. Очевидно, что те, кто получает по минимуму, будут вы­нуждены избегать даже льготной опла­ты услуг ЖКХ, самой затратной статьи расходов. Пострадают, как это часто бывает, наиболее сознательные граж­дане, привыкшие платить по счетам. Долги неплательщиков, как известно, в основном гасят те, кто добросовестно вносит деньги за «коммуналку».

По мнению Председателя Комитета СФ по социальной политике Валерия Рязанского, государству следует брать на себя часть расходов нуждающихся граждан, дабы исключить ситуацию, при которой пенсионеры платят за ус­луги ЖКХ до трети своей пенсии. Его коллега и первый заместитель Лариса Пономарева поддерживает предложе­ние о более весомой социальной под­держке бедных слоев населения. «Если после оплаты «коммуналки», жилья нижнего класса от зарплаты или пен­сии остается пшик, значит, в существу­ющей системе что-то неправильно: ли­бо неправильно начисляется зарплата, либо неверно рассчитываются тарифы. Не должно быть ситуации, когда по­сле оплаты услуг ЖКХ человек пере­стает чувствовать себя человеком. Да, отрасль должна развиваться, но она не должна обрекать людей на нищенское существование», — полагает сенатор.

Заместитель Председателя Комите­та Госдумы по охране здоровья Олег Куликов считает, что следует рав­няться на те регионы (в частности, на Москву), где размер квартплаты привязан к уровню доходов семьи. В итоге, по словам законодателя, скла­дывается крайне парадоксальная и печальная картина: несмотря на то, что Россия является основным экс­портером энергоресурсов в мире, на­ши граждане платят за коммунальные услуги относительно своих доходов в несколько раз больше, чем жители стран-потребителей.

Пока доходы небогатых россиян резко не пойдут в гору и не будет найде­на управа на монополистов, не чувству­ющих никакого конкурентного давле­ния со стороны; пока не будет усилена ответственность компаний за результа­ты своего труда и в целом не будет ре­формирована прогнившая система жи­лищно-коммунального хозяйства, поч­ти в неприкосновенности доставшаяся нам в наследство с советских времен, нынешние тарифные баталии будут по­вторяться из года в год. До сих пор мы не в состоянии сделать элементарные вещи — хотя бы помочь малоимущим поставить в квартирах современные приборы учета расхода воды, тепла, электроэнергии. В таких условиях це­ны всенепременно продолжат свой бег под громкие разговоры о реформах.

И вряд ли они остановятся на гра­нице инфляции. Например, тарифы ЖКХ за прошлый год выросли на 9,4 процента, а инфляция составила, по данным Центробанка, 6,6 процента. Не исключено, что аналогичная кар­тина повторится и в этом году, к каким бы ухищрениям с переносами сроков выплат мы ни прибегали…

Николай ЛАШКЕВИЧ

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 7779