Нет управы на тарифы
Раньше Новый год встречал нас не только елками, фейерверками и салютами, но и очередным ростом цен на услуги ЖКХ. Так всегда бывает: хорошая новость и плохая часто ходят рядом.
В праздничное настроение подмешивалось тревожное ожидание возрастающих финансовых потерь. Все-таки платить «за квартиру» не четыре тысячи рублей, а на четверть больше, то есть пять тысяч, в то время, когда зарплата или пенсия увеличивались в лучшем случае на десять процентов, серьезный удар по семейному бюджету. Не совсем понимая хитроумные формулы расчетов за газ, воду, тепло, электричество, мы, тем не менее, покорно раскрывали кошельки: не хотелось жить предчувствием, что за неуплату «отключат газ».
Отложенные платежи
С каждым годом аппетиты всевозможных коммунальных служб и управляющих компаний росли в такой процентной прогрессии (ежегодно от 15 до 25 процентов), что, казалось, всего лишь за пять-десять лет своей работы они должны озолотиться. На эти деньги при рачительном хозяйствовании можно было бы все старые дома в округе покрасить и облицевать плиткой, проржавевшие трубы поменять на новые, поставить современные лифты с зеркалами, в подъездах вкрутить энергосберегающие лампы, вычистить до блеска придомовую территорию, потравить всех крыс и тараканов. Однако дома так и не сверкают свежей краской, трубы по-прежнему протекают, а в подъездах темным-темно. Из года в год слышатся одни и те же жалобы работников сферы ЖКХ. Денег не хватает на развитие и модернизацию, а взять их можно только из кармана налогоплательщика — других источников доходов якобы нет.
Если кто-то думает, что с переходом на другой график жилищно-коммунальных выплат — с 1 июля — ситуация в корне изменится, и система ЖКХ, наконец-то, заработает лучше и эффективнее, то это глубокое заблуждение. Инициаторы такого перехода даже и не ставили перед собой задачу кардинального технического обновления, улучшения организации труда, повышения эффективности работы. Просто так удобнее всем. И коммунальщики-монополисты довольны, и финансисты, так как инфляция не разгоняется с места в карьер прямо с нового года, и граждане, которым как бы отсрочивают повышенные платежи. А чиновники и вовсе радостно потирают руки: можно ничего не делать, лишь изменить сроки начала выплат — и все в порядке.
Квартиросъемщиков убеждают, что платить они будут в полном соответствии с уровнем годовой инфляции, как это ранее неоднократно обещали российские власти. Как известно, в минувшем феврале Владимир Путин поручил правительству добиться роста платежей за «коммуналку» в среднем по году не выше 6 процентов. На пленарном заседании Петербургского экономического форума он сообщил о принятом решении ограничить с 2014 года рост тарифов естественных монополий уровнем прошлогодней инфляции. Такой порядок будет зафиксирован на пять лет. Иными словами, если коммунальные услуги с середины лета стали дороже на 12-15 процентов, то поскольку в первом полугодии цены не менялись, в целом рост за год составит искомые, «инфляционные», 6-7 процентов.
Многим гражданам подобная временная эквилибристика, придуманная чиновниками во исполнение президентского поручения, не совсем понятна, так как выплаты по старым расценкам просто откладываются на полгода, а в дальнейшем все равно придется в течение двенадцати месяцев, пусть и не с нового года, платить те же 12-15 процентов. В целом дешевле вовсе не стало. А, предположительно, в ноябре, когда произойдет реальный скачок цен, плательщики мгновенно «почувствуют разницу». Да, повышение цен на коммунальные услуги летом воспринимается менее болезненно, чем зимой, но что будет осенью, когда подоспеют реальные платежки? Да и годовой уровень инфляции высчитывается, как известно, не с середины лета, а с начала года.
По мнению Марии Ивановой, эксперта Экономической экспертной группы, этот логический ход-ловушка, связанный с тем, что реальный рост тарифов в целом по году вдвое ниже, чем если бы такое же повышение состоялось в начале года, можно было использовать только в прошлом году. По ее мнению, не важно, когда произошел рост тарифов — в январе или в июле. Годовая динамика все равно будет одинаковой. Этой точки зрения придерживаются и многие другие эксперты. «Обмануть потребителей этим сложно: они увидят, насколько увеличилась платежка — на 7,5 процента или на 15, — утверждает она. — Субъективная инфляция всегда выше, чем объективная. А если мы еще и объективный показатель пытаемся занизить, то разрыв с ощущениями граждан станет еще больше».
Регионы решают всё
Другой «ход-ловушка». Те же чиновники уверяют нас в том, что одновременно с ростом цен на услуги ЖКХ будут снижены тарифные нормативы на общедомовые нужды, то есть рост по квартплате составит не 12-15 процентов, а 8-9. Но даже неспециалисты знают, что нормативы эти действуют только в тех домах, где нет счетчиков, а сегодня таких жилых зданий по всей стране чуть более трети. Так что это снижение большинство жителей даже боком не затронет. В Москве платежи за содержание и ремонт жилья для нанимателей и собственников, которые не определились со способом управления домом, увеличатся на 15 процентов, плата за социальный наем жилья — на 18,6-20,1 процента.
В целом тарифы на газ для населения вырастут в среднем на 15 процентов, на тепло — 10, на электричество — 12-15 процентов. В то же время на 6 процентов выросли акцизы на бензин класса Евро-4 и Евро-5, и водители уже успели на себе ощутить всю тяжесть этого роста. Увеличение цен на топливо на 15-20 копеек за литр при полной заправке 60-литрового бака сразу же дает прибавку чуть ли не в 120 рублей.
При этом каждый регион устанавливает свой рост тарифов, который не должен превышать общероссийский уровень. В принципе было бы недальновидно не учитывать специфику региона и заставлять всех, от Владивостока до Калининграда, платить одинаково. Но региональные власти часто «приукрашивают действительность», не всегда обоснованно повышая тарифную планку. В Москве, к примеру, среднегодовое повышение составит около 6, а разовое — около 10 процентов. В соседней Калужской области повышение тарифов составит 12 процентов. Кировчане будут платить за тепло более 11 процентов, за воду — свыше 10, а за электричество и газ — более 15 процентов.
Средний рост тарифов на электроэнергию, газ и жилищно-коммунальные услуги в Костромской области составил 12 процентов. Тепло и горячая вода подорожали на 13,4 процента, холодное водоснабжение и водоотведение — на 11. Электроэнергия взлетела в цене на 13 процентов. Теперь горожане будут платить за киловатт 3 рубля 30 копеек, сельские жители и обладатели электроплит — 2 рубля 31 копейку. В Красноярском крае, где годовой рост составил 11,4 процента, платежные квитанции с учетом новых расценок жители Красноярского края получат уже в первой половине августа.
Судя по материалам Комитета по тарифам города Санкт-Петербурга, расценки на тепло, электроэнергию, газ и воду в Петербурге должны были в среднем возрасти с 1 июля на 14—15 процентов. И такая тарифная планка, как прогнозируют в Федеральной службе по тарифам, устанавливается во многих российских регионах. В частности, на недавнем совещании в Минрегионразвития были названы такие субъекты РФ, как Свердловская, Тюменская, Курганская области, Пермский край. По словам министра регионального развития Игоря Слюняева, в регионах, где будет замечен рост коммунальных платежей выше 12 процентов, будут осуществляться проверки контрольных и правоохранительных органов.
В феврале этого года Владимир Путин в резкой форме осудил регионы за бесконтрольный рост тарифов ЖКХ. «Тарифы на услуги ЖКХ в некоторых местах чрезмерно завышены. В Петербурге в некоторых районах квартплата на 40 процентов выросла. Идите и объясните людям, почему они в декабре должны были платить такие деньги, а в январе-феврале — вот такой скачок. А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли?», — сказал тогда глава государства. Были уволены главы регионов, где были выявлены грубые нарушения. Но, как видим, тарифы продолжают бежать «быстрее лани», и нынешний год — не исключение.
Не выше инфляции
К ничем не обоснованному росту тарифов в первую очередь приводят непрозрачность расчетов стоимости оказываемых услуг и монополизация этого рынка. Во многих регионах цифры в платежных квитанциях нередко берут с потолка, не удосуживаясь хотя бы объяснить людям, за что им нужно платить, и почему та или иная услуга стоит именно данную сумму. Даже опытные, высококвалифицированные специалисты порой не могут толком обосновать цену, предлагаемую к оплате управляющими компаниями. «Нельзя просто платежку прислать. Нужно объяснять людям, откуда взялись те или иные цифры» — заявил Владимир Путин на одном из последних совещаний, где обсуждались проблемы жилищно-коммунального хозяйства.
Что касается демонополизации рынка ЖКХ, то об этом говорится так много, долго и безрезультатно, что никто уже не верит, что монополистам когда-либо перекроют кислород. Президент призвал срочно принять законы, которые привели бы отрасль к демонополизации и созданию конкурентной среды. Он уже поручил правительству снизить в полтора раза аварийность в ЖКХ через три года, а также распорядился передать объекты ЖКХ государственных и частных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, частным операторам.
Другое предложение главы государства об ограничении роста тарифов инфраструктурных монополий пределами инфляции за предыдущий год, сделанное на Петербургском экономическом форуме, может сработать, по мнению экспертов жилищно-коммунального рынка, только в том случае, если к монополиям будут применены жесткие санкции в виде штрафов за злоупотребление монопольным положением. Есть опасения, что компании, сдерживая повышение тарифов на уровне инфляции, сократят вложения в основные фонды, доля которых и без того очень мала. А это аварии, прорывы старых труб, некрашеные подъезды и фасады, что вынуждает муниципальные власти идти на попятную, нести дополнительные бюджетные расходы, чтобы залатать дыры и успокоить недовольное население. В Госдуме уже находится проект закона, ограничивающий рост тарифов уровнем инфляции. Пока же вопрос укрощения аппетитов компаний остается открытым.
Первый заместитель Председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Максим Рохмистров считает, что бороться с неправомерным ростом тарифов в ЖКХ и удержание их на уровне инфляции не только можно, но и нужно, а случаями такого завышения должны заниматься как антимонопольные службы, так и правоохранительные органы. Это не что иное, как преступление, уверен депутат. По его мнению, в стране вообще необходимо заморозить рост тарифов, особенно естественных монополий. Тем самым эти ограничения способны привести к реальному снижению инфляции, так как постоянно повышающиеся тарифы естественных монополий разгоняют инфляцию больше, чем растущие цены, диктуемые иными компаниями, не имеющими никакого отношения к рынку ЖКХ. Однако как привлечь к ответственности компании, злоупотребляющие своим монопольным положением? Правовые процедуры не прописаны. По мнению заместителя Председателя Комитета ГД по охране здоровья Олега Куликова, такие механизмы сдерживания и регулирования роста цен создать нереально, равно как нет и возможностей обжалования неправомерных тарифов в судебных инстанциях.
Один из выходов из этой тупиковой ситуации предлагает заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин. Необходимо, как он полагает, в ближайшей перспективе вернуться к рассмотрению законопроекта об обязательном переводе всех управляющих компаний в разряд саморегулируемых организаций, что даст возможность убрать многие проблемы ЖКХ, которые сегодня вынуждено решать государство.
Чем выше цены, тем больше долгов
Анализируя рост тарифов в российских регионах, эксперты Общественной палаты еще весной этого года предсказали, что тепло и вода будут россиянам не по карману. Стоимость услуг ЖКХ за прошлый год и начало нынешнего года выросла в стране на 25 процентов. А это значит, что многие граждане, особенно из числа малоимущих, будут не в состоянии своевременно и в полном объеме заплатить за оказанные услуги. При всех льготах пенсионер, получающий около 12 тысяч рублей, почти треть своей пенсии отдает на оплату ЖКХ, электроэнергии, воды, тепла. Поэтому нет ничего удивительного в том, что растут долги населения.
По данным Национальной службы взыскания, на 1 июня этого года объем задолженности за жилищно-коммунальные услуги в России достиг 733 миллиарда рублей. Таким образом, за пять минувших месяцев долги выросли на 11 процентов. Самый большой объем долга за услуги ЖКХ на домохозяйство — в Северо-Кавказском федеральном округе (5574 рубля). Далее следуют Уральский федеральный округ — 4988 рублей и Северо-Западный — 3070 рублей. В Мурманской области средний долг составляет и вовсе 6070 рублей. Эксперты отмечают, что на рост задолженности влияет неблагоприятная климатическая среда и инфраструктурные проблемы в сфере ЖКХ.
Поэтому планы Министерства финансов РФ заморозить на три года уровень минимального размера зарплаты (МРОТ) вызывают, по меньшей мере, недоумение. Это прямой путь к тому, что небогатые граждане из числа тех, кто по уровню здоровья и по возрасту не могут обеспечить себя и свою семью, просто перестанут платить. В Федерации независимых профсоюзов России эти задумки финансистов вызвали бурю негодования. Глава ФНПР Михаил Шмаков, выступая на недавнем заседании трехсторонней комиссии в правительстве, заявил, что подобный шаг приведет к понижению доходов населения на фоне роста цен и тарифов ЖКХ.
Как известно, с начала этого года после полуторагодичного моратория уровень МРОТ был повышен с 4911 до 5205 рублей, а прожиточный минимум в первом квартале текущего года составил 7095 рублей. Очевидно, что те, кто получает по минимуму, будут вынуждены избегать даже льготной оплаты услуг ЖКХ, самой затратной статьи расходов. Пострадают, как это часто бывает, наиболее сознательные граждане, привыкшие платить по счетам. Долги неплательщиков, как известно, в основном гасят те, кто добросовестно вносит деньги за «коммуналку».
По мнению Председателя Комитета СФ по социальной политике Валерия Рязанского, государству следует брать на себя часть расходов нуждающихся граждан, дабы исключить ситуацию, при которой пенсионеры платят за услуги ЖКХ до трети своей пенсии. Его коллега и первый заместитель Лариса Пономарева поддерживает предложение о более весомой социальной поддержке бедных слоев населения. «Если после оплаты «коммуналки», жилья нижнего класса от зарплаты или пенсии остается пшик, значит, в существующей системе что-то неправильно: либо неправильно начисляется зарплата, либо неверно рассчитываются тарифы. Не должно быть ситуации, когда после оплаты услуг ЖКХ человек перестает чувствовать себя человеком. Да, отрасль должна развиваться, но она не должна обрекать людей на нищенское существование», — полагает сенатор.
Заместитель Председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов считает, что следует равняться на те регионы (в частности, на Москву), где размер квартплаты привязан к уровню доходов семьи. В итоге, по словам законодателя, складывается крайне парадоксальная и печальная картина: несмотря на то, что Россия является основным экспортером энергоресурсов в мире, наши граждане платят за коммунальные услуги относительно своих доходов в несколько раз больше, чем жители стран-потребителей.
Пока доходы небогатых россиян резко не пойдут в гору и не будет найдена управа на монополистов, не чувствующих никакого конкурентного давления со стороны; пока не будет усилена ответственность компаний за результаты своего труда и в целом не будет реформирована прогнившая система жилищно-коммунального хозяйства, почти в неприкосновенности доставшаяся нам в наследство с советских времен, нынешние тарифные баталии будут повторяться из года в год. До сих пор мы не в состоянии сделать элементарные вещи — хотя бы помочь малоимущим поставить в квартирах современные приборы учета расхода воды, тепла, электроэнергии. В таких условиях цены всенепременно продолжат свой бег под громкие разговоры о реформах.
И вряд ли они остановятся на границе инфляции. Например, тарифы ЖКХ за прошлый год выросли на 9,4 процента, а инфляция составила, по данным Центробанка, 6,6 процента. Не исключено, что аналогичная картина повторится и в этом году, к каким бы ухищрениям с переносами сроков выплат мы ни прибегали…
Николай ЛАШКЕВИЧ