По их мнению, нынешняя фискальная система тормозит развитие нефтекомплекса и обедняет бюджеты страны. Переход от НДПИ к НФР позволит дополнительно извлечь из российских недр 19 миллиардов тонн топлива. Это примерно равно 40 годовым объемам добычи нефти в России (при ее сегодняшнем рекордном уровне).
Это экономическая составляющая идеи. Эксперты видят в ней еще и политическую. Налог на добычу полезных ископаемых, введенный в 2002 году как временный, превратился в постоянный. С этого же года он стал определяющим для ТЭКа и федерального бюджета. Причем его ставка будет расти из года в год, усугубляя вызываемые им негативные последствия. На НДПИ построена реформа нефтянки и бюджетных потоков. Почему Югра первой выступила против ведущего финансового тренда, как теперь говорят, года?
Знала Югра и взлеты (добывала свыше миллиона тонн в сутки — середина 80-х), и падения (в начале 90-х). Руководители ХМАО, компаний бывали и в США, и в Канаде, их интересовали не только технологии разработки недр, но еще больше экономика. Почему, скажем, используются высокодебитные скважины и скважины почти «сухие»? Так построена налоговая система: если нефть идет «сама собой» — сбор высокий, если едва «каплет» — ничего не берется. Государству выгодны эти «капли» — люди сами себя кормят, платят налоги со своих, пускай, и маленьких заработков. Округ пытался тоже предоставлять льготы при освоении удаленных месторождений, глубокозалегающих или сложных залежей.
Справка. Округ — главная нефтяная (и вторая газовая) кладовая страны. Ровно 55 лет назад в Шаиме ударил первый фонтан сибирской нефти, открывший новую эру таежного края. За ним был гигант Самотлор, уникальные Федоровское, Мамонтовское, Приобское месторождения, богатейший и все еще недоступный Салым. В округе открыто около 470 нефтяных и нефтегазовых месторождений. Общие их потенциальные запасы эксперты оценивают в 100 миллиардов тонн, из них промышленные — 30-35 миллиардов. За 54 года Югра уже дала около 11 миллиардов тонн топлива. В прошлом году было добыто 250,5 миллиона тонн, а по стране — 522 миллиона. Чуть-чуть, но все-таки меньше половины. |
Не сразу, но добыча их пошла. К началу 2000-х она существенно возросла, но затем Минфин фактически запретил регионам «подобные» вольности. Если вы предоставляете налоговые льготы, то не ждите субвенции из федерального бюджета. Формально вроде и правильное условие, но фактически удар по экономике и доходам. Когда установлена единая ставка НДПИ, то бюджеты недополучают налоги с высокопроизводительных залежей и останавливают работы на бедных. Так что Юрга, много испытавшая и пережившая за свое нефтяное 50-летие, плохого для отраслей страны не посоветует. Идея налоговой системы выношена. Поэтому ее поддерживают и администрация, и законодатели ХМАО.
Рокировкой по экономике
Для начала определимся с основными понятиями. Нефтяные доходы (48 процентов всех доходов бюджета, около 195 миллиардов долларов в благополучном 2013 году) формируют НДПИ и экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты. Опять-таки по благополучному 2013 году 40 процентов — доля налога на добычу полезных ископаемых и 60 — пошлин. Есть принципиальная разница между этими двумя инструментами изъятия государством природной ренты. НДПИ отдают в бюджет компании, естественно, потом перекладывающие эти расходы на потребителей — всех россиян. Пошлина — плата зарубежных компаний и граждан, пользующихся нашим сырьем. Поэтому НДПИ — это перераспределение средств внутри экономики, а пошлины — внешнее «бесплатное» ее пополнение. И еще: НДПИ был введен в 2002 году вместо налога с прибыли. Используя сегодняшнюю терминологию, вместо налога на финансовый результат.
Компании, особенно крупные, имеющие сильных юристов, финансистов, бухгалтеров, «рисовали» в отчетах минимальные прибыли. Отчисления с них в бюджет были ничтожными, если вообще были. Естественно, фальсификация отчетов, «серые схемы», фирмы-однодневки оставались незамеченными и безнаказанными благодаря коррупции — покровительству чиновников в штатском и мундирах. Достаточно вспомнить историю «ЮКОСа» и Михаила Ходорковского.
Эта история чему-то научила власть. Ее эпилог — введение НДПИ, введение налога на каждую добытую тонну сырья. Тонна все-таки конкретна, в какой-то мере учитываемая. Сам же налог прост и удобен в администрировании, хотя не всякая простота разумна. Во всяком случае, в других крупных добывающих странах такого налога нет. Но там и иная этика в экономике, иное отношение к государству и законам, иная мера ответственности за их нарушение, иное отношение общества к уходу от налогов, к коррупции.
НДПИ вводился временно, с оговорками, в какой-то мере, чтобы приструнить нефтедобытчиков, изменить их менталитет, вынудить «делиться» с государством — владельцем недр. Но усредненная цена — уравниловка -побуждала снимать сливки на месторождениях, эксплуатируя в основном богатые залежи, высокодебитные скважины. Тем более что государство фактически не контролировало, как выполняются технологические проекты, не пресекало избирательную, фактически хищническую разработку кладовых. Чтобы смягчить последствия уравниловки, начали устанавливать льготы для регионов, месторождений и далее залежей.
Закон, обрастая исключениями, терял контролируемость и объективность. Так, льготы на НДПИ для Восточной Сибири оборачивались повышением сборов для нефтяников Западной Сибири. Во всяком случае, они так считают. В идее хантымансийцев заменить НДПИ НФР ощущается и это мнение. Реформа налоговой системы в нефтяной отрасли, безусловно, необходима — нельзя же вечно жить по временным нормам. И говорят о ней уже давно, но согласия о том, какой ей быть, «строить мост вдоль или поперек», так и не достигли. Минфин настаивал на отмене экспортных пошлин и соответствующем повышении ставок НДПИ, чтобы бюджет не опустел.
Технологическое оформление новой идеологии, говорят, вел энергетический центр «Сколково». Как всегда, победил Минфин. Реформа — она получила название «большой налоговый маневр» — начала реализовываться с 1 января 2015 года. Суть маневра: сокращение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты при одновременном и разномасштабном повышении налога на добычу природных ископаемых.
Иными словами, Минфин переносит налоговый пресс с зарубежного потребителя на отечественного. В цифрах это выглядит так. В 2014 году 60 процентов нефтегазовых доходов дала экспортная пошлина. В этом году ее доля снижается до 43 процентов, а НДПИ повышается до 57. Более понятно в рублях — 1,3 триллиона рублей снимается с экспортной пошлины и перекладывается на российских потребителей.
Справка. В 2014 году НДПИ составлял 493 рубля за тонну добытой нефти, в 2015-м — 775 рублей, в 2016-м (по прогнозу) — 856 рублей, в 2017-м — 919 рублей. За 3 года ставка увеличится на 526 рублей — более чем в 2 раза. Предельная ставка экспертной пошлины за это время снизится с 60 процентов (2014 г.) до 30 в 2017-м. К 2025-му ее планируется обнулить, проще отменить совсем… |
Не сечем ли сами себя?
Еще несколько цифр. Вывозимые пошлины на нефть будут сокращены в 1,7 раза, на нефтепродукты — в 1,7-5 раз при одновременном повышении НДПИ на нефть в 1,7 раза, на газовый конденсат в 6,5 раза. Что ждет Минфин от начатого им налога? По его расчетам, в этом году бюджет ничего не получит, а вот в 2016-м и 2017-м дополнительные доходы составят по 250-260 миллиардов рублей. По мнению же экспертов, уже в 2015 году потери будут 198 миллиардов рублей. И пока жизнь подтверждает этот негативный счет.
Получается, сами себе создали трудности и в без того очень тяжелый кризисный год. И теперь руководителям Минфина придется поломать голову над тем, как преодолеть их. Объективности ради отметим, что к маневру готовились давно, но вот приступили к нему не в то время, не при тех условиях и не по тем расчетам. Все планы построены на стоимости нефти 72 доллара за баррель. И чем больше расходятся виртуальные и реальные цены, тем негативнее общие последствия маневра.
Ради чего он был затеян? Минфин по-разному отвечал на этот вопрос. Первый ответ, чтобы повысить конкурентоспособность нефтедобывающих компаний (с отменой пошлин нефть для зарубежных покупателей становится дешевле), их эффективность. Возросшие доходы дадут добытчикам возможность осваивать новые месторождения и сложные залежи трудно-извлекаемой нефти. Потом появился новый аргумент: благодаря маневру удастся повысить глубину и качество переработки сырья на НПЗ. Но при подорожавшей нефти из-за увеличения НДПИ этот довод звучит как насмешка. Добывающим компаниям сейчас выгоднее продавать нефть за рубеж или там же перерабатывать ее. Правда, глава Минэнерго Александр Новак успокаивал в начале года: нехватки нефти для внутреннего потребления не будет. Но в середине года уже предупреждает о возможном уменьшении производства бензина.
Чем все-таки вызван этот большой налоговый маневр? Депутат Государственной Думы, доктор экономических наук Иван Грачев в интервью, опубликованном весной в журнале «Российская Федерация сегодня», ответил откровенно: «Стремлением поднять внутренние цены на сырье, энергоносители до мировых. Этого давно требуют от России МВФ, Мировой банк. Подписав все условия вступления в ВТО, мы обязались выполнить эти требования. Теперь Правительство их выполняет любой ценой…»
Экспортные пошлины выполняют две задачи — подпитывают бюджет и поддерживают отечественного производителя. С их существенным снижением теряет и казна, и все население — неизбежно дорожает большинство товаров. Наглядный пример — ценники на АЗС. Литр бензина с начала года подорожал на два рубля и неизбежно будет дорожать дальше. Правительство частично выполнило свое обещание — снизило акцизы, хотя и не в полной мере. Но бюджет, как песня: изменишь, тем более уберешь, одну строку, рушатся и гармония, и композиция в целом. При уменьшении акцизов на горючее снизились бюджеты регионов, дорожных фондов. Пришлось им компенсировать из федерального бюджета почти 250 миллиардов рублей. Все больше экспертов предлагают приостановить налоговый маневр или хотя бы заморозить ставки НДПИ на 2016-2017 годы. Вот несколько мнений.
Андрей Крутов, депутат Госдумы «Отказ от налогового маневра уменьшит затраты производителей и потребителей на триллион рублей и пополнит бюджет на 250 миллиардов рублей».
Кирилл Молодцов, заместитель министра энергетики: «При низких ценах на нефть маневр вреден».
Аркадий Дворкович, заместитель Председателя Правительства РФ: «Правительство не исключает корректировки налогового маневра в нефтяной отрасли».
И только Минфин непоколебим. Заместитель министра Сергей Шаталов заверяет: «Министерство не планирует корректировки маневра, он проведен вовремя, удачно, и слава богу, что он проведен, иначе нефтяникам было бы совсем плохо». Замминистра считает, что налоговый маневр добавил нефтяникам по пять долларов за баррель и что регионам будут компенсированы все потери…
Что ждет законопроект из Ханты-Мансийска? Иван Грачев рассчитывает, что он будет рассмотрен уже на осенней сессии Государственной Думы: «Надо принимать документ, чтобы проверить его в работе. Пока не все в нем прописано понятно, есть спорные моменты, но их следует устранить ко второму чтению. Эксперимент может начаться в 2016 году».
Авторы законопроекта вместе с нефтяниками разработали условия эксперимента. В нем готовы участвовать 22 компании. Желающих, несомненно, прибавится, если Госдума примет необходимый закон. Среди его сторонников и министр энергетики Александр Новак: «Если не заменить НДПИ на НФР, то к 2020 году добыча упадет на 5-10 процентов».
Переведем проценты в тонны — это 25-50 миллионов тонн нефти. Трудновосполнимая потеря. Глава Правительства Дмитрий Медведев в марте одобрил идею отказаться от НДПИ. Но недавно он высказался гораздо неопределеннее: нельзя считать налоговый маневр неудачным, но корректировка его вполне возможна.
Леонид Левицкий
Фото Игорь Самохвалов