Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

25.04.2024Голикова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Магистральная «тарифметика»

С 15 ноября на федеральных трассах страны введена система оплаты проезда большегрузных автомобилей

15.11.2015 15:56

Магистральная «тарифметика»
Центр управления и мониторинга «Платон» в Твери
С «Платоном» мы встретились ранним утром в подмосковных Химках. С первых минут зна­комства стало ясно, что более надеж­ного и ответственного контролера на отечественных федеральных трассах еще не было. Ни одна фура-наруши­тель безнаказанно не пронесется ми­мо. Работает днем и ночью. Безотка­зен в любую погоду. Взяток «Платон» не берет. А главное — будет ежегодно приносить в казну государства около 40 миллиардов рублей.
Впрочем, довольно интриги. Наш «Платон» вовсе не человек, но, тем не менее, мудрой философией уникальная отечественная разработка не обделе­на. Авторы проекта нарекли систему этим именем не случайно. Она пред­назначена для «обилечивания» в ав­томатическом режиме грузовиков по системе «плати за тонну». Отсюда и имя — «Платон».
На демонстрацию работы Центра информационной поддержки «Пла­тон» в Химках журналистов пригласи­ли учредители системы — Федераль­ное дорожное агентство «Росавтодор» и компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). Вспомнилось, как осенью прошлого года эти две орга­низации заключали «Концессионное соглашение по созданию системы взи­мания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным доро­гам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максималь­ную массу свыше 12 тонн». За столь пространной формулировкой, выясни­лось, скрывается решение застарелой российской беды. Протяженность фе­деральных трасс в России без малого 51 тысяча километров. И основную лепту в их разрушение вносят именно тяжеловесы (см. рис.).
Откровенно говоря, год назад с трудом верилось, что государство, не вкладывая ни рубля бюджетных средств, в срок получит от частного бизнеса интеллектуальную систему контроля. Создание системы оплаты проезда по федеральным трассам для фур массой более 12 тонн обошлась инвестору в 27 миллиардов рублей. Об этом журналистам сообщил гене­ральный директор компании — разра­ботчика системы Александр Советни­ков: «У нас контракт с государством на 13 лет. Мы не просто построили и отдали эту систему — мы должны ее эксплуатировать. Там есть вопросы поддержания в рабочем состоянии оборудования, его замены. Поэтому, когда мы считаем все затраты, для нас это и создание, и стоимость об­служивания за все эти 13 лет. В марте этого года мы подписали с нашим пар­тнером — Газпромбанком — кредитное соглашение на 27 миллиардов рублей. Это на начальный этап и частично на дальнейшее обслуживание».
Участникам государственно-частно­го партнерства сделать еще предстоит больше, чем сделано. Тем не менее, уже первый этап создания «умной дороги» оставил у журналистов пресс-тура не­изгладимое впечатление.
Вот лишь краткое перечисление проделанных работ. В крупных горо­дах и на пограничных переходах за месяц до начала взимания платы от­крылось 138 офисов комплексного обслуживания перевозчиков. Созда­на и продолжает расширяться сеть терминалов самообслуживания. Рос­сийские производители разработали оригинальное бортовое устройство, которое с помощью спутниковой на­вигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определяет и постоянно отслеживает маршрут движения автотранспорта. В одной только Московской области введены в эксплуатацию 20 рамных конструкций стационарного контро­ля. Всего за два года на федеральных трассах будет оборудована 481 такая рамка. Плюс к этому по дорогам на­чинают курсировать 100 легковушек мобильного контроля. Заработал офи­циальный сайт системы «Платон». Но главное — сердце системы — Центр управления и мониторинга.
Мне не раз доводилось бывать в Центре управления полетами косми­ческих аппаратов в подмосковном Ко­ролеве. Поэтому, как говорится, есть с чем сравнивать. Построенный в Тве­ри Центр управления и мониторинга «Платон» даже визуально схож со сво­им космическим собратом. Отсюда с помощью самой современной и высо­котехнологичной начинки сотрудники Центра в режиме реального времени управляют системой взимания платы. Именно здесь обрабатываются данные о передвижениях по федеральным до­рогам всех без исключения больше­грузов, ведется контроль и фиксация нарушений. Размер платы в счет воз­мещения вреда рассчитывается в за­висимости от фактического пробега транспортного средства. Изначально утвержденный Правительством Рос­сии тариф составил 3,73 рубля за ки­лометр. Полученные средства посту­пят в Федеральный дорожный фонд, а затем целевым образом будут на­правлены на развитие дорожного хо­зяйства России.
Простая и понятная, казалось бы, «тарифметика». Наносишь вред маги­стралям — будь добр, плати. К сожа­лению, с этим утверждением согласны сегодня еще не все грузоперевозчики. И конечно, остается главный вопрос: не вырастут ли с введением платы за проезд цены для всех нас — конечных потребителей товаров и услуг?
«Плата за проезд большегрузов су­щественно не скажется на стоимости товаров, — уверенно заявляет руко­водитель Росавтодора Роман Старовойт. — Независимые эксперты де­тально рассматривали этот вопрос. Раскладывалась стоимость, сопостав­лялись компоненты итоговой цены продукта и в том числе его логистиче­ской составляющей. Данные, которые представили эксперты, показывают, что доля транспортной составляющей мизерная по сравнению со стоимо­стью самого продукта».
И все-таки, насколько «мизерным» окажется рост цен на социально зна­чимые товары? Приведенные журна­листам цифры и факты свидетель­ствуют: заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребитель­ских товаров не произойдет. В струк­туре автомобильных грузоперевозок, с учетом всего автопарка страны, на продовольственные товары прихо­дится лишь 8,5 процента. Основная доля доставляемой по автодорогам продукции — около 83 процентов — это навалочные материалы. А теперь конкретный пример. Так, 20-тонная фура перевозит молоко на расстояние 100 километров. Стоимость доставки 20 тысяч пакетов молока на это рас­стояние в среднем составляет 3000 рублей (стоимость доставки одного пакета — 15 копеек). После введения дополнительного сбора в 3,73 рубля за километр эти же затраты вырастут до 3373 рублей (стоимость перевозки одного пакета увеличится на 2 копей­ки). Такая вот «тарифметика»! 
 
Когда верстался номер
Председатель Правительства Дмитрий Медведев подписал 10 ноября постановление, изменяющее порядок взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Вместо ранее озвученных 3,73 рубля за каждый километр до конца февраля 2016-го будут брать 1,53 рубля. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го стоимость проезда составит 3,06 рубля за километр.
 
Николай Тарасенко. Фото автора
Москва — Химки — Тверь
 
Большегрузы
Читайте нас в Telegram
Просмотров 4104