Центр управления и мониторинга «Платон» в Твери
С «Платоном» мы встретились ранним утром в подмосковных Химках. С первых минут знакомства стало ясно, что более надежного и ответственного контролера на отечественных федеральных трассах еще не было. Ни одна фура-нарушитель безнаказанно не пронесется мимо. Работает днем и ночью. Безотказен в любую погоду. Взяток «Платон» не берет. А главное — будет ежегодно приносить в казну государства около 40 миллиардов рублей.
Впрочем, довольно интриги. Наш «Платон» вовсе не человек, но, тем не менее, мудрой философией уникальная отечественная разработка не обделена. Авторы проекта нарекли систему этим именем не случайно. Она предназначена для «обилечивания» в автоматическом режиме грузовиков по системе «плати за тонну». Отсюда и имя — «Платон».
На демонстрацию работы Центра информационной поддержки «Платон» в Химках журналистов пригласили учредители системы — Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» и компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). Вспомнилось, как осенью прошлого года эти две организации заключали «Концессионное соглашение по созданию системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». За столь пространной формулировкой, выяснилось, скрывается решение застарелой российской беды. Протяженность федеральных трасс в России без малого 51 тысяча километров. И основную лепту в их разрушение вносят именно тяжеловесы (см. рис.).
Откровенно говоря, год назад с трудом верилось, что государство, не вкладывая ни рубля бюджетных средств, в срок получит от частного бизнеса интеллектуальную систему контроля. Создание системы оплаты проезда по федеральным трассам для фур массой более 12 тонн обошлась инвестору в 27 миллиардов рублей. Об этом журналистам сообщил генеральный директор компании — разработчика системы Александр Советников: «У нас контракт с государством на 13 лет. Мы не просто построили и отдали эту систему — мы должны ее эксплуатировать. Там есть вопросы поддержания в рабочем состоянии оборудования, его замены. Поэтому, когда мы считаем все затраты, для нас это и создание, и стоимость обслуживания за все эти 13 лет. В марте этого года мы подписали с нашим партнером — Газпромбанком — кредитное соглашение на 27 миллиардов рублей. Это на начальный этап и частично на дальнейшее обслуживание».
Участникам государственно-частного партнерства сделать еще предстоит больше, чем сделано. Тем не менее, уже первый этап создания «умной дороги» оставил у журналистов пресс-тура неизгладимое впечатление.
Вот лишь краткое перечисление проделанных работ. В крупных городах и на пограничных переходах за месяц до начала взимания платы открылось 138 офисов комплексного обслуживания перевозчиков. Создана и продолжает расширяться сеть терминалов самообслуживания. Российские производители разработали оригинальное бортовое устройство, которое с помощью спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определяет и постоянно отслеживает маршрут движения автотранспорта. В одной только Московской области введены в эксплуатацию 20 рамных конструкций стационарного контроля. Всего за два года на федеральных трассах будет оборудована 481 такая рамка. Плюс к этому по дорогам начинают курсировать 100 легковушек мобильного контроля. Заработал официальный сайт системы «Платон». Но главное — сердце системы — Центр управления и мониторинга.
Мне не раз доводилось бывать в Центре управления полетами космических аппаратов в подмосковном Королеве. Поэтому, как говорится, есть с чем сравнивать. Построенный в Твери Центр управления и мониторинга «Платон» даже визуально схож со своим космическим собратом. Отсюда с помощью самой современной и высокотехнологичной начинки сотрудники Центра в режиме реального времени управляют системой взимания платы. Именно здесь обрабатываются данные о передвижениях по федеральным дорогам всех без исключения большегрузов, ведется контроль и фиксация нарушений. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается в зависимости от фактического пробега транспортного средства. Изначально утвержденный Правительством России тариф составил 3,73 рубля за километр. Полученные средства поступят в Федеральный дорожный фонд, а затем целевым образом будут направлены на развитие дорожного хозяйства России.
Простая и понятная, казалось бы, «тарифметика». Наносишь вред магистралям — будь добр, плати. К сожалению, с этим утверждением согласны сегодня еще не все грузоперевозчики. И конечно, остается главный вопрос: не вырастут ли с введением платы за проезд цены для всех нас — конечных потребителей товаров и услуг?
«Плата за проезд большегрузов существенно не скажется на стоимости товаров, — уверенно заявляет руководитель Росавтодора Роман Старовойт. — Независимые эксперты детально рассматривали этот вопрос. Раскладывалась стоимость, сопоставлялись компоненты итоговой цены продукта и в том числе его логистической составляющей. Данные, которые представили эксперты, показывают, что доля транспортной составляющей мизерная по сравнению со стоимостью самого продукта».
И все-таки, насколько «мизерным» окажется рост цен на социально значимые товары? Приведенные журналистам цифры и факты свидетельствуют: заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребительских товаров не произойдет. В структуре автомобильных грузоперевозок, с учетом всего автопарка страны, на продовольственные товары приходится лишь 8,5 процента. Основная доля доставляемой по автодорогам продукции — около 83 процентов — это навалочные материалы. А теперь конкретный пример. Так, 20-тонная фура перевозит молоко на расстояние 100 километров. Стоимость доставки 20 тысяч пакетов молока на это расстояние в среднем составляет 3000 рублей (стоимость доставки одного пакета — 15 копеек). После введения дополнительного сбора в 3,73 рубля за километр эти же затраты вырастут до 3373 рублей (стоимость перевозки одного пакета увеличится на 2 копейки). Такая вот «тарифметика»!
Когда верстался номер
Председатель Правительства Дмитрий Медведев подписал 10 ноября постановление, изменяющее порядок взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Вместо ранее озвученных 3,73 рубля за каждый километр до конца февраля 2016-го будут брать 1,53 рубля. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го стоимость проезда составит 3,06 рубля за километр.
|
Николай Тарасенко. Фото автора
Москва — Химки — Тверь