Лед тронулся…
Разговоры о том, что Арктика требует особого законодательного обеспечения шли все последние 20 лет. И вот, похоже, лед тронулся.

Министерство регионального развития РФ представило в Комитете Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока первые наработки по законопроекту «Об арктической зоне Российской Федерации». Рабочая группа для подготовки законопроекта с участием членов обеих палат парламента РФ, региональных правительств, ведущих экспертов и представителей бизнес-сообщества была создана в конце прошлого года. Ожидается, что итоговый вариант она представит правительству в мае, а на рассмотрение в Государственную Думу он поступит до окончания весенней сессии.
Пока же члены профильного комитета обсудили два рабочих варианта: подготовленный Министерством регионального развития РФ и представленный по конкурсу консалтинговой группой «Тензор». Над проектом Минрегиона работали более 40 научных учреждений, техзадание на выполнение научных работ базировалось на поручениях Правительства РФ — их было около десяти.
Президент России подписал Указ об учреждении в России нового профессионального праздника — Дн я полярника. «Установить День полярника и отмечать его 21 мая, в день начала работы в 1937 году научно-исследовательской
в тексте Указа.
В России — крупнейшем арктическом государстве — таковое отсутствует, за исключением отдельных нормативно-правовых актов. Очевидно, что нам необходимо обеспечить национальную безопасность и свои интересы в этой зоне. При этом предстоит решить крайне непростую задачу — добиться баланса запросов населения, государства и бизнеса, далеко не всегда совпадающих. Закон должен дать мощный толчок комплексному социально-экономическому развитию макрорегиона. Создать правовые основы комфортных условий для освоения Севера и проживания северян, предусматривать развитие инфраструктуры, финансовые компенсации и льготы.
Закон будет новаторским и по сути, и по форме. Он пополнит ряд так называемых «географических», или региональных федеральных законов. До него подобные были приняты в отношении Олимпийских игр в Сочи, саммита стран АТР и Сколково. Но если они решали узкие и вполне конкретные правовые задачи, то сейчас мы имеем дело практически с новым Кодексом — арктическим. Он определит судьбу не только наших северных регионов, но и всей страны на долгие годы.
Первая трудность, с которой столкнулись разработчики законопроекта, — отсутствие определения Арктической зоны. Что это — шельф и кромка побережья Ледовитого океана или населенные территории Крайнего Севера? Где будет проложена южная граница зоны — вопрос, принципиально важный для северных регионов, с принятием закона связаны ожидания необходимых преференций и льгот, как для бизнеса, так и для жителей.
— Закон «Об Арктической зоне Российской Федерации» должен непременно учитывать интересы всех регионов Севера, — подчеркнула первый заместитель председателя Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко. — Выделение Арктической зоны РФ — не только результат географических или биологических исследований, прежде всего это политический акт. Поэтому в ее границы должны быть включены целостные ресурсно-производственные комплексы, а не просто территории, граничащие с Арктическим побережьем.
Депутат от Красноярского края Петр Романов с удивлением обнаружил, что в предложенном Минрегионом законопроекте в перечне отсутствуют Тикси и Хатанга — важнейшие порты Северного морского пути. Нет в списках и целых муниципальных районов, традиционно считающихся территорией Крайнего Севера. Ясно, руководителям регионов предстоит нелегкая борьба в этом жизненно важном для них вопросе. В комплексе с законом предполагается принять государственную программу развития Арктической зоны — так сказать, ледокол, прокладывающий путь ускоренного развития. Территории, не попавшие в нее, остаются за бортом.
Программа предполагает два направления господдержки — непосредственное госучастие и поддержка предпринимателей. Большие надежды возлагаются на государственночастное партнерство. Первый Президент Якутии, а сегодня депутат Госдумы Михаил Николаев уверен, что необходимо укрепить костяк закона. Его реализация останется под вопросом, если не определиться, кем и как будет управляться этот огромнейший, малолюдный, но богатейший макрорегион. Целесообразно, по мнению депутата, создать отдельное федеральное ведомство по аналогии с дальневосточным министерством.
Сейчас в стране нет структуры, отвечающей за Арктику. Когда-то был Северный морской путь, в советские времена — Госкомсевер. В условиях новой экономики проблемы развития отдали на откуп регионам. Руководствовались тем, что они станут развиваться, конкурируя, и «невидимая рука рынка» все сама отрегулирует. Не получилось. Промышленное освоение Арктики идет полным ходом. Одновременно, в отсутствие какого-либо регулирования, в том числе правового, растет снежный ком проблем — экономических, инфраструктурных, экологических, человеческих, международных.
Обсуждение проекта важнейшего для Крайнего Севера закона стартует в регионах. Нет сомнений, что там, как и у депутатов, к нему будет множество вопросов. Председатель комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов заверил, что в Государственную Думу законопроект будет внесен с учетом пожеланий регионов и экспертного сообщества.
Юлия ЗАХВАТОВА