Кутепов призвал выстроить цивилизованную и прозрачную систему утилизации отходов
В России необходимо выстроить прозрачную и цивилизованную систему утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО), заявил председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, сообщает пресс-служба палаты регионов.
Сенатор принял участие в работе секции Петербургского международного экономического форума, где обсуждалась проводимая в России «мусорная» реформа, а также международные практики в этой сфере.
«Должны полностью уйти в прошлое серые схемы вывоза мусора, которые грозили превратить Россию в одну большую свалку», — сказал парламентарий по итогам мероприятия.
Он заметил, что «мусорная» реформа официально стартовала 1 января 2019 года, но в регионах наблюдаются проблемы, требующие оперативного решения. «Вопрос в том, что внутри реализации реформы в ряде случаев отсутствуют технические, организационные инструменты — алгоритм действий», — сказал он.
Также Кутепов обратил внимание на рост недовольства граждан высокими тарифами и на выявляющиеся проблемы двойной оплаты за вывоз мусора. При появлении отдельного тарифа на обращение с ТКО из графы жилищных услуг не была исключена плата за вывоз мусора, в результате чего некоторые россияне дважды оплачивали одну услугу.
«Возникают вопросы с территориальным схемами, в которых не все учтено. По закону они должны включать в себя полный перечень данных, начиная от источника образования мусора, количества отходов с разбивкой по видам и классам опасности до мест обработки, утилизации, обезвреживания и размещении», — сказал сенатор.
При этом на практике, по его словам, учёт и анализ всех этих данных проводился не во всех субъектах РФ, и территориальные схемы получились не полными, необходима их существенная доработка.
Также, остро стоит вопрос по нормам накопления отходов, заметил он: «Оказывается, что в разных регионах их считают по-разному. Где-то их утверждают для всего региона, а где-то — для каждого муниципалитета. Где-то норматив для многоквартирного и индивидуального жилого фонда отличается, а где-то он един».
Кутепов указал, что есть целевые показатели, которые должны быть обеспечены соответствующей инфраструктурой согласно национальному проекту «Экология»: доля сортируемого мусора к 2024 году должна увеличиться с 12% до 60%, а перерабатываемого — с 7% до 36%.
«Выезжая в регионы, мы общаемся с региональными операторами, осматриваем полигоны, мусоросортировочные заводы», — сказал он.
Кутепов также отметил, что для более радикального сокращения объемов захоронения отходов нужно повсеместное внедрение раздельного сбора мусора. Из смешанных отходов можно извлечь только 10-20%вторичных материалов, поскольку, смешиваясь с органическими отходами, стекло, макулатура и пластик становятся непригодными для вторичной переработки. При этом при качественной сортировке из контейнеров для чистых и сухих фракций на переработку можно отправить до 95% их содержимого.
«Одной из важных составляющих по переходу на новую систему обращения с отходами и реализации приоритетов госполитики является работа с населением. Однако мы не наблюдаем системного просвещения по грамотному обращению с отходами, по вовлечению в раздельный сбор отходов ни на федеральном уровне, ни на региональном», — сказал Кутепов.
Вместе с тем, по его словам, практика показывает, что россияне заинтересованы в получении знаний в сфере экологии, в частности, касающихся обращения с отходами.
В России с 1 января 2019 года стала обязательной новая система обращения с отходами. Теперь в каждом субъекте РФ на конкурсной основе выбирают региональных операторов — компании, занимающиеся вывозом, переработкой, сортировкой или захоронением мусора, а граждане получают платёжки за новую коммунальную услугу. Исключение сделано только для городов федерального значения, которым разрешено работать по старой схеме до 1 января 2022 года.
Ещё материалы: Андрей Кутепов