Курай принесёт в бюджет Башкортостана 500 млн рублей

Национальный духовой инструмент будет представлять республику на мировом рынке

05.03.2018 15:21

Автор: Светлана Заверняева

Курай принесёт в бюджет Башкортостана 500 млн рублей

Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

После того как курай был официально зарегистрирован региональным брендом, все попытки его подделать будут пресекаться по закону. Кроме башкирского духового инструмента, под правовой защитой государства уже находится тульская гармонь, вологодское масло, краснодарский чай и кавказская минералка. Со временем эти бренды, рассчитывают в Совете Федерации, станут не менее популярными, чем французский коньяк и швейцарский сыр. Их будут продвигать на внутреннем рынке и экспортировать за рубеж.

За год зарегистрируют около 200 региональных брендов

Во всём мире товары, промаркированные по месту происхождения, пользуются огромной популярностью. Ведь принадлежность к бренду обозначает высокое качество и особенные свойства продукта, обусловленные географическим фактором. Государство выгодно поддерживать уникального производителя, потому что взамен оно получает дополнительные средства в бюджет.

Однако в России до недавнего времени исконно русские промыслы и продукты не имели правовой защиты. В результате символ нашей страны — семёновскую матрёшку — с успехом штамповали в Китае. Разумеется, вся прибыль также доставалась предприимчивым зарубежным бизнесменам.

В конце прошлого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила провести инвентаризацию региональных брендов и законодательно привязать исконные промыслы и продукты питания к географическому названию. В течение года каждый субъект должен зарегистрировать не менее двух региональных брендов. Таким образом, к 140 уже имеющимся — русской водке, камчатскому крабу и другим — прибавится ещё около двухсот наименований. Планируется, что они станут драйверами местной экономики и за пять-семь лет пополнят бюджеты своих регионов на 500 миллионов рублей.

Курай. ФОТО: PXHERE.COM

Одними из первых в наступившем году региональный бренд зарегистрировали в Башкортостане. Роспатент 1 марта выдал такое свидетельство национальному духовому инструменту курай. Вместе с тем представители службы отмечают низкий интерес производителей к брендированию. «Во многом это объясняется стремлением производителей быть монополистами», — отметила заместитель руководителя ведомства Любовь Кирий. Он выступила на встрече по вопросам брендирования, которая была организованна Роспатентом и Советом Федерации для представителей субъектов.

Известность и уникальность подтверждаются литературными источниками, данными опроса потребителей и различными дипломами.

Многие бизнесмены до сих пор уверены, что на рынке останется тот производитель, кто первым оформит свидетельство в Роспатенте. На самом деле региональный бренд защищает всех добросовестных производителей, выпускающих один и тот же товар на территории одного региона. Как и во Франции, где статус объекта, зарегистрированного по наименованию места происхождения товара (НМПТ), объединяет и защищает десятки производителей, предприниматели в России могут одновременно выпускать, например, тульский пряник, тамбовский окорок или белёвскую пастилу. Если региональный бренд уже зарегистрирован, то производителям, выпускающим аналогичную продукцию в том же субъекте, необходимо подать в Роспатент вторичную заявку, подтверждающую, что их товар обладает теми же свойствами. «Известность и уникальность подтверждаются литературными источниками, данными опроса потребителей и различными дипломами», — уточнила Любовь Кирий.

В Минсельхозе прогнозируют, что наибольшей популярностью за рубежом будут пользоваться именно продукты питания: морепродукты, рыбная и молочная продукция, кондитерские изделия. Многие азиатские страны уже готовы заключить контракты на поставку этих товаров. После оформления статуса НМПТ спрос на них многократно усилится, отмечают в ведомстве. 

Валдайский колокольчик. Фото: соцсети

Валдайский колокольчик зазвучит по-новому

Во многих субъектах с помощью региональных брендов стараются сохранить уникальные традиции резьбы, шитья или кружевоплетения. Например, в Новгородской области такой статус получил народный промысел по изготовлению новгородских кружев — крестецкая строчка.

«За 150 лет одноименная фабрика, где по уникальной технологии плели кружева, стала легендой. Периоды её расцвета сменяли годы разорения, когда цеха стояли пустыми, а из заводского музея продавали редкие экспонаты. Три года назад фабрику удалось возродить: восстановлен музей, создаются туристические маршруты, проводятся мастер-классы для детей и взрослых», — рассказал «Парламентской газете» о местной достопримечательности заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и координатор оформления объектов интеллектуальной собственности в регионе Сергей Митин

Ещё одной визитной карточкой региона может стать валдайский колокольчик. Когда-то без заливистых колокольчиков, изготовленных валдайскими кузнецами, не обходилась ни одна ямщицкая или курьерская тройка, а сегодня этот промысел, так же как и крестецкая строчка, находится на грани исчезновения. Статус регионального бренда, уверен сенатор, позволит сохранить традиции местных мастеров, создаст в области новые рабочие места и положительно скажется на развитии туристической инфраструктуры. 

Рассказываем доступно и наглядно, на что северная столица тратит деньги

Ещё материалы: Валентина Матвиенко

Просмотров 7728