Все о пенсиях в России

два дня назадКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

два дня назадКак узнать размер будущей пенсии

23.04.2024Что потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Кредиты для россиян станут доступнее

По каким законам будет жить экономика в 2019 году

27.12.2018 17:07

Автор: Юрий Скиданов

Кредиты для россиян станут доступнее
Анатолий Аксаков. Фото: ПГ / Юрий Инякин

По каким законам будет жить экономика в 2019 году, что будет с ценами и каким образом собираются помогать малому бизнесу, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

- Анатолий Геннадьевич, ваш комитет традиционно принимает десятки важнейших законопроектов. Какие из них, принятые в 2018-м, с вашей точки зрения, оказались наиболее значимыми для развития экономики?

- Сначала — общие соображения. Я буквально вчера вернулся из Социалистической Республики Вьетнам, где был в составе делегации во главе с Вячеславом Володиным, председателем Госдумы. Что показалось необычным? Там поют советские песни, в частности со словами «Жила бы страна родная — и нету других забот». Это притом что Вьетнам опережает Китай по темпам развития, имеет прекрасные показатели по цифровой экономике и современнейшие производственные линии. Старая песня не противоречит новым реалиям, а дополняет их своими штрихами. Так вот, скажу, не боясь показаться пафосным, что это ощущение — «жила бы страна родная» — и определяло нашу работу в 2018 году.

Что же касается конкретных новшеств, выделю в первую очередь закон, который страхует средства малого бизнеса в размерах до миллиона четырехсот тысяч рублей. Он позволяет не только защищать депозиты предпринимателей, но и облегчает малым предприятиям доступ к кредитным ресурсам. Теперь малому бизнесу — а на его развитие возлагаются большие надежды в майском указе президента — будет дышать полегче.

Ощущение «жила бы страна родная» определяло работу законодателей в 2018 году.

Другой закон ограничивает микрофинансовые организации в размерах процентов, штрафов и пеней, которые они могут взимать с граждан: 150 процентов от суммы займа вместо действующих пока 300 процентов. Это также, думаю, оздоровит социальную атмосферу и поможет нашим соотечественникам избежать кредитных неприятностей.

- Ещё больше, уверен, добавит оптимизма людям юридическое закрепление жилищно-сберегательных вкладов…

- Да, этот законопроект, поддержанный Правительством, даст людям, зарабатывающим немного, возможность построить собственное жильё. А в целом ряд льгот и субсидий ощутимо простимулировал ипотеку, этот вид кредитов растёт на десятки процентов, поддерживая реальный сектор — строительство, стройматериалы, химию, дорожную и обеспечивающую инфраструктуру.

Важное новшество — законодательное оформление должности финансового омбудсмена, который получает весьма широкие права, разрешая споры между гражданами и кредитными учреждениями. Его вердикты будут обязательны для банков и юридически приравниваются или весьма близки к судебным постановлениям.

Не секрет, что в силу многих обстоятельств реальный сектор экономики испытывает проблемы с инвестициями и привлечением банковских кредитных ресурсов под экономически обоснованный процент. Теперь у предприятий есть реальная возможность привлечь деньги без посредства банков, не оплачивая их услуги и риски. Это позволяет сделать закон, вводящий понятие и порядок обращения структурных облигаций. 

Теперь у предприятий есть реальная возможность привлечь деньги без посредства банков, не оплачивая их услуги и риски.

Крайне важны поправки в законодательство, позволяющие Внешэкономбанку (ВЭБ) в полной мере реализовать свой национальный стратегический статус «фабрики проектов», координируя институты развития, входящие в его группу.

- Сейчас и у управленцев, и у теоретиков крайне модно использовать словосочетание «цифровая экономика»…

- Это не мода, а осознанная необходимость. Без информатизации управленческих и производственных процессов, методами прошлого века невозможно решить глобальные задачи, в том числе и сформулированные майским указом. Вот здесь должен признаться: в полном объёме в прошлом году нашему комитету не удалось сформировать комплексный пакет законопроектов, создающих условия, чтобы развивалась цифровая экономика, будем использовать этот термин, хотя, на мой взгляд, он не совсем корректен.

Мы перенесли срок принятия закона о цифровых финансовых активах, возникли сложности с дефинициями, которые соответствовали бы действующему Гражданскому кодексу. Но эта тема мне крайне интересна и как законодателю, и как экономисту. Уже в январе продолжим работу и над переходом к электронному документообороту взамен бумажного, и к реализации права граждан обращаться в суды с электронными исками, и к возможности нотариально заверять документы в электронном виде.

- А что можно сказать о грядущем усилении налоговой нагрузки, повышении учётной ставки Центробанка, шлейфа новых сборов, роста тарифов?

- Если мы уж решили осуществлять грандиозные национальные проекты, которые, помимо чисто экономического эффекта, могут сплотить людей общим большим делом, то без мобилизации в бюджет соответствующих ресурсов не обойтись. Нет в мире такого опыта — строить без денег. Другое дело, что каждый конкретный случай, каждая статья расходов должны быть максимально прозрачны и понятны по отдаче.

Если мы уж решили осуществлять грандиозные национальные проекты, которые, помимо чисто экономического эффекта, могут сплотить людей общим большим делом, то без мобилизации в бюджет соответствующих ресурсов не обойтись.

У нас, увы, так не всегда получается. Равно как и очень часто отсутствует координация между высшими управленческими звеньями. Правительство ввело налог на добавленную стоимость, против которого я голосовал, не считая его экономически целесообразным. Ясно, что пройдёт повышение цен по всем технологическим цепочкам, затрагивая в первую очередь отрасли с высоким уровнем добавленной стоимости.

Параллельно увеличили топливные акцизы, ввели экологический сбор. Усилились факторы, разгоняющие инфляцию. Центробанк в соответствии со своими установками начал ограничивать её, повышая учётную ставку и наращивая стоимость кредитов. Итог — предприниматель платит за всё: с одной стороны, перечисляя налоги и прочее, с другой — за повышенные банковские проценты по кредитам. Какую же рентабельность надо иметь, чтобы выдержать такую финансовую нагрузку и не разориться? Правильно ли это?

- Да, невесело. А тут ещё ужесточают санкции.

- Санкции и их последствия, бесспорно, не самые приятные вещи и в жизни, и для экономических перспектив. Но нет худа без добра, а в данном случае, пожалуй, добра будет побольше в виде роста отечественной промышленности и села в рамках импортозамещения. У нас достаточное, может быть, даже избыточное количество природных ресурсов всех видов, удалось сохранить преемственность высококвалифицированных кадров, чтобы корабль с название Россия шёл мощно и быстро с капитаном, авторитет которого безукоризненен.

Единственное, надо бы сжимать время, переходя без задержек к реализации национальных проектов и опровергая известную поговорку «Русские долго запрягают, но быстро едут». Мы и запрягать быстро научились, спасибо нашим геополитическим оппонентам.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 4794

Ещё материалы: Анатолий Аксаков