Когда смартфоны будут реже ломаться

11 ноября — Всемирный день качества

11.11.2021 00:00

Автор: Людмила Глазкова

Когда смартфоны будут реже ломаться
  © Regis Duvignau/Reuters

Внедрение национальной идеологии качества, как показал мировой опыт, приводит к резкому росту экономики. Такая задача сегодня стоит и перед Россией, которая должна к 2024 году выйти на темпы роста выше среднемировых. Эксперты деловых кругов считают, что для этого нужно законодательно закрепить ответственность за выпуск недоброкачественной фальсифицированной и контрафактной продукции и приступить к разработке закона «О качестве продукции». Также следует обязать производителей товаров длительного пользования указывать их срок службы.

Плюс к темпам роста и репутации страны

В России вскоре появится свой национальный день качества. Правительство поддержало инициативу Роскачества об учреждении новой профессиональной даты во второй четверг ноября. Это будет способствовать развитию конкуренции и формированию устойчивого спроса на российскую продукцию, говорится в пояснительной записке Минпромторга к проекту документа.

Высокое качество товаров резко повышает имидж любой страны. Во всем мире ценится немецкая оптика, автомобили, пиво, швейцарские часы, шоколад, сыр, японские фотокамеры, косметика и одежда. Мировым брендом становится только качественный продукт. Россия до революции славилась водкой «Смирнов», яйцами Фаберже, вологодским маслом (за рубежом его называли «парижским» или «петербургским») и обувью «Скороходъ», в советское время появились фотоаппарат «Зенит», микояновские колбасы, мотоцикл «Урал», холодильник ЗИЛ.

Несколько высоких брендов капитально улучшают технологическую репутацию всей страны. Такова мощь представления о совершенстве, функциональности и надёжности товара. Правда, тут есть и обратная связь. Как от осинки не родятся апельсинки, так и известные марки на пустом месте не появляются.

Тотальную идеологию качества в нашей стране еще предстоит сформировать. Причем не только в массовом сознании, но и на всех уровнях — от органов власти до товаропроизводителей. А это потребует не только пропагандистской работы, но и совершенствования технологий. Слагаемые роста качества известны. Это повышение ответственности бизнеса, потребительского самосознания (чем грамотнее покупатель, тем труднее ему навязать плохой товар) и системный госконтроль качества.

Перед Россией стоит задача превзойти среднемировые темпы экономического роста, отметил председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Для этого надо поднять конкурентоспособность продукции, а значит, и качество товаров.

Каково в целом качество товаров на нашем рынке?

Противоречивые процессы

«На потребительском рынке идут сложные и противоречивые процессы, — рассказал нашему изданию глава комитета Торгово-промышленной палаты РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев. — Однозначно сказать, улучшается оно или ухудшается, нельзя. По отдельным товарам или даже группам есть примеры улучшения, однако рынок заполнен фальсифицированной продукцией, часто с нарушением требований стандартов по безопасности к потребительским свойствам».

По его словам, доля фальсификата и недоброкачественных товаров для детей составляет 35 процентов, дизельного топлива — 15, цемента — 9 процентов. Недоброкачественные материалы и низкое качество исполнения приводят к катастрофам и авариям на строительных объектах, даже недавно возведенных.

«Надо сказать, что и на мировом рынке в национальных секторах положение столь же неоднозначное. Имеются отличные продукты, но достаточно много откровенного фальсификата и просто брака», — добавил Сергей Пугачев.

Позицию товаропроизводителей дополнили в Союзе потребителей РФ. Председатель союза Петр Шелищ не порадовал: быстрорастущие издержки производства и обращения соблазняют предпринимателей сокращать их за счет снижения качества продукции. В ход идет более дешевое сырье и комплектующие, упрощаются технологии, сокращаются затраты на контроль качества, учебу персонала и создание более совершенной продукции. Обман потребителей, говорит Петр Шелищ, даже если не угрожает здоровью людей, ведет к деградации предприятий. Они теряют способность честно конкурировать на рынке в более благоприятных экономических условиях.

Читайте также:

• В Европе производителей гаджетов могут обязать использовать единый разъём • Германия хочет обязать производителей смартфонов поддерживать устройства в течение семи лет • В Роскачестве рассказали о влиянии режима энергосбережения на смартфон

Вопросы качества — очень острая тема, подтверждает депутат Владимир Гутенев. Особенно в среднем и эконом-сегменте. По данным Роспотребнадзора, объем детской и подростковой продукции с нарушениями техрегламентов вырос за восемь лет вдвое.

Может, у потребителя непомерно возросли притязания? Когда-то у нас качественным товаром считались вечные швейные машины «Зингер», служившие нескольким поколениям драповые пальто, пишущие машинки «Москва». А сегодня?

Точка совпадения интересов производителя и потребителя

«Качество и сегодня, и вчера — это способность удовлетворять определённые потребности — текущие или предполагаемые, — отвечает президент Всероссийской организации качества (ВОК) Геннадий Воронин. — Что касается долговечности, то она достигается улучшением характеристик сырья и материалов, мастерством изготовителя, прогрессивной технологией. Конечно, это требует дополнительных затрат, которые удорожают товар. Но за продукт с повышенным сроком пользования покупатель готов платить больше. Вот здесь и совпадают интересы производителя и потребителя».

В идеале так, но мы же видим, что потребительские товары становятся все менее долговечными. Дух времени — приобретать больше и чаще. Каждая новая модель айфона мало чем отличается от предыдущей, разве что батареи садятся быстрее. Вытеснившая чугунные сковородки тефаль после первого же использования теряет покрытие. Это прогресс?

«В случае товаров длительного пользования, тех же технических устройств, главный показатель качества — их надежность. Так что сковородка — товар явно ненадлежащего качества. А вот телефон с выходящим из строя аккумулятором, если изготовитель сам не гарантировал более длительный срок его службы, я бы так не оценил», — комментирует Петр Шелищ.

Закон обязывает производителя устанавливать срок службы товара и его комплектующих только для изделий, которые со временем могут стать опасными для здоровья и имущества потребителей или же окружающей среды. В остальных случаях это лишь его право: может указать, а может нет.

Бизнес ныне действительно заинтересован в том, чтобы потребитель чаще обновлял предметы потребления, говорит Петр Шелищ. Реклама продвигает не только новые модели и бренды, но и стимулирует престижное потребление. Огромные расходы на это окупаются, и все больше людей связывают свою удовлетворенность жизнью с возможностью обладать «последней моделью» чего-либо - от яхты, лимузина, отдыха в модном месте до смартфона, джинсов, кроссовок, сумочек, косметики.

По большому счету, делает неожиданный вывод Петр Шелищ, срок службы товара сейчас волнует в основном людей немолодых и скромных финансовых возможностей. И дает совет им: прежде чем купить товар, поинтересуйтесь, установлен ли на него срок службы и какой. И заранее выясните, есть ли у него гарантийный срок. Иначе не избежать хлопот.

Долговечность никто не отменял

Владимир Гутенев думает иначе. Действительно, отмечает он, современные бытовые приборы и аудиотехника работают по времени в разы меньше, чем их предшественники 20 — 30 лет назад. Производители по всему миру искусственно сокращают срок службы товара, чтобы стимулировать покупку новой продукции. Его сознательно закладывают лишь чуть дольше гарантийного.

Для этого применяется несколько методов запланированного устаревания. Например, регулирование ресурса с использованием недолговечных материалов. Или же обновление программного обеспечения. Депутат привел случай, когда Apple оказалась в центре скандала с запланированным устареванием iPhone 6s.

Как сообщало в марте 2020 года РБК, компания Apple согласилась выплатить владельцам iPhone до 500 миллионов долларов, чтобы урегулировать иск об умышленном замедлении работы старых моделей смартфонов.

Есть и другие приемы, побуждающие потребителя включаться в гонку за новыми товарами. Достаточно создать конфигурацию продукта, при которой выход из строя определённой детали сопровождается заменой сразу нескольких узлов. Цена вопроса от 50 до 60 процентов от первоначальной стоимости товара. Человека подводят к мысли, что дешевле купить новый товар, чем чинить старый.

Вопрос этот неоднозначный, делает вывод парламентарий. Конечно, производителям выгодно запланированное устаревание. Большие объемы продаж — это новые рабочие места, увеличение бюджетных поступлений и рост ВВП, развитие экономики страны в целом. С другой стороны, наращивание производства влечет за собой дополнительные экологические проблемы.

Исходя из того, что не все сущее разумно, группа депутатов Госдумы от «Единой России» ещё в 2018 году внесла на рассмотрение экспертного совета фракции законопроект, защищавший интересы граждан при покупке технических сложных товаров, сообщил Владимир Гутенев. Он вводил запрет на действия производителя по преднамеренному устареванию таких изделий. Правительство инициативу не одобрило.

А ведь долговечный продукт с самых современных позиций — один из столпов циркулярной экономики XXI века, убежден Геннадий Воронин.

Маркировка против контрафакта и фальсификата

Борьба за качество — это еще и борьба с контрафактной продукцией, подчеркивает Владимир Гутенев. По материалам Росстата и Роспотребнадзора, на нее приходится почти 30 процентов непродовольственных товаров повседневного спроса (товары легкой промышленности, детские игрушки, бытовая электроника и комплектующие, парфюмерия), или более 5,2 триллиона рублей от объема оборота.

Низкое качество наносит ущерб здоровью потребителей, репутации и экономике государства, разлагает бизнес. Зачем соблюдать стандарты качества, создавать высокоэффективные цепочки движения качественных товаров от производства к потребителю, когда можно зарабатывать без особых хлопот?

Сегодня государство начало активную борьбу с контрафактом. 6 февраля 2021 года Правительство утвердило Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период до 2025 года, рассказал Владимир Гутенев. Маркировка товаров убирает с рынка контрафакт и фальсификат. Рынок продаж обуви уже удалось обелить на 35 процентов, объем изъятой контрафактной обуви вырос на 70 процентов.

Есть вся необходимая правовая база по регулированию процесса маркировки и внесения сведений об обороте товаров в государственные информационные системы, отметил депутат. Дело за мониторингом и дальнейшей точечной настройкой системы. При этом работа по улучшению качества продукции в стране только разворачивается.

В начале 2022 года, по словам Владимира Гутенева, Федеральная антимонопольная служба внесет в кабмин поправки в закон о конкуренции, где обозначит новую форму недобросовестного соперничества. Она отражена в проекте дорожной карты ФАС. Речь о продажах в РФ и за рубежом товаров под одним брендом, но с разным составом. Закон повысит ответственность за такое нарушение. Без специальной отметки в случае изменения состава такую продукцию нельзя будет продавать внутри страны.

Бизнес-круги считают, что необходимы дополнения в законодательство о качестве продукции. «Некоторые инициативы ТПП РФ, ВОК, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) частично учтены в законе о стандартизации и дорожной карте развития стандартизации до 2027 года, — заявил Сергей Пугачев. — Но сегодня следует незамедлительно подготовить закон об ответственности за выпуск в обращение недоброкачественной фальсифицированной и контрафактной продукции и приступить к разработке закона «О качестве продукции».

Дорожная карта качества со школы

Тема качества тесно связана с защитой прав потребителей. Законодательство в этой сфере Петр Шелищ называет правильным и работоспособным. Но и оно нуждается в шлифовке, почему Союз потребителей РФ и выступает за поправки в закон о защите прав потребителей. Их цель — исключить ситуации, когда товары длительного пользования и результаты заказанных потребителем работ не имеют установленного их изготовителем или исполнителем срока службы. Сейчас, например, при покупке квартиры потребитель не знает, на сколько лет безопасной и спокойной жизни в выбранном им доме он вправе рассчитывать.

Еще одна новация — запрет устанавливать на новые модели технически сложных товаров меньший срок службы, чем у предыдущей модели. Идея проста — оградить потребителей от давления больших корпораций, которые в погоне за прибылью намеренно ограничивают продолжительность жизни изделия.

Желательно, говорит правозащитник, включить в этот закон норму о просвещении детей на начальной и основной ступенях школы, когда потребительские предпочтения и привычки еще формируются и легче поддаются коррекции. Учащимся можно предложить интересную и понятную программу по навыкам здорового питания, финансовой, товароведческой и правовой грамотности.

Есть пожелания законодателям и у Роскачества, мягкой силы, как называют эту организацию, ведущую системную борьбу за повышение качества всех сторон жизни в нашей стране.

«Каждое веерное исследование показывает необходимость введения требований к терминам «эко» и «био» на упаковках органической продукции, — сообщили редакции «РФ сегодня» в пресс-службе Роскачества. — Нужно расширить список нормируемых в нашей стране пестицидов, включив в него хлормекват хлорид (регулятор роста злаковых растений), боскалид в пиве и хлебе и другие. Сегодня в правовой базе нет официального термина «наггетсы» и стандартов для их производства, поэтому их состав никак не регламентируется. В законодательстве даже нет определения «мед». Отсутствие сформулированных критериев идентификации продукта — путь к его фальсификации на рынке».

В Роскачестве предлагают также включить норматив зольности в обязательные требования для хлеба, скорректировать понятийную базу по некоторым категориям алкоголя, прописать требования к составу пива, методам определения количества ингредиентов — заменителей пивоваренного солода. И наконец, разработать единый подход к исследованию коньячных дистиллятов, вводимых в оборот на территории РФ.

«Потребительский экстремизм»?

На ноябрьском форуме «Всемирный день качества», который пройдет 14 ноября в Москве, будет обсуждаться тема потребительского экстремизма. Что это за зверь?

Он действительно имеет место, отвечает Владимир Гутенев. Это, по сути, потребительское мошенничество, намерение навредить предпринимателю или злоупотребить своим правом. Чаще всего недобросовестные покупатели действуют в сфере розничной торговли, при приобретении дорогой бытовой техники, электроники, автомобилей и недвижимости. Сюда же депутат отнес рынки банковских и страховых услуг, грузоперевозок, туристской деятельности и даже сферу косметологических и медицинских услуг.

Он признает, что в таких конфликтах обычно виноваты обе стороны и выявить, где экстремизм, очень сложно. Не секрет, что страховщики по полисам ОСАГО занижают страховые выплаты, а магазины нередко продают просроченные или некачественные продукты.

Поэтому, полагает депутат, надо рассмотреть возможность легализовать понятие «потребительского экстремизма» в законодательстве и установить административную ответственность для недобросовестных жалобщиков.

Петр Шелищ возражает: «Да, потребитель не всегда прав. Что показывает и статистика: потребители выигрывают лишь 80-85 процентов исков к предпринимателям. Случаются и уголовные преступления, особенно в сфере страхования, когда страховой случай фальсифицируется якобы «потребителем», а по сути мошенником. Страховщики за этим внимательно следят, и уже немало таких жуликов отправили за решетку. Но ведь и предприниматели выполняют лишь половину судебных решений по искам. Как с этим быть?».

Его поддерживает Сергей Пугачев. Правило «потребитель всегда прав» утвердилось в общественном сознании сто с лишним лет назад. Оно стало основой потребительского движения и профильного законодательства многих стран, напомнил он. «Российский закон о защите прав потребителей с 1992 года претерпел множество изменений, в том числе по инициативе бизнеса. Но, видимо, его нормы до сих пор кому-то из деловых структур мешают», — полагает эксперт.

В ТПП РФ считают, что нет нужды законодательно бороться с «экстремизмом» покупателей. Есть множество способов уладить конфликты между производителями товара (услуги) и взбалмошными клиентами, а для хулиганов существуют и применяются на практике нормы административных и уголовных нарушений.