Место встречи специалистов отрасли было выбрано не случайно. Федеральная дорожная сеть Сибири является важным связующим звеном, объединяющим воедино автомобильные дороги европейской части России и дорожную сеть Зауралья. Трассы Сибири соединяют с центром страны 66 процентов территории, на которой проживают почти 26 миллионов человек, здесь создается более 16 процентов ВВП.
Перефразируя Ломоносова, уже сегодня российское могущество реально прирастает дорогами Сибири. На территории федерального округа реализуется немалое число крупных проектов. За пятилетку, начиная с прошлого года, здесь намечено построить и реконструировать 479 километров федеральных дорог с искусственными сооружениями общей длиной более 4 километров. За счет трансфертов из федерального бюджета осуществляются региональные инвестиционные проекты. В их числе — сооружение моста через Енисей в Красноярске, автотрасса Ленинск-Кузнецкий — Кемерово в Кемеровской области.
Приоритеты определены
В ходе иркутской встречи дорожники страны говорили не только о проделанной работе, но и провели своеобразную инвентаризацию предстоящих дел. В связи с экономическим кризисом скорректирована программа действий на ближайшее время.
«Высшими приоритетами, не подлежащими снижению финансирования в 2015 году, — именно так обозначил позицию ведомства на конференции заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов, — определены ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог (219,8 миллиарда рублей), предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на подготовку и
проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году (10,8 миллиарда рублей), а также предоставление субъектам Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности (21,8 миллиарда рублей)». При этом было отмечено, что оптимизация затрат сократила общий объем выделяемых средств на 10 процентов. На строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог теперь планируется потратить 91,5 миллиарда рублей, что почти на треть меньше средств, планировавшихся ранее в федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Существенное уменьшение объемов финансирования потребовало пересмотра приоритетности мероприятий в подпрограмме «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы. В текущем году по предварительному согласованию с Минэкономразвития РФ намечено ввести в эксплуатацию 339 километров автомобильных дорог федерального значения вместо ранее утвержденных 585,6 километра. Снижен и целевой показатель по общему объему строительства федеральных дорог с 6554 до 5325 километров по подпрограмме за весь период ее действия.
Куда же в первую очередь дорожники страны намерены направить денежные ресурсы? В числе приоритетов автодороги Дальневосточного федерального округа, Северного Кавказа (прежде всего дорога М-29 «Кавказ»), дороги М-5 «Урал» и М-7 «Волга».
Корректировки со знаком «минус» потребовали от специалистов отрасли новых системных подходов к делу. Теперь при формировании перечня строек Федеральным дорожным агентством на объектном уровне детально прорабатывается весь комплекс проблем с учетом особенностей каждого конкретного маршрута. В качестве примера можно назвать трассу «Байкал».
В последние годы на этом маршруте значительно возросла интенсивность движения. Это связано с завершением строительства дороги «Амур» (Чита — Хабаровск), северного обхода Новосибирска, обхода Иркутска, выделением существенных капвложений в развитие дороги «Уссури» в Приморском крае, увеличением объемов ремонтных работ. Остро встал вопрос увеличения пропускной способности дороги, а главное — повышения безопасности движения. Комплексное изучение проблемы позволило найти выход из непростой ситуации. Предусмотрено строительство дополнительных обходов населенных пунктов, устройство путепроводов взамен железнодорожных переездов.
В итоге — уже в прошлом году завершено строительство обхода села Нижняя Пойма в Красноярском крае. В программу включено сооружение аналогичных объектов в городах Мариинск Кемеровской области, Ачинск, Канск, ряде сельских населенных пунктов Красноярского края, селе Десятниково (Республика Бурятия), путепроводов через железные дороги в Иркутской области.
С учетом поручений Президента
Осенью прошлого года в Новосибирске на заседании президиума Госсовета Владимир Путин обозначил вектор развития дорожной отрасли. Были названы и «болевые точки роста». «Даже недавно построенные автодороги, — заявил Президент, — нередко не соответствуют требуемым характеристикам. Быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок».
В Росавтодоре соглашаются, что проблемы качества связаны не только с недостаточным финансированием отрасли. А поэтому эти вопросы требуют особо пристального внимания. В последнее время Федеральное дорожное агентство активно наращивает претензионно-исковую работу. В первую очередь контролируется выполнение предусмотренных в государственных контрактах гарантийных обязательств подрядных организаций. Участники Иркутского форума пришли к единому мнению: только комплексный подход «позволит нарастить объемы качества». Здесь важно задействовать все без исключения структуры отрасли, начиная с научно-исследовательских подразделений, строителей, эксплуатационников и заканчивая теми, кто обеспечивает информационное сопровождение и контроль.
Оптимизация бюджетных расходов в немалой степени зависит от повышения сохранности автомобильных дорог. На федеральных трассах действует система специальных ограничительных мер. Однако день ото дня на магистралях растет число многотонников, многократно превышающих разрешенные нормы перевозки грузов. Проблему усугубляет и то, что технические характеристики федеральных дорог, построенных в основном в прошлом веке, не рассчитаны на современный транспорт. По протяженности чуть менее 12 процентов федеральных дорог выдерживают автомобили с осевой нагрузкой свыше 11,5 тонны. Более трети протяженности дорог рассчитано на осевые нагрузки менее 10 тонн.
Официальная статистика весьма печальна. С нарушением правил осуществляется примерно треть грузоперевозок, средний перевес составляет более 40 процентов. По оценкам специалистов, размер ежегодного ущерба, наносимого автомобильным дорогам в результате проезда тяжеловесного транспорта, составляет порядка 2,6 триллиона рублей, что почти в 2 раза превышает годовой объем дорожных фондов всех уровней (1,38 миллиарда рублей на 2015 год).
Безусловно, такое положение дел на отечественных магистралях нетерпимо. Как отметили участники совещания в Иркутске, поручение Президента Владимира Путина ускорило создание автоматизированной системы весогабаритного контроля. Разработано и запущено в тестовом режиме программное обеспечение единой информационной системы мониторинга движения крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств. К системе уже подключены 16 автоматических пунктов весогабаритного контроля. К 2018 году планируется завершить развертывание еще 127 таких пунктов с функцией фото- и видеофиксации. Таким образом, под бдительным оком окажутся все основные транспортные коридоры. Одновременно решается задача совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей неотвратимость наказания нарушителей.
Николай Тарасенко