Хорошенького кино — понемножку

Кинопрокатчикам могут запретить «крутить» одни фильмы в ущерб другим

Хорошенького кино —  понемножку

фото риа новости

Министерство культуры разрабатывает законопроект, согласно которому число показов каждой картины в кинотеатре в течение дня не должно превышать 35 процентов от общего количества сеансов.

Год кино позади, а проблемы — остались

Объявленный Годом российского кино 2016-й закончился, но накопившиеся в отечественном кинематографе проблемы сохранились в полном объёме. Тут и снижение посещаемости, и падение валовых сборов, и удорожание кинопроизводства, и избирательность аудитории кинотеатров, и многое другое. Хотя Россия входит в число крупнейших европейских кинорынков, а доходность кинобизнеса за последние годы выросла в десятки, если не в сотни раз, доля российских фильмов в прокате по-прежнему составляет не более 15 процентов. Всё остальное — импортные изделия, львиная доля которых производится в Голливуде.

Идеи о том, чтобы поддержать отечественное кино ограничительными мерами — тем же квотированием зарубежных фильмов, звучат в публичном пространстве не первый год. В последнее время на этом поприще активизировалось Министерство культуры. В конце мая ведомство предложило вдобавок к прокатной госпошлине в размере 3,5 тысячи рублей ввести обязательное отчисление для всех картин (как отечественного, так и зарубежного производства) в размере пяти миллионов рублей. Министр Владимир Мединский уточнил, что вырученные средства пойдут на поддержку российских производителей.

Теперь новая инициатива: на федеральном портале проектов нормативных правовых актов вывесили уведомление о разработке законопроекта, согласно которому число ежедневных показов каждого фильма не может превышать 35 процентов от общего количества киносеансов.

- Проект разработан в целях создания благоприятных условий для доступа граждан к наибольшему числу фильмов как отечественного, так и зарубежного производства, и позволит обеспечить многообразие демонстрируемых в кинотеатрах кинокартин, одновременно снизив чрезмерное количество сеансов зарубежных лент, — сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе ведомства.

Текст законопроекта будет опубликован для общественного обсуждения ориентировочно в конце июня. Впрочем, его обсуждение уже началось, и опрошенные «Парламентской газетой» эксперты встретили новость со скепсисом.

- Это акция такая рискованная, потому что искусственная, — полагает член Общественной палаты РФ, режиссёр Владимир Хотиненко. — Нельзя просто так вывихнуть руки прокатчикам, потому что они люди самостоятельные. Я не экономист, а просто опираюсь на ощущения. Мне кажется, что эти меры нужно хорошо просчитывать, а не просто делать что-то наудачу в духе «давайте попробуем».

По мнению режиссёра, протекционизм российскому кино всё-таки нужен: санкции санкциями, а по факту мы за счёт кинопроката всё равно кормим Америку.

Способы господдержки необходимо выбирать с умом

- Кто знает, к чему может привести ограничение количества сеансов? Можно вообще отучить людей в кино ходить. Мне кажется, надо искать какие-то другие пути: во-первых — повышать качество нашего собственного кино. Затем, приучать публику к отечественному кино, от которого она немножко отвыкла. Наконец, сделать так, чтобы в кинотеатрах-мультиплексах один зал всё время крутил наши отечественные картины — это можно сделать без особых ухищрений и непредсказуемых последствий, — продолжил Хотиненко.

Пожелавший остаться неназванным чиновник, близкий к Министерству культуры, считает, что предложенная ведомством мера по ограничению количества показов не только искусственна, но и нецелесообразна с экономической точки зрения. Она снизит мотивацию кинопрокатчиков к развитию их бизнеса и в итоге приведёт к дефициту киноэкранов.

- Проблема России сегодня колоссальная — это недостаточное количество экранов. Во Франции 6000 экранов, в Америке почти 40 тысяч, а у нас всего 3,5 тысячи, — уточнил эксперт. — За исключением нескольких десятков кинотеатров в малых городах, это кинотеатры частные. Частник зарабатывает на прокате, потому что владельцам сети достаётся 50 процентов дохода от продажи билетов. Сокращая количество сеансов, количество доходного кино и отбирая у них ещё пять миллионов, мы придём к тому, что они не будут вкладываться в развитие сетей. Это неправильная стратегия.

О том, что законопроект нужно оценивать прежде всего с экономической точки зрения, говорят и законодатели. По мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по культуре Елены Драпеко, оценить целесообразность такой меры можно лишь получив от специалистов прогноз экономической отдачи, подкреплённый конкретными цифрами.

- Я думаю, мы также должны услышать мнение и кинотеатров, и продюсеров, — считает депутат. — Кинотеатры у нас теперь многозальные, и в одном кинотеатре идёт сразу несколько фильмов — с ними всё понятно. А вот что делать с посёлками и деревнями, как тут обеспечить выполнение такой нормы? Это мы будем спрашивать у министерства.

Идею Министерства культуры взимать с каждого прокатчика по пять миллионов за прокатное удостоверение, опрошенные эксперты также считают чрезмерной.

- Некоторые прокатчики просто не смогут этого сделать, — убеждён Владимир Хотиненко. — Бывает, люди перебиваются с хлеба на квас. Если бы речь шла только о зарубежных фильмах — это одно. А если обо всех фильмах, то это может просто парализовать отечественного производителя: получать прокатное удостоверение и так очень непросто.

Елена Драпеко, в свою очередь, назвала сумму в пять миллионов «заоблачной» и посетовала, что по этому предложению тоже пока нет прогнозных показателей:

- Надо смотреть расчёты. Вот мы сейчас подготовили запрос от Комитета по культуре по поводу того, сколько вообще выдаётся прокатных удостоверений в России, сколько из них российских, сколько иностранных, как это всё разделяется в прокате. Надеюсь, через какое-то время мы эту справку из министерства получим с какими-то цифрами. На пальцах-то что рассказывать? Нужно просчитывать.

О том, что запретительными мерами едва ли можно защитить отечественного кинопроизводителя, говорят и социологические данные. По результатам соцопроса, проведённого недавно Фондом кино совместно с ВЦИОМ, приоритетными факторами для выбора фильма зрителями являются его жанр и тематика (33%), сюжет (18%) и актёрский состав (17%). И только 9 процентов опрошенных зрителей при выборе фильма ориентируются на страну производства.

Просмотров 1592

08.06.2017 00:01



Загрузка...

Популярно в соцсетях