Все о пенсиях в России

06.05.2024Военным пенсионерам из ДНР и ЛНР включат в стаж службу на Украине

05.05.2024Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

04.05.2024Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

Из Питера до Екатеринбурга беспилотные грузовики покатят уже в 2024 году

Тем временем в Совете Федерации займутся разработкой правовых механизмов поддержки беспилотных систем, включая налоговые льготы

Тема: Петербургский международный экономический форум — 2023

15.06.2023 08:00

Автор: Валерий Филоненко

Из Питера до Екатеринбурга беспилотные грузовики покатят уже в 2024 году
Старт движения беспилотных грузовых автомобилей на трассе М-11 Санкт-Петербург-Москва в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры». © Петр Ковалев/ТАСС

Чтобы беспилотные грузовые перевозки стали по-настоящему выгодными, необходимо радикально снижать затраты, увеличивать дальность перемещения грузов и переходить к пятому уровню автономности, когда человек уходит из кабины в кресло оператора. Российские дороги технически будут готовы к этому не ранее 2025-2026 годов, когда и можно будет начать эксперимент с движением фуры без человека на трассах общего пользования. Об этом заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов 14 июня на Петербургском международном экономическом форуме.

При этом государство могло бы уже сейчас масштабировать свое присутствие в нарождающейся отрасли не только на земле, но и в небе, создав Национальный центр управления беспилотными системами и единую цифровую платформу, сократив сроки согласования полетов до двух дней, считает сенатор Артем Шейкин.

Первые в мире

Сегодня первые коммерческие грузы на беспилотных «Камазах» отправились из Петербурга в Москву по трассе М-11. Помимо отечественных автопроизводителей в эксперименте участвуют крупнейшие перевозчики, а оператором инфраструктуры выступает Росавтодор. Это и стало главной темой панельной сессии с участием куратора проекта от Правительства Андрея Белоусова.

Главная задумка авторов полезной новации, стартовавшей два года назад, — сделать перевозки грузов без водителей более рентабельными, сэкономив не только на персонале, но и на простоях, а также расходе топлива. Ведь водителю после восьми часов за баранкой нужен отдых, а робот на колесах теоретически может работать бесконечно долго, останавливаясь лишь на заправку и перецепку грузов в пункте назначения.

В свете того, что средний возраст дальнобойщика исчисляется 50-55 годами, а в отрасли ощущается значимая нехватка таких специалистов, беспилотники смогли бы решить проблему, считает глава компании ПЭК Вадим Филатов. По его словам, экономика автоперевозок грузов между Москвой и Питером без участия человека за рулем просчитана и практическая их значимость ни у кого не вызывает сомнения.

К тому же и инфраструктура готова — камеры установлены на протяжении всей трассы в количестве 800 штук, а в ближайшее время «умной» станет трасса до Казани, а потом до Екатеринбурга. Глава Росавтодора Вячеслав Петушенко пообещал, что в 2024 году беспилотные грузовики по дороге сюда из Санкт-Петербурга будут преодолевать 2300 километров.

Андрей Белоусов, однако, слегка остудил пыл инноваторов, заметив, что бизнес-модель пока существует на бумаге и, для того чтобы перемещение грузов между Москвой и Санкт-Петербургом стало реально беспилотным, необходимо закончить обход Твери, так как на том участке трассы робота за рулем вынужден пока подменять человек. Завершат обход во второй половине 2024 года.

Андрей Белоусов. © пресс-служба Совета Федерации

Рентабельности проекта, по мнению первого вице-премьера, поспособствует радикальное снижение затрат, увеличение дальности перевозок и переход «к пятому уровню автономности», когда человек должен вообще уйти из кабины. Экспериментировать с полностью беспилотным грузовиком в стране могут начать уже в 2025-2026 годах, когда будет полностью подготовлена дорожная инфраструктура.

Читайте также:

• Для беспилотников напишут правила воздушного движения

Правовая поддержка

Участники сессии единодушно признали, что без введения экспериментального правового режима вывести самодвижущиеся экипажи на дороги общего пользования было бы невозможно. В этом смысле неоценимой становится роль законодателей.

В ходе сессии сенатор Артем Шейкин отметил, что успехи беспилотников на земле должны подстегнуть и их развитие в небе. В рамках концепции национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) уже подготовлены ряд федеральных проектов по стимулированию спроса на отечественную технику. Так, по его словам, Минпромторг в апреле уже завершил работу по определению параметров гражданского государственного заказа на этот вид изделий.

Законодатель считает важным продолжить стимулировать разработки, стандартизацию и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих, а также развитие инфраструктуры безопасности и формирования специализированной системы сертификации БАС.

Также нужно решить проблему нехватки кадров для беспилотных авиационных систем. Этот проект разрабатывается Минобрнауки. Нужно при этом дополнить существующие проекты «блоками по налоговым льготам в сфере производства и эксплуатации БАС». Финансовые меры поддержки, безусловно, усилят получение экономического эффекта в отрасли, уверен Шейкин.

Артем Шейкин. © пресс-служба Совета Федерации

С точки зрения законодательства беспилотные технологии требуют изменений в правилах, нормах и стандартах. Парламентарий напомнил, что сейчас Минтранс разрабатывает законопроект, который поможет урегулировать отношения, возникающие при эксплуатации беспилотников на дорогах, вопросы безопасной интеграции с дорожными системами, ответственности, технического оснащения и обслуживания, страхования. Кроме того, проект закона затрагивает проблемы сбоев и противодействия киберугрозам.

Особое внимание, по словам сенатора, уделяется оснащению беспилотных транспортных средств так называемым черным ящиком и спутниковой аппаратурой ГЛОНАСС.