Об этом заявляет в своей статье первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов.
Увидел недавно на полке одного из столичных супермаркетов пакет с замороженными ягодами. Читаю: «Канадская клюква замороженная, страна происхождения — Чили». Ничего не имею ни против Канады, ни против Чили, ни тем более против клюквы. Но вот о чем подумалось. Почему клюква не карельская или тверская, не вологодская или архангельская, а чилийско-канадская? Ведь не скажешь, что этой популярной в России ягоды доморощенной не хватает — все рынки ей завалены. И получается, что этот замороженный продукт и есть на сегодня яркий пример подмены понятия сути и цели импортозамещения.
В поисках денег и логики
Вспомним, с каким воодушевлением было воспринято подписанное, согласно Указу Президента, постановление правительства о введении санкций по запрету импорта определенных видов продовольствия из стран Евросоюза и других, поддерживающих антироссийские действия США и ЕС. Пошли разговоры о том, что это уникальный шанс для отечественного сельхозпроизводителя, редкая возможность наполнить отечественный рынок собственными экологически чистыми продуктами, за два-три года поднять отечественное сельское хозяйство, сделать
его конкурентоспособным и значительно повысить продовольственную безопасность страны. На уровне официальных лиц, в выступлении министра сельского хозяйства звучало, что для решения проблем импортозамещения на сельское хозяйство будут выделяться значительные суммы. Даже цифры назывались: в пределах ста миллиардов рублей.
Однако во внесенном правительством проекте бюджета на 2015-2017 годы мы таких цифр не увидели. Указание Президента РФ о поддержке сельхозпроизводителей должно рассматриваться в рамках простого понимания: чтобы развивать любое производство на новом технологическом уровне, да еще ускоренными темпами, в условиях сложной экономической и международной ситуации нужны дополнительные вложения. Простой и всем понятный принцип: вложил рубль — получил что-то дополнительно, не вложил — ничего не изменится.
Министерство сельского хозяйства именно так и понимает решение проблемы импортозамещения. С этой целью оно внесло в Правительство РФ проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы», предусмотрев выделение дополнительно 626 миллиардов рублей на развитие производственной и товаропроизводящей инфраструктуры внутренней продовольственной помощи, создание системы оптовых распределительных центров, развитие переработки и сбыта продукции животноводства, экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации. Наш комитет рассмотрел на своем заседании 14 октября 2014 года проект этого постановления и поддержал позицию Минсельхоза. Теперь слово за Минфином и Минэкономикой. А они пока не поддерживают повышение уровня государственной поддержки, о чем заявил министр финансов Антон Силуанов на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
Непонятно, в чем же заключается тогда логика подъема сельского хозяйства и какова она вообще? Неужели в том, что, оставив финансирование АПК на досанкционном уровне, можно решить проблему импортозамещения? Логика экономических законов говорит — нет.
Откуда взяться приплоду?
Чего мы больше всего завозим? Мяса, особенно мало производим своей говядины. При этом поголовье, особенно крупного рогатого скота, в последние годы падает. По статистическим данным, в прошлом году падение к уровню предыдущего составляло 1,2 — 1,3 процента. В нынешнем году по итогам восьми месяцев падение поголовья составляло уже 2,6 процента к уровню прошлого года.
У селян есть поговорка: будет корова — будет и приплод. Да только где же ему взяться при такой печальной статистике падения численности поголовья?
Сегодня в России в целом насчитывается меньше 19 миллионов голов крупного рогатого скота, из них коров осталось около 8,7 миллиона. Если брать 1991 год, только в РСФСР было 57 миллионов голов скота, из них коров — около 22 миллионов. Казалось бы, раз животноводство в таком положении, в любом случае на это направление надо выделять дополнительные деньги, чтобы хоть поголовье сохранить. Смотрим проект бюджета, а там подпрограмма поддержки и развития животноводства и переработки его продукции сокращена.
Еще раз хочется спросить: где логика? Нас пытаются уверить, что ставка делается не на количество, а на качество. Дескать, сегодня за счет повышения продуктивности закрывается имеющийся недобор по молоку из-за снижения поголовья. Однако это далеко не так. По статистическим данным, продуктивность на голову за восемь месяцев этого года повысилась на двести литров, а производство молока в целом оказалось ниже прошлого года. И понятно почему: динамика снижения поголовья такова, что только за счет повышения продуктивности общее снижение покрыто быть не может.
Выход один — наращивать поголовье скота. А это сложный процесс, причем весьма продолжительный и затратный. Надо построить современную инфраструктуру для содержания животных, закупить современную технику и линии для их содержания, лучше всего импортные, и, наконец, купить и привезти скотину.
К счастью, пока в России сохранились животноводческие хозяйства, предлагающие племенной скот. Но закупается отечественный скот очень плохо. Ясно, что по продуктивности он хуже привезенного, молока дает 6-7 тысяч килограммов, импортный — больше. Но любой неангажированный специалист подтвердит, что импортный скот достается нам далеко не самого высокого качества. Из Евросоюза, например, поступает лишь тот, что остается после выборки поголовья для воспроизводства внутри страны-продавца. Вывод из сказанного может быть один: необходимо остановить приватизацию племенных хозяйств и по-настоящему заняться селекцией.
Яблоко из виртуального пространства
Когда наша страна ввела свои ответные продуктовые санкции, средства массовой информации чуть ли не с сожалением рассказывали о катастрофе, постигшей западноевропейских фермеров, выращивающих ягоды и фрукты для российского рынка. Горы гниющих яблок и трагические лица польских садоводов, возможно, и вызывают сочувствие. Но почему-то никто и словом не обмолвился об уже давно произошедшей катастрофе в отечественном садоводстве. О ней знают лишь специалисты, обычному же потребителю, привыкшему к яблочному изобилию на торговых прилавках, с ее последствиями еще придется столкнуться.
В марте нынешнего года на одном из заседаний нашего комитета мы рассматривали проблемы и перспективы развития садоводства в стране. Картина выявилась очень безрадостная, и просто сказать, что российское садоводство как промышленная отрасль АПК переживает системный кризис, значит не сказать ничего. Если где-то и произошла настоящая трагедия, так это в отечественном садоводстве. Мы его просто уничтожили.
На протяжении последних 15 лет развитие этой отрасли было основанона концепции европейского интенсивного шпалерно-карликового сада. В развитие этой модели всеми научными учреждениями страны и передовыми садоводческими хозяйствами последовательно разрабатывались и широко внедрялись технологии для специфических экстремальных российских условий. Однако со вступлением в ВТО ситуация изменилась, и выбранная модель оказалась наиболее экономически уязвима.
Дело в том, что европейская модель экономически высокозатратная. Но, в отличие от Евросоюза, где солидная государственная поддержка садоводства проводится на всех этапах — от закладки сада до хранения и реализации товара, — в России она в разы меньше, а то ее и вовсе нет. Причем из года в год поддержка эта уменьшается, в 2013 году ее общий объем в садоводстве и вовсе снижен на 45 процентов.
Понять, почему так происходит, нетрудно. Как выяснилось не так давно в ходе заседания нашего Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, полную неразбериху в реальную ситуацию вносят данные государственной статистики, которыми оперируют региональные и федеральные власти. При фактическом производстве в России плодов в пределах 580-620 тысяч тонн показатели составляют почти три миллиона. Почему-то считается, что 2 миллиона 300 тысяч тонн плодов производится в личных подсобных хозяйствах. Но кто на самом деле их считал, откуда вообще появились эти малообоснованные цифры, поднимающие производство плодов в нашей стране ежегодно более чем на 10 процентов?
Если верить этим виртуальным данным, то российское садоводство -самая динамично развивающаяся отрасль в мире. Но тогда почему до принятия санкций в Россию завозилось 1 миллион 253 тысячи тонн яблок ежегодно, в результате чего страна несла двойные потери? С одной стороны, российские покупатели финансировали садоводов стран-импортеров на сумму более 500 миллионов евро, а с другой — бюджет страны из-за значительного снижения ввозных пошлин на импортные яблоки недополучил значительные суммы таможенных платежей. Вот сколько стоит России безграничная бюрократическая фантазия, на которую не влияют ни засухи, ни морозы, ни экономические проблемы. Но зато статистические данные, добытые виртуальным путем, позволяют говорить о динамичном развитии отрасли и не поддерживать, по существу, развитие садоводства в России.
С бюрократической точки зрения логика железная: помогают слабым — зачем помогать лидерам? Но есть в ней один изъян. Не учитывается, что садоводство — важнейшая отрасль АПК, занимающаяся производством витаминной продукции, крайне необходимой для поддержания здоровья граждан России. По данным Института питания РАМН, которые приводились на заседании нашего комитета, каждый россиянин испытывает дефицит витаминов на 70—100 процентов. А это очень опасно, так как нам приходится расплачиваться за блага цивилизации, за порушенную экологию собственным здоровьем. Медики утверждают, что 70 процентов россиян страдают так называемым «симптомом малой адаптации», который в любой момент может перерасти в тяжелую болезнь. И этот синдром наблюдается сегодня даже у младенцев в утробе матери.
Конечно, запретив ввоз яблок из Польши, можно переключиться на Восток и привозить плоды из Египта или Ливана. Но разве будут они так же полезны для человеческого организма, как свои, отечественные? Всем известно, что импортные яблоки покрываются химическими составами для транспортировки и длительного хранения. Да, они не гниют, но по большому счету этим их достоинства и ограничиваются. Так почему же не обернуться на Россию, где природно-климатические условия позволяют выращивать ягоды и яблоки с минимальным применением пестицидов, что делает их полезным органическим продуктом с высоким содержанием биологически активных веществ?
Плодородные почвы России, ее умеренный климат позволяют полностью обеспечить страну плодами садоводства. По мнению экспертов, мы можем производить 5-7 миллионов тонн плодов в год. Но для того, чтобы наполнить отечественный рынок курским, тамбовским или подмосковным яблоком, надо восстанавливать свои сады. А на это, считают эксперты, уйдет 10—15 лет.
Заграница поможет. Но кому?
Я далек от мысли, что непосредственно в проекте бюджета должны быть прописаны строки, где фигурирует слово «импортозамещение», хотя, возможно, это было бы неплохо. Хотелось бы увидеть в этом документе просчитанную логику действий по выделению дополнительных средств на развитие российского сельского хозяйства. Пока же из анализа проекта бюджета следует, что проблемы импортозамещения будут решаться вовсе не за счет подъема отечественного сельского хозяйства, на что рассчитывали наши производители. Известно, что уже сейчас идет лихорадочный поиск новых поставщиков за рубежом — в Азии, в Латинской Америке, но никак не в России. Получается, что сельхозпродукцию будут по-прежнему поставлять из-за рубежа, а свой крестьянин вновь окажется отодвинут, и никакого развития сельское хозяйство не получит.
Конечно, мы понимаем, что торговое дело у нас полностью коммерциализовано. И бал на этом сегменте рынка правят торговые сети, для них, очевидно, главное — собрать деньги с покупателей, а не искать поставщиков внутри страны. Понятно, что им проще заключить контракт с известным поставщиком и ждать, когда товар привезут прямо на склад, чем возиться с поиском внутри страны.
Иногда складывается ощущение, что есть в среде экономической элиты лобби, которое влияет на процесс принятия решений значительно больше, чем мы все, со всеми своими парламентскими комитетами, отраслевыми союзами и ассоциациями. Иначе нельзя объяснить, почему установки Президента по импортозамещению слышат вроде бы все, но потом они нивелируются бездействием. Почему, как только были приняты ответные российские санкции, тут же не появилась утвержденная на высоком уровне программа, в которой было бы зафиксировано, какой регион в силу своей сельскохозяйственной специфики закрывает конкретный сегмент возникшего дефицита продуктов?
Это несложно сделать, ведь известно, что, где и в каких объемах производится, где есть избыток отдельных видов сельхозпродукции. В такой программе можно было бы четко расписать: Тамбовская область закрывает яблочную тему, Алтайский край поставляет сыры, Приморье и Мурманская область — рыбу и т.д. и т.п. И той же программой обязать торговые сети использовать этот ресурс. Вот это и было бы началом процесса реального импортозамещения собственными продуктами. Но вместо этого начались поиски новых поставщиков за рубежом. Мнение о том, что так мы быстрее наполним пустеющий рынок, наверное, правильное. Но было бы гораздо полезнее для АПК поискать поставщиков у себя дома, хотя, возможно, и хлопотнее.
Субъекты особой значимости
Понятно, что перед теми, кто «верстал» проект будущего бюджета страны, стояла непростая задача: сбалансировать расходы с учетом приоритетов, которые продиктованы складывающейся вокруг России сложной политической и экономической ситуацией, и преимущество, таким образом, получили расходы на оборону и укрепление правоохранительных структур. Это — важнейшие приоритеты, связанные с безопасностью страны. А разве продовольствие не является такой же важнейшей составляющей безопасности России? И уж если на эту безопасность никак нельзя выделить дополнительные средства, может быть, решиться на перераспределение уже имеющихся?
Это не так уж сложно сделать. К примеру, законодательством предусмотрено перераспределение средств внутри программ. Но почему бы не распространить это правило в целом на ФЦП? Не так уж сложно проанализировать ситуацию, выяснить, по каким программам средства используются неэффективно, и перенаправить их туда, где они нужны. Вот, в частности, не было ни одного года, чтобы в рамках программы развития рыболовства полностью использовались все выделенные средства. Максимум расходовалось 50 процентов. Остальные деньги возвращались назад в бюджет. Так почему же не отправить их обратно на село, на развитие того же животноводства или садоводства? Или направить на те направления, которые уже признаны эффективными.
Конечно, такие действия должны быть разрешены законом. И в этой связи следует вспомнить о законопроекте «О особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации», который группа авторитетных экспертов разрабатывала по инициативе губернатора Алтайского края Александра Карлина почти четыре года. Ключевая идея законопроекта как раз и заключается в том, что действующий механизм господдержки аграрного сектора нуждается в корректировке. Очевидно же, что регионы имеют различные финансовые возможности по поддержке своих сельхозпроизводителей. Но при этом их аграрный потенциал и степень агропромышленной специализации территорий тоже совершенно разные. Отсюда возникает необходимость дифференцированного подхода к поддержке всего российского агрокомплекса.
Действующий механизм федеральной господдержки не выделяет регионы, которые в основном обеспечивают продовольственную безопасность страны. А между тем таких всего семь, и на их долю приходится более четверти всего валового объема продукции сельского хозяйства и более четверти общероссийского пахотного клина. Вот эти территории и должны получить статус особозначимых. Ведь именно они обладают благоприятными климатическими условиями и исторически сложившимися ресурсами для производства сельхозпродукции в масштабах страны. Именно они и должны получать приоритетную, комплексную поддержку.
По сути, мы предлагаем создать своего рода зоны опережающего роста, которые станут локомотивами роста аграрной экономики всей страны. Только обеспечив приоритетное развитие регионов, играющих наиболее значимую роль в обеспечении России отечественными продовольственными товарами, мы сможем добиться увеличения производства сельхозпродукции и достичь главной цели — обеспечения продовольственной безопасности страны.
Естественно, любой закон, направленный на развитие, требует средств. Их можно обеспечить разными способами, в том числе включив механизм перераспределения уже имеющихся денег, направив их туда, где можно рассчитывать на быструю отдачу. То, что предлагается законом об особых аграрных субъектах, как раз и предполагает быстрый рост производства, тот самый рывок в аграрной экономике России, о котором мы много говорим, но мало делаем для того, чтобы он произошел.
Фото Игорь Самохвалов