Низкое качество инфраструктуры, характерное для многих регионов страны, отрицательно влияет на социальную среду и является серьезным препятствием экономическому росту и повышению конкурентоспособности, что особенно актуально после нашего присоединения к ВТО. Неразвитость инфраструктуры, как правило, объясняется отсутствием средств на ее развитие, детально просчитанных проектов и технико-экономических обоснований, а также неумением видеть перспективы в части предложения услуг населению. Объединить все вышеперечисленное помогает государственно-частное партнерство (ГЧП), которое зарекомендовало себя в мировой практике как эффективный инструмент инвестирования в развитие инфраструктуры. По своей сути проекты с использованием механизма ГЧП являются стратегическими проектами по решению каких-либо отраслевых или региональных задач.
В апреле Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в РФ». Сказать, что власти регионов и бизнес-сообщество давно ожидают этот проект, значит, не сказать ничего. Ведь на кону перспективы масштабных инфраструктурных проектов, от реализации которых зависят и экономика субъектов Федерации, и их социальная сфера. В тех или иных формах и с разной степенью успеха ГЧП уже реализуется во многих регионах, однако отсутствие консолидирующего федерального закона ведет или к противоречиям с другими нормативными актами, или к неполному раскрытию потенциала данного вида партнерств.
В принятом в первом чтении документе предусматриваются унификация подходов к правовому регулированию предмета и механизмов ГЧП, определение полномочий публично-правовых образований при реализации таких проектов, устанавливаются обязательства публичного и частного партнеров, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения о ГЧП, а также гарантии прав и законных интересов частного партнера в проекте ГЧП. При этом законопроектом допускается использование сторонами соглашения различных форм участия и моделей ГЧП, а также их возможных сочетаний в зависимости от целей и задач конкретного проекта ГЧП, включая использование форм взаимодействия, предполагающих возможность нахождения объекта соглашения в частной собственности.
Ранее этому законопроекту был посвящен «круглый стол», который был инициирован профильными комитетами Госдумы, Гильдией экспертов инфраструктурных проектов и НИУ «Высшая школа экономики», информационным спонсором которого выступил журнал «РФ сегодня».
Конечно, для нашей экономики хочется иметь большой красный рубильник, который включаешь — и все тут же заработало. Это в идеале. Однако экономика складывается из множества разнородных элементов, и в роли рубильника очень часто выступает законодательство, которое нуждается в постоянном развитии.
По мнению депутата Госдумы Радика Ильясова, в настоящий момент в стране из-за бюджетных ограничений отсутствует возможность осуществления финансирования всей необходимой публичной инфраструктуры исключительно за счет бюджетных средств. Между тем, в законодательстве отсутствует и описание условий для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты, и нормы, регламентирующие условия распределения рисков и привлечения частных инвестиций, и вопросы компетенции как государства, так и бизнеса, в данном партнерстве.
В той или иной форме соглашения о ГЧП реализуются более чем в 60 регионах страны. Однако проведенный на их основе правовой анализ и изучение сложившейся практики реализации проектов ГЧП показали невозможность их реализации по формам сотрудничества, используемым в мировой практике. Это связано с тем, что нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно на базе концессионных соглашений, что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования. При этом стало понятно, что главной целью разработки региональных законов о ГЧП явилось создание альтернативы концессионным соглашениям.
Наиболее острая полемика на «круглом столе» развернулась между представителями Минтранса, бизнес-сообщества и экспертами международных юридических компаний. Основными поводами для споров стали определение государственно-частного партнерства, возможные налоговые льготы для частных партнеров, а также вопросы, что считать коммерческой тайной в соглашениях о ГЧП, и должно ли государство вкладывать в проекты ГЧП свои средства или ограничиться имущественными вкладами.
Стоит отметить, что в том числе предлагалась поправка, разрешающая использовать для данных проектов средства Инвестиционного фонда РФ и инвестиционных фондов субъектов. Отдельной темой стало обсуждение механизма госгарантий для частных партнеров, ведь инвесторы, желающие вложиться в какое-либо партнерство с государством, рискуют большими суммами, и это при том, наша новейшая история изобилует примерами не всегда желательных для бизнеса изменений правил игры. Как следствие, разговор участников был весьма предметен.
Одна из главных претензий к законопроекту — это его отчасти сыроватый вид; также, по мнению некоторых экспертов, в этом документе наличествовала скользкая в коррупционном отношении семантика предлагаемых определений и терминов или же просто недоговоренностей. К примеру, статья 3 пункт 2 законопроекта гласит, что частным партнером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, за исключением ряда юридических лиц с госучастием, в том числе хозяйственные общества, 100 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государству, субъекту Федерации или муниципальному образованию. А если этих акций будет 99 процентов, то получится, что государство фактически заключит партнерство с самим собой. Так каков здесь должен быть критерий — отсутствие у государства в хозяйственном обществе контрольного пакета акций, блокирующего пакета, «золотой акции» или чего-то еще?
Весьма спорной видится нынешняя редакция статьи 7, определяющая гарантии прав и законных интересов частных партнеров. В пункте 1 говорится, что в случае, если в течение срока действия соглашения о ГЧП законодательством РФ, законами субъектов Федерации, муниципальными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие положение частного партнера таким образом, что он лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении данного соглашения, стороны изменяют условия соглашения в целях обеспечения имущественных и финансовых интересов частного партнера. Другими словами, суть этого положения состоит в том, что, если со стороны государства, региона и муниципалитета последуют какие-то законодательные решения против интересов партнерства, то инициаторы этого должны компенсировать ущерб частного партнера.
Это справедливо, но где здесь детально описываются критерии ущерба? Ведь в статье этого нет, а есть широкое поле для вольных толкований. К примеру, в момент заключения соглашения о ГЧП по предварительному сговору чиновников и инвесторов можно заложить в качестве дохода частного партнера предельную для отрасли норму рентабельности, и если в проекте вдруг в части получения дохода что-то пойдет не так, то истребовать с государства свои недополученные миллионы или миллиарды. И вопрос здесь серьезный — как здесь уйти от соблазна чиновников пожертвовать интересами публичного партнера, в свою пользу? То есть, нужны четкие критерии — под чем государство подписывается в соглашении о ГЧП и на каких условиях.
Комментируя итоги «круглого стола», Радик Ильясов назвал законопроект достаточно сырым, а позиции некоторых ведомств довольно неоднозначными: «К примеру, представитель Минтранса акцентировал свое выступление на необходимости точного определения понятия государственно-частного партнерства, так как это позволит говорить о конкретных форматах его применения. В свою очередь, представитель Минэкономразвития оптимистично предположил, что поправок к законопроекту много не понадобится, хотя и будет наблюдаться некая его корректировка». В свою очередь, представители же экспертного сообщества в части доработки законопроекта и доведения его до норм международной практики продемонстрировали весьма редкое для «круглых столов» единство и предложили компромиссные разработки моделей ГЧП. Безусловно одно — в части ГЧП нам надо двигаться дальше и модернизировать российское законодательство, иначе есть риск бесполезного топтания на месте.
Александр САДОВНИКОВ