Госдума вернула во второе чтение законопроект, упрощающий перераспределение бюджетных расходов
Тема: Пленарное заседание Госдумы 16 ноября 2021 года
Законопроект: № 1258306-7
На пленарном заседании 16 ноября было принято решение о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законы. С учётом предложенных поправок он был принят во втором чтении.
Документ дополняет регулирование бюджетного процесса новыми нормами, которые зарекомендовали себя в прошлые годы. Благодаря законопроекту Правительству могут дать право на постоянной основе по согласованию со специальной парламентской комиссией перераспределять бюджетные ассигнования без принятия поправок в закон о федеральном бюджете.
Необходимость возвращения документа к процедуре второго чтения появилась в связи с закреплением правовых основ участия граждан в формировании бюджета, пояснил глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «У нас было две нормы: что участие граждан в местной инициативе должно стать принципом самой работы над бюджетом, а вторая норма — расшифровка того, что мы под этим понимаем», — отметил парламентарий.
Он предложил норму о расшифровке исключить, так как выяснилось, что многие вопросы требуют более серьёзной работы с регионами и муниципалитетами.
«Предлагаем оставить принцип участия граждан в бюджетном процессе, а дальше продолжить работу, как он будет расшифровываться непосредственно в Бюджетном кодексе», — сказал Макаров. С учётом этих изменений законопроект был принят во втором чтении. В третьем чтении его предложили рассмотреть 17 ноября на пленарном заседании.
Документ в том числе предоставляет возможность использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) свыше объёма, заложенного в бюджете. Превышение расходов может составить до одного процента ВВП в случае, если цена на нефть окажется ниже базовой. При этом продлят действующую сейчас норму о том, что доходы от размещения средств фонда не зачисляются в ФНБ, а поступают в доход федерального бюджета. В дальнейшем Минфин предлагает сделать это правило постоянным.
Также Правительству могут дать право в ходе исполнения федерального бюджета до 10 процентов расходов перераспределять между государственными программами и внутри них. Это повышает гибкость исполнения бюджета и позволяет оперативно выделять средства на необходимые направления.
«Ранее эти нормы были приняты нами как временные меры на период борьбы с пандемией, чтобы дать Правительству возможность действовать в этих условиях максимально оперативно. Правильно сегодня обсудить вопрос наделения Правительства этими полномочиями на постоянной основе. Но ещё раз подчеркну — нам необходимо обеспечить в этом вопросе контроль», — заявлял ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Ряд положений закона непосредственно касается поддержки региональных бюджетов. «Правительство по согласованию с парламентской комиссией сможет без внесения изменений в закон о бюджете определять объемы межбюджетных трансфертов 10 регионам с наименьшей бюджетной обеспеченностью. Это позволит в случае ухудшения социально-экономической ситуации в данных регионах оперативно направлять дополнительные средства на их поддержку», — отметил спикер Государственной Думы.
Законопроектом повышается с 7 до 10 процентов ВВП лимит накоплений ФНБ, сверх которого средства могут инвестироваться. Эту поправку внесли в соответствии с поручением президента. Поднимается порог ликвидной части ФНБ, при превышении которого можно инвестировать средства в проекты, то есть в корпоративные ценные бумаги. Предполагается, что это увеличит ликвидную часть фонда на случай неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры. Одновременно разрешается направлять средства ФНБ на новые самоокупаемые инфраструктурные проекты в размере 2,5 триллиона рублей.
Ранее в Минфине объяснили необходимость увеличения накоплений ФНБ тенденциями энергоперехода и рисками падения спроса на нефть, что может угрожать бюджетной стабильности. Также закрепляется регулярное ежегодное увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов на уровень не ниже прогнозной инфляции. Помимо этого, предлагается внести изменения в Налоговый кодекс в части изменения налогообложения руд цветных металлов, введения акцизов на жидкую сталь, коксующийся уголь. Это связано с ценовой конъюнктурой на внешних рынках. Нововведение приведёт к росту бюджетных доходов федерального и регионального уровней, считают в Минфине.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в октябре.